Неосторожный коммент — срок за контент
С 2015 года власти перестали намекать россиянам и начали говорить прямо: не все мемы и посты в соцсетях одинаково полезны. За последние несколько лет в России завели тысячи уголовных дел за экстремистские или оскорбительные картинки в соцсетях. При этом совершенно не обязательно быть автором изображения — чтобы попасть в поле зрения бдительных силовиков, достаточно репостнуть или сохранить его к себе на страницу. Чаще всего пользователей обвиняют в разжигании ненависти, оскорблении чувств верующих или пропаганде нацизма.
Самое резонансное дело завели весной 2018 года на Марию Мотузную из Барнаула. Девушку обвинили в том, что она сохранила на своей странице во «ВКонтакте» картинки, «имеющие лингвистические признаки пропаганды превосходства европеоидной расы над негроидной» и «изображение гуляющего человека, похожего на Иисуса Христа, выпускающего через отверстие в ладони сигаретный дым». После частичной декриминализации статьи об экстремизме дело Мотузной закрыли.
Уголовные преследования за посты в соцсетях появлялись в 2015–2018 годах одно за другим. Градус общественного гнева вырос настолько, что «ВКонтакте» пришлось ввести возможность делать свой профиль приватным, оставляя его открытым только для друзей. Частичная декриминализация экстремистской статьи привела к тому, что число дел за мемы резко сократилось. Но позже на смену пришла новая статья — о проявлении неуважения к власти в интернете. Несмотря на неоднократные уточнения Путина о том, что закон направлен на борьбу с теми, кто каким-либо образом осквернил госсимволы (гимн, флаг, герб и т.д.), а не чиновников и президента, уголовные дела заводят именно из-за оскорбительных комментариев в соцсетях в адрес госслужащих, губернаторов и особенно главы государства.
Вот лишь несколько ярких примеров уголовных дел и блокировок за контент в Рунете:
- Блогер Максим Кормелицкий: год и три месяца колонии-поселения за репост из паблика «Двач» картинки, на которой изображались крещенские купания. Картинка сопровождалась оскорбительной надписью в адрес купающихся.
- Блогер из Ставрополя Виктор Краснов: принудительное психиатрическое освидетельствование за фразу «Боха нет», которую он написал в ходе спора в сообществе «Подслушано Ставрополь» во «ВКонтакте».
Свобода самовыражения в Рунете нулевых постепенно сменилась курсом на зачистку интернета от неугодного контента. Сегодня за комментариями и картинками в соцсетях следит не только Роскомнадзор, но и бдительные активисты, из-за которых россиянам приходится отвечать перед судом за неосторожный пост или лайк (подробнее о таких добровольцах можно прочитать здесь). Резонансные уголовные дела за репосты и мемы вызвали панику среди интернет-пользователей. Это привело к тому, что они стали удалять со своих страниц любые картинки, а некоторые и вовсе закрыли доступ к своему профилю.
Фото: bigstockphoto.com/vostock-photo.online
Путин — краб, а Гуф умер. Хронология эпохальных мемов
В Рунете мемы зародились в середине нулевых на таких сайтах, как dirty.ru, pikabu.ru, 2ch.hk и т. д. Коллективные блоги и имиджборды стали основным источником новых мемов, откуда потом они быстро утекали в соцсети и начинали вируситься. Так вышло, что расцвет мемов совпал с появлением соцсетей. Основным источником, откуда русскоязычные юзеры узнавали о мемах, стал «ВКонтакте». Поначалу россияне просто брали популярные на Западе мемы и адаптировали их. Так, например, произошло с одним из первых мемов Рунета — легендарным Медведом, который говорит: «Превед!» Это была русская адаптация картины Bear Surprise американского художника Джона Лури. Но вскоре в российском сегменте начали появляться мемы и отечественного производства.
Демотиваторы: смех сквозь отрицание
В XX веке можно было на каждом шагу встретить какой-нибудь мотиватор. Так назывались плакаты, которые висели в советское время в вузах, школах и на рабочих местах. На них бодрые и румяные строители коммунизма тянули к зрителям руки с призывами «Даёшь!», «За!», «Да здравствует!», «Мой руки!», «Береги голову!», «Не пей!», «Уважай старших!». На Западе мотиваторы были распространены в крупных компаниях — люди на фотографиях призывали бороться, проявлять наиболее ценные рабочие качества. Снимки и иллюстрации обычно обрамлялись чёрными широкими полями (в таком же стиле появились и высмеивавшие их демотиваторы). По факту многие из мотиваторов были пошлы, унылы и скучны, не вызывая никаких эмоций, кроме разве что раздражения.
Упадок мотиваторов пришёлся на конец 1990-х. Они перестали оказывать какое-либо влияние на массы, зато их саркастическая инкарнация, которая повергала зрителей в грусть, уныние, безысходность, ощущение тщетности усилий и бренности бытия, стала популярной.
Июнь: конгрессмен случайно опубликовал пароль от почты и пин-код
Американский конгрессмен Мо Брукс, являющийся членом комитета Палаты представителей США по вооруженным силам и, в частности, работающий в подкомитете, занимающемся вопросами кибербезопасности, внес необычный вклад в популяризацию идеи безопасного хранения паролей. В личном Твиттере он опубликовал фотографию своего монитора вместе с наклейкой, на которой был пароль от учетной записи Gmail и ПИН-код. Живая классика! Твит провисел несколько часов и разошелся на мемы. В результате Брукс таки его удалил, но, конечно, было уже поздно — читатели успели сделать скриншот и опубликовать с ехидным комментарием:
Декабрь: уязвимость Log4Shell
Практически весь декабрь прошел под знаменем Log4Shell — критической уязвимости в библиотеке Apache Log4j. Из-за повсеместного использования этой библиотеки в Java-приложениях уязвимыми оказались миллионы программ и даже устройств. Несколько раз Apache Foundation выпускала патчи, и несколько раз исследователи находили методы обхода контрмер. Уже через несколько дней после первой публикации ботнеты начали сканировать Интернет в поисках уязвимых программ, а авторы шифровальщиков взяли уязвимость на вооружение. Удачных мемов на тему Log4Shell было настолько много, что кто-то даже создал сайт с подборкой.
Что тут скажешь — будем надеяться, что следующий год будет все-таки поспокойнее. С наступающим вас, дорогие читатели!
Октябрь: Facebook удалил себя из Интернета
Октябрь запомнился крупным сбоем в работе Facebook. Судя по отчетам ликвидаторов аварии, в результате некоего обновления DNS-серверы Facebook стали недоступны из Интернета. В связи с этим более шести часов пользователи самой сети и ряда других сервисов компании, включая Facebook Messenger, Instagram и WhatsApp, не могли залогиниться и изливали свое недовольство в альтернативных сетях и мессенджерах (перегружая в свою очередь и их). При этом по Интернету ходили дикие слухи — например, что администраторы компании не могут попасть к серверам, потому что пропускная система у них завязана на тот же Facebook.
Итальянка покончила с собой после того, как видео с ней стало мемом
Весной 2015 года Тициана Кантоне вместе со своим молодым человеком сняла «домашнее видео». Своим появлением пикантный ролик обязан желанию девушки отомстить своему бывшему. Именно ему она отправила видео, чтобы показать, как ей хорошо без него. Сохранить интимное видео бывшей девушки в тайне её покинутому ухажёру не удалось — ролик просочился в сеть. А лицо девушки стало интернет-мемом.
Тициана Кантоне
Кто-то из просматривавших видео поймал стоп-кадр с улыбающейся Кантоне и приписал к нему фразу: «Ты уже начал снимать? Хорошо». Мем быстро стал популярным, с ним даже начали выпускать одежду. Вскоре кто-то опознал Тициану на меме, и её начали буквально травить в соцсетях и предлагать оказать услуги интимного характера. Ей пришлось переехать на другой конец страны и сменить имя, но это не помогло.
Тогда Тициана подала в суд на некоторые крупные сайты с требованием удалить все ролики, а также обидные мемы с ней. Девушка выиграла лишь один процесс, но выплаченная денежная компенсация её не удовлетворила. В 2016 году Кантоне совершила суицид, не вынеся дурной славы из-за идиотского мема. А вот модели Хайди Йе повезло чуть больше: обидный мем «всего лишь» похоронил её карьеру.