Почему долго не показывали
Комитет по туризму принял бренд без замечаний, говорят в SPN. Однако широкая публика увидела новое лицо города только 14 ноября 2019 года в ходе официальной презентации. С чем связана такая задержка?
Версию о том, что задержка связана с доработками бренда после его официальной сдачи, Калинчук опровергает: «С момента подписания нами акта сдачи-приемки выполненных работ мы ничего не доделывали. Все перешло в собственность заказчика, и он сам выбрал момент, когда презентация будет наиболее выигрышной». По словам собеседника Forbes, комитет провел «апробацию» фирменного стиля города в ходе 23-й сессии генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации, проходившей в Петербурге 9-13 сентября 2019-го, «просто тогда никто не понял, что это оно». Также логотипы с Петром и «бирюзовым солнцем» комитет использовал на одном из официальных мероприятий, заверяет менеджер SPN. Эту информацию Forbes подтвердили в ведомстве: «Комитет по развитию туризма в течение года участвует и самостоятельно проводит различные выставки и роуд-шоу».
Борис Григорьев считает, что комитет мог отсрочить презентацию потому, что хотел привязать ее к выборам губернатора Петербурга, которые прошли 8 сентября. «Непонятно, зачем отсрочили еще на два месяца. Я с самого подписания акта сдачи-приемки просил комитет показать мне выполненную работу, но мне отказывали», — говорит он.
По мнению Ксении Тулаевой, комитет по туризму совершил ошибку, не только обозначив слишком сжатые сроки выполнения работы, но и неправильно выбрав время для презентации айдентики. «Рекламную кампанию новой айдентики нужно было нацелить на жителей города. Мы же видели кулуарные презентации для своих, обкатку на узкоцелевых мероприятиях и полную неготовность к публичной презентации», — рассуждает она. По словам Тулаевой, подозрения в коррумпированности и критика работы будут неизбежны, если чиновники в ближайшее время не презентуют архитектуру бренда в доступной форме. Наличие коррупционных схем в таком крупном проекте определить практически невозможно, добавляет эксперт: «Там очень много аналитической и творческой работы, которую никак не «осметить» абсолютно прозрачно».
Логотипы городов: tema — LiveJournal
Логотип Перми — http://www.artlebedev.ru/everything/perm/logo/
Главная площадь города:
Логотипе хостела:
Логотип Калужской области — http://www.artlebedev.ru/everything/kaluga/
Упаковке печенья «Чоко пай», завод по производству которого находится как раз в Калужской области:
Логотип Одессы: http://www.artlebedev.ru/everything/odessa/
На коллекциях одежды, сувенирах:
В меню ресторана:
На костюме Деда Мороза:
Логотип Ярославля: http://www.artlebedev.ru/everything/yaroslavl/logo/
Представлен общественности мэром. Скоро появится в городе.
Логотип во время ралли.
Наша работа над дизайном для городов только начинается. Все самое интересное — впереди. Мы открыты к сотрудничеству в области улучшения среды обитания и дизайна со всеми заинтересованными городами.
Кстати, в Киеве повесили новый знак (http://www.artlebedev.ru/everything/sign/kiev/) вместо спижженного. На этот раз знак приварили, а не прикрутили к столбу. Добро пожаловать на пейзажную аллею:
Сколько стоит логотип
Одна из главных претензий к новому логотипу — это его цена, которая многим комментаторам в соцсетях показалась завышенной. Насколько обоснованы эти претензии?
Сумму контракта — 7 млн рублей — владелица санкт-петербургского маркетингового агентства CavaAgency Ксения Тулаева считает адекватной: «Брендинг территории включает в себя, в первую очередь, серьезные маркетинговые исследования с аналитикой целей и задач, проработку всех целевых аудиторий, существенный объем общественного участия, требующий серьезных аналитических мощностей. Это не просто работа арт-директора и дизайнера, это как минимум команда аналитиков, стратегов и бренд-менеджеров». В качестве примера подобного проекта Тулаева приводит ребрендинг компании «Ростелеком» с бюджетом в 35 млн рублей, проведенный агентством Saffron Brand Consultants в 2018 году.
Адекватность цены признает и Борис Григорьев, пытавшийся обжаловать итоги тендера. В среднем проекты по брендингу территорий стоят от 7 млн до 20 млн рублей, говорит он.
Прибыль, которую SPN Communications получило на проекте, Калинчук не раскрывает, ссылаясь на коммерческую тайну. По оценке Тулаевой из CavaAgency, при условии выполнения всех задач агентство в лучшем случае вышло в ноль. «Квалифицированный персонал по этому проекту будет стоить подрядчику 6000-8000 рублей в день. А тут одних аналитиков и социологов нужно человек восемь», — делится она расчетами.
14 городов со всего мира, у которых есть не только герб, но и крутой логотип
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в и
Бренды окружают нас повсюду. Это не только продукты, логотипы компаний и магазинов. В последнее время все больше городов приобретают уникальные логотипы взамен скучных и никому не известных гербов. Город — это всегда больше, чем просто определенная территория, у каждого есть свой особенный характер и стиль. Каждый пример удачного городского брендинга — четкое визуальное сообщение, которое либо основывается на известных ассоциациях с конкретным местом, либо, наоборот, разбивает вдребезги сложившиеся стереотипы.
По всему миру можно найти множество городов с запоминающимися логотипами.
AdMe.ru постарался представить в данной подборке самые яркие и нестандартные примеры. Будем надеяться, что в скором будущем таких городов станет еще больше.
1. Копенгаген
Копенгагену, конечно, очень повезло с названием. Обыграть в логотипе города слово open, то есть «открытый», — это оригинальное и элегантное решение. Слоган подобрали соответствующий: «Копенгаген: Открытый для тебя». Дизайнеры вложили в эту фразу глубокую мысль: Копенгаген получился открытым во всех смыслах, комфортным, толерантным и дружественным к окружающей среде, туристам, бизнесу, инвестициям, событиям, жизненному опыту, альтернативам.
2. Мельбурн
Броский логотип, а точнее, несколько логотипов австралийского Мельбурна призваны показать многогранность и прогрессивность города. Центральный элемент — объемная буква «М». Идея бренда — отразить все грани города: от строгого и элегантного до энергичного и яркого. По задумке дизайнеров, это должно сделать Мельбурн в глазах жителей и туристов более гибким и динамичным.
3. Амстердам
В бренде Амстердама дизайнеры тоже поиграли с буквами в названии. Красно-белый логотип I Amsterdam («Я Амстердам») показывает причастность каждого жителя или гостя к городу. Согласно новой концепции бренда, столица Нидерландов — это «город культуры, город каналов, город встреч». Всемирную известность официальному слогану принесла масштабная конструкция на Музейной площади города I Amsterdam.
4. Лион
Новый бренд французского города Лиона был призван кардинально изменить его имидж и репутацию среди инвесторов и туристов: от праздного города гастрономов к городу исследователей и высшего образования. В качестве символа был оставлен лев, который изображен на гербе Лиона, и добавлен слоган Оnly Lyon — «Только Лион». Кроме того, эти два слова являются анаграммами.
Как создавался логотип
Первым делом после подписания контракта SPN, как утверждает само агентство, провело ситуационный анализ. С помощью информационно-аналитических систем сотрудники SPN проанализировали все сообщения в медиаполе за последний год, которые касались восприятия Петербурга, а также исследовали, как другие города мира конструируют и управляют своими брендами. В ходе работы команда изучила опыт Лондона, Лиона, Сиднея и Нью-Йорка. «Наиболее интересным нам показался Лион — у него много общего с Санкт-Петербургом. Город достаточно старый, тоже не столичный, но при этом в нем сосредоточены экономические объекты, он инновационный», — рассказывает Калинчук. В опыте Лиона его, в частности, привлекла идея продвигать территорию с помощью городских амбассадоров. «Послом» Лиона может стать любой его уроженец, необязательно медийная личность. Для людей, которые хотят участвовать в развитии города, создали что-то вроде социальной сети, в которой сейчас более 25 000 пользователей», — добавляет Калинчук.
Новый логотип Санкт-Петербурга
Автор предыдущего логотипа Артемий Лебедев, впрочем, счел, что основным вдохновителем для SPN стал не западный опыт, а идеи его студии. «Новый логотип использует предложенный нами бирюзовый цвет, идею разводных мостов в буквах и перенос на три строки», — написал дизайнер в своем Telegram-канале. Калинчук это обвинение опровергает: «Мы вдохновлялись городом, в котором родились и живем. Ну что, если Лебедев использовал разводные мосты, теперь никому нельзя их использовать? А про три строчки — это просто одно из наиболее очевидных решений по визуальной организации длинного слова».
По словам менеджера SPN, агентство «по собственной инициативе и за собственные средства» (сумма затрат не раскрывается) провело исследование о восприятии города местными жителями, в котором поучаствовало около 800 человек. По результатам этого и других исследований, проведенных комитетом по туризму, агентство сформировало несколько гипотез о том, какие ассоциации вызывает у горожан и туристов Петербург. Какими конкретно были эти гипотезы, Калинчук не раскрывает, ссылаясь на условия договора с заказчиком.
Сформированные идеи агентство вынесло на обсуждение с экспертами на стратегических сессиях, которые прошли в ноябре 2018-го. В каждой, по словам Калинчука, участвовали 20 человек, среди которых был, например, петербургский историк, краевед, писатель и журналист Лев Лурье, телеведущая и режиссер-документалист Ника Стрижак, основатель сети книжных магазинов «Буквоед» Денис Котов, руководитель проекта «ARTPLAY СПб» Руслан Чернобаев и другие «лидеры мнений». «На таких сессиях мы давали участникам творческие задания — например, придумать несколько заголовков санкт-петербургских газет 2030 года. Так мы понимали, каким они хотят видеть город, и сопоставляли с нашими наработками», — объясняет Калинчук.
По итогам сессий с экспертами агентство, как говорят в SPN, разработало первоначальную концепцию территориального метабренда — описало образ города для разных групп людей и придумало варианты логотипа и слогана. В основу бренда был положен шестиугольник британского политического консультанта и эксперта по брендингу Саймона Анхольта, рассказывает Калинчук: это образ города с учетом основных характеристик — туризма, людей, культуры и наследия, инвестиций и иммиграции, внешней и внутренней политики, экспорта.
В конце декабря SPN Communications презентовало заказчику основную концепцию проекта под названием «Санкт-Петербург — город личностей», 5-6 версий логотипа, среди которых был голубой круг и несколько вариантов изображения Петра I, а также слоган «Создавать великое». Комитет одобрил слоган и два логотипа — «бирюзовое солнце» с надписью «Санкт-Петербург» для общего использования и одно из изображений с Петром I для использования в официальных документах городской администрации и на мероприятиях под эгидой Смольного, утверждают в SPN. Выбранный слоган, по словам представителя комитета, — «это девиз личностей, которые воплощают собой Петербург и вдохновляют весь мир». «Все остальные гуляющие в сети логотипы — это промежуточные варианты. Они имеют мало общего с финальными, использовать их нельзя», — подчеркивает Калинчук.
26 декабря стороны подписали акт сдачи-приемки работ, по которому исполнитель передал госзаказчику интеллектуальную собственность на 1,6 млн рублей. Комитет по туризму даже провел независимую экспертизу результатов оказанных услуг, говорится в решении суда по иску АКАР. Суд поставил, что «услуги по контракту оказаны в срок, в полном объеме», и отказал АКАР в удовлетворении требований.