Интернет-слава Каневского
«Следствие вели» идёт по НТВ уже 14 лет, а количество эпизодов скоро дойдёт до 500. И в какой-то момент передача добралась до эпохи мемов, когда любой объект поп-культуры настоящего или прошлого может в какой-то момент стать шаблоном для шуток. Произошло это и с Каневским, а точнее — с его коронной фразой.
Каждый выпуск ведущий завершает словами «А впрочем, это уже совсем другая история», которая становится «мостиком» к следующей серии. В начале «десятых» фразу превратили в мем о вещах, которым никогда не суждено произойти. Согласно Google Trends, пик шутки пришёлся на 2013 год.
Но и в последующие годы Каневский оставался героем мемов, пусть и без единого шаблона. Повлияло то, что постепенно вырастали люди, которые видели передачи Каневского в детстве, а он всё ещё оставался на экране в той же роли. Образ ведущего «Следствие вели» сразу же узнаётся многими пользователями рунета, что всегда добавляет мемам популярности.
Ещё один фактор — «актёрские» эпизоды Каневского, которые часто балансируют на грани ироничного и немного нелепого. А в октябре появился ролик, где Каневский «выступил» в роли ведущего игры Among Us, где тоже нужно расследовать убийства.
https://www.youtube.com/watch?v=_z0m7TozqUo
Нарезка «актёрских» моментов Леонида Каневского
Ещё одна необычная «фишка» передачи «Следствие вели» — моменты, когда на экране показывают сразу нескольких Леонидов Каневских. Эпизоды стали иллюстрацией шуток про шизофрению и попытки найти виноватого в собственных проблемах.
В 2019 году актёр признавался, что замечал свою популярность среди молодёжи: « смотрят молодые люди. Ко мне подходят дети 13-15 лет и говорят те слова, ради которых я там существую: „Как интересно! Как здорово!“. А криминал они могут посмотреть на любом канале. Им интересно смотреть и слушать про то время: как жили, как общались, как шутили. Они слышат мою интонацию и верят мне».
Упоминания Каневского можно встретить и в твиттере. Часто пользователи иронизируют над стилем «Следствие вели», когда спокойное описание советского быта резко переключается на жестокие подробности очередного убийства.
Цитаты из «Следствие вели» — тоже отдельный поджанр мемов. Во «ВКонтакте», например, нижегородские студенты уже два года ведут небольшой паблик «Леонид Каневский на каждый день» с шутками и крылатыми фразами. На сайте Ficbook можно найти даже несколько фанфиков по мотивам «Следствие вели» — в самом популярном из них организовали кроссовер Каневского и «Наруто».
Каневский продолжает выпускать свою передачу на НТВ, показывая разные стороны советской эпохи. Но застал и другое время, уже после развала СССР, но этот отрезок он готов оставить своему преемнику: «Думаю, появится ещё один Каневский, который со своей интонацией, своим отношением расскажет об этом времени. Но я его пока не хочу трогать». Может, это будет уже не ТВ-шоу, а подкаст или шоу на российском стриминговом сервисе, в духе западного True Crime.
Ну а впрочем…
«Гоша с катера»
По распоряжению прокурора области Бориса Рыбникова была сформирована оперативно-следственная группа. Дело оказалось очень сложным. Выдвигалось множество версий, включая ограбление: погибшая-то работала кассиром. Под подозрением какое-то время находился даже ее муж — оператор областного телевидения. А еще в общежитиях завода проживало около ста «химиков» — так в народе называли условно-досрочно освобожденных из мест заключения судимых за различные преступления, в том числе и сексуальной направленности. Но постепенно эти версии после тщательной отработки одна за другой отпадали. Два месяца прошло, результатов нет — следствие зашло в тупик. И это обстоятельство родило вторую особенность дела Харлова. Работники Тюменской областной прокуратуры применили новую методику расследования: по способу совершения преступления. Следственная группа подняла все нераскрытые дела по преступлениям сексуальной направленности, совершенным за последние пять лет на территории области. И, перелопатив их, нашли схожее по способу нападения, характеру ранений — в Тарко-Сале. По счастливой случайности жертва там выжила. И дала описание нападавшего — «Гоши с катера». Прояви тогда принципиальность, добросовестность и профессионализм инспектор местного уголовного розыска, не случилось бы других преступлений. Но там подозреваемого отпустили. А этот «Гоша» и был Харлов — рулевой-моторист катера БТ-268. Убийца был пойман. Новая методика, разработанная тюменцами, с тех пор широко применялась в Советском Союзе при расследовании подобных дел.
Новость по теме
Тюменка Анна Халембакова произвела фурор на болгарском шоу «Голос»
— Судебный процесс был открытым. Это часто практиковалось в подобных резонансных уголовных делах?
— Крайне редко. Суд в Тюмени должен был идти в закрытом режиме. Но жители поселка водников потребовали открытого процесса. И это было еще одной особенностью дела Харлова. Власти были против. Но рабочие завода пригрозили, что прекратят ремонт судов, и, что больше всего напугало местное партийное руководство, заявили, что не пойдут на назначенные на лето 1974 года выборы в Верховный Совет СССР. А кандидатом в депутаты на этих выборах был новый первый секретарь Тюменского обкома КПСС Геннадий Богомяков. Бойкот выборов — это уже политика. Допустить такой скандал власти не могли и вынуждены были дать согласие на открытый процесс. Суд проходил в ДК судоремонтного завода. Зал был переполнен. С государственным обвинением выступал сам Борис Рыбников. В своей речи на суде прокурор области, характеризуя преступника, произнес фразу: «Он хуже зверя». Харлов был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу.
Тридцать лет спустя
— У нас в регионе это было самым громким делом советского времени?
— Громких дел было достаточно. Но судебный процесс, о котором мы говорим, был первым и последним открытым. Больше по делам такой направленности открытых процессов в Тюмени не проводили.
— А почему? Были же у нас страшные резонансные преступления и в постсоветский период. Почему они не вызывали такую реакцию и требований открытого суда?
Новость по теме
Алла Михеева из «Вечернего Урганта» побывала в Тюмени
— На мой взгляд, сейчас столько и реальных, и выдуманных ужасающих преступлений и их реконструкций с утра до ночи по телеканалам демонстрируется, что люди, как это ни печально, к криминалу привыкли и воспринимают как обыденность. А в то время ничего подобного и близко не допускали на телевидении. Преступность называли родимым пятном капитализма, как и пьянство, хулиганство, уличные драки. И вдруг убийство человека, известного всем в поселке. Конечно, это вызвало взрыв эмоций — как так, мы строим коммунизм, а тут такое злодеяние.
— Вы тесно сотрудничали и с творческой группой телепередачи, и с Леонидом Каневским. Не тяжело было общаться со звездой экрана?
— Даже налета «звездности» у Леонида Каневского я не заметил. Ему вот-вот исполнится 80 лет, но он в добром здравии, полон энергии, у него прекрасное чувство юмора. Знаменитый актер сказал мне, что не был в Тюмени 30 лет, и его порадовали и те изменения, которые произошли за это время в городе, и горожане. Он общался с тюменцами. Его узнавали и люди старшего поколения, и молодежь. Мы с творческой группой побывали в тех местах, которые упоминаются в телевизионной передаче. Я выводил их на улицу имени Марии Расковой. Сейчас дома, в котором жила Тамара Пантелеева, нет, но Дом культуры «Водник» на Мысу, где в 1974 году проходил открытый суд над насильником и убийцей Харловым, стоит. А в музее областного УМВД Леонид Каневский встречался с ветераном органов внутренних дел Василием Дерябиным, который в конце 70-х участвовал в разоблачении Харлова. В музее даже есть уголок, посвященный истории раскрытия этого преступления.
Дом культуры «Водник» на Мысу, где в 1974 году проходил открытый суд над насильником и убийцей Харловым Фото: АиФ/ Юрий Пахотин
— Александр Антонович, откройте тайну — заинтересовала ли еще какая-нибудь тюменская история знаменитого телеведущего?
Жертву убийцы знали все
Юрий Пахотин, «АиФ-Тюмень»: программа «Следствие вели…» с Леонидом Каневским выходит на телевидении уже 13 лет. В чем, по-вашему, секрет ее долголетия и популярности?
Александром Петрушин: Я отвечу на этот вопрос сразу и как рядовой телезритель, и как историк, и как председатель общественного совета. Во-первых, лично мне импонирует цель этого телепроекта — показать неотвратимость наказания. Больше ни в одной из массы подобных художественных и документальных программ такой четко выраженной цели нет. Во-вторых, создатели программы рассказывают об уголовных делах советского периода. О тех страшных преступлениях, которых было немало во времена СССР, но о них почти ничего не известно большинству людей, даже живших в тот период, поскольку цензура такие вещи на газетные полосы и на телеэкран не пропускала. И, наконец, в-третьих, это обязательно законченные дела, как правило, с расстрельными приговорами. Как известно, расстрел как высшую меру наказания, в постсоветский период отменили. Подкупает, на мой взгляд, зрителей и то, что криминальный сюжет соединен с показом колорита того времени. Одежда, манера поведения, песни, настроение – словом, полная реконструкция эпохи. И плюс — талант ведущего. Старшее поколение помнит Леонида Каневского по культовому сериалу «Следствие ведут ЗнаТоКи», где он великолепно сыграл инспектора уголовного розыска Томина. Тогда этот сериал произвел фурор. А знаменитая песня «Наша служба и опасна, и трудна» тогда стала практически гимном милиции и до сих пор очень популярна в рядах полиции.
— Тюмень впервые попала со своей криминальной историей в эту программу. Почему? Это уголовное дело отличалось какими-то особенностями?
— Да, отличалось. Историю о том, как шло расследование дела сексуального маньяка, насильника и убийцы Харлова я описал в судебном очерке «По следу «зверя». Это преступление было совершено в Тюмени в марте 1973 года в поселке Мыс, тогда он назывался поселок судоремонтного завода. В сарае одного из домов по улице Марины Расковой был обнаружен труп Тамары Пантелеевой со следами множественных ранений и насилия. И вот первая особенность — это было первое в истории Тюмени публичное дело. Погибшую знал весь поселок. Еще девчонкой в годы войны она пришла на завод.
Отдала ему больше 25 лет. А когда в январе 1959 года открылся заводской клуб, сейчас это ДК «Водник», она пошла туда работать кассиром. Понятно, что клуб был центром всей общественной жизни. Там демонстрировали кинофильмы, проходили тематические вечера, работали разнообразные кружки. Естественно, Тамару Пантелееву знали все: от мала до велика. И, когда случилась эта трагедия, жители поселка потребовали от правоохранительных органов найти и покарать убийцу. Это мощное давление общественности не прекращалось до тех пор, пока преступник не был пойман.
Новость по теме
По документальной драме тюменского режиссера снимут фильм
Любовь и ненависть в Советском Союзе
Каневский был известен всей стране как следователь Томин, поэтому в 2006 году он приходит к схожему амплуа — но на этот раз не в художественном сериале, а в документальном шоу. «Следствие вели» начинает выходить на канале НТВ, и в названии сразу же видно отсылку к знаменитому советскому сериалу.
«Следствие вели» можно назвать «советским True Crime» до того, как термин стали активно использовать для проектов про реальные уголовные дела. Каневский выступает рассказчиком, который в каждой серии описывает про новое преступление и его расследование, которые происходили в СССР с 1917 по 1991 год.
Главная особенность «Следствие вели» — это не типичное шоу, где автор остаётся просто голосом за кадром, перечисляющим криминальные сводки. Команда проекта прибегает к игровым съёмкам, чтобы воссоздать события, не попавшие на камеру в реальной жизни, а Каневский то и дело «вмешивается» в эпизод, добавляя контекст и собственное видение.
Такая реконструкция советской эпохи приводит к странному сочетанию. С одной стороны, в «Следствие вели» раскрываются подробности порой очень жестоких преступлений, которые происходили по всей стране. Некоторые из них довольно известные, по другим же архивы долгое время были скрыты. С другой стороны, через комментарии Каневского можно заметить явную ностальгию по СССР, когда «отношения между людьми были более прозрачными».
Каневский сам понимает, что в его передаче Советский Союз предстаёт хорошим и в то же время жутким местом: «Я имею возможность сказать добрые слова о времени, которое было и прекрасным, и сложным. Драматическое — счастливое и грустное одновременно».