Кино
Никто не помнит Татьяну Пельтцер на экране молодой. Кинематограф вошёл в ее жизнь поздно, а фильмы, в которых актриса исполнила свои дебютные роли, многие годы пролежали на полках.
В одночасье стать популярной и получить негласное звание «матери русского солдата в кино», Татьяне Ивановне помогли роли в фильмах об Иване Бровкине и Максиме Перепелице.
Татьяна Пельтцер и Леонид Харитонов в фильме «Иван Бровкин на целине», 1958 год
Дорвавшись до кино, актриса не щадила себя. Она боялась, что не успеет ярко показаться и ее забудут. Потому фильмы с участие Пельтцер выходили практически каждый год. «Укротительница тигров», «Анискин», «Морозко», «Медовый месяц», «Вам и ее снилось»… В самых разных фильмах режиссеры всегда находили место для «счастливой комической старухи», как называла себя сама Татьяна Ивановна.
Детство и юность
Татьяна Урлауб появилась на свет в Ленинграде 2 июля 1928 г. Предками будущей актрисы были немецкие переселенцы, перебравшиеся в Петербург в 19 веке. Отца Татьяны звали Людвиг Урлауб. Он был инженером химической промышленности. В браке с русской девушкой Евгенией родилось двое детей – Татьяна и Владимир.
Семья проживала в центре города на Таврической улице, считалась интеллигентами. Многие из предков Тани были актерами, музыкантами, художниками и архитекторами. Отец всегда говорил, что склонность к творчеству у них в крови. Талант и харизму девочка получила от главы семейства. Людвиг был талантливым актером, выступал на сцене народного театра, прекрасно пел.
Он водил дружбу с ленинградскими знаменитостями, среди которых был известный художник Кузьма Петров-Водкин. Мужчина крестил Татьяну, часто заглядывал к Урлаубам в гости. Однажды он нарисовал портрет Тани, назвав картину «Девочка с куклой».
Работу мастера выложили на выставке в Талине, в музее Куму. Когда Таня подросла, ее отдали в балетную школу. Инициатором стал крестный Кузьма, который утверждал, что хрупкая Татьяна станет прекрасной балериной. Таня не разделяла мнение крестного, так как танцы ее не привлекали, в отличие от театра.
Татьяна Пилецкая в молодые годы
Перечить родным девушка не стала, покорно поступила в Ваганьковское училище. Крестный умер через 2 года, девушка не стала чернить его память, продолжила учебу. Вскоре в учебном заведении начал работать драм. кружок, куда Татьяна пришла одной из первых.
Девушка влюбилась в работу актрисы. Она принимала участие в «Снежной королеве» и в «Голубом и розовом». Мечты об актерской карьере пришлось отложить на потом после внезапного начала Второй мировой войны. Ваганьковское училище было эвакуировано на Урал, а родители Тани остались в Ленинграде в блокаде.
Девочка с ужасом открывала письма родителей, ожидая плохих новостей. Брата Владимира отправили на фронт, где он погиб в 1941 году. О смерти брата Татьяна узнала из письма отца. В 1942 году родителей актрисы выслали из Ленинграда на Урал, и дочь наконец смогла увидеть родных.
Семейное счастье было недолгим, Евгении с дочерью разрешили вернуться в Ленинград после войны, а вот отцу повезло меньше. Людвига репрессировали на 15 лет в Краснотурьинск, а Татьяне пришлось скрывать немецкое происхождение во избежание гонений. В документах девушка указывала отчество «Львовна»
В 1945 году Татьяна окончила училище, хотя балериной становиться не планировала. После получения диплома девушка устроилась работать в кордебалет Театра эстрады, затем работала в Театре музкомедии, чтобы зарабатывать на хлеб. Работа ей нравилась, но достичь в ней чего-то большего Татьяну не тянуло.
Сольные партии она мысленно отдавала другим танцовщицам, понимая, что у нее нет особого желания быть на первых ролях. Девушка продолжила учебу в Большом драмтеатре имени Горького, в мастерской Казико, параллельно красавица подрабатывала манекенщицей в Доме моды. Одно участие в показе приносило Татьяне 300 рублей. Деньги спасали бедственное положение семьи.
Пилецкой досталась роль Веры в «Княжне Мери»
Биография
Татьяна Пельтцер родилась в семье известного режиссера, 6 июня 1904 года, в Москве. Отец Иоганн Робертович, немец по национальности, снимал кино. Мать, Евгения Сергеевна (Эсфирь Боруховна) этническая еврейка, занималась домом и детьми. Младший брат Александр стал впоследствии автомобильным конструктором и гонщиком.
Татьяна Пельтцер в детстве (на фото слева с отцом Иоганном Робертовичем Пельтцер)
Дома с детьми разговаривали исключительно на немецком языке.
Таня с детства хотела стать актрисой, она с 9 лет выходила на сцену театра. Причем актерскому образованию талантливая от природы девушка учиться не стала.
Последние годы и печальный уход
Проводив в последний путь отца и брата, и оставшись совсем одна, актриса начала быстро сдавать. Ее настигла возрастная болезнь — Альцгеймер. И только благодаря заботливым коллегам и лояльному режиссеру, она ещё продолжала выходить на сцену.
Но вскоре, актриса начала забывать практически все и ей пришлось лечь в больницу. Там Татьяна Ивановна упала и сломала шейку бедра.
Больше на ноги ей встать не удалось. А в лежачем полузабытом состоянии Пельтцер прожила недолго. Она ушла на 88 году жизни. Инфаркт случился во сне.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Личная жизнь
Первым мужем актрисы стал Константин Пилецкий – капитан 1 ранга, за которого девушка вышла в 18 лет. Она взяла фамилию мужа, под которой затем приобрела популярность. Супруги были в браке 15 лет, однако актриса признается, что виделись они крайне редко. Татьяна пропадала на съемках, а Константин на службе. Семейной жизнью это можно назвать с натяжкой.
Успешную актрису постоянно обвиняли в романах на стороне. Ходили слухи о романах с Марком Бернесом и Олегом Басилашвили. Муж ревновал ко всем актерам, работающим с Татьяной, к поклонникам и режиссерам. В браке родилась дочь Наталья, однако она не спасла семью от разрушения.
Актриса ушла от мужа к Вячеславу Тимошину, с которым мечтала построить счастливые отношения. Судьба отомстила Пилецкой самым изощренным способом. Муж ушел от нее к другой спустя 10 лет брака. Татьяна до сих пор считает, что это была карма.
С мужем Борисом Агешиным Татьяна прожила 45 лет
Супруг изменял ей на протяжении всей семейной жизни, но открылись подробности предательств после развода. С мимом Борисом Агешиным Татьяну познакомила Маргарита Шумская. Цыганская певица буквально сосватала новоиспеченную пару. Супруги жили счастливо, любили друг друга на протяжении 45 лет.
В 2018 году народный артист Агешин умер. Пилецкая посвятила свою жизнь сцене и семье. У дочки Натальи родилась девочка Лиза. Бабушка чрезвычайно гордится успехами внучки, которая нашла себя в изобразительном искусстве.
Интересные факты
- Скульптор Александр Пахомов сделал по образу Татьяны фарфоровую фигурку юной балерины. В то время Таня училась в Ваганьковском училище. Фигурка Ломоносовского завода до сих пор хранится в Русском музее.
- Татьяна Львовна служит в «Балтдоме» больше 50 лет.
- На съемках фильма «Северный ветер» у Ренаты Литвиной актриса играла вместе с живым оленем, что привело ее в восторг.
- Актриса любит учить длинные монологи, они ей даются легко. Короткие фразы она не запоминает.
- Знаменитая Галина Уланова была в приемной комиссии Ваганьковского училища, куда поступала Татьяна Пилецкая.
- Прапрабабушка Пилецкой была офицером, участвовала в войне с Наполеоном, потеряла правую руку в боях. Она пробралась на фронт, чтобы отомстить за мужа, переоделась в мужчину и не сразу была раскрыта.
- У актрисы есть 5 книг: «Серебряные нити», «Хрустальные дожди», «Да, у всех судьбы разные», «Всегда с вами», «Навстречу ветру».
- Татьяна участвует в озвучивании фильмов.
- Режиссеры долгое время называли Татьяну актрисой со злым взглядом после участия в «Разных судьбах».
- В 1958 г. отец Татьяны вернулся из ссылки с другой женщиной. Мать Евгения была смертельно больна тифом и умерла на руках у Людвига.
- Предки Татьяны из Германии держали в Петербурге фабрику по изготовлению очков. Их очки носил сам Антон Чехов.
Татьяне Пилецкой исполнилось 90
Актрисе удалось побывать в Венеции на кинофестивале. Во время просмотра фильма с Чарли Чаплином актриса весь сеанс проплакала. За искренние чувства сеньор Малосси подарил девушке флакон духов. Актриса хранит бутылку из-под рома, которую ей подарил третий супруг Борис во время первого знакомства. Он пришел с подругой Тани цыганкой и принес бутылку рома и 200 граммов колбасы.
Пилецкая разрушила брак Олега Басилашвили и Татьяны Дорониной. Узнав об их романе на съемочной площадке, Доронина уехала на поезде домой. Вскоре она узнала о беременности двойняшками, но из-за злости на мужа прервала беременность. Дочь актрисы занимается туристическим бизнесом, а внучка стала художником, она помогала бабушке создавать обложки к книгам.
Часто задаваемые вопросы
Поклонники часто задают вопрос, не жалеет ли актриса о том, что расцвет ее карьеры пришелся на преклонные годы. Актриса говорит, что жизнь бурлит, ее постоянно приглашают на интервью, присуждают награды, но ей было бы приятнее получать знаки внимания в молодости, а не когда ей исполнилось 90 лет. Пилецкая смеется, что в ее возрасте премии уже не радуют.
Долгое время ходили слухи, что со вторым мужем актриса разошлась из-за романа с Олегом Стриженовым. Актриса признается, что Олег за ней ухаживал, но она не отвечала мужчине взаимностью. С мужем разошлась из-за его измен.
Пилецкая утверждает, что для актрисы возраст не является помехой
Театр
Пельтцер сменила множество провинциальных театров. Вначале это была антреприза, затем передвижной храм Мельпомены им. Красной армии. За ним был театр военно-морского флота…
Вернувшись в столицу, Татьяна Ивановна выходит замуж и на несколько лет эмигрирует в Германию.
Но и на чужбине актерское ремесло не покидает ее. Местный режиссер приглашает ее в свою постановку под названием «Инга».
Вскоре Пельтцер возвращается на родину и попадает во второй состав театра им. Моссовета. Но здесь ее очень быстро увольняют со странной формулировкой «за проф. непригодность».
Разочарованная актриса на два года уезжает в Ярославль. Ей было неплохо в местном драм. театре, но все же Татьяне Ивановне хотелось вернуться в Москву.
И вскоре долгожданная возможность представилась. В столице открылся новый театр миниатюр.
Даже небольшие роли, которые ей доставались, приносили актрисе большое удовольствие. Она с юмором относилась к своим персонажам.
Возможно, поэтому у Татьяны Пельтцер появились свои поклонники, для которых самыми запоминающимися были именно ее небольшие работы.
В конце сороковых годов, актриса, наконец обрела родную сцену, на которой ее ценили и уважали, ею стали для Пельтцер подмостки Театра сатиры.
Наиболее успешной пьесой с ее участием стала «Свадьба с приданым».
Пока театром управлял Марк Захаров, Татьяну Ивановну все любили и помогали ей. И даже плохая память не была причиной для увольнения. Если актриса в силу возраста забывала слова, коллеги выручали ее, импровизируя по ходу действия.
Татьяна Пельтцер и Виталий Доронин в телеспектакле «Свадьба с приданым», 1953 год
Следом за Захаровым Пельтцер перешла в Ленком. Хотя в ее положении это могло показаться опрометчивым. Новая сцена в столь солидном возрасте — сильный стресс. Однако, Татьяна Ивановна не хотела работать под началом другого режиссера. Марк Анатольевич выбил для своей любимицы звание народной артистки.
Биография
Родилась 3 октября (15 октября по новому стилю) 1860 года в селе Новоселица Российской империи, ныне Жмеринского района Винницкой области Украины, в шляхетской семье. Отец — Виталий Дитковский, мать — Анели Сераковская. Рано осталась сиротой, воспитывалась отчимом Юзефом Пилецким. Племянница Сгизмунда Сераковского.
Начальное образование получила дома, выучив немецкий и французский языки. 1882 году София переехала в Киев, где работала гувернанткой.
Театральная деятельность
В 1880—1883 годах она пела в хоре Н. Лысенко. Позже стала членом труппы М. Старицкого как хористка и актриса. В 1890—1907 годах работала в труппе П. К. Саксаганского, в 1908—1916 годах — в театре Н. Садовского в Киеве, после Октябрьской революции — в Новом драматическом театре им. И. Франко (1920—1921 годы). В 1926—1930 годах София Тобилевич гастролировала вместе с Н. Садовским и П. Саксаганским по разным периферийным театрам. В 1935 году ушла со сцены.
Литературная деятельность
Занималась собиранием фольклорных материалов, побывала в соответствующих поездках по Украине, в которых собирала народные материалы: песни, предания, пословицы и поговорки. Увлекшись украинским народным творчеством, освоила музыкальную грамоту, сделала фольклорные записи на Подолье, Волыни, Черниговщине, Полтавщине, Херсонщине и в Галичине.
В 1883 году вышла замуж за И. К. Тобилевича. В 1884—1885 годах жила с ним в Новочеркасске, где Карпенко-Карый отбывал ссылку. Помогала мужу в его работе. Перевела на украинский язык ряд произведений с итальянского, польского, французского и других языков. Была автором книг «Жизнь И. Тобилевича» (1945), «Корифеи украинского театра» (1947), «Мои дороги и встречи» (1957).
Умерла 7 октября 1953 года в Киеве, похоронена на Байковом кладбище.
Семья
София Витальевна — вторая жена (с 1883 года) Ивана Карповича Тобилевича (Карпенко-Карого), у неё были дети:
- Мария Ивановна Тобилевич (в замужестве Кресан; 1883—1957),
- Назарий Иванович Тобилевич (1907—?).
Личная жизнь
Брак с немцем Гансом стал для Татьяны Пельтцер единственным. Как сама вспоминала актриса, их роман был очень бурный. Но, прожив чуть менее пяти лет, супруги развелись по инициативе актрисы, которая признавалась, что полюбила другого.
Расстались они друзьями. Будучи проездом в Москве, бывший муж не раз захаживал в гости к Татьяне Ивановне, да и его сын мог навестить актрису.
Больше замуж она не выходила, детей не было. Хотя именно роли чьих-то мамаш и бабушек удавались Пельтцер лучше всего.
От отсутствия семьи Татьяна Ивановна не страдала. Она была окружена весёлыми коллегами, с которыми любила поиграть в преферанс.
К тому же на плечи Татьяны Ивановны легла забота о престарелом отце и брате, ставшем инвалидом посте аварии.
Коллеги вспоминают об артистке, как об очень аккуратной и собранной. Она всегда завораживала мощной харизмой, подавляла своим бешеным темпераментом, поэтому работать с ней было непросто.
Пельтцер всегда старалась выглядеть презентабельно. До глубокой старости делала зарядку, выходила на пробежки, наряжалась и делала прически.
Единственным недостатком актрисы было курение и любовь к крепкому кофе. В остальном она следила за питанием и на гастролях всегда готовила себе сама.
Карьера в кино
После приезда в Ленинград артистка много работала, бралась за любую подработку. Мать Евгения устроилась в военное ателье сторожем, получала копейки, дочь старалась обеспечить семью. Из желания улучшить финансовое положение девушка решила сняться в кино.
Режиссер Александр Ивановский был соседом Урлаубов. Он пришел к ним в гости и предложил Тане сняться у него в кино. Поначалу имя неизвестной актрисы даже не указывали в титрах. Первыми фильмами Пилецкой стали: «Золушка» и «Солистка балета».
В первом фильме в своей жизни Татьяна сыграла девушку, смотрящую на экран в кинотеатре. Увидев себя в кино, Пилецкая долго плакала, настолько себе не понравилась. Мать уговаривала попробовать силы второй раз, наконец, ей это удалось.
Первую серьезную роль Таня получила по судьбоносной ошибке. Пилецкую утвердили на эпизодическую роль, но волею случая она получила главную роль Даши в фильме «Пирогов». Режиссер не смог найти подходящую кандидатуру, но приметил на площадке Таню, которая вполне подходила по типажу.
Картина имела успех у телезрителей, Татьяну начали узнавать на улицах. Неожиданно для всех после первого громкого успеха Пилецкая взяла перерыв в работе актрисой. Девушка вышла замуж за офицера, уехала вслед за ним за Полярный круг. Семейная жизнь оказалась слишком скучной для творческого человека.
Кадр из киноленты «Разные судьбы»
Актриса пыталась разнообразить будни жены и матери. Она выступала на радио, в Доме офицеров, ставила театральные спектакли для детей. Душа актрисы требовала большой сцены, поэтому Пилецкая вернулась в Ленинград вместе с ребенком. Вернувшись, актриса тут же получила несколько приглашений на съемки. Она без раздумий согласилась на роль Веры в «Княжне Мери».
На съемочной площадке находился знаменитый режиссер Леонид Луков, который заметил прекрасную внешность актрисы и явный талант. Он пригласил Пилецкую в новый проект «Разные судьбы» без проб, предложив ей образ Татьяны Огневой. Пилецкая получила лучшую роль в своей фильмографии, сыграв вместе с Георгием Юматовым, Татьяной Конюховой и Юлианом Паничем.
Тщеславная героиня Татьяна принесла актрисе небывалую популярность. Поклонники писали письма мешками, юные модницы подражали прическе Огневой. Открытки с героиней продавались на каждом углу. Удивительно, что вместе с народной славой к актрисе прицепился стереотип, перечеркнувший ее карьеру.
Режиссеры посчитали, что Пилецкая – актриса одной роли, после которой зрители будут ее ассоциировать только с Огневой из «Разных судеб».
В лучах славы после удачного кинофильма Пилецкую еще приглашали сниматься. Она сыграла в картинах:
- «Мечты сбываются».
- «Олеко Дундич».
- «Иду к вам».
Константин и Татьяна Пилецкие
После 1961 года Татьяну перестали приглашать на съемки. Актриса не стала горевать, а направила энергию в театральное русло. Она начала служить в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола, где работает по сегодняшний день. Через 5 лет закончился период актерского простоя. Актрису пригласили сниматься в фильмах:
- «Зеленая карета».
- «В старых ритмах».
- «Тайны следствия».
Татьяна признается, что с возрастом стала более востребованной в кино. Актриса утверждает, что молодых неопытных актрис много, а вот на роль зрелых женщин и бабушек брать некого. У одних память плохая, у других личные драмы.
В 2009 году Пилецкая получила одну из главных ролей в сериале «Вербное воскресенье». Женщина сыграла бывшую приму-балерину. Из телешоу артистку приглашали в передачи «Судьба человека» и «Мой герой». Татьяна не отказывается от нового опыта, пытаясь взять от актерской жизни все.