Содержание
- Обратимся к словарям
- Современность
- Как развить качества
Здравствуйте, дорогие читатели! Авторитарность, тоталитаризм, тирания, деспотичность – мало у кого эти слова вызовут положительные эмоции. Действительно ли в них нет ничего хорошего и если вы замечаете в себе подобные качества их нужно искоренять? В этой статья мы попытаемся разобраться с этим вопросом.
Авторитарный человек – это тот, кто стремится к лидерству и власти. Его задача – доминировать и управлять людьми, он склонен манипулировать и достигать целей любыми средствами. Минус это или плюс – давайте поскорее перейдем к анализу.
Власть в руках небольшой группы
Северокорейская династия Кимов правит КНДР уже более 50 лет При авторитарном руководстве все рычаги управления государством находится в руках небольшой группы людей. Часто бывает, что такая группа связана семейными или клановыми узами. Власть передаётся по наследству или по согласованию с членами клана. Примером такого режима является КНДР (Северная Корея), которой уже на протяжении более чем полвека, а именно с 1948 года правят члены династии Кимов.
Одна группа монополизирует политическую власть и контроль над всей государственной системой. Часто эта группа «сидит на шее» у силовых структур, представители которых взамен получают различные гарантии и социальные привилегии.
Авторитарность личности
Рассмотрим, как возраст влияет на авторитарность. Авторитарные родители обыкновенно в малой степени демонстрируют собственную любовь и “кажется, что они немного отстранены от собственных детей”. Родители отдают приказы и инструкции, не обращая при этом внимания на мнение детей и не признавая возможность для компромисса. В таких семьях высоко ценят следование традициям, послушание, уважение. Правила не обсуждают. Считают, что родители всегда правы, а непослушание наказывают – зачастую физически. Но родители все таки “не переступают черту и не доходят до жестокого обращения и избиения”. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают необходимым обосновывать как-то свои требования, сопровождая их суровыми запретами, жестким контролем, физическими наказаниями и выговорами. Так как дети, чтобы избежать наказания постоянно подчиняются родителям, то они становятся безынициативными. Авторитарные родители ожидают также большей зрелости от собственных детей, чем это ожидается от их возраста. Активность детей весьма низкая, так как подход к воспитанию ориентируется на нужды родителя.
Этот стиль воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка. В подростковом возрасте авторитарность родителей вызывает враждебность и конфликты. Наиболее сильные, активные покидают родительский дом, как только могут это себе позволить. Неуверенные, робкие, подростки приучаются слушаться во всем родителей, не предпринимая попыток что-либо решать самостоятельно. Такие дети в подростковый период, когда воздействие сверстников на их поведение наиболее велико, поддаются легче дурному влиянию с их стороны; они привыкают свои проблемы не обсуждать с родителями (зачем утруждаться, когда ты все равно всегда не прав или не обращают на тебя никакого внимания?) и часто подпадают под сильное воздействие сверстников. Будучи разочарованными в собственных ожиданиях, они отдаляются от родителей и часто протестуют против их принципов и ценностей.
Признаки авторитарной системы
Авторитарный режим власти имеет ряд признаков, которые отличают его от остальных политических систем. Именно они позволяют отмежевать данный тип управления от других форм государственного управления, существующих в мире. Ниже мы разберем основные признаки авторитарного режима.
Одним из главных признаков данной системы является форма правления в виде автократии, диктатуры или же олигархии. Это подразумевает фактическое управление государством одним человеком или ограниченной группой лиц. Доступ простых граждан в данную группу либо полностью невозможен, либо существенно ограничен. Это фактически означает то, что управление государством стает неподконтрольным народу. Всенародные выборы в органы власти если и проходят, то носят чисто номинальный характер, с наперед предрешенным исходом.
Авторитарный режим отличается также монополизацией управления государством одним человеком или определенной политической силой. Это позволяет фактически контролировать и управлять всеми ветвями власти – исполнительной, законодательной и судебной. Чаще всего именно представители исполнительной власти узурпируют функции других структур. В свою очередь, данный факт ведет к усилению коррумпированности верхушки общества, так как фактически органы управления и контроля представляют одни и те же лица.
Признаки авторитарного политического режима выражаются в отсутствии реальной оппозиции. Власть может допустить наличие «ручной» оппозиции, которая выступает в роли ширмы, призванной свидетельствовать о демократичности общества. Но на самом деле такие партии, наоборот, ещё больше укрепляют авторитарный режим, фактически служа ему. Те же силы, которые способны реально противостоять власти, не допускаются к политической борьбе и подвергаются репрессиям.
Существуют признаки авторитарного режима и в сфере экономики. Прежде всего они выражаются в контроле людей, находящихся у власти и их родственников, над крупнейшими предприятиями страны. В руках этих людей концентрируется не только политическая власть, но и управление финансовыми потоками, направленное на их личное обогащение. Человек, не имеющий связей в высших кругах, даже при наличии хороших деловых качеств не имеет шансов стать финансово успешным, так как экономика монополизируется власть держащими. Впрочем, данные черты авторитарного режима не являются обязательным атрибутом.
В свою очередь, в авторитарном обществе руководство страны и члены их семей находятся фактически над законом. Их преступления замалчиваются и остаются безнаказанными. Силовые структуры страны и правоохранительные органы насквозь коррумпированы и не подконтрольны обществу.
В то же время авторитарный государственный режим зачастую отказывается от массовых репрессий. Репрессивные действия носят точечный характер и направлены они на конкретных лиц, решивших себя противопоставить власти.
К тому же данная система власти не стремится полностью контролировать общество
Авторитарный режим концентрирует свое внимание на абсолютном политическом и значительном экономическом контроле, а в сфере культуры, религии и образования предоставляет существенные свободы
В авторитарном государстве декларируется защита прав и свобод человека, но на практике данная доктрина не соблюдается.
Основной метод управления страной, который применяется при авторитарном режиме – командно-административный.
При авторитаризме коррупция зачастую разъедает не только верхушку власти, но и все общество в целом.
Нужно отметить, что для того, чтобы судить о системе управления как об авторитарной, не обязательно наличие всех вышеперечисленных признаков. Для этого достаточно нескольких из них. В то же время существование одного из данных признаков не делает автоматически государство авторитарным. По сути, нет четких критериев, по которым можно было бы сделать разграничение между авторитаризмом и тоталитаризмом с демократией. Но наличие в государстве большинства из выше описанных факторов уже служит подтверждением того, что система управления является авторитарной.
Отношения с другими людьми
В социальной сфере авторитарность проявляется всегда. Человека, которому присуще данное качество, видно издалека: у него уверенная походка, серьезный взгляд и ни намека в поведении на то, что к нему можно обратиться иначе, кроме как на «вы». Когда такая персона заходит в помещение, у остальных практически сразу складывается ощущение, что оно ему и принадлежит.
Признает такой человек лишь себе подобных. На контакт он пойдет только с тем, у кого есть внутренняя сила, но она не должна быть развита больше, чем у него самого. Он уважает «своих». Всех остальных людей, не соответствующим «стандартам», презирает.
А в общении такая персона придерживается лишь одного правила: «Я говорю – ты слушаешь. А потом исполняешь». Срабатывает это, разумеется, лишь со слабыми людьми. С теми, кто возражает, такой человек вступает в конфронтацию.
Негативные последствия авторитаризма для детей
— Развивает жестких и негибких людей, которые с трудом адаптируются к среде, отличной от той, которую они уже знают.
-Не уважение к родителям развивается, а только страх.
-Дети подвержены патологиям как психического, так и физического здоровья.
-Дети кажутся послушными дома, но на самом деле они, как правило, безответственны и агрессивны вне семейного окружения.
-Они могут развить преступное поведение и быть склонными к употреблению наркотиков.
-Они не думают самостоятельно и не принимают собственных решений. Это может повлиять на успеваемость, рабочие отношения и романтические отношения в будущем.
Авторитарность педагога
Педагог при авторитарном стиле общения решает единолично все вопросы, которые касаются жизнедеятельности как классного коллектива, так и учащихся по отдельности. Учитывая собственные установки, он определяет цели и положение взаимодействия, оценивает субъективно итоги деятельности. В наиболее выраженной ярко форме данный стиль проявляют при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не принимают участия в обсуждении проблем, которые имеют к ним прямое отношение, а их инициатива отрицательно оценивается и отвергается. Авторитарный стиль общения контролируется при помощи тактики опеки и диктата. Противодействие школьников властному давлению педагога зачастую вызывает появление стабильных конфликтных ситуаций.
Как показывают исследования, педагоги, которые придерживаются данного стиля общения, не дают учащимся возможности проявлять инициативу и самостоятельность. Их отличает неадекватность оценок, которые основаны только на показателях успеваемости, непонимание детей
Авторитарный педагог сосредотачивает внимание на отрицательных поступках школьника, при этом во внимание не принимает его мотивы. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (дисциплина на уроке, успеваемость и так далее) зачастую позитивны, но в таких классах социально-психологическая атмосфера обычно неблагополучная
Ролевая позиция данных педагогов объектна. Индивидуальность и личность учащегося оказываются вне стратегии взаимодействия. Взаимная позитивная персонализация учащегося и педагога в этой связи оказывается маловероятной.
Авторитарный стиль общения, согласно данным Н. Ф. Масловой, вызывает неадекватную самооценку учащихся, формирует невротиков, прививает культ силы, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Кроме этого, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися вызывает искаженное понимание ценностей, к высокой оценке качеств личности, как “умение выходить сухим из воды”, “умение эксплуатировать других для исполнения того, что должен сам сделать”, “умение заставить других подчиняться беспрекословно”, “физическая сила и внешняя привлекательность” и так далее.
Мы старались дать наиболее полное определение и понятие термина авторитарность, раскрыть его черты и причины. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Существенные черты авторитаризма
- частичный или полный запрет на действия оппозиции;
- монополия на государственную власть одной партии или группы;
- кооптация и наследование, как главные методы формирования органов управления;
- централизованная жестко структура власти;
- исключение возможности участия в управлении обществом граждан;
- применение для удержания власти силовых органов.
Авторитаризм или её элементы распространены широко в современных обществах. Переход от него к демократическим формам правления оказывается не всегда удачным. К причинам его воспроизводства относят:
- сохранение патриархального вида политической культуры;
- сохранение ориентации населения на традиционные авторитеты и формы социальной жизни;
- экономическая отсталость;
- значительное влияние на политическую ориентацию населения религиозных норм;
- высокая степень в развивающихся обществах конфликтности.
Зависимо от характера имеющейся политической силы в границах авторитарных различают олигархические, военные, бюрократические и религиозные режимы.
В имеющейся западной политологии вводят понятие «полудемократия» или «новая демократия». Так квалифицируют переходные режимы от военных диктатур и посткоммунистические режимы. Считают, что авторитарные и демократические тенденции при таком режиме уживаются друг с другом и имеют стабильное основание.
Особенности мышления
Их рассмотрению тоже стоит уделить внимание, раз речь идет о том, что такое авторитарность. Особенность мышления людей, которым свойственно данное качество, заключается в следующем: они придают огромное, даже решающее значение мнению известных, властных людей. Они конкретизируют, а затем и усиливают выдвигаемые положения, находя и комбинируя самые разные цитаты и изречения, авторами которых являются определенные авторитеты
Для таких людей эти личности – кумиры. Они считают, что, следуя за мировыми авторитетами, копируя их поведение, гарантированно добьются успеха. При этом их совершенно не смущает тот факт, что до того или иного лидера им, как от Земли до Луны пешком
Они конкретизируют, а затем и усиливают выдвигаемые положения, находя и комбинируя самые разные цитаты и изречения, авторами которых являются определенные авторитеты. Для таких людей эти личности – кумиры. Они считают, что, следуя за мировыми авторитетами, копируя их поведение, гарантированно добьются успеха. При этом их совершенно не смущает тот факт, что до того или иного лидера им, как от Земли до Луны пешком.
Таким образом, авторитарность в психологии — это такая специфическая характеристика, которая проявляется в завышенной самооценке, агрессивности, привычке соблюдать стереотипы, а также в слабой рефлексии.
Стереотипы
Об авторитарном типе личности ходит много разговоров. Поэтому не стоит удивляться стольким домыслам о ней. Главный из них говорит о том, что склонные к авторитарности люди всегда ограниченны, не имеют нравственных ценностей, проявляют насилие, манипулируют окружающими. Для многих они – деспоты и даже фашисты. Такого взгляда придерживались и продвигали Э. Фромм и К. Левин.
Как обстоят дела на самом деле? Авторитарная личность действительно стремится к власти, нередко проявляя при этом деспотизм. Но она может делать это и другими способами. Один из них – создать вокруг себя уважительную атмосферу, которая поможет ему сформировать авторитет.
Сложно сказать однозначно, хорошо или плохо быть авторитарным человеком. Но стоит заметить, что многие руководители крупных компаний и предприятий является таковыми. И это можно считать поводом для гордости, поскольку такое качество помогает им работать эффективнее других.
Хорошо или плохо
Авторитарное поведение можно осуждать только в том случае, когда человек имеет недобрые намерения. Он будет стремиться к своей главной цели, которая будет заключаться в улучшении этого мира. Последователями умного авторитарного человека будут свободолюбивые и адекватные персоны. Они не станут слепо подчиняться своему кумиру. Их повиновение будет оправдано. Лидер поможет своим последователям стать лучше, а также покажет дорогу, по которой следует идти, чтобы не наступать на подводные камни.
Но ситуация меняется, когда к власти приходит авторитарная личность с психологическими проблемами. В этом случае диктатор будет творить то, что он хочет. Отдавать кому-то отчет в своих действиях такая персона не станет. Но личность будет требовать от своих подчиненных слепого и мгновенного подчинения.
Стили семейного воспитания и их характеристика
1. Авторитарный стиль. При авторитарном стиле воспитания все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновать свои требования, сопровождая их жестоким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Во взрослой жизни они становятся «большими детьми», которые не способны принимать собственных решений и которые прячутся от проблем за спину других людей. По отношению к подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, а отцы чаще твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности.
2. Демократический стиль. При демократическом стиле воспитания родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное ответственное социальное поведение.
3. Попустительский стиль. При попустительском стиле воспитания ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может способствовать вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
4. Хаотический стиль. Хаотический стиль — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
При таком стиле воспитания угнетается одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.
5. Опекающий стиль. Опекающий стиль — это стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним что-то может произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
В деловой сфере
Чаще всего авторитарность проявляется именно как тип управления. Для такого руководителя характерны жесткость, стремление к абсолютной дисциплине, абсолютному контролю. Авторитарное руководство не предполагает обсуждения проблем с коллективом, коллективного принятия решений, голосований, брейн-штурмов, выслушивания чужих идей или, тем более, советов. Такой руководитель принимает решения исключительно сам, на основе своих личных суждений, у него есть четкий набор идей и мнений, и к гибкости он не склонен.
Авторитарный руководитель все решения берет на себя, не давая возможности высказаться или проявить себя подчиненным. Условия работы, методы и законы диктуются исключительно руководителем, и это не обсуждается.
Часто применяется жесткое давление, принуждение, лидер не склонен идти на уступки, для него не бывает форс-мажоров или семейных обстоятельств. Он не интересуется личными проблемами своих подчиненных, и работник, опоздавший на работу по серьезной личной причине (например, из-за болезни близкого человека), будет наказан без возможности объяснить причину.
Такое руководство имеет свои плюсы и минусы. Причем плюсов довольно много, и осознанный руководитель, грамотно применяя авторитарный стиль управления на нужном этапе, сможет добиться отличных результатов.
Такой тип управления может с успехом применяться на этапе начальном, когда коллектив (предприятие, фирма) только формируется. С помощью такого стиля руководства можно сформировать у сотрудников четкие цели, дать им понять структуру и форму работы, ее стиль, обозначить рамки рабочих обязанностей, установить дисциплину.
На начальном этапе этот стиль руководства поможет начальнику сформировать и утвердить собственный авторитет, укрепить его, проявить свои лидерские качества, показать умение достигать целей. Такой тип руководства хорош в плане дисциплины, он действительно помогает добиваться целей, обходить конкурентов, стремительно развиваться.
Минусы авторитарного управления могут быть не очевидны для самого руководителя, предпочитающего данный стиль, но очевидны для окружающих. Отсутствие возможности проявить себя и внедрить свои идеи полностью уничтожает инициативность работников, а напряженная психоэмоциональная атмосфера ведет к апатии и нежеланию членов коллектива работать и достигать целей.
Это приводит к «застоям», к отсутствию новых идей и методов, к текучести кадров. Работники под таким начальством становятся скрытными, пассивными, они заискивают и скрывают недостатки в работе, не стремятся делать ее на должном уровне, но, боясь гнева начальства, тщательно прикрывают недоработки. Разумеется, это ведет к неизбежному понижению качества работы коллектива.
Авторитет и авторитарность
Многие люди путают данные понятия. А ведь разница между ними огромная. Авторитетом называется форма влияния, которую человек приобретает с помощью своей мудрости, этичного поведения, а также при соблюдении общественной морали и определенных социальных правил.
Различие очевидно. Авторитетный человек честно зарабатывает себе уважение, формируя хорошую, позитивную репутацию. В итоге другим людям хочется на него равняться – ему самому даже не нужно ничего для этого делать.
А вот авторитарность – это определение совершенно иное. Человек, которому данное качество свойственно, сам провозглашает свою власть. И он заставляет других слушаться его.
Проявления в работе
Если руководитель считает нужным стать авторитарным в глазах подчиненных, то можно прибегнуть к некоторым действенным способам. Допустим, ввести штрафные санкции. Это гарантия беспрекословного подчинения. Хотя сомнительная.
Из-за санкций у подчиненных выработается страх наказания. А людям не нравится, когда их заставляют бояться. Они, конечно, перестанут опаздывать и будут успевать к срокам, но начальника за спиной все равно будут называть не самыми лучшими словами.
Поэтому лучше уж смотивировать их к подчинению и ответственности иначе. Например, поставить ежемесячный банк на сумму в 30 000 рублей (для примера), и сказать, что он достанется тому, кто сделает больше всех продаж. Вложение в премию окупится – предложение заинтересует каждого, и работать активнее начнут все без исключения. Продажи вырастут в разы, а банк достанется одному.
Этот же метод повысит и уважение к руководителю – людям нравится, когда их значимость доказывают материально. Работают подобные способы намного лучше командных интонаций и приказного тона.
Семья
Авторитарный человек – это персона, которая получила неправильное воспитание. Родители недоглядели за ребенком и поэтому у него начали развиваться различные фобии и странные предпочтения, которые противоречат нормальным общественным устоям. Какие семьи способствуют развитию авторитарной личности? Семья с одним родителем, семья, в которой отец пьет и семья, которая слишком опекает ребенка. Именно крайности формируют нездоровое чадо. Человек должен с детства расти в атмосфере любви и нежности. Если он недополучает внимания от родителей, то вырастет озлобленным и будет всех ненавидеть. Если же мать слишком много тряслась над ребенком, ей удастся вырастить эгоистичное существо, которое будет без зазрения совести манипулировать окружающими. Поэтому именно на родителей возлагается задача правильно развить свое чадо. Нет надобности сваливать свои ошибки на плохих учителей или же дурное влияние улицы. Хорошая семья никогда не воспитает асоциального типа.
Опекающий стиль воспитания
Гиперопекающими родителями становятся обычно очень тревожные люди, которые уверены, что ребенок очень долгое время остается маленьким и неспособным к самостоятельным действиям и решениям. Это детоцентрированные семьи, в которых все устроено так, чтобы малышу было хорошо, даже если это доставляет неудобство взрослым. Самостоятельность ребенка пресекается любыми способами, ему постоянно транслируются установки об опасности и враждебности окружающего мира.
- спокойный кроха, который не полезет лишний раз на высокую горку и не станет испытывать свойства спичечного коробка;
- он всегда под контролем, не говорит и не делает ничего лишнего;
- первые несколько лет малыш безоговорочно доверяет маме, слушаясь ее при каждом действии.
Недостатки опекающего стиля:
- тревожность, ощущение беспомощности, задержка личностного развития; за попытки обойти родительские наказы;
- не чувствует, что ему доверяют;
- малыш растет не самостоятельный, ленивый и пассивный;
- недоверие и страх по отношению к миру, так как родители постоянно транслируют информацию об опасностях вокруг.
Каковы последствия для ребенка
Человек, выросший у слишком опекающих родителей, возможно, навсегда останется жить вместе с ними: умение принимать собственные решения не сформировано, мотивация к успешной жизни отсутствует, устраивать собственное будущее – страшно и неохота, брать на себя ответственность на работе – опасно и не хочется, бытовые навыки развиты слабо.
Если же человек сможет отделиться от родителей, то вряд ли он станет успешным. У него низкая самооценка, он не умеет самостоятельно постоять за себя, всего боится и за все тревожится. Таких работников не ценят, а о таких супругах не мечтают.
Что такое авторитарный стиль руководства
Считается, что способ единоличного руководства с установлением строгой дисциплины – этo авторитарный стиль руководства. Его главный принцип – абсолютный авторитет, главенство руководителя. Авторитарность основывается на умении принимать быстрые решения, на четких и ясных распоряжениях, не допуская при этом возражений, а также на отрицании любых проявлений инициативы со стороны подчиненных. Данный стиль руководства считается эффективным в случаях, когда организация достигла кризиса в трудовой дисциплине. Однако именно этот стиль управления считают опасным в связи с возникновением текучести кадров.
В педагогике
Предпочтение авторитарного руководства среди преподаватей повышает внешние показатели их работы. Такая статистика прослеживается за счет достижения высокого уровня дисциплины и успеваемости учащихся.
Однако этот педагогический подход имеет минусы – социально-психологическая атмосфера такого класса неблагополучна, поскольку учащийся попросту не имеет права выразить собственное мнение. Любая инициатива, исходящая от учащегося, воспринимается авторитарным педагогом в виде акта своеволия, что для последнего недопустимо. Подавление воли учащегося имеет губительное влияние на его дальнейшее социально-психологическое развитие.
В управлении персоналом
Менеджмент и управление персоналом – та сфера, в которой наиболее часто применяется авторитарный метод управления. С целью повысить эффективность рабочего процесса, упорядочить провоцирующее поведение сотрудников принимается решение применить директивный стиль. Таким образом, начальник сам отвечает за ход работы, исключая делегирование своих полномочий в любом виде. Авторитарный руководитель дает четкие указания, которые члены персонала обязаны выполнять беспрекословно.
Обратите внимание! Известны случаи, когда руководитель злоупотреблял властью, что приводило организацию в упадок – сотрудники оставляли свои должности, от чего страдала деятельность организации в целом
Иногда руководители злоупотребляют полномочиями