Откуда ни возьмись — мем
Для начала приведём череду фактов: в 2011 году издание Time рассказало об исследовании, предметом которого стали интернет-мемы. Работа, посвященная мемчикам с котиками, была написана для защиты диссертации по медианауке. А в 2017 году несколько университетов открыли целые программы подготовки для желающих изучать мемасики.
Интересно, что годом ранее четыре европейских университета тоже создали двухгодичную программу для исследования мемов. Однако она предусматривала подготовку к защите магистерской степени по эволюционной биологии.
Так как же связаны котики из Интернета с психологией человека? Попробуем разобраться в этом вопросе, чтобы взглянуть на сообщение однокурсника в мессенджере под другим углом.
А началось всё с того, что английский биолог Ричард Докинз в 1976 году в книге «Эгоистичный ген» привёл рассуждение о том, что культура — главное отличие человека от иных живых существ на Земле. Взяв за основу аналогии ген как единицу наследственной информации, Докинз стал искать термин, который обозначал бы единицу культурной информации. И такой термин он нашёл, убрав из древнегреческого слова «μιμητής» («миметес») — «подражатель» первый слог и получив слово «мем».
Биолог вывел, что мемы распространяются от одного человека к другому через процесс имитации. «Хорошие» мемы обладают высокой выживаемостью в культурной среде, то есть наделены психологической привлекательностью для людей, которые их копируют на протяжении многих поколений.
Кроме того, учёный выразил предположение о том, что среди мемов существует конкуренция, которая выражается в борьбе за место в человеческой памяти и за внимание, уделяемое конкретному мему. По Докинзу, мемами могут быть мелодии, идеи, крылатые выражения, «модные словечки»
Ученый также подчеркнул вирусную природу мема и его способность паразитировать в мозге человека.
По Докинзу, мемами могут быть мелодии, идеи, крылатые выражения, «модные словечки». Ученый также подчеркнул вирусную природу мема и его способность паразитировать в мозге человека.
Впоследствии именно из этого научного труда Ричарда Докинза произошла меметика — знание, которое находится на стыке лженауки и науки, потому что теорию о кодировании культурной информации в мемах нельзя подтвердить опытами или экспериментами.
Однозначно можно сказать, что меметика имеет отношение к мемам из Интернета, которые являются культурным явлением, характеризующим современное общество. Однако тогда стоит говорить уже о мемологии, которая рассматривает эту единицу информации как часть медийного пространства.
Диагностика
Психиатр анализирует поведение, мысли и общее самочувствие человека. Специалист проводит интервью. Проводится осмотр, возможно обнаружить наличие рубцов или шрамов – свидетельство самоповреждений.
Основной яркий признак ПРЛ – проблемы с пониманием своих интересов, ощущений, целей и ценностей как для себя самого, так и при общении с другими людьми.
Что должно быть выявлено для постановки диагноза?
1. Отклонения в восприятии самого себя. Самокритика. Чувство опустошенности. Представление о себе и своих ощущениях нестабильно.
2. Человек не может задать одну цель и следовать ей. Они постоянно меняются. Проявляется в постоянной смене работы, городов, имиджа.
3. Нарушение коммуникаций с людьми. Сюда входит сильнейшая эмпатия – способность понимать, что чувствуют другие. Причина кроется в собственной гиперчувствительности. При этом человек склонен видеть в других только негативные качества.
4. Сильная необходимость в эмоциональной поддержке. Ощущение брошености. Идеализация кого-либо, а затем резкий крах этих представлений. Недоверие, при этом острое желание защиты.
Также выделяют патологические черты личности:
- Скачки настроения, сильная подвижность эмоций, легкая возбудимость.
- Тревога. Продолжительная нервозность при даже небольшом стрессе. Ощущение страха перед будущими событиями.
- Страх расстаться со значимыми людьми. Будь то родители или партнер. Кроется в том, что человек считает себя зависимым и не способным жить самостоятельно.
- Частое возникновения чувства «эмоциональной катастрофы», безнадеги. Стыд, заниженная самооценка.
- Импульсивные необдуманные решения.
- Рискованность.
- Враждебность.
Люди с ПРЛ экспрессивны во всех проявлениях, будь то негатив или позитив. Их поведение не является нормой в социуме для их возраста.
Мемчики бывают разные
Удивительно, но мемологи — люди, изучающие мемы с научной точки зрения (да-да, представьте себе), разработали целую классификацию этих культурных единиц. Они разделили их на три группы — кооптированные, появившиеся из фильмов и сериалов и самозарождающиеся. Ознакомимся с каждой группой на известных примерах. Возможно, среди них окажется и ваш любимый мемасик.
Кооптированные мемы — мемы, появившиеся спонтанно и раскрученные до невероятных размеров. Их на самом деле очень много. Это может быть чья-то фраза, выражение лица или ещё что-то, надолго запомнившееся общественности. Например, вот этот вы точно видели:
«Заснувший» на открытии Олимпиады Дмитрий Медведев блуждает по сети до сих пор. Забавно, но спустя пару лет появилась «вторая часть», где политик якобы уснул прямо на выступлении Путина.
Держу пари, что следующий мем вы видели в сети по меньшей мере не один раз. Это случайное фото маленькой девочки, которая, судя по всему, серьёзно напроказила.
Эта картинка давно гуляет по Интернету и сопровождается надписями вроде: «Когда хотел что-то починить и окончательно доломал» или «Когда хотела скинуть прикол подруге, а отправила преподу». И всё в этом духе.
А вот ещё одно всем знакомое фото:
Мало кто знает, что на нём изображён маленький Сэмми Гринер, которому на тот момент было одиннадцать месяцев. Он решил сломать песочный замок и попробовать его на вкус. Фото было опубликовано в открытом доступе, поэтому серьезное личико малыша и его маленький кулачок быстро стали символами мемов про маленькие победы всех пользователей Интернета. Внезапная популярность Сэмми вскоре спасла жизнь его отцу: в 2015 году папе «успешного ребенка» потребовалась пересадка почки. Благодаря интернет-кампании и известности Сэмми деньги на операцию собрали всего за три дня.
А однажды мемом стал Леонид Агутин. То, как эмоционально он вдарил по кнопке в шоу «Голос» моментально разлетелось по сети. Вот один из примеров:
Мемы из фильмов, мультфильмов и сериалов, пожалуй, самые популярные. Частенько из какого-то фильма выдирается забавный кадр, который становится объектом осмеяния среди пользователей.
Лидер среди таких мемов, конечно, Роберт Дауни-младший. В фильме «Железный человек» его персонаж Тони Старк непередаваемо закатывает глаза.
Его обычно подписывают так:
Когда тощая подруга говорит, что она жирная.
Когда кто-то говорит, что я слишком много читаю и порчу себе зрение.
Когда спрашивают, сколько можно сидеть в своём телефоне.
Однако и на этом Роберт Дауни-младший не успокоился. Актёр красуется ещё на одном популярном мемчике:
А вот этот мемасик стал особенно популярен в последние пару лет:
Теперь вы будете знать, что на нём изображён актёр Кен Жонг из сериала «Сообщество», в котором показана жизнь разных недотёп в колледже. Сеньор Чанг в кадре — преподаватель испанского, который нашел шпаргалку и попросил сознаться ученика. Этот момент можно посмотреть в 5-й серии 1-го сезона.
Самозарождающиеся мемы — это народное творчество в чистом виде. Может выглядеть как угодно — комиксы, арты, текстовые прикольчики и всём в этом роде. Например, вам точно знакома птица, которой пририсовали руки.
Создание мемов приносит неплохие деньги и славу авторам этого медиавируса. Например, Лягушонок Пепе стал настоящим мейнстримом среди пользователей Интернета. С его лицом существует не только огромное количество мемов, но и множество атрибутики в виде футболок, толстовок, шапок и значков.
Автор лягушонка Пепе — Мэтт Фьюри, выпустивший в США комикс о четырех монстрах-подростках в 2005 году. Из отрывка с участием лягушонка Пепе, пользователи Интернета и взяли изображение задумавшегося героя. Персонаж так полюбился в Сети, что вскоре появились другие мемы с Пепе — результат творчества анонимных авторов. Сам Мэтт Фьюри в одном из интервью сказал, что ему совершенно всё равно, как используют и преображают его персонажа.
Как возникла арт-терапия
Вероятно, арт-терапия существует столько же, сколько и искусство. Магистр психологии и арт-терапевт Евгения Ефимушкина рассказывает, что одна из теорий возникновения искусства — теория игры. Согласно ей, всё, что можно сделать предметом игры, можно контролировать. И становится не так страшно сталкиваться с этим в реальности. Так искусство помогает переживать травмирующий опыт, справляться с трудностями и преодолевать страхи.
Творчество многих известных художников выросло из желания переосмыслить собственные проблемы. Яркий пример — история Фриды Кало. В 18 лет девушка попала в тяжёлую аварию и начала писать автопортреты, лёжа в кровати.
Сам термин «арт-терапия» появился только в первой половине ХХ века. В 1938 году английский художник и педагог Адриан Хилл восстанавливался после туберкулёза. Чтобы скоротать время в санатории, он рисовал разные предметы, которые видел вокруг своей койки. И заметил, что этот процесс поднимает ему настроение и помогает выздоравливать.
Через год в санатории ввели трудотерапию и пригласили Хилла заниматься рисованием с пациентами. Среди них были раненые солдаты. Эти уроки отвлекали их от болезненных ощущений и помогали восстановить психическое здоровье.
Большой вклад в развитие арт-терапии внесла американка Маргарет Наумбург. Для неё образы, которые рисует человек, — это связь с бессознательным. То есть с той частью психики, которую человек не контролирует и не осознаёт. Именно здесь могут находится причины многих проблем. Творчество даёт ключ к бессознательному. А терапевт становится экспертом, который может трактовать прорвавшиеся через рисунки образы
Важно, что анализ происходит не во время работы, а уже после её окончания. Так мнение терапевта не влияет на творческий процесс и не мешает выражать мысли и чувства
Иной взгляд на арт-терапию был у художницы Эдит Крамер. В 1958 году она написала книгу «Арт-терапия и детское сообщество», в которой сформулировала свой взгляд на это направление. Для неё важна не интерпретация рисунков, а сам процесс творчества. «Я мало говорю во время сессий. Главное — творить. Картина сама общается с человеком, который её создаёт. И это — самый важный диалог, который здесь происходит», — говорила художница и терапевтка в интервью.
Методы усиления боли
Усилить боль и тем самым подстегнуть читателя к покупке можно следующими способами:
1. Рисуем негативную картинку и подчеркиваем, как неприятно и тяжело жить с этой проблемой.
2. Углубляем проблему. На этом этапе мы пишем о том, как далеко может завести человека нерешенная проблема, показываем негативный исход развития событий.
3. Приводим неподходящие варианты решения проблемы, объясняя, как сложно избавиться от нее другими путями (без использования нашего продукта).
Например, человек просматривает сайты, посвященные теме похудения, но еще не готов серьезно заниматься своей фигурой и покупать у вас курс упражнений по созданию стройной талии. Ведь он уже привык жить со своим весом.
В таком случае можно открыть ему глаза на ситуацию, ярко расписать последствия ничегонеделания (будь то вред здоровью, психологические проблемы и прочее).
Можно также сравнить альтернативные варианты и подчеркнуть, что предлагаемое нами решение — лучшее. Например, показать вред и бесполезность всевозможных диет, голоданий, волшебных таблеток на фоне нашего действительно работающего продукта.
Теперь, у вас наверняка возник последний вопрос:
Общий адаптационный синдром
Решив, что его эксперименты с крысами не привели к успеху (в конце концов, новый гормон он не открыл), Ганс Селье принялся искать другие возможные причины обнаруженных им симптомов. Но через несколько лет, уже будучи студентом-медиком в Праге, он вспомнил о своих экспериментах с крысами. Дело в том, что многие пациенты больницы, где он работал, жаловались на проблемы с желудком, а также на боли общего характера. При дальнейшем обследовании выяснялось, что у всех повышена температура, увеличена печень или селезенка, воспалены миндалины и на теле появилась кожная сыпь. И только несколько позднее начинали появляться симптомы конкретных заболеваний. Селье заинтриговал тот факт, что, независимо от заболевания, врачи рекомендовали пациентам лечение, предписывавшее отдых, питание легкими для пищеварения продуктами и избегание сильных перепадов температуры.
Основываясь на экспериментах с крысами и знаниях, полученных в медицинской школе, Селье идентифицировал общую реакцию организма на стресс и назвал ее общим адаптационным синдромом, который делится на три фазы
Три фазы общего адаптационного синдрома
1. Фаза тревоги. После воздействия стрессового фактора начинается немедленная мобилизация защитных ресурсов организма и появляются первые признаки нездоровья. На этой стадии обычно срабатывает реакция борьбы или бегства, потому что вырабатываются гормоны, обеспечивающие организм достаточной энергией для управления ситуацией.
Если энергия, выработанная в результате защитного механизма, не используется из-за недостаточной физической активности, она оказывает на организм весьма негативное влияние. Так, например, чрезмерное количество кортизола повреждает мышечную ткань и клетки и может даже привести к язвенной болезни желудка, повышению уровня сахара в крови и инсульту.
А если в организме слишком много адреналина, страдают кровеносные сосуды головного мозга и сердце, из-за чего серьезно повышается риск апоплексии и сердечного приступа.
2. Стадия адаптации (резистентности). Организм реагирует на воздействие стрессовых факторов сопротивлением, восстановлением и обновлением. Этот процесс называется резистентностью, он начинается практически сразу после стадии тревоги и продолжается до тех пор, пока опасность не минует, то есть пока не прекратится воздействие стрессового фактора. Если же это состояние продолжается, организм остается в возбужденном состоянии.
При слишком частом повторении этого процесса организму не хватает времени на восстановление, поэтому наступает следующая фаза общего адаптационного синдрома.
3. Стадия истощения. При слишком большой стрессовой нагрузке наблюдается истощение резервных возможностей организма — как физических, так и психологических, — необходимых для противодействия стрессовому фактору. В первую очередь это касается непрерывно действующих раздражителей, поскольку при краткосрочном стрессе энергия редко истощается полностью. А вот когда организм истощен до предела, у человека возникают различные заболевания.
При продолжительном сильном стрессе организм испытывает адреналиновую усталость и психологическую перегрузку. У человека возникает синдром эмоционального выгорания, он становится не способен к нормальной психологической адаптации. Не менее негативно хронический стресс сказывается и на нервной системе: при этом повреждаются нервные клетки органов и тканей, расстраиваются память и мышление. В состоянии стресса человек значительно больше рискует заболеть тревожным расстройством или впасть в депрессию. Хронический стресс нередко приводит к ревматоидным артритам, повышенному кровяному давлению и сердечно-сосудистым заболеваниям.
Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.
Практика работы со страхами
Шаг 1. Познакомьтесь со своим страхом
Прочувствуйте в теле свой страх. Если вы в данный момент его испытываете, то это замечательное время для работы. Если нет, то вспомните и погрузитесь в ситуацию, когда вы его чувствовали.
Чем ярче вы его ощущаете, тем лучше. Где он находится? Какого он цвета? Какой температуры? Какой на ощупь? Колючий, скользкий, липкий, мягкий, твердый?
Когда я рисовала свою тревогу, она мне ощущалась холодной, серого цвета. Я ощущала её в животе.
Шаг 2. Нарисуйте свою страшилку)
Когда мы определились с цветом, формой начинаем рисовать.
Держим фокус внимания на ощущениях в теле из первого этапа и отпускам руку. Она сама нарисует вашу страшилку.
Не ждите что это обязательно будет, кто-то с глазками, ножками, ручками. У меня были и камни и доспехи, шлем и, конечно, персонажи.
Тревога ко мне пришла в образе старухи с острым носом и длинными ногтями, царапая которыми она и вызывала во мне те неприятные ощущения в теле.
Ну очень неприятная старушенция с грязными, редкими волосиками, глазками пуговками, при взгляде на которую я ярко ощущала все телесные проявления тревоги.
Сомнений, что это она самая не могло и быть.
Предлагаем несколько советов, как перейти от старой привычной модели поведения из страха в состояние любви и удерживать его.
Шаг 3. Поговорите с вашим страхом
У вас уже есть образ вашего страха и теперь с ним можно разговаривать сколько вам захочется. Никуда он от вас уже не спрячется и не убежит.
Вот список примерных вопросов к вашему образу:
- Зачем я тебя создала?
- Когда я тебя создала?
- От чего ты меня защищаешь?
- Для чего ты мне нужен?
И конечно любые другие, которые придут в этот момент. Параллельно этому вы записываете всё то, что приходит.
Даже если по началу это будет просто набор не связанных друг с другом слов. Продолжайте.
Вы поймете, когда ответ придёт, по чувству облегчения, возможно всплывет тот момент вашей жизни, когда вы заимели этот страх, либо польются слезы, в любом случае ответ вы не пропустите)
Моя тревога долго не хотела со мной разговаривать. Но я была настойчивой)
Зачем я тебя создала? Зачем я тебя создала? Создала как защиту от боли. В детстве столкнувшись с болезненным опытом я создала себе тревогу.
По силе не менее болезненную, которая либо заставляла меня переключить внимание от болезненной ситуации на саму тревогу. Либо заставляла избегать этих ситуации, как только я туда шла, тревога нарастала до такой степени, что продолжать было уже весьма и весьма сложно
Либо заставляла избегать этих ситуации, как только я туда шла, тревога нарастала до такой степени, что продолжать было уже весьма и весьма сложно.
Маленькая девочка создала ее как защитный механизм, и он автоматически работал всё это время. И очень сильно портил жизнь уже взрослой тетеньке)
См. также Иллюзия безопасности. Что поможет обрести спокойствие
Шаг 4. Отпустите или трансформируйте свой страх
Ну вот вы поговорили, поплакали, а может, посмеялись, насколько смешной вам может показаться причина вашего страха (ведь иногда это может быть страшилка из мультика, напугавшая вас в детстве).
Теперь я предлагаю два варианта дальнейшей работы: либо вы его отпускаете, либо трансформируйте. Вы хозяин, вы творец.
Спросите нарисованный образ, чего бы ему хотелось. Но в первом и втором случае поблагодарите его, ведь он искренне работал на вас, как умел, как мог. Он правда считал, что помогает вам, защищает вас.
Если вы решили отпустить – растворите его светом. Возьмите цвет, который ассоциируется у вас со светом (в моем случае это был ярко желтый) и поливайте, зарисовывайте его этим светом, дорисуйте на нём сердечки, поливайте его любовью, ещё больше света, ещё больше любви.
И когда в том месте, где был страх, вы почувствуете расслабление, тепло или другие приятные ощущения, работа сделана. Поздравляю вас! Можете торжественно сжечь свой рисунок.
Если вы выбрали второе, то прочувствуйте, и нарисуете тот образ, в который ваш страх трансформировался.
Здесь важно почувствовать это новое ощущение и заякорить его. В этой статье вы найдете практику якорения своего опыта в ядре планеты
В этой статье вы найдете практику якорения своего опыта в ядре планеты.
Я выбрала второй вариант, и моя тревога трансформировалась в образ тёплой бабушки.
Когда моя четырехлетняя дочь увидела рисунок, она сказала: “Мама, это же сердечная бабушка!”.
Образ бабушки из детства, которая всегда будет любить, помогать, поддерживать, чтобы не происходило и какой бы я не была.
Данный метод подходит для работы не только со страхами и тревогами, его с успехом можно использовать для общения с ощущениями в теле, болезнями, внутренними аспектами и персонажами и т.п.
Советы, как избавиться от страхов и тревог самостоятельно
Страх, с точки зрения науки, даже полезен. Он защищает наш организм от вредных воздействий. Представьте, если ребенок, предположим, не будет бояться огня. Какими травмами это чревато?
Поэтому будем просто снижать накал страстей. Долго и много писать не буду. Никакой истории и эволюции, это Вы можете почитать на других сайтах. Только один раз сделаю маленькое отступление, углублюсь в теорию, но только там, где это необходимо. Для того чтобы понять, как работает механизм защиты от страха.
Здесь собраны только конкретные действующие приемы и методики, которые реально помогают победить страхи и тревоги самостоятельно и в короткие сроки.
Условно можно разделить страхи на быстрые и отложенные во времени. Быстрые – это страх в ситуации – увидел – испугался, спонтанная реакция. Отложенные – это переживания, которые сопровождают человека задолго до события, портят кровь, нервы и здоровье.
Методы борьбы со страхом отличаются:
- При «быстрых» страхах – влияние на физическое тело
- При отложенных «тревогах» работа с подсознанием
В статье собраны сугубо практические советы психологов, как быстро побороть страх и как проработать тревожные состояния до наступления события. Рассмотрим для начала – быстродействие.
Мозг, что ты делаешь? Продолжай!
Нейробиологам всего мира давно уже не дает покоя вопрос «что такое красота и почему ее обожествляют люди». Вернее, как оценка красоты в искусстве связана с активностью мозга, чем биологически объясняются эстетические предпочтения человека. Для этих размышлений даже придумали отдельное научное направление — нейроэстетику.
Поиски единого «центра красоты» в мозге можно сравнить с поиском святого Грааля. Его ищут уже больше 20 лет, но не могут никак отыскать. Первым в эту эпопею в конце 1990-х ввязался британский нейробиолог, профессор Университетского колледжа Лондона Семир Зеки. Он с коллегами провел эксперимент: предложил добровольцам, далеким от профессионального искусства, оценить по девятибалльной шкале несколько картин и музыкальных фрагментов. Картину «Большая одалиска» французского художника Жана Энгра и отрывок из пятой симфонии австрийского композитора Густава Малера, например. За активностью в мозге участников эксперимента наблюдали с помощью фМРТ.
Иллюстрация: «Московские новости»
При восприятии красивых (с точки зрения испытуемых) изображений и музыки активизировались разные участки мозга, но одна зона «загоралась» в обоих случаях — медиальная орбитофронтальная кора. Чем больше человеку нравилась музыка или картина, тем более сильную активность в этой области фиксировали приборы. «Бинго!» — решил Зеки и назначил «центром красоты» медиальную орбитофронтальную кору головного мозга.
Никто из тех, кто исследовал вопрос после Семира Зеки, не получил тех же результатов, поэтому его теорию о едином «центре красоты» в человеческом мозге принято считать опровергнутой. Но всегда есть вероятность, что дело в недостаточно совершенных методах поиска. Индийский невролог Вильянур Рамачандран в своей книге «Мозг рассказывает» вывел девять законов эстетики с точки зрения мозга. Каждый из них обусловлен эволюцией.
- Группировка цветовМозгу нравится объединять похожие цветовые пятна в цельный объект. Когда-то это помогало разглядеть в листве тигра, а теперь — подобрать сумку в цвет обуви.
- Максимальное смещениеПритягательность преувеличенных раздражителей. Вспомните талантливые карикатуры, абстракции и картины импрессионистов — когда суть изображаемого объекта доведена до крайности и быстро считывается мозгом. Мозгу попроще, он доволен.
- КонтрастТак же сильно, как объединять похожие цвета на расстоянии, наш мозг любит только различать контрастные цвета вблизи. Так можно заметить в траве змею или найти смелое сочетание в одежде.
- Изоляция Это акцент на одном источнике информации, срезание смыслового шума до минимума, чтобы позволить мозгу сосредоточиться на главном. Мозг ценит заботу.
- ПикабуЕще мозг любит загадки и их разгадывать. Когда мы находим в изучаемом объекте что-то узнаваемое, это приносит удовольствие и хочется еще.
Иллюстрация: «Московские новости»
- Отвращение к совпадениям Совпадение? Мозг так не думает! Он не принимает на веру «подозрительные совпадения», потому что в природе они практически не встречаются.
- Порядок Предсказуемость визуальной информации упрощает ее обработку. Главное, чтобы порядок не стал монотонностью, иначе мозгу станет скучно.
- СимметрияТо, что мы воспринимаем симметричное как красивое, может быть связано с эволюционным механизмом. Асимметрия для мозга — признак нездоровья и присутствия в организме паразитов. То, что угрожает выживанию, угрожает и мозгу, он страхуется.
- МетафораМозг ценит метафоры, они ему интересны. Причем творческое правое полушарие воспринимает зрительные метафоры задолго до того, как их начинает обрабатывать более логическое левое полушарие.
Иллюстрация: «Московские новости»
Человеческий мозг тянется к искусству не просто так, а за выживанием. Где-то там среди картин и симфоний он распознает знакомые эволюционные механизмы и делает ставку на них.
Почему мемы захватывают умы
Мемы отчаянно соперничают за наше внимание, конкурируют между собой. Выживают те, что способны меняться и подстраиваться под нормы общения
В борьбе же за существование с другими жанрами, такими как анекдоты, у мемов есть свои «эволюционные» преимущества.
Появление интернета
Краткие и наглядные мемы идеально вписываются в условия интернет-эпохи. С появлением технологий коммуникация ускорилась и упростилась. У людей часто не хватает времени на то, чтобы подробно объяснять свое отношение к событиям. Теперь, вместо того чтобы печатать длинный текст, мы отправляем картинку, и нас понимают мгновенно. Как утверждает лингвист Максим Кронгауз, «…интернет — это среда мгновенного распространения информации. Мему очень легко захватить сразу огромное пространство».
Культура участия
Американский философ и культуролог Генри Дженкинс считает, что с развитием интернет-технологий у человека появляется невероятный опыт: каждый из нас, будучи лишь потребителем культурных смыслов, может стать их соавтором. Кто-то пишет посты, кто-то делает фотографии, а кто-то создает и видоизменяет интернет-мемы. Вокруг мемов формируется общность творцов, распространителей и читателей, которые равны в своих авторских правах.
Дарья Радченко:
«Мемы работают на основе того, что мы называем «культурой участия». Это ситуация, в которой мы становимся не только потребителями культурного продукта, но и соучастниками, сотворцами. Для нас это большая ценность. Механизм, который нам облегчает работу по производству культурных смыслов, оказывается крайне важным.
Понятно, что когда пересказываем анекдот, мы участвуем в фольклорном сотворчестве: что-то добавляем, убавляем, рассказываем другими словами, заменяем имена героев и так далее. Но эта вариативность остается в рамках конкретного текста, если мы не сочиняем новый анекдот по заданной жесткой модели. Мем же допускает наполнение общей «рамки» новым смыслом».
Новые интернет-мемы появляются очень быстро
По словам лингвиста Михаила Кронгауза, механизм образования мемов работает постоянно и с гораздо более высокой скоростью, чем раньше. Кроме того, на разнообразие смешных картинок влияет способность к трансформации: изображение и фраза, из которых состоит мем, могут «разойтись» и зажить каждая своей жизнью. К иллюстрации придумывается другая надпись и наоборот.
Основные принципы КПТ
Когнитивно-поведенческие упражнения
Психологи уверяют, что зачастую источник проблем кроется в самом человеке, в его мышлении и убеждениях. С раннего детства мы постигаем правила поведения в обществе, учимся понимать, что хорошо, а что плохо, приобретаем привычки – как здоровые, так и вредоносные, мешающие гармоничному существованию.
Когнитивностью в психологии называется способность человека реагировать на происходящее вокруг в соответствии со своими убеждениями. Когда мы переживаем трудности, то испытываем страх, бессилие, злость. Эти негативные реакции – наша «привычка» именно так воспринимать тревожные события. А такие установки могут заставлять нас совершать необдуманные поступки, неадекватно общаться с окружающими, паниковать. Именно когнитивно-поведенческая психотерапия помогает в осознании этих ошибок в мышлении и поведении, а специальные упражнения побуждают человека отказаться воспринимать события искаженно, по привычке, учат смотреть на проблему с новой позиции и легко справляться с трудностями.
Хронический стресс
Стресс бывает острым и хроническим. Основные проблемы связаны с хроническим стрессом. Хронического стресса лучше избегать, выстраивать жизнь так, чтобы не было состояния, когда проблема длится и кажется, будто выхода нет. Именно такой стресс ведёт к истощению. Можно нажить гипертонию, гастрит или язву, поскольку нарушается работа желудка, кишечника и сердечно-сосудистой системы.
Симптомы хронического стресса: постоянная усталость, апатия, раздражительность, ухудшение памяти, тревога, ощущение безысходности. «Застревание» в травмирующих ситуациях, когда в голове крутится одна и та же проблема, ведёт к проблемам в теле: скачкам кровяного давления, головным болям, проблемами с пищеварением. Если вы узнали в этом себя, вероятно, вы живёте в состоянии хронического стресса, но думаете, что «так у всех, поэтому ничего делать не надо».
Причинами хронического стресса могут быть: рабочая перегрузка, личные и семейные проблемы, проблемы со здоровьем, невозможность закончить дело, неумение отвлечься.
Если кто-то рядом с вами справляется с нагрузками, это не значит, что и ваш организм справится. У всех разный ресурс. Некоторые люди более склонны к развитию тревожных или депрессивных состояний.