Кто утверждает
Поскольку годовой бюджет федерации подготавливается и существует объективно в такой форме, как федеральный закон, то его утверждение находится в компетенции парламента — Федерального Собрания России.
Непосредственно занимается разработкой бюджетного проекта Правительство. Главенствующую роль в составлении проекта играет Минфин.
В настоящее время такой ФЗ принимается на несколько лет сразу, а именно на трёхлетний срок (в него включается текущий финансовый год, а также следующие за ним два года планового периода) и является главным финансовым документом страны.
Проект основывается на социально-экономическом прогнозе развития страны. Такой прогноз разрабатывает Минэкономразвития совместно с Минфином.
Например, в долгосрочном прогнозе социально-экономического развития до 2036 года, прилагаемом к подготовленному проекту бюджета федерации на предстоящие три года (2019—2021), указывается на плавное ослабление курса рубля: к 2036 году один доллар США будет стоить примерно 73,9 рубля.
Виды бюджетов
Ученые-экономисты выделяют следующие виды бюджетов:
- дефицитные бюджеты
- профицитные бюджеты
- сбалансированные бюджеты
Как и во всей экономике, каждое явление имеет как положительные, так и отрицательные черты. Нельзя с полной уверенностью назвать какой-то тип бюджета лучшим. Однако, принято считать, что в условиях рыночной экономике государству наиболее выгоден дефицитный бюджет.
Полезно. В 2019 году в России фиксируется профицитный бюджет. Согласно данным закона о федеральном бюджете, его профицит составляет 1,932 трлн ₽.
Дефицитный бюджет
Бюджеты, в ходе реализации которых государство планирует потратить больше денег, чем заработает, называются дефицитными.
Положительные черты дефицита бюджета:
- ускоряет экономическое развитие при наличии эффективного управления
- стимулирует поиск новых источников доходов
- стимулирует к оптимизации расходов
Негативные черты дефицита бюджета
- наращивает государственный долг
- показывает неэффективность правительства при планировании расходов
- повышает риски дефолта
Профицитный бюджет
В ситуациях, когда доходы государства превышают планируемые расходы, бюджет называют профицитным.
Положительные черты профицита бюджета:
- создание денежного резерва для обеспечения стабильности экономики
- возможность инвестирования и реинвестирования освободившихся средств на следующие периоды
Разновидности внебюджетных фондов
Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации существует с 22 декабря 1990 г. Данное госучреждение и его территориальные органы образуют единую систему, осуществляющую централизованное управление средствами обязательного пенсионного страхования. ПФ функционирует на основании федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Бюджет Пенсионного фонда разрабатывается и утверждается ежегодно с учетом норматива оборотных средств и является консолидированным.
- единый социальный налог;
- средства федерального бюджета;
- пени и другие денежные санкции;
- доходы от временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
- пожертвования физических лиц и организаций;
- средства, выделяемые из федерального бюджета на выплату базовой части трудовых пенсий;
- превышение сумм страховых взносов, зачисляемого в федеральный бюджет, над расходами по выплате пенсий;
- прочие источники.
Расходная часть бюджета ПФ:
- выплата страховой и накопительной части трудовых пенсий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров;
- доставка пенсий;
- финансирование работы ПФ;
- выплата базовой части трудовых пенсий;
- выплата пенсий за выслугу лет, по старости, инвалидности, социальных пенсий;
- прочие цели.
Поступающая в Пенсионный фонд часть единого социального налога делится на две составляющие: одна идет в федеральный бюджет, другая — в бюджет ПФ. Часть средств, поступающая в ФБ, направляется на государственное пенсионное обеспечение и выплату доли базовой части трудовой пенсии. Часть денег, направленная в Пенсионный фонд, идет на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
При профиците бюджета фонда «излишки» идут на создание резерва, целью которого является гарантия финансовой устойчивости рассматриваемой системы. Целевое использование бюджетных средств контролирует Счетная палата РФ и наблюдательный совет страховщика.
Фонд социального страхования
Данное автономное государственное финансовое учреждение создано 7 августа 1991г.
Средства фонда складываются из следующих источников:
- единый социальный налог;
- страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и от проф. заболеваний;
- средства федерального бюджета;
- остаток средств с прошлого финансового года;
- иные поступления.
Расходы бюджета ФСС:
- выплата пособий по временной нетрудоспособности;
- санаторно-курортное обслуживание;
- обеспечение научно-исследовательских работ по охране труда;
- страховые выплаты в связи с наступлением несчастных случаев на производстве и от проф. заболеваний;
- выплата пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на погребение;
- оздоровление детей;
- оздоровление граждан, пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС и др.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Деятельность этого фонда началась 28 июня 1991 года. Данное учреждение предназначено для гарантии стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Фонд является автономным некоммерческим финансово-кредитным госучреждением.
К основным функциям фонда можно отнести следующие:
- обеспечить в рамках медицинского обязательного страхования финансирование программ, преследующих конкретные цели;
- осуществить контроль над использованием финансов обязательного страхования в медицинской сфере только в соответствии с поставленными целями.
Задачи фонда обязательного мед. страхования:
- гарантия соблюдения прав граждан на медпомощь с точки зрения финансирования;
- обеспечение финансовой стабильности системы ОМС и создание условий для стабилизации объема и качества медицинской помощи;
- контроль над целевым использованием средств ОМС.
Доходная часть ФФОМС:
- единый социальный налог;
- доход от размещения временно свободных средств;
- остаток средств с предыдущего финансового года;
- прочие поступления.
Расходы фонда:
Особенности доходов региональных бюджетов
Региональные бюджеты РФ включают в себя такой важный показатель, как норматив обеспеченности на каждого жителя в отдельности. Эти же параметры, как правило, выступают базисом для распределения минимальных размеров дохода, заложенных в местные бюджеты.
Между тем, превышение местного бюджетного норматива средних показателей на общефедеральном уровне позволяет первому выполнять роль донора для последнего. Если же все происходит наоборот, местный бюджет становится полноправным получателем группы так называемых регулирующих доходов, которыми являются:
- дотации;
- кредиты;
- трансферты;
- субвенции.
Они формируются за счет начислений федерального налогообложения. Все сборы проходят обязательную стадию перераспределения непосредственно перед зачислением в федеральный, региональный и местный бюджеты российского государства. Объем регулирующих доходов, предназначенных для поступления в региональные и местные бюджеты, определяется согласно нормативам и инструкциям, входящим в круг основных законодательных актов.
Поскольку региональный бюджет является центральным звеном любого территориального финансового плана, его задачей можно считать полное покрытие затрат, необходимых для обеспечения выполнения функций субъектов государства. Наполнение его, как уже говорилось, происходит за счет различных начислений. Каждое из них представляет собой отдельный вид финансовых ресурсов:
Дотациями называют средства, которые переведены из вышестоящего бюджета для уравновешивания нижестоящих в случае дефицита последних
Начисления обязательно происходят в фиксированной сумме.
Трансфертом является денежный ресурс, направленный бюджету местного уровня из федеральной казны для фактического выравнивания региональной обеспеченности бюджетов.
Субвенция, в отличие от предыдущих видов начислений, представляет собой конкретное финансовое выделение из федерального бюджета в местный для реализации конкретной важной социальной программы.
Что необходимо сделать для улучшения работы бюджетной системы в России?
Между тем, на сегодняшний день в сфере межбюджетных отношений российского государства координация между центром и регионами играет крайне важную роль. Следует подчеркнуть, что первопричиной большинства недочетов бюджетного механизма в РФ является централизация, или федерализм.
Устранить все проблемы функционирующей системы поможет неукоснительное выполнение следующих рекомендаций финансовых специалистов:
- Для начала стоит привести в порядок все несоответствия между статьями расходов региональных органов и объемами ожидаемого наполнения бюджета.
- Затем должен быть сокращен уровень дифференциации отдельных субъектов РФ в социально-экономической сфере.
- Не менее важным является и включение дополнительных источников наполнения бюджетов посредством призыва территориальных налоговых органов к развернутому применению своего доходного потенциала.
- Региональные бюджеты Российской Федерации должны иметь четкую направленность на реализацию общедержавных интересов.
Структура федерального бюджета
Таким образом, федеральный бюджет является основным элементом финансово-бюджетной системы государства. Структура федерального бюджета представлена его доходной и расходной частями. Структура доходной и расходной частей бюджета, а также направления и тенденции их изменения имеют большое значение для финансовой стабильности, социального обеспечения государственных функций и принятия эффективных управленческих решений.
Доходная часть формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений.
Налоговые поступления включают в себя:
- Федеральные налоги и сборы
- таможенные пошлины и налоги
- государственные сборы
Доходы, не облагаемые налогом, включают в себя:
- Доходы от использования и продажи личной собственности
- часть прибыли унитарных предприятий
Структура доходной части федерального бюджета определяется потребностью государства в финансовых ресурсах и его способностью рационально и эффективно их использовать. Кроме того, на него оказывает влияние экономическая политика в данный период.
Расходная часть федерального бюджета определяется основными задачами, возложенными законодательством на государство. Государственный сектор (расходы на оборону, правопорядок, искусство, культуру, здравоохранение и т.д.), конечно же, финансируется в первую очередь.
Обычно бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. К первым относятся расходы на обеспечение функционирования органов государственной власти, бюджетных учреждений, поддержку нижних бюджетов и отдельных секторов экономики. Капитальные расходы — это расходы на внедрение инноваций, расходы на инвестиции и воспроизводство производительного потенциала экономики.
Рекомендую подробно изучить предметы: |
|
Ещё лекции: |
- Методы государственного регулирования экономики — концепция и необходимость вмешательства
- Динамика заемного капитала — формирование, анализ и вид
- Общественное воспроизводство: цели и результаты функционирования — описание и действия
- Экономические проблемы Германии — особенности, проблемы и ресурсы
- Традиционная экономика республики Коми — характеристика и особенности
- Уровень экономического развития ВВП — факторы роста, сущность и концепция
- Промышленность Армении — ресурсная обеспеченность и состояние
- Основы управления государственным внешним долгом — характер, способы решения проблемы и последние данные
Задачи государственной бюджетной политики
Главными целями ежегодной политики в сфере финансового планирования являются следующие позиции, рассчитанные на долгосрочную перспективу действенности бюджетных инструментов:
- Выполнение государственного плана любого уровня не должно идти вразрез с политикой социально-экономического развития.
- Определение источников доходной части и расходы регионального бюджета (или бюджета муниципалитетов) нуждаются в постоянном общественном контроле. Только таким образом можно достичь общегосударственных целей полноценного обеспечения реализации финансовых программ.
- Для эффективного выполнения любого государственного проекта должно быть уделено достаточно внимания обоснованности концепции ресурсного обеспечения.
Кроме того, обязательным шагом государства и каждого его субъекта при формировании распределения бюджетных средств является повышение качества предоставляемых населению услуг. В первую очередь, речь идет о здравоохранении, образовании и социокультурной составляющей. Регулярные поступления из общегосударственного в региональные муниципальные бюджеты во многом обусловлены и параметрами функционирования пенсионной системы
Здесь крайне важно, чтобы территориальные органы имели возможность своевременно учитывать демографические изменения в общей структуре населения
Сущность федерального бюджета
Федеральный бюджет Российской Федерации — это основной финансовый план правительства России, имеющий силу закона и который составляется на текущий финансовый год.
Федеральный бюджет — это центральный элемент всей бюджетной системы государства.
Федеральный бюджет состоит из доходов и расходов.
Структура доходов определяется несколькими факторами, прежде всего основными потребностями государства в денежных ресурсах, а также возможностями государства по эффективному использованию этих ресурсов.Есть еще один немаловажный фактор, который определяет структуру доходов федерального бюджета — это особенности экономической политики, которую проводит государство в данный период времени.
Структура расходов федерального бюджета определяется каждый раз основными потребностями и функциями государства.
С экономической точки зрения федеральный бюджет является самым важным элементом макроэкономической политики государства, так как именно он обеспечивает активное накопление денежных ресурсов, а также несет огромную ответственность за их эффективное распределение.
Стоит отметить, что большая часть платежеспособного спроса формируется именно за счет бюджетных средств. Это достигается посредством того, что из федерального бюджета выплачиваются существенные объемы заработной платы, осуществляются крупные капиталовложения, приобретаются необходимые товары и услуги.
Существуют определенные параметры федерального бюджета, которые непосредственно влияют на самые важные показатели макроэкономики— сюда включаются: объемы инвестиций и производства, уровень занятости населения и их доходы, валютный курс и процентную ставку.
Таким образом, подведя итог вышесказанному, можно с уверенностью определить федеральный бюджет по своей сути и содержанию как инструмент политики и одновременно экономическая категория.
Федеральный бюджет по своей форме – это финансовый план государства, то есть, проще говоря, план по сбору и использованию финансовых ресурсов в целях обеспечения главных государственных функций.
Если посмотреть с юридической точки зрения, федеральный бюджет – это нормативный акт (или закон). Разрабатывается федеральный бюджет органами исполнительной власти, а принимается и утверждается органами представительной (или законодательной) власти.
Стадия исполнения
Текущие вопросы исполнения госбюджета, а именно составление прогноза, кассовое планирование объёмов поступающих и расходуемых средств, управление и проведение операций на едином счёте решаются таким органом государства, как Федеральное казначейство, чья основная функция — это кассовое исполнение бюджета.
В ходе деятельности по исполнению должны быть реализованы все статьи закона о бюджете: доходные и расходные.
Исполнение осуществляется на основе такого важного принципа, как «единство кассы». Он говорит о том, что все деньги (доходы и поступления из источников финансирования дефицита) накапливаются на едином счёте в Центробанке
С этого же счета производятся все необходимые расходы.
Участниками процесса исполнения выступают:
- главные распорядители;
- распорядители;
- получатели бюджетных средств.
По доходам и источникам финансирования дефицита финансовый план страны исполняют администраторы. Они обеспечивают своевременное и полное поступление средств из тех или иных источников.
https://youtube.com/watch?v=C4_rS5Z2EV4
Сбалансированный федеральный бюджет
При подготовке и исполнении бюджета может иметь место расхождение между доходной и расходной частями бюджета. Так называемый принцип сбалансированности бюджета говорит о равенстве доходов и расходов в бюджете определенной суммы. Однако такая ситуация очень редка.
Когда доходы превышают расходы, бюджет имеет профицит, а при дефиците — обратное.
Важно отметить, что сбалансированный или «бездефицитный» бюджет не считается положительным результатом. Общепризнанно, что небольшой дефицит оказывает некоторое положительное влияние на состояние экономики и подталкивает ее к развитию и прогрессу
В процессе своего развития правительство способно тратить большие суммы, чем получает в виде доходов. Однако большой дефицит несет в себе риск инфляции, экономической нестабильности и роста национальной задолженности, что в конечном итоге может привести к дефолту.
Необходимость составления бюджета в законодательной форме обусловлена тем, что без четкого финансового плана невозможно отследить направления использования бюджетных средств, источники доходов. Кроме того, наличие бюджета позволяет прогнозировать реализацию крупных национальных программ, осуществление государственного контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
Расходы федерального бюджета
Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета, перечислены в ст.84 БК РФ. К ним относятся:
- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, ЦИК РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга РФ;
- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
- проведение выборов и референдумов РФ;
- федеральная инвестиционная программа;
- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- финансовая поддержка субъектов РФ;
- официальный статистический учет;
- прочие расходы.
Синонимы
государственный бюджет
Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН
Скачать ФинЭкАнализФинЭкАнализ ОнлайлУзнать подробнее
Как составляется бюджет региональный?
Формирование регионального бюджета происходит в соответствии с общегосударственным финансовым планом, рассчитанным на год. При этом доходная часть во многом зависит от включения собственных и регулирующих поступлений. К первой группе относят местные налоги и сборы, среди которых:
- налоги на приобретенные объекты недвижимости;
- на имущество, принадлежащее предприятиям и организациям;
- так называемые транспортные и дорожные налоги;
- налоги на игорный бизнес;
- лицензионные ежемесячные сборы.
Собственные поступления, представляющие собой доходы регионального бюджета, включают в себя и прибыль от эксплуатации предоставленного имущества, принадлежащего органам власти субъектов РФ, и средства, полученных в качестве оплаты услуг, оказываемых государственными учреждениями бюджетного финансирования.
Основные статьи расходов регионального бюджета
Средства региональных бюджетов используются, как правило, в конкретных направлениях, где основными являются следующие:
- предоставление необходимого объема финансов для полноценного функционирования государственных органов всех ветвей власти;
- погашение и обслуживание государственных задолженностей (внешнего и внутреннего долга);
- обеспечение полного комплекса соответствующих затрат на проведение выборов, референдумов;
- реализация проектов и программ целевого назначения для отдельных субъектов РФ;
- приобретение и формирование собственности государства, принадлежащей субъектам России;
- создание внешнеэкономических связей регионов на международном уровне и поддержка уже имеющихся;
- обеспечение предприятий, организаций и учреждений бюджетной сферы финансами для их всестороннего развития и содержания;
- финансовое содействие СМИ со стороны государства для каждого из субъектов РФ;
- предоставление средств бюджетам местного уровня;
- выделение резервных средств местным органам управления вследствие наделения муниципалитета некоторыми государственными полномочиями и т.д.
Осуществление контроля
Финансовый контроль необходим для того, чтобы проверять законность и обоснованность операций с денежными средствами. Контроль проводится специально уполномоченными на это органами, главные из которых — Счётная палата и федеральное казначейство. Для выполнения своих функций контрольные органы могут проводить проверки и ревизии.
Бюджетный контроль, как составная часть финансового контроля, позволяет обеспечивать соблюдение законодательства, выявлять ошибки и нарушения при составлении проекта, исполнении бюджета, проверять целевое и эффективное использование публичных финансов.
Роль консолидированного бюджета в финансовой системе государства
Вникая вглубь бюджетного законодательства Российской Федерации, невозможно не заметить часто встречающееся в нем понятие консолидированного бюджета. Региональный бюджет и местный бюджет входят в единый свод финансового плана конкретного субъекта РФ. В свою очередь, вместе с федеральным обобщенные сведения отдельных регионов представляют консолидированный бюджет государства.
В отличие от общегосударственного финансового плана, консолидированный не проходит процедуру рассмотрения и утверждения представительскими органами. По сути, он является статистическим показателем бюджетного свода, включающим в себя ожидаемые статьи доходов и расходов, уточнения дополнительных источников наполнения бюджета и поступления средств, а также направления их применения по России и некоторым субъектам РФ.
Федеральный и каждый региональный бюджет (бюджет субъекта государства), проходя ежегодный этап планирования, в обязательном порядке используют сведенные данные из консолидированных державных смет. Например, чтобы определить объемы тех или иных отчислений от распределенных налогов и величины дотаций, за базис принимают данные консолидированных бюджетов соответствующей административно-территориальной единицы
Крайне важно, чтобы сумма резерва, поступающего в финансовый оборот государства, совпала с результатом анализа формирования и эксплуатации главного державного фонда
Также стоит отметить, что консолидированные бюджеты регионов играют огромную роль в ходе выполнения расчетов, демонстрирующих степени обеспеченности населения в целом или жителей отдельных районов. К примеру, при составлении финансового плана отдельной области нередко требуются усредненные показатели расходов одного человека на медицинское обслуживание и т. д.
Расходы регионального бюджета в финансовой системе РФ проходят фазу разграничения, поскольку любой из ее уровней обладает равным комплексом прав на частичное получение доходов либо закрепление средств в полной мере. Кроме того, любые государственные органы и местное самоуправление имеют полномочия самостоятельно определять векторы расходования бюджетных средств регионального уровня.
Планируемый курс доллара
Законодатель видит курс доллара в 2023 году в размере 68,3 рубля, в 2024 году – 70,9 руб., в 2025-м – 72,2 руб
Но поскольку отечественная экономика значительно отвязалась от иностранной валюты, стоит уделить внимание цене на нефть. В 2023 году она прогнозируется на уровне 70,1 долл./баррель, с последующим снижением до 67,5 долларов в 2024 году и 65 долларов – в 2025 году
К слову, в будущем году планируется добыть почти 250 миллионов тонн нефти.
Но и здесь не все гладко. Многие страны ввели эмбарго на поставки российской нефти, а ЕС уже согласовал потолок цен в 60 долларов. На этом фоне российские официальные лица объявили, что поставлять нефть в страны, которые ввели «потолок», Россия не будет в принципе. Но и это еще не все – сейчас наметился рекордный разрыв между маркерным сортом нефти Brent и российской Urals. Россия вынуждена продавать нефть в страны Азии со скидками до 30%, поэтому фактические поступления от нефти будут меньше.
С курсом валют ситуация парадоксальная – чем меньше будет ограничений против России, тем сильнее ослабнет рубль, и наоборот. Учитывая всю неопределенность, прогнозы по курсам, скорее всего, будут пересматриваться еще не раз.