Сюжет фильма
Начало 80-х годов. Герой картины стоит в московском дворике и наблюдает за сносом старого жилого дома. В его голове всплывают картины Москвы второй половины 50-х годов. К этому времени относятся основные события картины.
Костик Ромин (О. Меньшиков) – молодой аспирант-историк, приезжает из провинции в столицу и поселяется в коммунальной квартире тетушки Алисы Витальевны (С. Пилявская). Парня ждет учеба в университете, но больше всего его влечет незнакомая столичная жизнь. Коммунальная квартира – особый мир со своими историями, романами, семейными драмами и нелепыми ситуациями.
У молодящегося артиста Мосэстрады Аркадия Варламовича Велюрова (Л. Броневой) возникли серьезные любовные чувства к молоденькой пловчихе общества «Трудовые резервы» Светлане (Т. Догилева).
Необъяснимые отношения царят между переводчицей Маргаритой Павловной (Инна Ульянова), ее бывшим супругом Львом Евгеньевичем Хоботовым (А. Равикович) и новым мужем Саввой Игнатьевичем (В. Борцов). Не желая упускать из виду бывшего мужа, Хоботова пытается создать так называемый «тройственный союз».
У Льва совсем другие планы. Ему хочется освободиться от назойливого внимания Маргариты, которая считает, что бывших супругов не бывает, и настойчиво вмешивается в личную жизнь Хоботова. Она не одобряет его лирические отношения со скромной медсестрой Людочкой (Е. Коренева).
У Костика сразу находится свое место в этом «скворечнике». Его задача – стать посредником между жильцами. Например, чего стоит его пафосное общение с Велюровым. Он пытается объяснить артисту, что пришло время побороть его пагубную страсть к горячительным напиткам. Но при этом озорной юноша провоцирует Велюрова на новую попойку, делая ему незавуалированное предложение: «Аркадий Варламович, а не хлопнуть ли нам по рюмашке?»
Для Хоботова и его возлюбленной Людочки Костик становится ангелом-хранителем. Он ловко проворачивает операцию с переодеванием попавшего в больницу Льва Евгеньевича и освобождает его от слишком «заботливой» бывшей супруги.
Сам Ромин также находит свою любовь. С появлением в его жизни сотрудницы загса Риты (В
Воилкова) молодой человек резко меняет свои привычки, расстается с многочисленными поклонницами и все внимание дарит своей возлюбленной
Что будет дальше с героями картины, неизвестно. Никто так и не узнает, смог ли Хоботов построить крепкую семью с Людочкой, смирилась ли с потерей власти над бывшим мужем Маргарита Павловна, и была ли она счастлива с Саввой Игнатьевичем, как сложилась артистическая карьера Велюрова.
В финальной сцене повзрослевший Костик (М. Козаков) с грустью вспоминает о былых друзьях: «Где вы теперь, друзья моей юности? Вы, бескорыстные подружки?»
Актеры фильма «Девчата».
Анатолий Равикович
Анатолий Равикович, как это ни удивительно, в артисты не стремился, просто решил пойти на сцену из-за выгоды. Звучит, конечно, не очень романтично, но это правда. Началось все с детских лет, маленький Толик, желая вписаться во взрослую компанию дворовых парней, изображал перед ними разных персонажей из кинофильмов. Получалось очень смешно, за это ему давали покурить и относились как к равному, чем Равикович ужасно гордился.
Со временем дворовая сцена переросла в театральные подмостки, где долгие годы актер успешно выступал. В кино играл совсем мало, и роли были незначительные. Но в 1981 году пришло время показать себя на большом экране. М. Козаков пригласил его сыграть интеллигента по фамилии Хоботов («Покровские ворота»), актер с радостью согласился, роль была одной из главных. Лев Хоботов стал для Равиковича отличным стартом в кинематограф. После этой работы его стали приглашать на съемки, в 40 лет добиться успеха — это большое счастье.
Родился Анатолий Равикович в Ленинграде 24 декабря 1936 года. В возрасте семидесяти пяти лет, 8 апреля 2012 года, талантливый актер скончался, сыграв за жизнь множество отличных ролей, но почти все они так или иначе напоминали образ Хоботова, актеры («Покровские ворота») с теплотой вспоминают этого доброго весельчака.
Съемочная группа
Над фильмом работали:
Михаил Козаков
- Михаил Козаков – режиссер-постановщик;
- Юрий Топалер – режиссер;
- Сценарий к фильму написан драматургом Леонидом Зориным;
- Николай Немоляев –оператор-постановщик;
- Н. Басин – оператор;
- Людмила Кусакова– художник-постановщик;
- Алина Будникова – художник по костюмам;
- Нина Желманова – художник-гример;
- Ирма Цекавая – монтажер;
- Виктор Жанов – оператор комбинированных съемок;
- Альберт Рудаченко – художник комбинированных съемок;
- Кирилл Ласкари – балетмейстер;
- И. Наумова – редактор;
- Сергей Вульман – директор картины;
- Владимир Курганский – звукооператор;
- Арсений Лаписов – музыкальный редактор;
- Георгий Гаранян – композитор и дирижер;
- Песни автора и исполнителя Булата Окуджавы.
В картине звучит музыка в исполнении Государственного симфонического оркестра кинематографии и ансамбля «Мелодия» под управлением Г. Гараняна.
Рецензия на «Покровские ворота» 1982 года
Советские фильмы обладают своим обаянием. Они атмосферны. С «Покровскими воротами» та же история. Вы не найдете здесь экшена, который сейчас так востребован и популярен, не найдете интриги, которая будет держать вас до конца фильма. Этого здесь нет. Но зато есть то, что не заменит ни один экшен и ни один боевик — это жизнь, это настоящие чувства и искренность.
После выхода в прокат лента была очень востребована и до сих пор остается любимой ни у одного поколения. И это немудрено: легкий сюжет, песни, знакомые и любимые каждому, кто хоть раз смотрел этот фильм, интерес узнать, чем же все закончится, молодой Меньшиков, в конце концов.
Действие картины разворачивается в Москве 50-ых годов, в самой обычной коммунальной квартире, в которой живут самые разные представители столицы тех годов, с разными судьбами, с разными характерами, но которые гармоничным образом уживаются вместе и не бросают друг друга в беде. Однако о каждом члене этой большой семьи стоит сказать отдельно.
Маргарита Павловна Хоботова — умная, зрелая, статная, уверенная в себе женщина с весьма непростым характером, которая не только держит под каблуком своего нового ухажера, будущего мужа Савву, в прошлом военного, ныне рабочего, но и не выпускает из виду своего бывшего мужа, который также живет в коммунальной квартире.
Лев Евгеньевич Хоботов — бывший муж Маргариты Павловны. Добрый, неловкий, скромный, умный, чувствительный, наивный как ребенок, очаровательный и вызывающий у зрителя теплую улыбку и жалость. Встречает любовь всей своей жизни, молоденькую медсестру Людочку, за ответные чувства которой Лев Евгеньевич готов бороться, однако на пути их стремительно развивающегося романа встает его бывшая жена, которая всеми силами пытается помешать ему обрести свободу.
Аркадий Велюров — «исполнитель куплетов и фельетонов», весьма неординарная личность, противоречивая, гордая, интеллигентная. Влюбляется в пловчиху Светлану и страдает от неразделенной любви.
Алиса Витальевна — милая пожилая дама, чувствительная, добрая, отзывчивая, ностальгирует по ушедшему времени и постоянно заступается за своего племянника Костика.
Костик — аспирант исторического факультета, обаятельный, веселый, остроумный, обладает прекрасным чувством юмора и привлекательной внешностью, благодаря своей харизме с легкостью находит язык даже с самыми необщительными людьми, всегда добивается желаемого. Влюбляется в красавицу Риту, которая еще до первой встречи с Костиком, часто предстает перед ним как видение прекрасной незнакомки. Романтичен, чего не скажешь при знакомстве с ним, но это качество герой раскрывает на встрече с Ритой, талантливо читая ей «Признание» Александра Сергеевича Пушкина.
Это легкая, красиво снятая комедия заставляет зрителя отключаться от своих проблем и погрузиться в Москву прошлого века. Почувствовать неспешное течение жизни того поколения, насладиться ее размеренностью, услышать разговоры соседей из коммунальной квартиры, увидеть, как протекала бурная жизнь молодого поколения с их вечными походами на каток на Чистые пруды, прогулками по центру города, песнями, стихами и танцами. Эта комедия не воспринимается как фильм. Нет. Она воспринимается именно как жизнь, настоящая, полная различных происшествий в разных смыслах этого слова. В «Покровских воротах» есть и грусть, ностальгия по прошлому, и неуемная жажда жизни, и сложные отношения между бывшими супругами, и любовь. Эта картина доказывает, что для настоящей любви не важен возраст. А для того, чтобы жить в полную силу не обязательно быть молодым. Как верно подметил Костик с нотками грусти в голосе и необычайной мудростью: «Молодость — это мгновение. Вы не успеете оглянуться, как я изменюсь. И не в лучшую сторону. Каким рассудительным я буду. Каким умеренным стану я».
«Покровские ворота» — это тот самый пример, когда легкий юмор сочетается с глубоким смыслом на примере жизней, казалось бы, самых обычных людей. Но это только первое впечатление. Чем дольше вы смотрите эту картину, тем сильнее привязываетесь к ее незаурядным героям, которые уже к концу становятся вам настолько родными, что вы не хотите с ними прощаться. Поэтому через какое-то время вы снова включаете этот фильм и снова проживаете вместе с ними их жизни. И так до бесконечности, ведь настоящая любовь не знает конца. И «Покровские ворота» — тому подтверждение.
Съемочная группа
«Покровские ворота», актеры и роли в котором идеально срослись, мог бы и не выйти на экраны вовсе. Режиссер проекта – Михаил Козаков – рассердил руководство Госкино тем, что отказался от съемок в фильме «Государственная граница» (1981 г.). Поэтому Козакову прозрачно намекнули, что его проект могут свернуть. Михаил Козаков дал согласие на съемки в фильме Бориса Степанова, и выпуску «Покровских ворот» больше ничего не препятствовало.
Но и на этом злоключения съемочной группы не закончились. Сразу после съемок и озвучивания фильма Елена Коренева уехала за границу и не вернулась. К творчеству актеров-эмигрантов в тот период относились строго, и фильм могли просто-напросто запретить. Но, к счастью, этого не случилось.
Картина была снята по сценарию Леонида Зорина. Зорин также написал годом ранее сценарий к кинодраме «Транзит», а также к фильмам «Царская охота» (1990 г.) и «Закон» (1989 г.).
Расхождения с пьесой
Единство времени и места действия – обязательное условие для создания пьесы, поскольку за весь ее показ обстановку сменить удается в среднем только два-три раза. Кино же в этом плане не стеснено в возможностях, поэтому «Покровские ворота» — фильм, который во многом не похож на первоисточник, т .е. пьесу.
Отличия есть не только в обстановке, в которой разворачиваются события, но и в образах. Например, яркой особенностью Саввы Игнатьевича в картине стала его привычка употреблять в речи немецкие слова и выражения. Студент Костик, в свою очередь, сыплет французскими словосочетаниями. Но в пьесе Зорина оба персонажа говорят, как обычные люди и не пользуются иностранными словами.
«Покровские ворота», актеры и роли, сыгранные ими, вот уже 30 лет отзываются в сердцах зрителей, ведь в каждом из героев легко узнать себя. Фильм входит в золотую коллекцию советского кино и, скорее всего, никогда не исчезнет с экранов именно благодаря той жизненной правде, которая присуща картине.
Dijelite na društvenim mrežama:
Povezan
- `Свадьба в Малиновке`: актеры золотого фонда отечественного кино
- Самые талантливые и обаятельные итальянские актеры
- Криминальный сериал `Ликвидация`: актеры, роли и сюжет картины
- `Темный мир`: актеры и роли, история создания сиквела
- Актеры `Белое солнце пустыни`: история создания шедевра советского кино
- Роли и актеры `Особенности национальной охоты`
- Актрисы и актеры `Дома восковых фигур`: краткая информация о них
- Сериал `Дворняжка Ляля`: актеры и роли, исполненные в фильме
- Любимые актеры: `Покровские ворота`. Кто снимался в фильме `Покровские…
- `Ласточкино гнездо`: актеры. `Ласточкино гнездо` — замечательный…
- Краткое описание фильма `Красотка`. Актеры и герои мелодрамы
- Краткое описание фильма `Берегите женщин`. Актеры и роли
- Сериал `Однажды в Ростове`: актеры и роли
- Описание сериала `Бессмертник`. Актеры и их герои
- `Генеральская сноха`: актеры и сюжет сериала
- Актеры и роли, `Бессмертник` (2015)
- `Любовь- морковь` (2007): актеры. `Любовь- морковь`: исполнители…
- Сериал `Как выйти замуж за миллионера`: актеры, роли, содержание
- Основные актеры. `Терминатор 3`: красота спасет мир?
- `Достучаться до небес`. Актеры, описание фильма и отзывы
- Комедия `Полосатый рейс`: актеры. Интересные факты о съемках комедии
Краткое описание фильма «Покровские ворота»
Действия фильма происходят в прошлом веке, в пятидесятые годы. В наше время много коммунальных квартир выкупили богатые люди и сделали из них отдельные большие апартаменты. В советское время таких маленьких общежитий было множество, и в каждой, отдельно взятой, протекала по-своему интересная жизнь людей. Совершенно разные личности по воле обстоятельств вынуждены жить на виду у соседей по коммуналке.
В основе сюжета фильма «Покровские ворота» личная жизнь трех очень отличающихся друг от друга мужчин, все они интеллигентные и образованные, но страсти от их любовных приключений разгораются сильнее, чем на молодежных вечеринках.
На первом плане мужчины-актеры, Покровские ворота для них как символ чего-то душевного, чего-то семейного… Самый молодой из них Костя (О. Меньшиков), это красивый парень, аспирант, приехавший из провинции к своей тете (С. Пилявская). Его обаятельность, ум и артистичность в буквальном смысле кружили девушкам головы, от поклонниц отбоя не было.
Следующий персонаж – Аркадий Велюров (Л. Броневой). Велюров – творческая личность, мастер фейлетонов и ценитель женской красоты. Он уже не молод, но его душа просит любви, кроме этого, мастер пера и бумаги любит иногда выпить рюмочку водочки.
Третий из этой выдающейся компании – Лев Хоботов (А. Равикович). Лева – тихий, меланхоличный и безвредный интеллигент. Его жена ушла к другому, но никак не хочет отпустить от себя несчастного Хоботова. Разведен, но не свободен, он встречает даму своего сердца по имени Людочка (Е. Коренева). Чтобы личная жизнь нерешительного Льва устроилась, требуется помощь друзей. Предприимчивый Костик не может спокойно смотреть на муки соседа и берет все в свои руки…
Добьется ли взаимности, влюбленный в Светлану (Т. Догилева) Аркадий, сможет ли решиться на новый брак с Людмилой разочаровавшийся в жизни Хоботов, и найдет ли свою единственную любовь ветреный женский угодник Костя? Ответы на эти вопросы раскроют зрителям во второй серии актеры «Покровские ворота».
История создания
Сценарий Леонида Зорина очень понравился режиссеру Михаилу Козакову, и он отправился с ним на телевидение к руководству творческого объединения «Экран», которое занималось производством телевизионных фильмов.
Режиссер был уверен, что получит согласие на съемки картины о Москве и москвичах. Но реакция директора ТО «Экран» Бориса Хессина была неожиданной. Он посчитал, что фильм не ко времени, так как на дворе начало 80-х, а в сценарии прослеживается ностальгия по хрущевской оттепели.
У Хессина были свои планы на Козакова, он предлагает ему компромисс – в обмен на разрешение на съемки «сомнительной комедии» сыграть Дзержинского в фильме Марка Орлова «Синдикат-2». Но на этой картине дело не закончилось, дальше настоятельными уговорами Козакова заставляют сыграть и в следующих фильмах о «железном Феликсе» – «Государственная граница. Мирное лето 21-го года» и «20 декабря».
Козаков пытался отказать от ролей Дзержинского в других фильмах. Но Хессин говорил, что невозможно, чтобы в картинах, выходящих почти одновременно, одного и того же героя играли разные актеры.
Согласившись на роль, Козаков никак не смог приблизить работу над собственной картиной. В 1980 году он играет Дзержинского в трех картинах, а вопрос с его «Покровскими воротами » так и остается в подвешенном состоянии.
Отчаявшись, режиссер начинает искать иные способы решения вопроса. Он обращается за помощью к знаменитой актрисе МХАТ Софье Пилявской. Председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин уважительно относился к театру и к самой приме.
Пилявская любезно согласилась выполнить просьбу Козакова и встретилась с Лапиным. Результат встречи был положительным, и Козаков начал снимать свою картину. Пилявской он предложил роль Алисы Витальевны – тетушки Ромина.
Когда вопрос с производством картины счастливо разрешился, возникла иная проблема. Оказалось, что Олег Меньшиков уже утвержден на другую роль. Он должен был сниматься в картине Юлия Райзмана «Частная жизнь».
Сценарист Леонид Зорин вспоминал, что кроме Меньшикова на роль Костика они никого брать не хотели. Это была его роль, по-другому быть не могло. Зорин пишет письмо Райзману и просит отдать им «Костика» для участия в съемках «Покровских ворот». К удивлению всех, постановщик «Частной жизни» смилостивился над создателями картины и отпустил молодого артиста, дав ему шанс сыграть главную роль.
Хотя есть иная версия этой истории. Киновед Эльга Лындина утверждает, что Меньшиков сам отказался от участия в «Частной жизни». Дело в том, что ему пришлось бы играть вместе с Михаилом Ульяновым, известным и талантливым актером. Молодому артисту не хотелось находиться в тени великого Ульянова, поэтому он и договорился с Райзманом об уходе в картину «Покровские ворота».
Актеры фильма «Гараж».
Олег Меньшиков
Один из самых высокооплачиваемых актеров России – Олег Меньшиков, но это в наше время, в советский период Меньшиков был еще малоизвестной личностью в кино. Что остается неизменным с годами у этого артиста, так это огромное количество поклонниц. Женщины во все времена его обожали. Статный, красивый, импозантный еще и талантливый, как тут не влюбиться! Несмотря на такую популярность, Олег совершенно не заносчивый, добрый и отзывчивый человек. Много раз приходил своим друзьям на помощь как в материальном плане, так и в моральном.
Еще во времена студенчества Меньшиков сыграл в двух фильмах, которые сделали его знаменитым. «Родня» и «Покровские ворота» стали первой ступенькой по лестнице славы. Многие зрители помнят его по этим фильмам. Неунывающий оптимист Костик («Покровские ворота») сразу пришелся по душе советским зрителям, особенно зрительницам.