Бюрократия

Законы мерфи о бюрократии

Политическая наука: Словарь-справочник

1) должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу; формалист, волокитчик;

1. Представитель бюрократии — высшей чиновничьей администрации в феодальном и капиталистическом государствах; крупный чиновник.

2. Неодобр. Должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу; формалист, буквоед. Ох, какой огонь выдержал я от Анюты! — Ты бюрократ, узколобый хозяйственник. Гладков, Головоногий человек. всю дорогу весело ругал себя: — Чиновник ты! Цыплякову поверил, а в народе усомнился, чернильная твоя душа? — Бюрократ ты! Горбатов, Непокоренные.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

БЮРОКРА’Т, а, м. . 1. Представитель бюрократической системы управления. Влиятельный б. 2. Чиновник, в ущерб сущности дела и интересам граждан злоупотребляющий своими полномочиями или придающий преувеличенное

Бюрократам и волокитчикам не место в советском аппарате. 3. перен. Формалист, педант (разг. презрит.).

бюрокра́т

1. лицо, принадлежащее к бюрократии

2. жарг. викип. участник, имеющий, наряду со всеми полномочиями администратора, также возможность присваивать и снимать статусы других участников ◆ Я бюрократ на двадцати сайтах.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова рестлер (существительное):

Предложения со словом «бюрократ&raquo

Я не питаю иллюзий насчёт организационных талантов местных партийных бюрократов.

Бюрократы — недоумевали;»общество» — ликовало и подстрекало.

Сочетаемость слова «бюрократ&raquo

Бюрократи́зм представляет собой отдельно взятые проявления бюрократии, которые в организации управления и власти (причём, как в частных, так в государственных органах управления) выражаются в следующих аспектах: взяточничество, казнокрадство, канцелярщина, местничество, волокита, протекционизм, отписки и некоторые другие, делающие работу соответствующей организации в большей или меньшей степени неэффективной с точки зрения целей и задач этой организации.

Бюрократия (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. κράτος — господство, власть) — Под этим словом подразумеют то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным); затем под Б. разумеют класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих агентов центральной правительственной власти.

Преимущества и недостатки бюрократии

Преимущества:

1. Организационная стабильность: Бюрократическая структура обеспечивает стабильность и надежность в работе организации. Заранее определенные правила и процедуры позволяют предсказать результаты и обеспечить последовательность действий.

2. Четкость и ясность: Бюрократия предоставляет ясные инструкции и правила, что помогает сотрудникам понять, что от них требуется, и какие действия следует предпринять. Это упрощает процесс принятия решений и повышает эффективность работы.

3. Контроль и надзор: Бюрократическая структура предоставляет возможность контролировать и наблюдать за деятельностью сотрудников. Это помогает предотвратить ошибки, нарушения и несанкционированные действия.

4. Специализация и экспертиза: Бюрократия позволяет сотрудникам специализироваться в определенных областях и развивать свои навыки и знания. Это способствует повышению квалификации и эффективности работы.

5. Рациональное использование ресурсов: Бюрократическая структура позволяет более эффективно использовать ресурсы организации, такие как время, деньги и материалы. Заранее определенные процедуры и правила помогают избежать излишних затрат и потерь.

Недостатки:

1. Жесткость и медлительность: Бюрократическая структура может быть слишком жесткой и медлительной. Процедуры и правила могут затруднять принятие быстрых решений и реагирование на изменения внешней среды.

2. Бюрократическая бюрократия: В бюрократической структуре может возникать избыточная бюрократия, когда сотрудники сосредотачиваются на выполнении формальных процедур и правил, вместо решения реальных проблем и достижения целей организации.

3. Отсутствие гибкости и инноваций: Бюрократическая структура может ограничивать гибкость и способность к инновациям. Сотрудники могут чувствовать себя ограниченными в своих возможностях и идеях, что может препятствовать развитию и росту организации.

4. Недостаток мотивации: Бюрократическая структура может снижать мотивацию сотрудников, так как они могут чувствовать себя простыми исполнителями, лишенными возможности принимать решения и вносить вклад в развитие организации.

5. Риск коррупции и неправомерных действий: Бюрократическая структура может создавать условия для коррупции и неправомерных действий. Сотрудники могут злоупотреблять своим положением и властью, что может негативно сказываться на организации и обществе в целом.

В целом, бюрократия имеет свои преимущества и недостатки. Она обеспечивает стабильность и контроль, но может быть жесткой и медлительной

Важно найти баланс и реформировать бюрократическую структуру, чтобы она соответствовала современным требованиям и потребностям

Похожие термины:

  • административный аппарат современного государства или рационализированная часть любой организации, работа которой проявляется в формализации нормативных процедур управления (структурных, про

  • (франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть, господство, букв.: власть канцелярии). 1) тип организации, управление в к-рой основано на безличных (деперсонализированных), письменных инструкциях

  • англ. apparatus, bureaucratic; нем. Apparat, burokratischer. 1. По M. Веберу — персонал бюрократической организации, функционирование к-рой основано на принципе специализации, иерархизации постов, безличном характере вып

  • от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — сила, власть, господство) — англ. bureaucrat; нем. Burokrat. 1. Работник бюрократического аппарата. 2. Должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб д

  • Вебер считал бюрократию самым чистым видом легального господства. Но ни одно государство не может быть целиком бюрократическим, на вершине стоит либо монарх, либо президент, либо избранные лидер

  • англ. bureaucracy models; нем. Burokratie, Modelin der. 1. Часто синоним бюрократии. 2. В социологии организации — различение моделей организации, предложенное Э. Литваком: бюрократическая модель, характеризующаяся жес

  • англ. theories of bureaucracy; нем. Burokratietheorien. Совокупность концепций (К. А. Сен-Симон, М. Вебер, Р. Мертон, Р. Бендикс, Ф. Селзник, А. Гоулднер, М. Крозье, С. Липсет), анализирующих функции и внутренние структуры бюр

  • англ. bureaucracy, types of; нем. Burokratie, Typen der. По А. Гоулднеру — бюрократия дисциплинарная (репрессивная), пользуясь правом приказывать, требует слепого выполнения установленных правил; бюрократия репрезент

  • англ. domination, bureaucratic; нем. Herrschaft, burokratische. 1. По M. Веберу — легальное господство, осуществляемое административно-управленческим аппаратом. 2. Тип госуд. управления, характеризуемый отрывом центральной

  • англ. leader, bureaucratic; нем. Fuhrer, burokratischer. Лидер, авторитет к-рого обусловлен гл. обр. его положением в бюрократической иерархии, а не личными достоинствами и характеристиками.

  • такая озабоченность правилами и установлениями, когда под угрозой оказывается достижение организационных целей.

  • англ. sabotage, bureaucratic; нем. Sabotage, burokratische. По А. Гоулднеру — действия бюрократии, препятствующие нормативному функционированию организации, с целью сохранения собственного места в соц. системе.

  • См. БЮРОКРАТИЯ.

  • тенденция бюрократических организаций к самосохранению.

  • процесс, в ходе которого общество все более превращается в объект контроля со стороны бюрократических организаций с последовательной утратой свободы и индивидуализма.

  • англ. bureaucratism; нем. Burokratismus. Чрезмерно формализованные, медленные или неконтролируемые процессы принятия решения в управленческих системах.

  • (бюрократия от франц. bureau – бюро, канцелярия и греч. kratos – власть) – организация с системой управления, основанной на главенствующей роли административного аппарата. Наиболее значимые разработки

  • форма организации, подразумевающая управленч. контроль, основанный на жестких правилах, специализированных знаниях, инструкциях, регламентирующих трудовое поведение и трудовые отношения. Истор

  • bureaucratese, officialese, gobbledy- gook. — Клише, длинные запутанные конструкции, используемые с целью сбить коммуниканта с толку и завуалировать какиелибо неприятные факты; также используется в канцелярскозакон

  • характеризуется наличием технологически дисциплинированных сотрудников, строго выполняющих свои функции и приказы начальства.

Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру

Эта цель может быть достигнута только путем изменения целей бюрократов и менеджеров, связав их благосостояние и карьерные достижения с конечным результатом организационной деятельности.

Люди утрачивают способность принимать собственные решения и вынуждены руководствоваться решениями, навязанными свыше;
Представители бюрократии отказываются от креативного и неординарного мышления, личностного роста и развития;
По причине беспрекословного следования формальным правилам и разработанным руководствам к действию их соблюдение выносится на первый план и становится наиболее важной задачей организационной деятельности;
Руководящие должности занимают безволевые личности, которые имеют стереотипное мышление, с отсутствием воображения и творческого потенциала, гибкости и лояльности в применении официальных норм;
Результатом такой бюрократической деятельности является возвышение и превосходство все тех, кто имеет доступ к власти;
Вся бюрократическая каста становится замкнутой;
Решение всех вопросов происходит без учета ситуации, которая сложилась в данный момент времени;
Безнаказанность бюрократической системы, поскольку есть возможность сослаться на соответствующее правило или инструкцию;
Отсутствие гибкости любой бюрократической организации с внешней средой.

Термин «бюрократия» пришел из французского языка: Оно объединяет французское слово bureau — бюро или служба — и греческое слово κράτος ( Kratos ) — господство или политическая власть. 13 Французский экономист Жак Клод Мари Винсент де Гурне (1712-1759) ввел этот термин в середине 18 века. 14 Гурне никогда не записывал этот термин, но позже он упомянул его в письме одного из современников:

  1. Представительная: основной опорой власти являются ее знания и умения;
  2. Авторитарная: опора на санкции, прав тот, кто имеет власть, власть и есть закон, повиновение становится самоцелью.

Покойный М. де Гурне иногда говорил: «У нас во Франции есть болезнь, которая хочет нам навредить; эта болезнь называется бюромания». Иногда он изобретал четвертую или пятую форму правления, которую называл «бюрократией».

Первое известное английское употребление относится к 1818 году.13 Ирландская писательница Леди Морган назвала механизм, с помощью которого британцы поработили свою ирландскую колонию, «бюрократией или официальной тиранией, с помощью которой Ирландия так долго управлялась». 16 К середине 19 века это слово стало использоваться в более нейтральном смысле для обозначения системы управления, в которой должности занимают неизбираемые чиновники. В этом контексте «бюрократия» считалась отдельной формой правления, часто подчиненной монархии. 17 В 1920-х годах немецкий социолог Макс Вебер расширил это определение, включив в него любую административную систему, управляемую подготовленными профессионалами в соответствии с установленными правилами. 17 Вебер считал бюрократию относительно позитивным явлением; однако австрийский экономист Людвиг фон Мизес в 1944 году, в связи со своим опытом общения с нацистским режимом, рассуждал, что термин «бюрократия» «всегда используется с уничижительным оттенком»,18 а американский социолог Роберт Мертон в 1957 году высказал мнение, что при определенных обстоятельствах термин «бюрократ» становится «прилагательным и ругательством». 19 Слово «бюрократ» также используется в неодобрительном тоне в политике и администрации для осуждения официальных правил, которые затрудняют выполнение задач. кем? На рабочем месте слово «кем?» очень часто используется для обличения сложных правил, процедур и бумажной работы, которые затрудняют выполнение задач. 20 Социография относится к определенным социальным влияниям, которые могут повлиять на функционирование общества. 21

Студенты сдавали имперские экзамены, чтобы получить место в бюрократии имперского Китая.

Хотя термин «бюрократия» впервые появился в середине 18 века, организованные и слаженные административные системы существовали гораздо раньше. Развитие письменности (ок. 3500 г. до н.э.) и использование документов имели решающее значение для управления этой системой, и первое окончательное появление бюрократии произошло в античности. Шумерия, где зарождающийся класс писцов использовал глиняные таблички для управления и распределения урожая. 22 В Древнем Египте также существовал класс наследственных писцов, которые управляли бюрократией государственного управления. 23

Что такое бюрократия и каковы ее черты?

Бюрократия – это система управления, основанная на исполнении должностных обязанностей в соответствии с предписаниями и правилами, установленными в организации или государстве. Бюрократическая структура может существовать в различных организациях, начиная от государственных учреждений и заканчивая крупными корпорациями.

Вот некоторые основные черты бюрократии:

  • Иерархическая структура: Бюрократические системы обычно имеют иерархическую структуру, где каждый уровень подчиняется вышестоящему. Решения принимаются сверху вниз, а информация передается по вертикали.

  • Правила и процедуры: Бюрократия руководствуется установленными правилами и процедурами. Они четко определяют, какие шаги должны быть предприняты в различных ситуациях, что способствует рационализации работы и обеспечивает консистентность в принятии решений.

  • Специализация и деление труда: Бюрократия предполагает подразделение работников на специализированные должности, каждая из которых выполняет определенную функцию или задачу. Это позволяет повысить эффективность работы и обеспечить высокую профессиональную квалификацию сотрудников.

  • Долгий процесс принятия решений: Из-за своей сложной структуры и адаптации к установленным правилам, бюрократические системы известны своей склонностью к медленному принятию решений. Процесс принятия решений обычно требует согласования между различными уровнями и длительного время на оформление документов.

  • Высокая степень формализации: Бюрократические системы характеризуются высокой степенью формализации, то есть они основаны на подробных и ясных правилах и процедурах, которые диктуют решения и действия сотрудников.

Бюрократия имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, она может обеспечить стабильность и надежность в организации или государстве. Однако, она также может ограничивать творческое мышление и инновации, а также препятствовать оперативному принятию решений. Понимание основных черт бюрократии поможет лучше понять ее функции и роль в современном обществе.

Бюрократическое устройство: его суть, важные особенности и функции

Бюрократия – это система организации и управления, в основе которой лежит построение иерархической структуры и выполнение задач по установленным правилам и процедурам. Бюрократическое устройство характеризуется определенными особенностями и выполняет ряд важных функций, обеспечивая стабильность и эффективность работы организаций.

Важные особенности бюрократического устройства:

  • Иерархическая структура – организация организации в сложную систему звеньев, где каждое звено подчиняется своему вышестоящему и подчиняет свои нижестоящие звенья.
  • Формализация – установление четких правил и процедур, которые регулируют работу каждого звена и работников внутри звена.
  • Делегирование полномочий – передача части власти и ответственности от вышестоящего звена к нижестоящему.
  • Бюрократическая культура – формирование определенных ценностей, норм и принципов внутри организации, которые определяют правила поведения сотрудников.
  • Бюрократическое мышление – сосредоточение на соблюдении правил и процедур, а не на поиске новых решений или инноваций.

Основные функции бюрократического устройства:

  1. Поддержание порядка и стабильности – бюрократия обеспечивает стабильность и предсказуемость в работе организаций, так как все действия осуществляются по установленным правилам и процедурам.
  2. Контроль и координация – бюрократическое устройство позволяет контролировать и координировать работу сотрудников на всех уровнях и звеньях иерархии, что обеспечивает системность и целостность процессов.
  3. Разделение труда – в бюрократии каждое звено выполняет определенную функцию или роль, что позволяет эффективно использовать ресурсы и достичь специализации.
  4. Гарантия ответственности и защиты прав – благодаря формализованным правилам и процедурам, бюрократия предоставляет защиту прав и интересов сотрудников и гарантирует, что каждый несет ответственность за свои действия.
  5. Предоставление информации и принятие решений – бюрократическое устройство предоставляет информацию организации и делает возможным принятие решений, так как каждое звено имеет определенные полномочия и компетенции.

В целом, бюрократическое устройство является основой многих государственных и частных организаций, обеспечивая стабильность, эффективность и ответственность в их работе.

Плюсы и минусы

Критики бюрократии считают, что она обладает огромным количеством недостатков, которые во многом нивелируют даже самые положительные намерения ее членов. Но большинство социологов и политологов признают необходимость ее существования для эффективного управления сложными системами.

В качестве преимуществ бюрократических систем можно отметить:

  1. Стабильность и надежность — благодаря наличию четко прописанных правил и процедур обеспечивается постоянство работы бюрократических органов.
  2. Функциональность — каждый отдел выполняет свои функции и все вместе они заняты работой над общей целью организации.
  3. Контроль — бюрократия позволяет осуществлять контроль за выполнением поставленных задач и использованием ресурсов.
  4. Эффективность — четко выстроенная бюрократическая система способна обеспечить эффективное использование ресурсов и достижение поставленных целей.
  5. Прозрачность — в демократических странах проекты правительственной бюрократии обычно проходят открытые процедуры, что обеспечивает прозрачность и отчетность перед обществом.

Среди минусов главными являются следующие:

  1. Медлительность — бюрократические процессы могут быть чрезмерно сложными и затянутыми. Часто они замедляют или откладывают решение проблем.
  2. Инертность — бюрократические системы нередко проявляют недостаточную гибкость, что не позволяет им быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
  3. Консерватизм — бюрократические организации могут быть неспособными к инновациям и новаторству из-за жестких правил и процедур.
  4. Затратность — бюрократический аппарат часто является довольно дорогостоящим. Кроме того, его неэффективная работа может привести к нерациональному использованию ресурсов.
  5. Недостаток ответственности — в бюрократических организациях ответственность бывает размыта между различными уровнями и подразделениями, что может привести к отсутствию ответственности и наказания за ошибки.
  • наличие большого количества ненужных и бессмысленных бюрократических препятствий;
  • коррупция;
  • разрастание бюрократического аппарата;
  • низкий уровень обслуживания;
  • неудовлетворенность населения и бизнеса;
  • произвол чиновников.

Типы бюрократии

Классическая или аппаратная

Соответствует модели, которая построена М.Вебером. Для этого типа характерно минимальное использование работниками собственных знаний и опыта в управлении, нежелание повышать свою квалификацию, поскольку основной обязанностью является четкое выполнение своих функций, а роль управленцев в организации очерчена строгими рамками.

Аппаратная бюрократия характерна для:

  • министерств и ведомств;
  • учреждений государственного или муниципального управления;
  • организаций со стабильной структурой и нединамичными отношениями с макросредой.

Основные достоинства:

  • Стабильность и отсутствие хаоса;
  • Четкая специализация;
  • Унификация и стандартизация всех процессов, что уменьшает вероятность ошибок и промахов;
  • Гарантия надежности управления;
  • Формальные правила и нормы обеспечивают слаженность деятельности.

Недостатки:

  • Ведет к бюрократизму;
  • Отсутствие стимулов и мотивационных механизмов деятельности;
  • Игнорирование умственных способностей и особенностей психики работников;
  • Принятие неадекватных и несвоевременных решений из-за неэффективности этого типа бюрократии в условиях динамичности и неопределенности окружающей среды в случае возникновения нестандартных ситуаций.

Профессиональная

Деятельность управленцев по-прежнему ограничена ролевыми рамками, но предполагает наличия глубоких профессиональных знаний в специальных областях деятельности.

По сравнению с аппаратной бюрократией профессиональная:

  • Имеет более высокую степень компетентности;
  • Учитывает не только сам управленческий процесс, но и условия его осуществления;
  • Обладает меньшей формализованностью;
  • Имеет большую свободу в принятии решений в рамках своей деятельности, поскольку высшее руководство не настолько компетентно в решении узкого круга специфических вопросов;
  • Использует группирование рабочих мест по функциональному и иерархическому принципу.

Преимущества:

  • Позволяет решать неординарные задачи, поскольку требует от исполнителей глубоких профессиональных знаний;
  • Повышение мотивации работников в решение не только личных вопросов, а групповых и общих;
  • Меньший контроль со стороны высшего руководства, что дает свободу в проявлении творческих способностей.

Недостатки:

  • Требует больших вложений в постоянное повышение образовательного уровня работников;
  • Снижение эффективности в условиях неизменности внешней среды;
  • Необходимости применения более сложных форм применения власти: использование, кроме принудительной и вознаградительной, экспертной и информационной власти.

Адхократия (от латинского «ad hoc» – специальный и греческого «kratos» – власть)

Возникла относительно недавно в начале 70-х годов ХХ века. Это понятие применил А. Тоффлер для организационной структуры временных рабочих групп, которые создаются для решения какой-то одной задачи или выполнения одного проекта.

Адхократия является аппаратом управления, который состоит из профессионалов, четко выполняющих свои функциональные обязанности. Это своеобразная адаптивная структура, способная к быстрым изменениям в зависимости от круга вопросов, которые необходимо решить в данный момент. Каждый раз подбираются специалисты с необходимыми в данной ситуации знаниями. Адхократия в отличие от двух предыдущих типов бюрократии:

  • Не имеет строгого разделения труд и четкой иерархии;
  • Обладает минимальной формализацией деятельности;
  • Способна к быстрому реагированию на изменения во внешней среде.

Важно! Девиз этого типа бюрократии: максимум гибкости и адаптивности. Адхократия не имеет большинства недостатков, присущих классическому и профессиональному типам

Ее эффективность в современных условиях гораздо выше и за ней перспективное будущее.

Система ценностей адхократии представлена карьерными амбициями, самоидентификацией работников с организацией, служением организации для достижения собственных целей.

Основные признаки бюрократии:

  • Противоречие между объективно общественным характером управления и субъективным методом его осуществления. Управление должно отражать волевое желание всего общества, а не локальной группы профессионалов-управленцев;
  • Монополизация власти и управления;
  • Нетерпимость контроля над чиновниками;
  • Реализация и защита монопольного осуществления властных функций;
  • Паразитическая сущность, поскольку это труд, который не создает никакого товара, но является оплачиваемым.

Примеры бюрократических систем в разных областях

Бюрократические системы существуют в различных областях, включая государственное управление, бизнес, образование и здравоохранение. Вот несколько примеров бюрократических систем в этих областях:

Государственное управление

В государственном управлении бюрократическая структура широко распространена. Государственные органы, такие как министерства, агентства и комитеты, имеют иерархическую структуру с четкими цепочками командования. Решения принимаются на разных уровнях и проходят через различные отделы и подразделения. Примером может служить система государственного управления в России, где существует множество министерств и ведомств, каждое из которых отвечает за определенную сферу деятельности.

Бизнес

В бизнесе бюрократическая структура может быть применена для обеспечения эффективного управления и контроля. Крупные компании часто имеют сложную иерархию с разделением на отделы и подразделения. Решения принимаются на разных уровнях и требуют согласования с различными уровнями управления. Примером может служить крупная корпорация, где существуют различные департаменты, такие как финансы, маркетинг, производство и т.д., каждый из которых имеет свою иерархическую структуру.

Образование

В образовании бюрократическая структура может быть применена на разных уровнях, начиная от школ и университетов до образовательных ведомств. Школы и университеты имеют иерархическую структуру с административным руководством, учителями и учениками. Образовательные ведомства, такие как Министерство образования, отвечают за разработку и реализацию образовательной политики. Примером может служить система образования в России, где существуют различные уровни образования, начиная от начальной школы до высшего образования, каждый из которых имеет свою бюрократическую структуру.

Здравоохранение

В здравоохранении бюрократическая структура может быть применена для обеспечения организации и координации медицинских услуг. Больницы и клиники имеют иерархическую структуру с административным руководством, врачами и медицинским персоналом. Здравоохранительные ведомства отвечают за разработку и реализацию политики в области здравоохранения. Примером может служить система здравоохранения в США, где существуют различные уровни медицинской помощи, каждый из которых имеет свою бюрократическую структуру.

Это лишь некоторые примеры бюрократических систем в разных областях. В каждой из них бюрократия играет свою роль в обеспечении эффективного управления и контроля, но также может иметь свои недостатки, которые требуют реформирования и совершенствования.

Представители

Примерами представителей бюрократии являются:

  1. Государственные служащие и чиновники, которые отвечают за выполнение законодательства и регулирование деятельности государственных органов.
  2. Представители структуры управления вооруженными силами.
  3. Руководители и менеджеры корпораций, объединенные в четко выстроенную систему иерархических связей.
  4. Члены образовательной бюрократической структуры — от сотрудников Министерства просвещения и профильных ведомств до администрации и преподавателей в образовательных учреждениях.
  5. Медицинские чиновники различных уровней, подчиняющиеся Министерству здравоохранения.

Может ли бюрократия быть идеальной?

Применение термина «бюрократия» по отношению к аппарату администрирования началось в 20 веке с «легкой руки» немецкого социолога и экономиста Макса Вебера.

Он вывел общие принципы «идеальной» бюрократии, призванной служить обществу. Вот эти постулаты:

  1. система имеет иерархическую структуру, в которой нижестоящий работник подчиняется вышестоящему;
  2. бюрократы подчиняется легальной власти;
  3. приказы отдаются «сверху → вниз» по иерархической лестнице;
  4. каждый работник бюрократического аппарата несет ответственность за свои действия и действия подчиненных;
  5. функции работников аппарата дифференцируются по специализации решаемых вопросов (каждый работник работает в сфере, в которой он компетентен);
  6. существует свод норм и правил, руководствуясь которыми стандартизируются действия всех работников бюрократического аппарата (говоря современным языком – они действуют согласно должностной инструкции).

Вебер считал, что бюрократия – это идеальный инструмент управления.

Действительно, если бы все сформулированные им принципы соблюдались, то так оно и было бы. Но влияние человеческого фактора способно превратить идеальный инструмент в тормоз развития.

Почему бывают злоупотребления

Хотя обществу необходимо наличие лиц, которые выполняют управленческие задачи, тем не менее в этой сфере присутствуют злоупотребления. Они могут быть обусловлены различными причинами:

  1. Иногда действующие законы таковы, что некоторые юридические понятия и процедуры недостаточно детализированы. В таких случаях для принятия решения чиновнику приходится самому делать выбор. Такая ситуация фактически даёт ему некоторую власть над просителем.
  2. Законодательство представляет собой очень сложную систему. Различные законы могут быть приняты таким образом, что их положения в каких-то деталях могут противоречить друг другу. В таком случае перед чиновником возникает два варианта действий, среди которых он должен выбрать.
  3. Иногда закон чётко формулирует правила, но они расходятся с житейским здравым смыслом. Примером такой ситуации является необходимость ежегодно подтверждать инвалидность одноногому калеке. В таком случае бюрократ, требующий выполнения закона, выглядит жестоким, но на самом деле он просто выполняет свои обязанности.
  4. Среди бюрократов, как и среди других людей, существуют преступники, которые совершают злоупотребления. Борьба с ними является задачей правоохранительных органов.

Для того, чтобы устранить проблемы в деятельности, нужно бороться с теми, кто совершает нарушения

Кроме того, важно совершенствовать действующие нормативные акты, устраняя неоднозначности и приводя их в соответствие с сегодняшними требованиями

В чем отличие от демократии

Если бюрократия – это власть канцелярии, то демократия в переводе с греческого δῆμος «народ» + κράτος «власть» — власть народа.

Демократия – это политическая система, в основе которой находится метод общего, коллективного принятия решений и равного влияния на внутренние процессы государства.

Демократию характеризуют несколько отличительных признаков:

  • Лидеры назначаются народом путем честных выборов.
  • Народ – единственный законный источник власти.
  • Самоуправление происходит для общего блага и в интересах самого общества.

По большому счету сравнивать демократию и бюрократию не совсем корректно.

Демократия – это форма правления, а бюрократия редко выступает как самостоятельная форма правления и ее элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в других формах – например, диктатуре.

Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру

Основная идея в теории бюрократии Мертона и Гоулднера – это побочные эффекты бюрократии, связанные с появлением в обществе ее дисфункции, проявляющейся в подмене целей деятельности ее средствами. В результате все преимущества, связанные с бюрократией, становятся тормозом на пути к рациональному поведению. Такое рациональное организационное устройство как бюрократия порождает внутри себя иррациональные элементы. Р.Мертон выделял следующие негативные проявления бюрократии в обществе:

Люди утрачивают способность принимать собственные решения и вынуждены руководствоваться решениями, навязанными свыше;
Представители бюрократии отказываются от креативного и неординарного мышления, личностного роста и развития;
По причине беспрекословного следования формальным правилам и разработанным руководствам к действию их соблюдение выносится на первый план и становится наиболее важной задачей организационной деятельности;
Руководящие должности занимают безволевые личности, которые имеют стереотипное мышление, с отсутствием воображения и творческого потенциала, гибкости и лояльности в применении официальных норм;
Результатом такой бюрократической деятельности является возвышение и превосходство все тех, кто имеет доступ к власти;
Вся бюрократическая каста становится замкнутой;
Решение всех вопросов происходит без учета ситуации, которая сложилась в данный момент времени;
Безнаказанность бюрократической системы, поскольку есть возможность сослаться на соответствующее правило или инструкцию;
Отсутствие гибкости любой бюрократической организации с внешней средой.

Гоулднер развивал идеи Вебера и выделил два типа бюрократии:

  1. Представительная: основной опорой власти являются ее знания и умения;
  2. Авторитарная: опора на санкции, прав тот, кто имеет власть, власть и есть закон, повиновение становится самоцелью.

Социология является наукой, в которой тема бюрократии наиболее разработана.

Причина: проникновение бюрократии во все сферы общественной жизни. А. Тоффлер считает, что бюрократия имеет три основные черты: стабильность, иерархия, разделение труда.

Социология обосновывает тот факт, что единственной перспективой развития общества является бюрократия, поскольку она – наиболее работоспособная и приемлемая форма управления. И главной задачей современного управления становится изменение роли бюрократии на основе руководства теми принципами, которые разработал в свое время М.Вебер. Достижение этой цели возможно при изменении установок представителей бюрократии и провозглашении корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.

Достичь эту цель предоставляется возможным только в случае изменения целевых установок бюрократов и руководства принципом соотношения их благополучия и карьерных достижений с конечным итогом организационной деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ярмарочная газета
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Бюрократия

Законы мерфи о бюрократии

Политическая наука: Словарь-справочник

1) должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу; формалист, волокитчик;

1. Представитель бюрократии — высшей чиновничьей администрации в феодальном и капиталистическом государствах; крупный чиновник.

2. Неодобр. Должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу; формалист, буквоед. Ох, какой огонь выдержал я от Анюты! — Ты бюрократ, узколобый хозяйственник. Гладков, Головоногий человек. всю дорогу весело ругал себя: — Чиновник ты! Цыплякову поверил, а в народе усомнился, чернильная твоя душа? — Бюрократ ты! Горбатов, Непокоренные.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

БЮРОКРА’Т, а, м. . 1. Представитель бюрократической системы управления. Влиятельный б. 2. Чиновник, в ущерб сущности дела и интересам граждан злоупотребляющий своими полномочиями или придающий преувеличенное

Бюрократам и волокитчикам не место в советском аппарате. 3. перен. Формалист, педант (разг. презрит.).

бюрокра́т

1. лицо, принадлежащее к бюрократии

2. жарг. викип. участник, имеющий, наряду со всеми полномочиями администратора, также возможность присваивать и снимать статусы других участников ◆ Я бюрократ на двадцати сайтах.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова рестлер (существительное):

Предложения со словом «бюрократ&raquo

Я не питаю иллюзий насчёт организационных талантов местных партийных бюрократов.

Бюрократы — недоумевали;»общество» — ликовало и подстрекало.

Сочетаемость слова «бюрократ&raquo

Бюрократи́зм представляет собой отдельно взятые проявления бюрократии, которые в организации управления и власти (причём, как в частных, так в государственных органах управления) выражаются в следующих аспектах: взяточничество, казнокрадство, канцелярщина, местничество, волокита, протекционизм, отписки и некоторые другие, делающие работу соответствующей организации в большей или меньшей степени неэффективной с точки зрения целей и задач этой организации.

Бюрократия (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. κράτος — господство, власть) — Под этим словом подразумеют то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным); затем под Б. разумеют класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих агентов центральной правительственной власти.

Преимущества и недостатки бюрократии

Преимущества:

1. Организационная стабильность: Бюрократическая структура обеспечивает стабильность и надежность в работе организации. Заранее определенные правила и процедуры позволяют предсказать результаты и обеспечить последовательность действий.

2. Четкость и ясность: Бюрократия предоставляет ясные инструкции и правила, что помогает сотрудникам понять, что от них требуется, и какие действия следует предпринять. Это упрощает процесс принятия решений и повышает эффективность работы.

3. Контроль и надзор: Бюрократическая структура предоставляет возможность контролировать и наблюдать за деятельностью сотрудников. Это помогает предотвратить ошибки, нарушения и несанкционированные действия.

4. Специализация и экспертиза: Бюрократия позволяет сотрудникам специализироваться в определенных областях и развивать свои навыки и знания. Это способствует повышению квалификации и эффективности работы.

5. Рациональное использование ресурсов: Бюрократическая структура позволяет более эффективно использовать ресурсы организации, такие как время, деньги и материалы. Заранее определенные процедуры и правила помогают избежать излишних затрат и потерь.

Недостатки:

1. Жесткость и медлительность: Бюрократическая структура может быть слишком жесткой и медлительной. Процедуры и правила могут затруднять принятие быстрых решений и реагирование на изменения внешней среды.

2. Бюрократическая бюрократия: В бюрократической структуре может возникать избыточная бюрократия, когда сотрудники сосредотачиваются на выполнении формальных процедур и правил, вместо решения реальных проблем и достижения целей организации.

3. Отсутствие гибкости и инноваций: Бюрократическая структура может ограничивать гибкость и способность к инновациям. Сотрудники могут чувствовать себя ограниченными в своих возможностях и идеях, что может препятствовать развитию и росту организации.

4. Недостаток мотивации: Бюрократическая структура может снижать мотивацию сотрудников, так как они могут чувствовать себя простыми исполнителями, лишенными возможности принимать решения и вносить вклад в развитие организации.

5. Риск коррупции и неправомерных действий: Бюрократическая структура может создавать условия для коррупции и неправомерных действий. Сотрудники могут злоупотреблять своим положением и властью, что может негативно сказываться на организации и обществе в целом.

В целом, бюрократия имеет свои преимущества и недостатки. Она обеспечивает стабильность и контроль, но может быть жесткой и медлительной

Важно найти баланс и реформировать бюрократическую структуру, чтобы она соответствовала современным требованиям и потребностям

Похожие термины:

  • административный аппарат современного государства или рационализированная часть любой организации, работа которой проявляется в формализации нормативных процедур управления (структурных, про

  • (франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть, господство, букв.: власть канцелярии). 1) тип организации, управление в к-рой основано на безличных (деперсонализированных), письменных инструкциях

  • англ. apparatus, bureaucratic; нем. Apparat, burokratischer. 1. По M. Веберу — персонал бюрократической организации, функционирование к-рой основано на принципе специализации, иерархизации постов, безличном характере вып

  • от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — сила, власть, господство) — англ. bureaucrat; нем. Burokrat. 1. Работник бюрократического аппарата. 2. Должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб д

  • Вебер считал бюрократию самым чистым видом легального господства. Но ни одно государство не может быть целиком бюрократическим, на вершине стоит либо монарх, либо президент, либо избранные лидер

  • англ. bureaucracy models; нем. Burokratie, Modelin der. 1. Часто синоним бюрократии. 2. В социологии организации — различение моделей организации, предложенное Э. Литваком: бюрократическая модель, характеризующаяся жес

  • англ. theories of bureaucracy; нем. Burokratietheorien. Совокупность концепций (К. А. Сен-Симон, М. Вебер, Р. Мертон, Р. Бендикс, Ф. Селзник, А. Гоулднер, М. Крозье, С. Липсет), анализирующих функции и внутренние структуры бюр

  • англ. bureaucracy, types of; нем. Burokratie, Typen der. По А. Гоулднеру — бюрократия дисциплинарная (репрессивная), пользуясь правом приказывать, требует слепого выполнения установленных правил; бюрократия репрезент

  • англ. domination, bureaucratic; нем. Herrschaft, burokratische. 1. По M. Веберу — легальное господство, осуществляемое административно-управленческим аппаратом. 2. Тип госуд. управления, характеризуемый отрывом центральной

  • англ. leader, bureaucratic; нем. Fuhrer, burokratischer. Лидер, авторитет к-рого обусловлен гл. обр. его положением в бюрократической иерархии, а не личными достоинствами и характеристиками.

  • такая озабоченность правилами и установлениями, когда под угрозой оказывается достижение организационных целей.

  • англ. sabotage, bureaucratic; нем. Sabotage, burokratische. По А. Гоулднеру — действия бюрократии, препятствующие нормативному функционированию организации, с целью сохранения собственного места в соц. системе.

  • См. БЮРОКРАТИЯ.

  • тенденция бюрократических организаций к самосохранению.

  • процесс, в ходе которого общество все более превращается в объект контроля со стороны бюрократических организаций с последовательной утратой свободы и индивидуализма.

  • англ. bureaucratism; нем. Burokratismus. Чрезмерно формализованные, медленные или неконтролируемые процессы принятия решения в управленческих системах.

  • (бюрократия от франц. bureau – бюро, канцелярия и греч. kratos – власть) – организация с системой управления, основанной на главенствующей роли административного аппарата. Наиболее значимые разработки

  • форма организации, подразумевающая управленч. контроль, основанный на жестких правилах, специализированных знаниях, инструкциях, регламентирующих трудовое поведение и трудовые отношения. Истор

  • bureaucratese, officialese, gobbledy- gook. — Клише, длинные запутанные конструкции, используемые с целью сбить коммуниканта с толку и завуалировать какиелибо неприятные факты; также используется в канцелярскозакон

  • характеризуется наличием технологически дисциплинированных сотрудников, строго выполняющих свои функции и приказы начальства.

Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру

Эта цель может быть достигнута только путем изменения целей бюрократов и менеджеров, связав их благосостояние и карьерные достижения с конечным результатом организационной деятельности.

Люди утрачивают способность принимать собственные решения и вынуждены руководствоваться решениями, навязанными свыше;
Представители бюрократии отказываются от креативного и неординарного мышления, личностного роста и развития;
По причине беспрекословного следования формальным правилам и разработанным руководствам к действию их соблюдение выносится на первый план и становится наиболее важной задачей организационной деятельности;
Руководящие должности занимают безволевые личности, которые имеют стереотипное мышление, с отсутствием воображения и творческого потенциала, гибкости и лояльности в применении официальных норм;
Результатом такой бюрократической деятельности является возвышение и превосходство все тех, кто имеет доступ к власти;
Вся бюрократическая каста становится замкнутой;
Решение всех вопросов происходит без учета ситуации, которая сложилась в данный момент времени;
Безнаказанность бюрократической системы, поскольку есть возможность сослаться на соответствующее правило или инструкцию;
Отсутствие гибкости любой бюрократической организации с внешней средой.

Термин «бюрократия» пришел из французского языка: Оно объединяет французское слово bureau — бюро или служба — и греческое слово κράτος ( Kratos ) — господство или политическая власть. 13 Французский экономист Жак Клод Мари Винсент де Гурне (1712-1759) ввел этот термин в середине 18 века. 14 Гурне никогда не записывал этот термин, но позже он упомянул его в письме одного из современников:

  1. Представительная: основной опорой власти являются ее знания и умения;
  2. Авторитарная: опора на санкции, прав тот, кто имеет власть, власть и есть закон, повиновение становится самоцелью.

Покойный М. де Гурне иногда говорил: «У нас во Франции есть болезнь, которая хочет нам навредить; эта болезнь называется бюромания». Иногда он изобретал четвертую или пятую форму правления, которую называл «бюрократией».

Первое известное английское употребление относится к 1818 году.13 Ирландская писательница Леди Морган назвала механизм, с помощью которого британцы поработили свою ирландскую колонию, «бюрократией или официальной тиранией, с помощью которой Ирландия так долго управлялась». 16 К середине 19 века это слово стало использоваться в более нейтральном смысле для обозначения системы управления, в которой должности занимают неизбираемые чиновники. В этом контексте «бюрократия» считалась отдельной формой правления, часто подчиненной монархии. 17 В 1920-х годах немецкий социолог Макс Вебер расширил это определение, включив в него любую административную систему, управляемую подготовленными профессионалами в соответствии с установленными правилами. 17 Вебер считал бюрократию относительно позитивным явлением; однако австрийский экономист Людвиг фон Мизес в 1944 году, в связи со своим опытом общения с нацистским режимом, рассуждал, что термин «бюрократия» «всегда используется с уничижительным оттенком»,18 а американский социолог Роберт Мертон в 1957 году высказал мнение, что при определенных обстоятельствах термин «бюрократ» становится «прилагательным и ругательством». 19 Слово «бюрократ» также используется в неодобрительном тоне в политике и администрации для осуждения официальных правил, которые затрудняют выполнение задач. кем? На рабочем месте слово «кем?» очень часто используется для обличения сложных правил, процедур и бумажной работы, которые затрудняют выполнение задач. 20 Социография относится к определенным социальным влияниям, которые могут повлиять на функционирование общества. 21

Студенты сдавали имперские экзамены, чтобы получить место в бюрократии имперского Китая.

Хотя термин «бюрократия» впервые появился в середине 18 века, организованные и слаженные административные системы существовали гораздо раньше. Развитие письменности (ок. 3500 г. до н.э.) и использование документов имели решающее значение для управления этой системой, и первое окончательное появление бюрократии произошло в античности. Шумерия, где зарождающийся класс писцов использовал глиняные таблички для управления и распределения урожая. 22 В Древнем Египте также существовал класс наследственных писцов, которые управляли бюрократией государственного управления. 23

Что такое бюрократия и каковы ее черты?

Бюрократия – это система управления, основанная на исполнении должностных обязанностей в соответствии с предписаниями и правилами, установленными в организации или государстве. Бюрократическая структура может существовать в различных организациях, начиная от государственных учреждений и заканчивая крупными корпорациями.

Вот некоторые основные черты бюрократии:

  • Иерархическая структура: Бюрократические системы обычно имеют иерархическую структуру, где каждый уровень подчиняется вышестоящему. Решения принимаются сверху вниз, а информация передается по вертикали.

  • Правила и процедуры: Бюрократия руководствуется установленными правилами и процедурами. Они четко определяют, какие шаги должны быть предприняты в различных ситуациях, что способствует рационализации работы и обеспечивает консистентность в принятии решений.

  • Специализация и деление труда: Бюрократия предполагает подразделение работников на специализированные должности, каждая из которых выполняет определенную функцию или задачу. Это позволяет повысить эффективность работы и обеспечить высокую профессиональную квалификацию сотрудников.

  • Долгий процесс принятия решений: Из-за своей сложной структуры и адаптации к установленным правилам, бюрократические системы известны своей склонностью к медленному принятию решений. Процесс принятия решений обычно требует согласования между различными уровнями и длительного время на оформление документов.

  • Высокая степень формализации: Бюрократические системы характеризуются высокой степенью формализации, то есть они основаны на подробных и ясных правилах и процедурах, которые диктуют решения и действия сотрудников.

Бюрократия имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, она может обеспечить стабильность и надежность в организации или государстве. Однако, она также может ограничивать творческое мышление и инновации, а также препятствовать оперативному принятию решений. Понимание основных черт бюрократии поможет лучше понять ее функции и роль в современном обществе.

Бюрократическое устройство: его суть, важные особенности и функции

Бюрократия – это система организации и управления, в основе которой лежит построение иерархической структуры и выполнение задач по установленным правилам и процедурам. Бюрократическое устройство характеризуется определенными особенностями и выполняет ряд важных функций, обеспечивая стабильность и эффективность работы организаций.

Важные особенности бюрократического устройства:

  • Иерархическая структура – организация организации в сложную систему звеньев, где каждое звено подчиняется своему вышестоящему и подчиняет свои нижестоящие звенья.
  • Формализация – установление четких правил и процедур, которые регулируют работу каждого звена и работников внутри звена.
  • Делегирование полномочий – передача части власти и ответственности от вышестоящего звена к нижестоящему.
  • Бюрократическая культура – формирование определенных ценностей, норм и принципов внутри организации, которые определяют правила поведения сотрудников.
  • Бюрократическое мышление – сосредоточение на соблюдении правил и процедур, а не на поиске новых решений или инноваций.

Основные функции бюрократического устройства:

  1. Поддержание порядка и стабильности – бюрократия обеспечивает стабильность и предсказуемость в работе организаций, так как все действия осуществляются по установленным правилам и процедурам.
  2. Контроль и координация – бюрократическое устройство позволяет контролировать и координировать работу сотрудников на всех уровнях и звеньях иерархии, что обеспечивает системность и целостность процессов.
  3. Разделение труда – в бюрократии каждое звено выполняет определенную функцию или роль, что позволяет эффективно использовать ресурсы и достичь специализации.
  4. Гарантия ответственности и защиты прав – благодаря формализованным правилам и процедурам, бюрократия предоставляет защиту прав и интересов сотрудников и гарантирует, что каждый несет ответственность за свои действия.
  5. Предоставление информации и принятие решений – бюрократическое устройство предоставляет информацию организации и делает возможным принятие решений, так как каждое звено имеет определенные полномочия и компетенции.

В целом, бюрократическое устройство является основой многих государственных и частных организаций, обеспечивая стабильность, эффективность и ответственность в их работе.

Плюсы и минусы

Критики бюрократии считают, что она обладает огромным количеством недостатков, которые во многом нивелируют даже самые положительные намерения ее членов. Но большинство социологов и политологов признают необходимость ее существования для эффективного управления сложными системами.

В качестве преимуществ бюрократических систем можно отметить:

  1. Стабильность и надежность — благодаря наличию четко прописанных правил и процедур обеспечивается постоянство работы бюрократических органов.
  2. Функциональность — каждый отдел выполняет свои функции и все вместе они заняты работой над общей целью организации.
  3. Контроль — бюрократия позволяет осуществлять контроль за выполнением поставленных задач и использованием ресурсов.
  4. Эффективность — четко выстроенная бюрократическая система способна обеспечить эффективное использование ресурсов и достижение поставленных целей.
  5. Прозрачность — в демократических странах проекты правительственной бюрократии обычно проходят открытые процедуры, что обеспечивает прозрачность и отчетность перед обществом.

Среди минусов главными являются следующие:

  1. Медлительность — бюрократические процессы могут быть чрезмерно сложными и затянутыми. Часто они замедляют или откладывают решение проблем.
  2. Инертность — бюрократические системы нередко проявляют недостаточную гибкость, что не позволяет им быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
  3. Консерватизм — бюрократические организации могут быть неспособными к инновациям и новаторству из-за жестких правил и процедур.
  4. Затратность — бюрократический аппарат часто является довольно дорогостоящим. Кроме того, его неэффективная работа может привести к нерациональному использованию ресурсов.
  5. Недостаток ответственности — в бюрократических организациях ответственность бывает размыта между различными уровнями и подразделениями, что может привести к отсутствию ответственности и наказания за ошибки.
  • наличие большого количества ненужных и бессмысленных бюрократических препятствий;
  • коррупция;
  • разрастание бюрократического аппарата;
  • низкий уровень обслуживания;
  • неудовлетворенность населения и бизнеса;
  • произвол чиновников.

Типы бюрократии

Классическая или аппаратная

Соответствует модели, которая построена М.Вебером. Для этого типа характерно минимальное использование работниками собственных знаний и опыта в управлении, нежелание повышать свою квалификацию, поскольку основной обязанностью является четкое выполнение своих функций, а роль управленцев в организации очерчена строгими рамками.

Аппаратная бюрократия характерна для:

  • министерств и ведомств;
  • учреждений государственного или муниципального управления;
  • организаций со стабильной структурой и нединамичными отношениями с макросредой.

Основные достоинства:

  • Стабильность и отсутствие хаоса;
  • Четкая специализация;
  • Унификация и стандартизация всех процессов, что уменьшает вероятность ошибок и промахов;
  • Гарантия надежности управления;
  • Формальные правила и нормы обеспечивают слаженность деятельности.

Недостатки:

  • Ведет к бюрократизму;
  • Отсутствие стимулов и мотивационных механизмов деятельности;
  • Игнорирование умственных способностей и особенностей психики работников;
  • Принятие неадекватных и несвоевременных решений из-за неэффективности этого типа бюрократии в условиях динамичности и неопределенности окружающей среды в случае возникновения нестандартных ситуаций.

Профессиональная

Деятельность управленцев по-прежнему ограничена ролевыми рамками, но предполагает наличия глубоких профессиональных знаний в специальных областях деятельности.

По сравнению с аппаратной бюрократией профессиональная:

  • Имеет более высокую степень компетентности;
  • Учитывает не только сам управленческий процесс, но и условия его осуществления;
  • Обладает меньшей формализованностью;
  • Имеет большую свободу в принятии решений в рамках своей деятельности, поскольку высшее руководство не настолько компетентно в решении узкого круга специфических вопросов;
  • Использует группирование рабочих мест по функциональному и иерархическому принципу.

Преимущества:

  • Позволяет решать неординарные задачи, поскольку требует от исполнителей глубоких профессиональных знаний;
  • Повышение мотивации работников в решение не только личных вопросов, а групповых и общих;
  • Меньший контроль со стороны высшего руководства, что дает свободу в проявлении творческих способностей.

Недостатки:

  • Требует больших вложений в постоянное повышение образовательного уровня работников;
  • Снижение эффективности в условиях неизменности внешней среды;
  • Необходимости применения более сложных форм применения власти: использование, кроме принудительной и вознаградительной, экспертной и информационной власти.

Адхократия (от латинского «ad hoc» – специальный и греческого «kratos» – власть)

Возникла относительно недавно в начале 70-х годов ХХ века. Это понятие применил А. Тоффлер для организационной структуры временных рабочих групп, которые создаются для решения какой-то одной задачи или выполнения одного проекта.

Адхократия является аппаратом управления, который состоит из профессионалов, четко выполняющих свои функциональные обязанности. Это своеобразная адаптивная структура, способная к быстрым изменениям в зависимости от круга вопросов, которые необходимо решить в данный момент. Каждый раз подбираются специалисты с необходимыми в данной ситуации знаниями. Адхократия в отличие от двух предыдущих типов бюрократии:

  • Не имеет строгого разделения труд и четкой иерархии;
  • Обладает минимальной формализацией деятельности;
  • Способна к быстрому реагированию на изменения во внешней среде.

Важно! Девиз этого типа бюрократии: максимум гибкости и адаптивности. Адхократия не имеет большинства недостатков, присущих классическому и профессиональному типам

Ее эффективность в современных условиях гораздо выше и за ней перспективное будущее.

Система ценностей адхократии представлена карьерными амбициями, самоидентификацией работников с организацией, служением организации для достижения собственных целей.

Основные признаки бюрократии:

  • Противоречие между объективно общественным характером управления и субъективным методом его осуществления. Управление должно отражать волевое желание всего общества, а не локальной группы профессионалов-управленцев;
  • Монополизация власти и управления;
  • Нетерпимость контроля над чиновниками;
  • Реализация и защита монопольного осуществления властных функций;
  • Паразитическая сущность, поскольку это труд, который не создает никакого товара, но является оплачиваемым.

Примеры бюрократических систем в разных областях

Бюрократические системы существуют в различных областях, включая государственное управление, бизнес, образование и здравоохранение. Вот несколько примеров бюрократических систем в этих областях:

Государственное управление

В государственном управлении бюрократическая структура широко распространена. Государственные органы, такие как министерства, агентства и комитеты, имеют иерархическую структуру с четкими цепочками командования. Решения принимаются на разных уровнях и проходят через различные отделы и подразделения. Примером может служить система государственного управления в России, где существует множество министерств и ведомств, каждое из которых отвечает за определенную сферу деятельности.

Бизнес

В бизнесе бюрократическая структура может быть применена для обеспечения эффективного управления и контроля. Крупные компании часто имеют сложную иерархию с разделением на отделы и подразделения. Решения принимаются на разных уровнях и требуют согласования с различными уровнями управления. Примером может служить крупная корпорация, где существуют различные департаменты, такие как финансы, маркетинг, производство и т.д., каждый из которых имеет свою иерархическую структуру.

Образование

В образовании бюрократическая структура может быть применена на разных уровнях, начиная от школ и университетов до образовательных ведомств. Школы и университеты имеют иерархическую структуру с административным руководством, учителями и учениками. Образовательные ведомства, такие как Министерство образования, отвечают за разработку и реализацию образовательной политики. Примером может служить система образования в России, где существуют различные уровни образования, начиная от начальной школы до высшего образования, каждый из которых имеет свою бюрократическую структуру.

Здравоохранение

В здравоохранении бюрократическая структура может быть применена для обеспечения организации и координации медицинских услуг. Больницы и клиники имеют иерархическую структуру с административным руководством, врачами и медицинским персоналом. Здравоохранительные ведомства отвечают за разработку и реализацию политики в области здравоохранения. Примером может служить система здравоохранения в США, где существуют различные уровни медицинской помощи, каждый из которых имеет свою бюрократическую структуру.

Это лишь некоторые примеры бюрократических систем в разных областях. В каждой из них бюрократия играет свою роль в обеспечении эффективного управления и контроля, но также может иметь свои недостатки, которые требуют реформирования и совершенствования.

Представители

Примерами представителей бюрократии являются:

  1. Государственные служащие и чиновники, которые отвечают за выполнение законодательства и регулирование деятельности государственных органов.
  2. Представители структуры управления вооруженными силами.
  3. Руководители и менеджеры корпораций, объединенные в четко выстроенную систему иерархических связей.
  4. Члены образовательной бюрократической структуры — от сотрудников Министерства просвещения и профильных ведомств до администрации и преподавателей в образовательных учреждениях.
  5. Медицинские чиновники различных уровней, подчиняющиеся Министерству здравоохранения.

Может ли бюрократия быть идеальной?

Применение термина «бюрократия» по отношению к аппарату администрирования началось в 20 веке с «легкой руки» немецкого социолога и экономиста Макса Вебера.

Он вывел общие принципы «идеальной» бюрократии, призванной служить обществу. Вот эти постулаты:

  1. система имеет иерархическую структуру, в которой нижестоящий работник подчиняется вышестоящему;
  2. бюрократы подчиняется легальной власти;
  3. приказы отдаются «сверху → вниз» по иерархической лестнице;
  4. каждый работник бюрократического аппарата несет ответственность за свои действия и действия подчиненных;
  5. функции работников аппарата дифференцируются по специализации решаемых вопросов (каждый работник работает в сфере, в которой он компетентен);
  6. существует свод норм и правил, руководствуясь которыми стандартизируются действия всех работников бюрократического аппарата (говоря современным языком – они действуют согласно должностной инструкции).

Вебер считал, что бюрократия – это идеальный инструмент управления.

Действительно, если бы все сформулированные им принципы соблюдались, то так оно и было бы. Но влияние человеческого фактора способно превратить идеальный инструмент в тормоз развития.

Почему бывают злоупотребления

Хотя обществу необходимо наличие лиц, которые выполняют управленческие задачи, тем не менее в этой сфере присутствуют злоупотребления. Они могут быть обусловлены различными причинами:

  1. Иногда действующие законы таковы, что некоторые юридические понятия и процедуры недостаточно детализированы. В таких случаях для принятия решения чиновнику приходится самому делать выбор. Такая ситуация фактически даёт ему некоторую власть над просителем.
  2. Законодательство представляет собой очень сложную систему. Различные законы могут быть приняты таким образом, что их положения в каких-то деталях могут противоречить друг другу. В таком случае перед чиновником возникает два варианта действий, среди которых он должен выбрать.
  3. Иногда закон чётко формулирует правила, но они расходятся с житейским здравым смыслом. Примером такой ситуации является необходимость ежегодно подтверждать инвалидность одноногому калеке. В таком случае бюрократ, требующий выполнения закона, выглядит жестоким, но на самом деле он просто выполняет свои обязанности.
  4. Среди бюрократов, как и среди других людей, существуют преступники, которые совершают злоупотребления. Борьба с ними является задачей правоохранительных органов.

Для того, чтобы устранить проблемы в деятельности, нужно бороться с теми, кто совершает нарушения

Кроме того, важно совершенствовать действующие нормативные акты, устраняя неоднозначности и приводя их в соответствие с сегодняшними требованиями

В чем отличие от демократии

Если бюрократия – это власть канцелярии, то демократия в переводе с греческого δῆμος «народ» + κράτος «власть» — власть народа.

Демократия – это политическая система, в основе которой находится метод общего, коллективного принятия решений и равного влияния на внутренние процессы государства.

Демократию характеризуют несколько отличительных признаков:

  • Лидеры назначаются народом путем честных выборов.
  • Народ – единственный законный источник власти.
  • Самоуправление происходит для общего блага и в интересах самого общества.

По большому счету сравнивать демократию и бюрократию не совсем корректно.

Демократия – это форма правления, а бюрократия редко выступает как самостоятельная форма правления и ее элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в других формах – например, диктатуре.

Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру

Основная идея в теории бюрократии Мертона и Гоулднера – это побочные эффекты бюрократии, связанные с появлением в обществе ее дисфункции, проявляющейся в подмене целей деятельности ее средствами. В результате все преимущества, связанные с бюрократией, становятся тормозом на пути к рациональному поведению. Такое рациональное организационное устройство как бюрократия порождает внутри себя иррациональные элементы. Р.Мертон выделял следующие негативные проявления бюрократии в обществе:

Люди утрачивают способность принимать собственные решения и вынуждены руководствоваться решениями, навязанными свыше;
Представители бюрократии отказываются от креативного и неординарного мышления, личностного роста и развития;
По причине беспрекословного следования формальным правилам и разработанным руководствам к действию их соблюдение выносится на первый план и становится наиболее важной задачей организационной деятельности;
Руководящие должности занимают безволевые личности, которые имеют стереотипное мышление, с отсутствием воображения и творческого потенциала, гибкости и лояльности в применении официальных норм;
Результатом такой бюрократической деятельности является возвышение и превосходство все тех, кто имеет доступ к власти;
Вся бюрократическая каста становится замкнутой;
Решение всех вопросов происходит без учета ситуации, которая сложилась в данный момент времени;
Безнаказанность бюрократической системы, поскольку есть возможность сослаться на соответствующее правило или инструкцию;
Отсутствие гибкости любой бюрократической организации с внешней средой.

Гоулднер развивал идеи Вебера и выделил два типа бюрократии:

  1. Представительная: основной опорой власти являются ее знания и умения;
  2. Авторитарная: опора на санкции, прав тот, кто имеет власть, власть и есть закон, повиновение становится самоцелью.

Социология является наукой, в которой тема бюрократии наиболее разработана.

Причина: проникновение бюрократии во все сферы общественной жизни. А. Тоффлер считает, что бюрократия имеет три основные черты: стабильность, иерархия, разделение труда.

Социология обосновывает тот факт, что единственной перспективой развития общества является бюрократия, поскольку она – наиболее работоспособная и приемлемая форма управления. И главной задачей современного управления становится изменение роли бюрократии на основе руководства теми принципами, которые разработал в свое время М.Вебер. Достижение этой цели возможно при изменении установок представителей бюрократии и провозглашении корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.

Достичь эту цель предоставляется возможным только в случае изменения целевых установок бюрократов и руководства принципом соотношения их благополучия и карьерных достижений с конечным итогом организационной деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ярмарочная газета
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: