Политическая наука: Словарь-справочник
1) должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу; формалист, волокитчик;
1. Представитель бюрократии — высшей чиновничьей администрации в феодальном и капиталистическом государствах; крупный чиновник.
2. Неодобр. Должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу; формалист, буквоед. Ох, какой огонь выдержал я от Анюты! — Ты бюрократ, узколобый хозяйственник. Гладков, Головоногий человек. всю дорогу весело ругал себя: — Чиновник ты! Цыплякову поверил, а в народе усомнился, чернильная твоя душа? — Бюрократ ты! Горбатов, Непокоренные.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
БЮРОКРА’Т, а, м. . 1. Представитель бюрократической системы управления. Влиятельный б. 2. Чиновник, в ущерб сущности дела и интересам граждан злоупотребляющий своими полномочиями или придающий преувеличенное
Бюрократам и волокитчикам не место в советском аппарате. 3. перен. Формалист, педант (разг. презрит.).
бюрокра́т
1. лицо, принадлежащее к бюрократии
2. жарг. викип. участник, имеющий, наряду со всеми полномочиями администратора, также возможность присваивать и снимать статусы других участников ◆ Я бюрократ на двадцати сайтах.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова рестлер (существительное):
Предложения со словом «бюрократ»
Я не питаю иллюзий насчёт организационных талантов местных партийных бюрократов.
Бюрократы — недоумевали;»общество» — ликовало и подстрекало.
Сочетаемость слова «бюрократ»
Бюрократи́зм представляет собой отдельно взятые проявления бюрократии, которые в организации управления и власти (причём, как в частных, так в государственных органах управления) выражаются в следующих аспектах: взяточничество, казнокрадство, канцелярщина, местничество, волокита, протекционизм, отписки и некоторые другие, делающие работу соответствующей организации в большей или меньшей степени неэффективной с точки зрения целей и задач этой организации.
Бюрократия (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. κράτος — господство, власть) — Под этим словом подразумеют то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным); затем под Б. разумеют класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих агентов центральной правительственной власти.
Преимущества и недостатки бюрократии
Преимущества:
1. Организационная стабильность: Бюрократическая структура обеспечивает стабильность и надежность в работе организации. Заранее определенные правила и процедуры позволяют предсказать результаты и обеспечить последовательность действий.
2. Четкость и ясность: Бюрократия предоставляет ясные инструкции и правила, что помогает сотрудникам понять, что от них требуется, и какие действия следует предпринять. Это упрощает процесс принятия решений и повышает эффективность работы.
3. Контроль и надзор: Бюрократическая структура предоставляет возможность контролировать и наблюдать за деятельностью сотрудников. Это помогает предотвратить ошибки, нарушения и несанкционированные действия.
4. Специализация и экспертиза: Бюрократия позволяет сотрудникам специализироваться в определенных областях и развивать свои навыки и знания. Это способствует повышению квалификации и эффективности работы.
5. Рациональное использование ресурсов: Бюрократическая структура позволяет более эффективно использовать ресурсы организации, такие как время, деньги и материалы. Заранее определенные процедуры и правила помогают избежать излишних затрат и потерь.
Недостатки:
1. Жесткость и медлительность: Бюрократическая структура может быть слишком жесткой и медлительной. Процедуры и правила могут затруднять принятие быстрых решений и реагирование на изменения внешней среды.
2. Бюрократическая бюрократия: В бюрократической структуре может возникать избыточная бюрократия, когда сотрудники сосредотачиваются на выполнении формальных процедур и правил, вместо решения реальных проблем и достижения целей организации.
3. Отсутствие гибкости и инноваций: Бюрократическая структура может ограничивать гибкость и способность к инновациям. Сотрудники могут чувствовать себя ограниченными в своих возможностях и идеях, что может препятствовать развитию и росту организации.
4. Недостаток мотивации: Бюрократическая структура может снижать мотивацию сотрудников, так как они могут чувствовать себя простыми исполнителями, лишенными возможности принимать решения и вносить вклад в развитие организации.
5. Риск коррупции и неправомерных действий: Бюрократическая структура может создавать условия для коррупции и неправомерных действий. Сотрудники могут злоупотреблять своим положением и властью, что может негативно сказываться на организации и обществе в целом.
В целом, бюрократия имеет свои преимущества и недостатки. Она обеспечивает стабильность и контроль, но может быть жесткой и медлительной
Важно найти баланс и реформировать бюрократическую структуру, чтобы она соответствовала современным требованиям и потребностям
Похожие термины:
-
административный аппарат современного государства или рационализированная часть любой организации, работа которой проявляется в формализации нормативных процедур управления (структурных, про
-
(франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть, господство, букв.: власть канцелярии). 1) тип организации, управление в к-рой основано на безличных (деперсонализированных), письменных инструкциях
-
англ. apparatus, bureaucratic; нем. Apparat, burokratischer. 1. По M. Веберу — персонал бюрократической организации, функционирование к-рой основано на принципе специализации, иерархизации постов, безличном характере вып
-
от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — сила, власть, господство) — англ. bureaucrat; нем. Burokrat. 1. Работник бюрократического аппарата. 2. Должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб д
-
Вебер считал бюрократию самым чистым видом легального господства. Но ни одно государство не может быть целиком бюрократическим, на вершине стоит либо монарх, либо президент, либо избранные лидер
-
англ. bureaucracy models; нем. Burokratie, Modelin der. 1. Часто синоним бюрократии. 2. В социологии организации — различение моделей организации, предложенное Э. Литваком: бюрократическая модель, характеризующаяся жес
-
англ. theories of bureaucracy; нем. Burokratietheorien. Совокупность концепций (К. А. Сен-Симон, М. Вебер, Р. Мертон, Р. Бендикс, Ф. Селзник, А. Гоулднер, М. Крозье, С. Липсет), анализирующих функции и внутренние структуры бюр
-
англ. bureaucracy, types of; нем. Burokratie, Typen der. По А. Гоулднеру — бюрократия дисциплинарная (репрессивная), пользуясь правом приказывать, требует слепого выполнения установленных правил; бюрократия репрезент
-
англ. domination, bureaucratic; нем. Herrschaft, burokratische. 1. По M. Веберу — легальное господство, осуществляемое административно-управленческим аппаратом. 2. Тип госуд. управления, характеризуемый отрывом центральной
-
англ. leader, bureaucratic; нем. Fuhrer, burokratischer. Лидер, авторитет к-рого обусловлен гл. обр. его положением в бюрократической иерархии, а не личными достоинствами и характеристиками.
-
такая озабоченность правилами и установлениями, когда под угрозой оказывается достижение организационных целей.
-
англ. sabotage, bureaucratic; нем. Sabotage, burokratische. По А. Гоулднеру — действия бюрократии, препятствующие нормативному функционированию организации, с целью сохранения собственного места в соц. системе.
-
См. БЮРОКРАТИЯ.
-
тенденция бюрократических организаций к самосохранению.
-
процесс, в ходе которого общество все более превращается в объект контроля со стороны бюрократических организаций с последовательной утратой свободы и индивидуализма.
-
англ. bureaucratism; нем. Burokratismus. Чрезмерно формализованные, медленные или неконтролируемые процессы принятия решения в управленческих системах.
-
(бюрократия от франц. bureau – бюро, канцелярия и греч. kratos – власть) – организация с системой управления, основанной на главенствующей роли административного аппарата. Наиболее значимые разработки
-
форма организации, подразумевающая управленч. контроль, основанный на жестких правилах, специализированных знаниях, инструкциях, регламентирующих трудовое поведение и трудовые отношения. Истор
-
bureaucratese, officialese, gobbledy- gook. — Клише, длинные запутанные конструкции, используемые с целью сбить коммуниканта с толку и завуалировать какиелибо неприятные факты; также используется в канцелярскозакон
-
характеризуется наличием технологически дисциплинированных сотрудников, строго выполняющих свои функции и приказы начальства.
Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру
Эта цель может быть достигнута только путем изменения целей бюрократов и менеджеров, связав их благосостояние и карьерные достижения с конечным результатом организационной деятельности.
Люди утрачивают способность принимать собственные решения и вынуждены руководствоваться решениями, навязанными свыше;
Представители бюрократии отказываются от креативного и неординарного мышления, личностного роста и развития;
По причине беспрекословного следования формальным правилам и разработанным руководствам к действию их соблюдение выносится на первый план и становится наиболее важной задачей организационной деятельности;
Руководящие должности занимают безволевые личности, которые имеют стереотипное мышление, с отсутствием воображения и творческого потенциала, гибкости и лояльности в применении официальных норм;
Результатом такой бюрократической деятельности является возвышение и превосходство все тех, кто имеет доступ к власти;
Вся бюрократическая каста становится замкнутой;
Решение всех вопросов происходит без учета ситуации, которая сложилась в данный момент времени;
Безнаказанность бюрократической системы, поскольку есть возможность сослаться на соответствующее правило или инструкцию;
Отсутствие гибкости любой бюрократической организации с внешней средой.
Термин «бюрократия» пришел из французского языка: Оно объединяет французское слово bureau — бюро или служба — и греческое слово κράτος ( Kratos ) — господство или политическая власть. 13 Французский экономист Жак Клод Мари Винсент де Гурне (1712-1759) ввел этот термин в середине 18 века. 14 Гурне никогда не записывал этот термин, но позже он упомянул его в письме одного из современников:
- Представительная: основной опорой власти являются ее знания и умения;
- Авторитарная: опора на санкции, прав тот, кто имеет власть, власть и есть закон, повиновение становится самоцелью.
Покойный М. де Гурне иногда говорил: «У нас во Франции есть болезнь, которая хочет нам навредить; эта болезнь называется бюромания». Иногда он изобретал четвертую или пятую форму правления, которую называл «бюрократией».
Первое известное английское употребление относится к 1818 году.13 Ирландская писательница Леди Морган назвала механизм, с помощью которого британцы поработили свою ирландскую колонию, «бюрократией или официальной тиранией, с помощью которой Ирландия так долго управлялась». 16 К середине 19 века это слово стало использоваться в более нейтральном смысле для обозначения системы управления, в которой должности занимают неизбираемые чиновники. В этом контексте «бюрократия» считалась отдельной формой правления, часто подчиненной монархии. 17 В 1920-х годах немецкий социолог Макс Вебер расширил это определение, включив в него любую административную систему, управляемую подготовленными профессионалами в соответствии с установленными правилами. 17 Вебер считал бюрократию относительно позитивным явлением; однако австрийский экономист Людвиг фон Мизес в 1944 году, в связи со своим опытом общения с нацистским режимом, рассуждал, что термин «бюрократия» «всегда используется с уничижительным оттенком»,18 а американский социолог Роберт Мертон в 1957 году высказал мнение, что при определенных обстоятельствах термин «бюрократ» становится «прилагательным и ругательством». 19 Слово «бюрократ» также используется в неодобрительном тоне в политике и администрации для осуждения официальных правил, которые затрудняют выполнение задач. кем? На рабочем месте слово «кем?» очень часто используется для обличения сложных правил, процедур и бумажной работы, которые затрудняют выполнение задач. 20 Социография относится к определенным социальным влияниям, которые могут повлиять на функционирование общества. 21
Студенты сдавали имперские экзамены, чтобы получить место в бюрократии имперского Китая.
Хотя термин «бюрократия» впервые появился в середине 18 века, организованные и слаженные административные системы существовали гораздо раньше. Развитие письменности (ок. 3500 г. до н.э.) и использование документов имели решающее значение для управления этой системой, и первое окончательное появление бюрократии произошло в античности. Шумерия, где зарождающийся класс писцов использовал глиняные таблички для управления и распределения урожая. 22 В Древнем Египте также существовал класс наследственных писцов, которые управляли бюрократией государственного управления. 23
Что такое бюрократия и каковы ее черты?
Бюрократия – это система управления, основанная на исполнении должностных обязанностей в соответствии с предписаниями и правилами, установленными в организации или государстве. Бюрократическая структура может существовать в различных организациях, начиная от государственных учреждений и заканчивая крупными корпорациями.
Вот некоторые основные черты бюрократии:
-
Иерархическая структура: Бюрократические системы обычно имеют иерархическую структуру, где каждый уровень подчиняется вышестоящему. Решения принимаются сверху вниз, а информация передается по вертикали.
-
Правила и процедуры: Бюрократия руководствуется установленными правилами и процедурами. Они четко определяют, какие шаги должны быть предприняты в различных ситуациях, что способствует рационализации работы и обеспечивает консистентность в принятии решений.
-
Специализация и деление труда: Бюрократия предполагает подразделение работников на специализированные должности, каждая из которых выполняет определенную функцию или задачу. Это позволяет повысить эффективность работы и обеспечить высокую профессиональную квалификацию сотрудников.
-
Долгий процесс принятия решений: Из-за своей сложной структуры и адаптации к установленным правилам, бюрократические системы известны своей склонностью к медленному принятию решений. Процесс принятия решений обычно требует согласования между различными уровнями и длительного время на оформление документов.
-
Высокая степень формализации: Бюрократические системы характеризуются высокой степенью формализации, то есть они основаны на подробных и ясных правилах и процедурах, которые диктуют решения и действия сотрудников.
Бюрократия имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, она может обеспечить стабильность и надежность в организации или государстве. Однако, она также может ограничивать творческое мышление и инновации, а также препятствовать оперативному принятию решений. Понимание основных черт бюрократии поможет лучше понять ее функции и роль в современном обществе.
Бюрократическое устройство: его суть, важные особенности и функции
Бюрократия – это система организации и управления, в основе которой лежит построение иерархической структуры и выполнение задач по установленным правилам и процедурам. Бюрократическое устройство характеризуется определенными особенностями и выполняет ряд важных функций, обеспечивая стабильность и эффективность работы организаций.
Важные особенности бюрократического устройства:
- Иерархическая структура – организация организации в сложную систему звеньев, где каждое звено подчиняется своему вышестоящему и подчиняет свои нижестоящие звенья.
- Формализация – установление четких правил и процедур, которые регулируют работу каждого звена и работников внутри звена.
- Делегирование полномочий – передача части власти и ответственности от вышестоящего звена к нижестоящему.
- Бюрократическая культура – формирование определенных ценностей, норм и принципов внутри организации, которые определяют правила поведения сотрудников.
- Бюрократическое мышление – сосредоточение на соблюдении правил и процедур, а не на поиске новых решений или инноваций.
Основные функции бюрократического устройства:
- Поддержание порядка и стабильности – бюрократия обеспечивает стабильность и предсказуемость в работе организаций, так как все действия осуществляются по установленным правилам и процедурам.
- Контроль и координация – бюрократическое устройство позволяет контролировать и координировать работу сотрудников на всех уровнях и звеньях иерархии, что обеспечивает системность и целостность процессов.
- Разделение труда – в бюрократии каждое звено выполняет определенную функцию или роль, что позволяет эффективно использовать ресурсы и достичь специализации.
- Гарантия ответственности и защиты прав – благодаря формализованным правилам и процедурам, бюрократия предоставляет защиту прав и интересов сотрудников и гарантирует, что каждый несет ответственность за свои действия.
- Предоставление информации и принятие решений – бюрократическое устройство предоставляет информацию организации и делает возможным принятие решений, так как каждое звено имеет определенные полномочия и компетенции.
В целом, бюрократическое устройство является основой многих государственных и частных организаций, обеспечивая стабильность, эффективность и ответственность в их работе.
Плюсы и минусы
Критики бюрократии считают, что она обладает огромным количеством недостатков, которые во многом нивелируют даже самые положительные намерения ее членов. Но большинство социологов и политологов признают необходимость ее существования для эффективного управления сложными системами.
В качестве преимуществ бюрократических систем можно отметить:
- Стабильность и надежность — благодаря наличию четко прописанных правил и процедур обеспечивается постоянство работы бюрократических органов.
- Функциональность — каждый отдел выполняет свои функции и все вместе они заняты работой над общей целью организации.
- Контроль — бюрократия позволяет осуществлять контроль за выполнением поставленных задач и использованием ресурсов.
- Эффективность — четко выстроенная бюрократическая система способна обеспечить эффективное использование ресурсов и достижение поставленных целей.
- Прозрачность — в демократических странах проекты правительственной бюрократии обычно проходят открытые процедуры, что обеспечивает прозрачность и отчетность перед обществом.
Среди минусов главными являются следующие:
- Медлительность — бюрократические процессы могут быть чрезмерно сложными и затянутыми. Часто они замедляют или откладывают решение проблем.
- Инертность — бюрократические системы нередко проявляют недостаточную гибкость, что не позволяет им быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
- Консерватизм — бюрократические организации могут быть неспособными к инновациям и новаторству из-за жестких правил и процедур.
- Затратность — бюрократический аппарат часто является довольно дорогостоящим. Кроме того, его неэффективная работа может привести к нерациональному использованию ресурсов.
- Недостаток ответственности — в бюрократических организациях ответственность бывает размыта между различными уровнями и подразделениями, что может привести к отсутствию ответственности и наказания за ошибки.
- наличие большого количества ненужных и бессмысленных бюрократических препятствий;
- коррупция;
- разрастание бюрократического аппарата;
- низкий уровень обслуживания;
- неудовлетворенность населения и бизнеса;
- произвол чиновников.
Типы бюрократии
Классическая или аппаратная
Соответствует модели, которая построена М.Вебером. Для этого типа характерно минимальное использование работниками собственных знаний и опыта в управлении, нежелание повышать свою квалификацию, поскольку основной обязанностью является четкое выполнение своих функций, а роль управленцев в организации очерчена строгими рамками.
Аппаратная бюрократия характерна для:
- министерств и ведомств;
- учреждений государственного или муниципального управления;
- организаций со стабильной структурой и нединамичными отношениями с макросредой.
Основные достоинства:
- Стабильность и отсутствие хаоса;
- Четкая специализация;
- Унификация и стандартизация всех процессов, что уменьшает вероятность ошибок и промахов;
- Гарантия надежности управления;
- Формальные правила и нормы обеспечивают слаженность деятельности.
Недостатки:
- Ведет к бюрократизму;
- Отсутствие стимулов и мотивационных механизмов деятельности;
- Игнорирование умственных способностей и особенностей психики работников;
- Принятие неадекватных и несвоевременных решений из-за неэффективности этого типа бюрократии в условиях динамичности и неопределенности окружающей среды в случае возникновения нестандартных ситуаций.
Профессиональная
Деятельность управленцев по-прежнему ограничена ролевыми рамками, но предполагает наличия глубоких профессиональных знаний в специальных областях деятельности.
По сравнению с аппаратной бюрократией профессиональная:
- Имеет более высокую степень компетентности;
- Учитывает не только сам управленческий процесс, но и условия его осуществления;
- Обладает меньшей формализованностью;
- Имеет большую свободу в принятии решений в рамках своей деятельности, поскольку высшее руководство не настолько компетентно в решении узкого круга специфических вопросов;
- Использует группирование рабочих мест по функциональному и иерархическому принципу.
Преимущества:
- Позволяет решать неординарные задачи, поскольку требует от исполнителей глубоких профессиональных знаний;
- Повышение мотивации работников в решение не только личных вопросов, а групповых и общих;
- Меньший контроль со стороны высшего руководства, что дает свободу в проявлении творческих способностей.
Недостатки:
- Требует больших вложений в постоянное повышение образовательного уровня работников;
- Снижение эффективности в условиях неизменности внешней среды;
- Необходимости применения более сложных форм применения власти: использование, кроме принудительной и вознаградительной, экспертной и информационной власти.
Адхократия (от латинского «ad hoc» – специальный и греческого «kratos» – власть)
Возникла относительно недавно в начале 70-х годов ХХ века. Это понятие применил А. Тоффлер для организационной структуры временных рабочих групп, которые создаются для решения какой-то одной задачи или выполнения одного проекта.
Адхократия является аппаратом управления, который состоит из профессионалов, четко выполняющих свои функциональные обязанности. Это своеобразная адаптивная структура, способная к быстрым изменениям в зависимости от круга вопросов, которые необходимо решить в данный момент. Каждый раз подбираются специалисты с необходимыми в данной ситуации знаниями. Адхократия в отличие от двух предыдущих типов бюрократии:
- Не имеет строгого разделения труд и четкой иерархии;
- Обладает минимальной формализацией деятельности;
- Способна к быстрому реагированию на изменения во внешней среде.
Важно! Девиз этого типа бюрократии: максимум гибкости и адаптивности. Адхократия не имеет большинства недостатков, присущих классическому и профессиональному типам
Ее эффективность в современных условиях гораздо выше и за ней перспективное будущее.
Система ценностей адхократии представлена карьерными амбициями, самоидентификацией работников с организацией, служением организации для достижения собственных целей.
Основные признаки бюрократии:
- Противоречие между объективно общественным характером управления и субъективным методом его осуществления. Управление должно отражать волевое желание всего общества, а не локальной группы профессионалов-управленцев;
- Монополизация власти и управления;
- Нетерпимость контроля над чиновниками;
- Реализация и защита монопольного осуществления властных функций;
- Паразитическая сущность, поскольку это труд, который не создает никакого товара, но является оплачиваемым.
Примеры бюрократических систем в разных областях
Бюрократические системы существуют в различных областях, включая государственное управление, бизнес, образование и здравоохранение. Вот несколько примеров бюрократических систем в этих областях:
Государственное управление
В государственном управлении бюрократическая структура широко распространена. Государственные органы, такие как министерства, агентства и комитеты, имеют иерархическую структуру с четкими цепочками командования. Решения принимаются на разных уровнях и проходят через различные отделы и подразделения. Примером может служить система государственного управления в России, где существует множество министерств и ведомств, каждое из которых отвечает за определенную сферу деятельности.
Бизнес
В бизнесе бюрократическая структура может быть применена для обеспечения эффективного управления и контроля. Крупные компании часто имеют сложную иерархию с разделением на отделы и подразделения. Решения принимаются на разных уровнях и требуют согласования с различными уровнями управления. Примером может служить крупная корпорация, где существуют различные департаменты, такие как финансы, маркетинг, производство и т.д., каждый из которых имеет свою иерархическую структуру.
Образование
В образовании бюрократическая структура может быть применена на разных уровнях, начиная от школ и университетов до образовательных ведомств. Школы и университеты имеют иерархическую структуру с административным руководством, учителями и учениками. Образовательные ведомства, такие как Министерство образования, отвечают за разработку и реализацию образовательной политики. Примером может служить система образования в России, где существуют различные уровни образования, начиная от начальной школы до высшего образования, каждый из которых имеет свою бюрократическую структуру.
Здравоохранение
В здравоохранении бюрократическая структура может быть применена для обеспечения организации и координации медицинских услуг. Больницы и клиники имеют иерархическую структуру с административным руководством, врачами и медицинским персоналом. Здравоохранительные ведомства отвечают за разработку и реализацию политики в области здравоохранения. Примером может служить система здравоохранения в США, где существуют различные уровни медицинской помощи, каждый из которых имеет свою бюрократическую структуру.
Это лишь некоторые примеры бюрократических систем в разных областях. В каждой из них бюрократия играет свою роль в обеспечении эффективного управления и контроля, но также может иметь свои недостатки, которые требуют реформирования и совершенствования.
Представители
Примерами представителей бюрократии являются:
- Государственные служащие и чиновники, которые отвечают за выполнение законодательства и регулирование деятельности государственных органов.
- Представители структуры управления вооруженными силами.
- Руководители и менеджеры корпораций, объединенные в четко выстроенную систему иерархических связей.
- Члены образовательной бюрократической структуры — от сотрудников Министерства просвещения и профильных ведомств до администрации и преподавателей в образовательных учреждениях.
- Медицинские чиновники различных уровней, подчиняющиеся Министерству здравоохранения.
Может ли бюрократия быть идеальной?
Применение термина «бюрократия» по отношению к аппарату администрирования началось в 20 веке с «легкой руки» немецкого социолога и экономиста Макса Вебера.
Он вывел общие принципы «идеальной» бюрократии, призванной служить обществу. Вот эти постулаты:
- система имеет иерархическую структуру, в которой нижестоящий работник подчиняется вышестоящему;
- бюрократы подчиняется легальной власти;
- приказы отдаются «сверху → вниз» по иерархической лестнице;
- каждый работник бюрократического аппарата несет ответственность за свои действия и действия подчиненных;
- функции работников аппарата дифференцируются по специализации решаемых вопросов (каждый работник работает в сфере, в которой он компетентен);
- существует свод норм и правил, руководствуясь которыми стандартизируются действия всех работников бюрократического аппарата (говоря современным языком – они действуют согласно должностной инструкции).
Вебер считал, что бюрократия – это идеальный инструмент управления.
Действительно, если бы все сформулированные им принципы соблюдались, то так оно и было бы. Но влияние человеческого фактора способно превратить идеальный инструмент в тормоз развития.
Почему бывают злоупотребления
Хотя обществу необходимо наличие лиц, которые выполняют управленческие задачи, тем не менее в этой сфере присутствуют злоупотребления. Они могут быть обусловлены различными причинами:
- Иногда действующие законы таковы, что некоторые юридические понятия и процедуры недостаточно детализированы. В таких случаях для принятия решения чиновнику приходится самому делать выбор. Такая ситуация фактически даёт ему некоторую власть над просителем.
- Законодательство представляет собой очень сложную систему. Различные законы могут быть приняты таким образом, что их положения в каких-то деталях могут противоречить друг другу. В таком случае перед чиновником возникает два варианта действий, среди которых он должен выбрать.
- Иногда закон чётко формулирует правила, но они расходятся с житейским здравым смыслом. Примером такой ситуации является необходимость ежегодно подтверждать инвалидность одноногому калеке. В таком случае бюрократ, требующий выполнения закона, выглядит жестоким, но на самом деле он просто выполняет свои обязанности.
- Среди бюрократов, как и среди других людей, существуют преступники, которые совершают злоупотребления. Борьба с ними является задачей правоохранительных органов.
Для того, чтобы устранить проблемы в деятельности, нужно бороться с теми, кто совершает нарушения
Кроме того, важно совершенствовать действующие нормативные акты, устраняя неоднозначности и приводя их в соответствие с сегодняшними требованиями
В чем отличие от демократии
Если бюрократия – это власть канцелярии, то демократия в переводе с греческого δῆμος «народ» + κράτος «власть» — власть народа.
Демократия – это политическая система, в основе которой находится метод общего, коллективного принятия решений и равного влияния на внутренние процессы государства.
Демократию характеризуют несколько отличительных признаков:
- Лидеры назначаются народом путем честных выборов.
- Народ – единственный законный источник власти.
- Самоуправление происходит для общего блага и в интересах самого общества.
По большому счету сравнивать демократию и бюрократию не совсем корректно.
Демократия – это форма правления, а бюрократия редко выступает как самостоятельная форма правления и ее элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в других формах – например, диктатуре.
Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру
Основная идея в теории бюрократии Мертона и Гоулднера – это побочные эффекты бюрократии, связанные с появлением в обществе ее дисфункции, проявляющейся в подмене целей деятельности ее средствами. В результате все преимущества, связанные с бюрократией, становятся тормозом на пути к рациональному поведению. Такое рациональное организационное устройство как бюрократия порождает внутри себя иррациональные элементы. Р.Мертон выделял следующие негативные проявления бюрократии в обществе:
Люди утрачивают способность принимать собственные решения и вынуждены руководствоваться решениями, навязанными свыше;
Представители бюрократии отказываются от креативного и неординарного мышления, личностного роста и развития;
По причине беспрекословного следования формальным правилам и разработанным руководствам к действию их соблюдение выносится на первый план и становится наиболее важной задачей организационной деятельности;
Руководящие должности занимают безволевые личности, которые имеют стереотипное мышление, с отсутствием воображения и творческого потенциала, гибкости и лояльности в применении официальных норм;
Результатом такой бюрократической деятельности является возвышение и превосходство все тех, кто имеет доступ к власти;
Вся бюрократическая каста становится замкнутой;
Решение всех вопросов происходит без учета ситуации, которая сложилась в данный момент времени;
Безнаказанность бюрократической системы, поскольку есть возможность сослаться на соответствующее правило или инструкцию;
Отсутствие гибкости любой бюрократической организации с внешней средой.
Гоулднер развивал идеи Вебера и выделил два типа бюрократии:
- Представительная: основной опорой власти являются ее знания и умения;
- Авторитарная: опора на санкции, прав тот, кто имеет власть, власть и есть закон, повиновение становится самоцелью.
Социология является наукой, в которой тема бюрократии наиболее разработана.
Причина: проникновение бюрократии во все сферы общественной жизни. А. Тоффлер считает, что бюрократия имеет три основные черты: стабильность, иерархия, разделение труда.
Социология обосновывает тот факт, что единственной перспективой развития общества является бюрократия, поскольку она – наиболее работоспособная и приемлемая форма управления. И главной задачей современного управления становится изменение роли бюрократии на основе руководства теми принципами, которые разработал в свое время М.Вебер. Достижение этой цели возможно при изменении установок представителей бюрократии и провозглашении корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.
Достичь эту цель предоставляется возможным только в случае изменения целевых установок бюрократов и руководства принципом соотношения их благополучия и карьерных достижений с конечным итогом организационной деятельности.