Островский александр николаевич — жизненный и творческий путь

Биография островского

Пьесы

Про­из­ве­де­ния Алек­сандра Островского:

  • Бед­ная подруга
  • Бед­ность не порок
  • Вино­ват без вины
  • При­да­ное
  • Безум­ные деньги
  • Бога­тые невесты
  • Похме­лье на чужой вечеринке
  • Васи­ли­са Мелентьева
  • Губер­на­тор
  • Вол­ки и овцы
  • Уче­ник
  • Теп­лое сердце
  • Грех и тос­ка тех, кто не живет
  • Гро­за
  • Дмит­рий При­тво­ря­ет­ся и Васи­лий Шуйский
  • Сли­ва
  • Женить­ба Бальзаминова
  • Козь­ма Заха­рыч Минин-Сухорук
  • Комик 17 века
  • Кра­сав­чик
  • Лес
  • В ожив­лен­ном месте
  • Доста­точ­но про­сто­ты для каж­до­го мудреца
  • Не было ни копей­ки, но вдруг Алтын
  • Не садись на санки
  • Не все коту масленица
  • Не от мира сего
  • Они не ладили!
  • Не живи, как хочешь
  • Рабы
  • Неожи­дан­ный случай
  • Позд­няя любовь
  • Послед­няя жертва
  • Прав­да хоро­ша, а сча­стье лучше
  • Празд­нич­ный сон – до обеда
  • Без­дна
  • Яркий, но не горячий
  • Наши люди – давай­те посчитаем
  • Их соба­ки куса­ют­ся, к чужим не придираются
  • Семей­ная фотография
  • Серд­це не камень
  • Сне­гу­роч­ка
  • Ста­рый друг луч­ше двух новых
  • Талан­ты и поклонники
  • Рабо­чий хлеб
  • Туши­но
  • Труд­ные дни
  • Утро моло­до­го человека
  • Шут­ни­ки

Алек­сандр Ост­ров­ский. Гром­кие рус­ские имена

Биография Александра Островского

Из биографии Островского известно, что этот человек занимался писательской деятельностью на протяжении более чем 40 лет.

Всего из-под его пера вышло 49 знаменитых на весь мир пьес.

Слава к Александру Островскому пришла после публикации его главного произведения «Свои люди – сочтемся». Вышла в свет данная пьеса не сразу, потому что сначала ее запретила цензура за оскорбление сословия купцов.

Умер Александр Островский на своем рабочем месте. В момент написания своей новой пьесы у него развился приступ стенокардии, из-за которого автор и скончался.

Произведения Александра Островского были неоднократно экранизированы. Всего было снято больше, чем 40 кинолент по пьесам, написанным Островским. 

Детство и юность

Драматург появился в семье из 8 детей, четверо из которых умерли еще в детские годы. При этом Александр – самый старший из всех детей в семье Островских.

В 8-летнем возрасте будущий драматург потерял свою мать. Она умерла. По этой же причине отец Островского снова женился на баронессе Эмили Андреевне фон Тессин, которая показалась Александру заботливой и доброй женщиной.

В связи с тем, что у отца Островского была очень обширная библиотека, Александр с детских лет начал увлекаться чтением русской литературы. Любопытным остается и то, что отец Александра искренне хотел, чтобы его сын был юристом.

Александр Островский в 1835 году поступил в Первую московскую гимназию и выпустился оттуда в 1840 году.

Юность известного драматурга и писателя была бурная. Александр Островский не отличался тихим нравом и излишней скромностью, а наоборот, ему нравилось погулять на полную. Вино, карты и женщины – это все, что было ему необходимо в тот момент.

Образование

Александр Островский получал образование дома, но его отцу хотелось дать сыну юридическое образование.

Потакая своему папе, Островский поступил на юридический факультет Московского университета. В период обучения там будущий драматург все свободное время проводил в Малом театре, где появлялись такие актеры как Михаил Щепкин и Павел Мочалов. Увлечение Островского на тот момент и заставило его бросить институт в 1843 году, потому как он считал, что «сел не в свои сани».

Личная жизнь

Главные моменты личной жизни драматурга говорят о том, что он жил с женщиной из простой семьи – Агафьей. У нее не было образования, но она стала первой, кто прочитал произведения, написанные Островским. Она во всем поддерживала своего супруга. Все дети, появившиеся в таком гражданском браке, умерли еще в детстве. С этой женщиной Островский жил примерно двадцать лет.

А в 1869 году он женился на артистке Марии Васильевне Бахметьевой, которая родила для него 6 детишек.

Творческая деятельность

  1. 1843 год. Островский поступил работать канцеляристом в Совестный суд. Зарплата была небольшая, 4 рубля в месяц. Она увеличилась в четверо, когда в 1845 году он перевелся в Коммерческий суд. На своей работе он имел возможность наблюдать за сценами из жизни крестьян, купцов, мелких дворян, должников, городских мещан и родственников, разрываемых наследственными дрязгами. Все это было подпиткой и подспорьем для творчества. Островский описывал купеческий быт и задумывал сочинить пьесу.
  2. 1847 год. Пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были впервые напечатаны в журнале «Московский Городской Листок». Вскоре вышел в свет первый набросок пьесы «Несостоятельный должник» (впоследствии названой «Свои люди-сочтемся!»)
  3. 1850 год. В журнале «Москвитянин» была опубликована пьеса «Свои люди-сочтемся!», которая принесла Островскому долгожданную славу. Еще до публикации о ней было множество положительных отзывов. Автором пьесы также значился Дмитрий Горев-Тарасенков, актер, с которым Александр Николаевич состоял в творческом союзе. Это сотрудничество стало основой для множества неприятностей в будущем. Мало того, что оно не стало плодотворным (участие соавтора было лишь в написании одной сцены), так и дало почву завистникам обвинить самого Островского в заимствовании чужих идей. Высмеянное в пьесе состоятельное купечество было крайне недовольно пьесой. В результате жалоб комедия была запрещена к постановке. Также по указу императора Островский был уволен и определен под надзор полиции.
  4. 1853 год. Впервые ставится пьеса «Не в свои сани не садись», опубликованная в том же году в «Москвитянине».
  5. 1855 год. После вступления на трон Александра II, полицейский надзор с Островского был снят.
  6. 1856 год. Островский поступает на службу в журнал «Современник», ставший идейным центром революционно-демократической мысли, полемически устранив консерваторов и либералов, составлявших ранее основной состав редакции. Также в этом году, по инициативе князя Константина Николаевича, Островский был отправлен на Волгу, в командировку по описанию всех местностей России.
  7. 1859 год. Выходит первое собрание сочинений, опубликованное в 2 томах, после которого Островский был удостоен хвалебной критики Н. А. Добролюбова.
  8. 1860 год. Пьеса «Гроза» появилась в печати. Это самая известное произведение драматурга. Знаменательно оно и из-за личной драмы писателя. У Любови Косицкой, которая была прототипом Катерины, а также первой исполнила её роль, и Островского были сложные взаимоотношения. Их любовная связь продолжалась недолго, так как они были несвободны, но оставила глубокий след в сердце писателя.
  9. 1861 год. Пьеса «Свои люди сочтемся» была допущена к постановке. Спектакли по этому произведению были поставлены сразу в нескольких театрах — в Петербургском, Александрийском и московском Малом театрах.
  10. 1863 год. Островский был удостоен премии имени Уварова за свою пьесу «Гроза» и стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
  11. 1866 год. Островский создает новый Артистический кружок. Его целью было оказание помощи талантливым актерам и создание творческой атмосферы взаимодействия всех работников искусства. В кружке читались новые произведения, проводились художественные выставки, звучала новая музыка известных композиторов, в том числе Рубинштейна и Чайковского.
  12. 1874 год. Островский становится председателем нового Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Целью этого собрания было установление авторских прав на пьесы и композиции и недопущение их показа без разрешения автора или его уполномоченного.
  13. 1881 год. Создается комиссия при дирекции имперских театров. Островский занимается тем, что составляет разнообразные проекты по организации работы театров, стремится упростить постановку спектаклей и повысить оплату труда актёрам.
  14. 1883 год. Выходит новая пьеса драматурга «Без вины виноватые». Этот образец классической мелодрамы с неожиданным и интригующим сюжетом, был написан под влиянием посещения Кавказа. После премьеры Островский получил почетное право на ежегодную денежную выплату от императора Александра III.
  15. 1885 год. Островский становится начальником театрального училища и определяет репертуар всех московских театров. Он покровительствует самым талантливым актёрам и пытается сформировать в стране новую актерскую школу, стремится к реализму на сцене.

Островский и русское общество

Александр Николаевич Островский — выдающийся драматург, чьи произведения до сих пор остаются актуальными и популярными. Он является одним из самых значимых представителей русской литературы XIX века и считается одним из основоположников русского реализма.

Творчество Островского тесно связано с русским обществом того времени. Его пьесы отображают реальные проблемы и явления, с которыми сталкивались обычные люди

Таким образом, Островский смог привлечь внимание зрителей к наиболее сложным социальным и культурным вопросам той эпохи

  • Основоположник русского реализма. В своих произведениях Островский наглядно и объективно отображал жизнь русской действительности своего времени. Он постоянно поднимал в своих произведениях вопросы социальной справедливости и морали.
  • Конфликты и характеры. Особенностью произведений Островского является острота социальных конфликтов и ярко выраженные характеры главных героев. В его пьесах отображается не только внешняя реальность, но и внутренний мир человека.
  • Популярность и продолжительность творчества. Островский писал более 50 пьес, которые стали культурным наследием России и до сих пор популярны в театрах. Его творчество продолжает вдохновлять многих писателей и драматургов в разных странах мира.

Таким образом, творчество Островского имеет огромное значение для русской литературы и культуры в целом. Его пьесы являются не только художественными произведениями, но и источником знаний о реальной жизни и обществе XIX века. Они помогают лучше понимать прошлое и современность, а также отражают важные социальные проблемы, которые до сих пор не утратили своей актуальности.

Ранние годы и образование

Драматург и писатель Александр Островский появился на свет 12 апреля 1823 по новому стилю в Москве. Его родители не имели отношения к профессиональному творчеству, искусству. Однако были людьми начитанными и довольно образованными.

Отца молодого человека звали Николай Федорович. Мужчина происходил из среды духовенства. По настоянию родителей окончил семинарию, а затем и духовную академию. Однако жизнь священнослужителя его вовсе не привлекла.

Вместо религиозной работы он предпочел чиновничий пост. Своим трудом добился должности судебного стряпчего. К 1839 году благодаря упорству и работоспособности отец будущего писателя дослужился до коллежского асессора и получил дворянский титул.

Мать драматурга звали Любовь Ивановна. Ее родители служили при церкви. Молодой человек так и не успел как следует ее запомнить, поскольку та скончалась, едва Островскому исполнилось 9 лет от роду.

После смерти супруги отец писателя женился во второй раз, на Эмили фон Тиссен, дочке шведского аристократа. По счастливому стечению обстоятельств мачеха оказалась доброй и заботливой.

Помимо Александра в семье родилось трое детей (еще несколькие умерли в младенчестве). Жалованье отца было довольно высоким. По крайней мере, чтобы не бедствовать, семье его вполне хватало.


Дом в Голиковском переулке, где родился А.Н. Островский

Материальный достаток позволил вплотную заняться образованием детей. Постигать знания Островский начал рано. Его обучением занималась мать, женщина умная и начитанная. А после ее смерти — мачеха, которая много времени уделяла образованию приемных детей.

С ранних лет Островский увлекался иностранными языками и чтением. Большой удачей было то, что у отца имелась солидная библиотека. После знакомства с отечественной и зарубежной литературой Александр Николаевич загорелся желанием стать писателем. Однако отец его стремления не разделял. Он намеревался устроить сына чиновником.

В 1835 году молодой человек был зачислен в Московскую гимназию, где получил начальное образование. А затем, в 1840, по настоянию родителя Островский поступил в Московский университет, на юридический факультет.

Учился писатель средне. Окончить образование, и получить диплом он так и не сумел. В 1843 ему не удалось сдать экзамен по римскому праву. В результате молодой человек написал заявление и отчислился по собственному желанию.


Островский в молодости

Отец помог сыну устроиться на мелкую должность Совестный суд. А затем через несколько лет Островский-младший перешел в Коммерческий суд, где занимался разрешением хозяйственных споров между мещанами, купцами, торговым крестьянством и мелкими дворянами. Тут он трудился до 1850-го года.

За долгий период службы Островский повидал немало людей. В будущем они стали основой для собирательных образов, типажей и ярких характеров, известных нам по многочисленным комедиям писателя.

Несмотря на чиновничью работу Александр Николаевич и не думал отказываться от своей затеи стать драматургом. Втайне от всех он записывал наиболее интересные образы и ситуации в свой блокнот. На их основе создавал собственные типажи для будущих пьес.

Наследие и влияние на современный театр

Творчество Александра Николаевича Островского оказало огромное влияние на развитие российской и мировой театральной культуры. Его произведения стали классическими образцами русской драматургии и были активно поставлены на сценах театров не только в России, но и за рубежом. Наследие Островского в мировой театральной искусстве чрезвычайно значимо.

Великий русский писатель запечатлел в своих пьесах многие аспекты русской жизни XIX века: социальные неравенства, тяжелый труд народных масс, отношения между людьми в обществе. Он создал богатую галерею образов, которые до сих пор актуальны и насыщены жизненностью. Произведения Островского являются непреходящим источником идей и тем, которые до сих пор рассматриваются и обсуждаются на сценах современного театра.

Влияние Островского можно наблюдать в различных аспектах современного театра. Многие театры по-прежнему ставят его пьесы, а актеры с удовольствием играют роли, созданные им. Островского продолжают изучать в театральных институтах и курсах, чтобы извлечь наибольшую пользу из его уникального дара создавать яркие и запоминающиеся образы.

  • Сочетание драмы и комедии. Одно из главных достоинств Островского – умение при помощи простых и понятных средств передавать глубокий смысл и при этом не терять юмора. В его пьесах смешиваются жизненные трагедии и смешные ситуации, что создает особую атмосферу и привлекает зрителей. Это стало своеобразным почерком Островского и легло в основу многих современных комедийных спектаклей.
  • Реализм. Островский стремился к максимальной приближенности к реальной жизни, поэтому его пьесы полны живых и правдивых образов. Он создавал театр для людей и говорил о серьезных проблемах, с которыми каждый может столкнуться. Современный театр также стремится к реализму, к передаче жизни и души персонажей на сцене.
  • Социальный и политический подтекст. В произведениях Островского всегда присутствуют социальные и политические аспекты. Он затрагивал вопросы классовых различий, несправедливости и борьбы за справедливость. Эти темы актуальны и сегодня, их можно найти в разных театральных постановках, которые освещают проблемы современного общества.

Таким образом, наследие Александра Николаевича Островского играет важную роль в развитии современного театра. Его произведения стали классикой, которую до сих пор активно ставят и изучают. Идеи, описанные Островским, являются важными и актуальными, и они находят свое место на современных театральных сценах.

Биография писателя

Николай Алексеевич Островский — советский писатель, автор романа «Как закалялась сталь». Как главный роман Островского, изображающий становление революционера, так и личность автора (писавшего несмотря на тяжёлые заболевания, неподвижность и слепоту) в Советском Союзе были окружены искренними популярностью и почитанием многих читателей.

Н. А. Островский родился в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии(сейчас — Острожский район Ровненской области, Украина) в семье рабочего винокуренного завода (по другим данным, владельца шинка и двух чайных) Алексея Ивановича Островского и кухарки. Досрочно был принят в церковно-приходскую школу«по причине незаурядных способностей»; школу окончил в 9 лет (1913) с похвальным листом. Вскоре после этого семья переехала в Шепетовку. Там Островский с 1916 г. работал по найму: на кухне вокзального ресторана, кубовщиком, рабочим материальных складов, подручным кочегара на электростанции. Одновременно учился в двухклассном (1915-1917), потом высшем начальном училище (1917—1919). Сблизился с местными большевиками, во время немецкой оккупации участвовал в подпольной деятельности, в марте 1918-июле 1919 гг. был связным Шепетовского ревкома.

20 июля 1919 вступил в комсомол, 9 августа ушел на фронт добровольцем. Воевал в кавалерийской бригаде Г. И. Котовского и в 1-й Конной армии. В августе 1920 г. был тяжело ранен в спину под Львовом (шрапнелью) и демобилизован. Участвовал в борьбе с повстанческим движением в частях особого назначения (ЧОН). По некоторым данным, в 1920-1921 гг. был сотрудником ЧК в Изяславе. В 1921 работал помощником электромонтера в Киевских главных мастерских, учился в электротехникуме, одновременно был секретарём комсомольской организации. В 1922 г. участвовал в строительстве железнодорожной ветки для подвоза дров в Киев, при этом сильно простудился, затем заболел тифом. После выздоровления — комиссар батальона Всеобуча в Берездове (в пограничном с Польшей районе), был секретарём райкома комсомола в Берездове и Изяславе, затем секретарем окружкома комсомола в Шепетовке (1924). В том же году вступил в ВКП(б).

По официальной версии, на состоянии здоровья Островского сказались ранение и тяжёлые условия работы. Окончательный диагноз Н. Островского — «Прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов».Осенью 1927 года начинает писать автобиографический роман «Повесть о „котовцах“», но спустя полгода рукопись была утеряна при пересылке. С конца 1930 года он с помощью изобретённого им трафарета начинает писать роман «Как закалялась сталь». Посланная в журнал «Молодая гвардия» рукопись получила разгромную рецензию: «выведенные типы нереальны». Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи. После этого рукопись редактировали заместитель главного редактора «Молодой гвардии» Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева. Островский признавал большое участие Караваевой в работе с текстом романа; также он отмечал участие Александра Серафимовича, который «отдавал мне целые дни своего отдыха». В ЦГАЛИ есть фотокопии рукописи романа, которые зафиксировали почерки 19 человек. Официально считается, что Островский диктовал текст книги «добровольным секретарям». Профессор В. В. Мусатов утверждает, что «сам процесс создания текста романа носил именно коллективный характер». При этом он ссылается на свидетельство М. К. Куприной-Иорданской, передававшей слова литературного критика Генриха Ленобля (ум. 1964), называвшего себя одним из соавторов романа. По её словам Ленобль говорил, что «роман „Как закалялась сталь“ делали семь человек. Авторский вариант романа был совершенно неудобочитаем». Куприна-Иорданская спросила Ленобля: «Зачем вы пошли на этот обман?», на что тот ответил: «Всё равно, если бы не я, кто-нибудь другой это сделал». В пользу противоположной точки зрения свидетельствует то, что Н. Островский в своих письмах подробно рассказывает о своей работе над романом, существуют воспоминания современников — свидетелей работы писателя над книгой. Текстологические исследования подтверждают авторство Н. Островского.В апреле 1932 г. журнал «Молодая гвардия» начал публиковать роман Островского; в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней вышла и вторая часть. Роман сразу приобрёл большую популярность.

Переезд в Смоленск

Регионы центральной России традиционно считаются не самыми успешными субъектами федерации. Провинции, не имеющие доступа к нефтяным и газовым месторождениям, живут, как правило, на дотации из федерального бюджета.

Для того чтобы оживить обстановку центральная власть периодически делает попытки бросить на застойные регионы молодых, энергичных губернаторов с нестандартным мышлением, призванных дать толчок экономическому и социальному развитию вверенных им областей.

В 2012 году очередь дошла до Смоленской области. Губернатор Сергей Антуфьев был отправлен в отставку, а на его место был временно назначен молодой политик из Москвы. В апреле 2012 года областная дума единогласно утвердила Алексея Владимировича в должности.

Несмотря на отсутствие опыта руководящей работы, депутат был полон сил и решимости «свернуть горы» на новой должности и рьяно принялся за дело. Одним из самых заметных шагов Островского стала кадровая чистка аппарата областной администрации. За время первого срока было ликвидировано больше 500 штатных единиц, оптимизированы расходы на затратные статьи областного бюджета.

Сотрудничество с «Современником»

Начиная с 1853 года, в течение тридцати лет, пьесы Александра Николаевича каждый сезон демонстрировались на сценах Малого (в Москве) и Александринского (в Петербурге) театров. С 1856 года творчество Островского регулярно освещается в журнале «Современник» (печатаются произведения). Во время общественного подъема в стране (перед отменой крепостного права в 1861 году) произведения писателя вновь приобрели обличительную остроту. В пьесе «В чужом пиру похмелье» писатель создал внушительный образ Брускова Тита Титыча, в котором воплотил грубую и темную силу домашнего самовластья. Здесь впервые прозвучало слово «самодур», закрепившееся впоследствии за целой галереей персонажей Островского. В комедии «Доходное место» высмеивалось ставшее нормой жизни продажничество чиновников. Драма «Воспитанница» являлась живым протестом против насилия над личностью. Ниже будут описаны и другие этапы творчества Островского. Но вершиной достижения этого периода его литературной деятельности стала социально-психологическая драма «Гроза».

Театр Островского

С А. Н. Островского начинается русский театр в его современном понимании: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

  • театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
  • неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
  • ставка не на одного актёра;

«Хорошая пьеса понравится публике и будет иметь успех, но долго не продержится на репертуаре, если плохо разыграна: публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу; пьесу можно и прочесть. „Отелло“, без сомнения, хорошая пьеса; но публика не желала ее смотреть, когда роль Отелло играл Чарский. Интерес спектакля есть дело сложное: в нем участвуют в равной мере как пьеса, так и исполнение. Когда и то и другое хорошо, то спектакль интересен; когда же что-нибудь одно плохо, то спектакль теряет свой интерес.»

— «Записка по поводу проекта „Правил о премиях императорских театров за драматические произведения“»

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создаёт актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский.

Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешённости от своей личности, чего М. С. Щепкин не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы», будучи очень недоволен автором пьесы.

Идеи Островского были доведены до логического конца К. С. Станиславским и М. А. Булгаковым.

Ранние годы и образование

Дра­ма­тург и писа­тель Алек­сандр Ост­ров­ский родил­ся 12 апре­ля 1823 года по ново­му сти­лю в Москве. Его роди­те­ли не име­ли отно­ше­ния к про­фес­си­о­наль­но­му твор­че­ству, искус­ству. Одна­ко это были начи­тан­ные и доста­точ­но обра­зо­ван­ные люди.

Отца юно­ши зва­ли Нико­лай Федо­ро­вич. Этот чело­век про­ис­хо­дил из духо­вен­ства. По насто­я­нию роди­те­лей он окон­чил семи­на­рию, а затем духов­ную ака­де­мию. Одна­ко жизнь свя­щен­но­слу­жи­те­ля его совер­шен­но не прельщала.

Вме­сто рели­ги­оз­ной рабо­ты он пред­по­чел офи­ци­аль­ную долж­ность. Бла­го­да­ря сво­ей рабо­те он достиг долж­но­сти судеб­но­го адво­ка­та. В 1839 году бла­го­да­ря упор­ству и тру­до­лю­бию отец буду­ще­го писа­те­ля дослу­жил­ся до чина кол­леж­ско­го асес­со­ра и полу­чил дво­рян­ский титул.

Мать дра­ма­тур­га зва­ли Любовь Ива­нов­на. Его роди­те­ли слу­жи­ли в церк­ви. Моло­дой чело­век не успел ее как сле­ду­ет запом­нить, так как она умер­ла, как толь­ко Ост­ров­ско­му испол­ни­лось 9 лет.

После смер­ти жены отец писа­те­ля женил­ся во вто­рой раз на Эми­ли фон Тис­сен, доче­ри швед­ско­го ари­сто­кра­та. По счаст­ли­вой слу­чай­но­сти маче­ха ока­за­лась доб­рой и заботливой.

Кро­ме Алек­сандра в семье роди­лось трое сыно­вей (еще несколь­ко умер­ли в мла­ден­че­стве). Зар­пла­та отца была доволь­но высо­кой. По край­ней мере, что­бы не бед­ство­вать, его семье хватало.

Дом в Голи­ков­ском пере­ул­ке, где жил А. Н. Островский 

Мате­ри­аль­ный доста­ток поз­во­лял справ­лять­ся с вос­пи­та­ни­ем детей. Ост­ров­ский рано начал схва­ты­вать зна­ния. Его мать, интел­ли­гент­ная и обра­зо­ван­ная жен­щи­на, посвя­ти­ла себя его обу­че­нию. А после ее смер­ти маче­ха, мно­го вре­ме­ни уде­ляв­шая вос­пи­та­нию при­ем­ных детей.

С ран­них лет Ост­ров­ский увле­кал­ся ино­стран­ны­ми язы­ка­ми и чте­ни­ем. Это была боль­шая уда­ча, что у мое­го отца была силь­ная биб­лио­те­ка. После зна­ком­ства с оте­че­ствен­ной и зару­беж­ной лите­ра­ту­рой у Алек­сандра Нико­ла­е­ви­ча появи­лось горя­чее жела­ние стать писа­те­лем. Одна­ко отец не раз­де­лял его стрем­ле­ний. Он наме­ре­вал­ся орга­ни­зо­вать сво­е­го сына как чиновника.

В 1835 году юно­ша посту­пил в Мос­ков­скую гим­на­зию, где и полу­чил началь­ное обра­зо­ва­ние. А затем, в 1840 году, по насто­я­нию роди­те­лей Ост­ров­ский посту­пил на юри­ди­че­ский факуль­тет Мос­ков­ско­го университета.

Он учил­ся на писа­те­ля. Он не закон­чил свое обра­зо­ва­ние и не смог полу­чить диплом. В 1843 году он про­ва­лил экза­мен по рим­ско­му пра­ву. В ито­ге моло­дой чело­век напи­сал заяв­ле­ние и выдво­рен по соб­ствен­но­му желанию.

Ост­ров­ский в молодости 

Отец помог сыну полу­чить неболь­шую долж­ность в Учре­ди­тель­ном суде. А затем, через несколь­ко лет, Ост­ров­ский-млад­ший пере­шел в Арбит­раж­ный суд, где зани­мал­ся раз­ре­ше­ни­ем хозяй­ствен­ных спо­ров меж­ду горо­жа­на­ми, куп­ца­ми, купе­че­ским кре­стьян­ством и мел­ки­ми дво­ря­на­ми. Здесь он рабо­тал до 1850 года.

За дол­гий пери­од служ­бы Ост­ров­ский пови­дал нема­ло людей. В даль­ней­шем они ста­ли осно­вой для соби­ра­тель­ных обра­зов, типов и ярких пер­со­на­жей, извест­ных нам по мно­го­чис­лен­ным коме­ди­ям писателя.

Несмот­ря на бюро­кра­ти­че­скую рабо­ту, Алек­сандр Нико­ла­е­вич и не думал отка­зы­вать­ся от сво­ей идеи стать дра­ма­тур­гом. Втайне от всех он запи­сы­вал самые инте­рес­ные обра­зы и ситу­а­ции в свой блок­нот. На их осно­ве он создал свои типы для буду­щих работ.

«Глубокое понимание русской жизни»: экспедиция на Волгу и театральные премьеры


Группа писателей-авторов журнала «Современник». Слева направо: Лев Толстой, Дмитрий Григорович (верхний ряд); Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин, Александр Островский (нижний ряд). 1856. Библиотека Всероссийского музея А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

В 1852 году Островский сочинил пьесу «Не в свои сани — не садись» о попытке отставного кавалериста нажиться с помощью выгодного брака. Это было первое произведение драматурга, которое поставили на сцене. Писатель отдал текст Малому театру бесплатно. Помимо этого, он сам репетировал вместе с актерами и помогал им вжиться в роли. Главную героиню сыграла известная актриса Любовь Никулина-Косицкая. Прозаик Иван Горбунов вспоминал: «Посреди глубокой тишины публика прослушала первый акт и восторженно, по нескольку раз, вызывала исполнителей. В коридорах, фойе, в буфете пошли толки о пьесе. Восторгу не было конца».

Во время репетиций в Малом театре Островский подружился с актером Провом Садовским. Именно ему в 1853 году драматург посвятил новую пьесу «Бедность не порок». По сюжету купец Торцов хотел выдать дочь за богача, но случайно благословил ее брак с бедным возлюбленным. Премьера прошла в январе 1854 года, чуть раньше произведение напечатали в «Москвитянине». Это была последняя пьеса, которую опубликовало издание. В 1856 году из-за финансовых споров с владельцем Островский уволился и вскоре перешел в журнал «Современник».

Летом 1856 года Александр Островский поехал в этнографическую экспедицию по Волге. Ее организовало Морское министерство. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и многих других городах. В его задачи входило описать быт и нравы местных жителей, их основные промыслы, особенности интерьеров, диалекты. В самом начале экспедиции с Островским произошел несчастный случай: лошади понесли, и тарантас перевернулся. За несколько месяцев, пока драматург лежал со сложными переломами, он написал пьесу «Доходное место».

Во время поездки Островский записывал истории местных купцов. Одна из них легла в основу произведения «Не сошлись характерами» о браке между обедневшим дворянином и богатой купеческой дочерью. Вскоре писатель закончил пьесу «Воспитанница», а в 1859 году при содействии графа Григория Кушелева-Безбородко напечатали первое собрание сочинений Островского в двух томах. Спустя несколько месяцев драматург написал драму «Гроза». Действие происходило в вымышленном городе Калинове. Молодая Катерина, которую изводила деспотичная свекровь Кабаниха, изменила мужу и от отчаяния бросилась в Волгу. В 1860 году критик Николай Добролюбов опубликовал знаменитую рецензию «Луч света в темном царстве», где трактовал самоубийство девушки как протест против мира невежественных и жестоких купцов. Публицист о. В 1863 году за пьесу «Гроза» Островского наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории.

В 1865 году Александр Островский вместе с пианистом Николаем Рубинштейном и писателем Владимиром Одоевским создал в Москве Артистический кружок — общественную организацию для деятелей искусства. Ее члены устраивали публичные концерты и литературные вечера, открыли библиотеку и частный публичный театр. В этом же году Островский провел там чтения своих новых пьес «Воевода» и «На бойком месте». Беллетрист Сергей Максимов писал: «Снисходительной и уступчивой натуре Островского значительною долею обязан был этот кружок тем, что дружно вел свое дело и не расходился долгое время, несмотря на замечательное разнообразие составных элементов. В московском разобщенном обществе… эта возможность сближения составляет немалую заслугу». В 1867 году Островский написал либретто к опере «Гроза» композитора Владимира Кашперова, одного из членов кружка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ярмарочная газета
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: