История и значение мема кермитского чая — объяснение

Рюк цитаты. цитаты и фразы из тетрадки смерти

Что почитать по теме

Как сказал нобелевский лауреат Ричард Фейнман, «квантовую физику не понимает никто». Но это не значит, что мы не можем к этому стремиться

Если хотите сделать первые шаги на этом пути, рекомендуем обратить внимание на следующие книги:

  • Джон Гриббин, «В поисках кота Шрёдингера».
  • Элиезер Юдковский, «Введение в квантовую механику» (есть хороший перевод на «Хабре»: часть 1 и часть 2).
  • Майкл Файер, «Абсолютный минимум. Как квантовая теория объясняет наш мир».
  • Стивен Хокинг и Леонард Млодинов, «Кратчайшая история времени».
  • Олег Фейгин, «Тайны квантового мира».
  • Айзек Азимов, «Популярная физика».

Больше интересного про код — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Зачем понадобился эксперимент Шрёдингера

Как мы отметили чуть выше, согласно квантовой механике, мельчайшие частицы могут находиться сразу во многих местах одновременно. Такое их свойство называется суперпозицией, и постулируется оно так:

«Любая система, пока за ней не наблюдают, находится в состоянии суперпозиции. То есть в двух, а может быть и более, положениях, взаимоисключающих друг друга».

Получается, что мы не можем точно знать, в каком состоянии или точке пространства находится в данный момент какая-то частица, пока не станем за ней наблюдать. Говоря научно — волновая функция коллапсирует и квантовая система принимает одно из состояний лишь при появлении наблюдателя.

Звучит весьма странно — спрашивается, какое дело частице до того, смотрят на неё или нет? Но спешим успокоить: этот парадокс наблюдателя вызывает вопросы не только у вас — это вообще одна из главных проблем квантовой механики. Так, например, иллюстрировал её Альберт Эйнштейн:

«Неужели вы считаете, что Луна существует только в тот момент, когда вы смотрите на неё?»

Стоит оговориться, что Эйнштейн таким образом не высмеивал саму квантовую механику, а лишь пытался образно сформулировать наличие серьёзной бреши в этой науке.

Почему мемы захватывают умы

Мемы отчаянно соперничают за наше внимание, конкурируют между собой. Выживают те, что способны меняться и подстраиваться под нормы общения

В борьбе же за существование с другими жанрами, такими как анекдоты, у мемов есть свои «эволюционные» преимущества.

Появление интернета

Краткие и наглядные мемы идеально вписываются в условия интернет-эпохи. С появлением технологий коммуникация ускорилась и упростилась. У людей часто не хватает времени на то, чтобы подробно объяснять свое отношение к событиям. Теперь, вместо того чтобы печатать длинный текст, мы отправляем картинку, и нас понимают мгновенно. Как утверждает лингвист Максим Кронгауз, «…интернет — это среда мгновенного распространения информации. Мему очень легко захватить сразу огромное пространство».

Культура участия

Американский философ и культуролог Генри Дженкинс считает, что с развитием интернет-технологий у человека появляется невероятный опыт: каждый из нас, будучи лишь потребителем культурных смыслов, может стать их соавтором. Кто-то пишет посты, кто-то делает фотографии, а кто-то создает и видоизменяет интернет-мемы. Вокруг мемов формируется общность творцов, распространителей и читателей, которые равны в своих авторских правах.

Дарья Радченко:

«Мемы работают на основе того, что мы называем «культурой участия». Это ситуация, в которой мы становимся не только потребителями культурного продукта, но и соучастниками, сотворцами. Для нас это большая ценность. Механизм, который нам облегчает работу по производству культурных смыслов, оказывается крайне важным.

Понятно, что когда пересказываем анекдот, мы участвуем в фольклорном сотворчестве: что-то добавляем, убавляем, рассказываем другими словами, заменяем имена героев и так далее. Но эта вариативность остается в рамках конкретного текста, если мы не сочиняем новый анекдот по заданной жесткой модели. Мем же допускает наполнение общей «рамки» новым смыслом».

Новые интернет-мемы появляются очень быстро

По словам лингвиста Михаила Кронгауза, механизм образования мемов работает постоянно и с гораздо более высокой скоростью, чем раньше. Кроме того, на разнообразие смешных картинок влияет способность к трансформации: изображение и фраза, из которых состоит мем, могут «разойтись» и зажить каждая своей жизнью. К иллюстрации придумывается другая надпись и наоборот.

Что такое мемы

Услышав слово «мемы», многие первым делом представляют смешные картинки с котиками или кадрами из кино, которые пересылаются в чаты друзьям и коллегам. На самом деле этот термин гораздо шире.

Понятие «мем» ввел британский биолог и популяризатор науки Ричард Докинз в 1976 году. В книге «Эгоистичный ген» он предположил, что человеческая культура развивается по законам биологической эволюции. И если в биологии гены копируют себя и передаются от человека к человеку, то должен быть и аналогичный термин для единицы культурного наследия. Так появилось слово «мем». Под ним Докинз подразумевал популярные в обществе идеи, тенденции, навязчивые мелодии, модные выражения и крылатые фразы.

Название произошло от древнегреческого μιμητής («миметес») — «подражатель, имитатор». В своих мемуарах Докинз пишет: «Слово mimeme имеет подходящий греческий корень, но я ищу односложный термин, который бы напоминал своим звучанием «ген». Надеюсь, мои друзья-классицисты простят меня за сокращение «мем». В качестве альтернативы его можно соотносить со словом memory (англ., «память») или с французским словом même (фр., «тот же, однообразный»)».

С появлением интернета понятие приобрело другой смысл, знакомый нам и отличный от того, что существует в исследовательской среде. Вторая трактовка описана в Кембриджском словаре: «Мем — идея, изображение, видео и так далее, которые очень быстро распространяются в интернете». В таком значении интернет-мемы впервые были упомянуты в 1996 году в ученых из Массачусетского технологического института.

Победили ли мемы анекдоты: мнение экспертов

По данным на 2021 год, люди все чаще ищут в интернете мемы, а не анекдоты. В Московской области 76% от общего количества запросов в категории относится к слову «мем». В Ленинградской области — 78%.

Тем не менее люди сохраняют интерес к юмористическим программам (Comedy Club, «Уральские пельмени» и Stand Up). Половина россиян смеется над шутками и анекдотами при просмотре шоу по телевизору, а четверть — в интернете.

Полина Колозариди:

«Отчасти анекдоты продолжают существовать. В интернете их хватает. Но интернет-мемы стали заметными, их пускают в коммерческий оборот, их проще «увидеть» внутри Сети. Во многом, мемы стали вытеснять анекдоты в реакциях на актуальные события».

Дарья Радченко:

«Нам кажется, что картинки все заполонили. Это не совсем так. В Сети остается много пространства для текстового юмора. Анекдоты позднесоветского периода действительно уступают место, но не мемам, а шуткам, которые принято называть one-liners (англ., «однострочными»). Классический пример такого рода — короткие юмористические тексты в Твиттере.

То есть речь идет не о смерти анекдотов, а о конкуренции между разными текстовыми формами. Побеждают те, что быстрее передаются, проще воспроизводятся и не содержат сложных сюжетных схем. Чем короче текст, чем плотнее он упакован, тем более высокие шансы на распространение он имеет. Если сравнивать однострочные шутки со смешными картинками, то пока мы не можем сказать с уверенностью, что одно победило другое».

Александра Архипова:

«Анекдот тоже становится мемом, поэтому высказывание «мемы победили анекдоты» бессмысленно. Оно звучит примерно как «фрукты победили апельсины». Сейчас мы по-прежнему коммуницируем устно, и анекдоты все еще рассказываются. Просто они потеряли возможность быть переданными преимущественно в речи и плавно переходят в интернет. И здесь им приходится бороться за место под солнцем с картинками.

Когнитивно анекдоты устроены гораздо сложнее: там всегда есть двойной пуант — та фраза, из-за которой текст имеет двойное прочтение. Эта двусмысленность заставляет мозг сильнее напрягаться. Такой операции не происходит в случае со смешной картинкой, поэтому они проще распространяются в интернете. Зато анекдот может передаваться устно, а изображение — нет».

[править] Описание

Происходит из цитаты с Башорга за номером 40084, взятой с некоего чата, авторства человека со сложнопроизносимым ником:

Например, некоторым не нравится постоянное задротство многих людей (многие из них школьного возраста, хотя бывают и старше) в DotA, их культура общения в оной игре, наподобие «я твою мамку е#ал», и он понимает, что на сайте с большим количеством неадекватов нормальному человеку общаться непросто и неприятно. И он соглашается с вышеназванным тезисом.

Фразою подчёркивается, что огораживание Интернета от детей необходимо ради блага Интернета, а не блага детей (инициативы подзакрыть цензурой Сеть и атаки на компьютерные технологии неоднократно выдвигали под предлогом защиты детей от так называемого «шок-контента», «порнографии», «жестокости в играх» и «геев»).

Впрочем, не все неадекваты — школьники, есть и старше.

Мем может употребляться в ответ на проявление невероятной глупости.

Пример известной личности, зависимой от Интернета — Сашко, герой украинской телепередачи «Дорогая, мы убиваем детей» (перевод на русский). Он и его лицо стали мемом в определённых кругах.

Что общего у интернет-мемов с анекдотами

Они заставляют нас смеяться. Редактор отдела карикатуры в журнале The New Yorker Роберт Манкофф давно исследует роль юмора и считает, что смешное не может быть абсолютно нормальным. В шутке есть отклонение от нормы, некоторая неконгруэнтность — то есть, несоответствие, нелогичность, противоречие. Она характерна и для мемов, и для анекдотов.

Дарья Радченко, старший научный сотрудник лаборатории теоретической фольклористики РАНХиГС:

«Наиболее близкая мне теория комического — . В шутке мы встречаемся с некоторым внутренним противоречием, которое разрешается не так, как мы ожидаем. Например, анекдот: «Летели два крокодила. Один зеленый, другой на север». Нам становится смешно не потому, что крокодилы не летают. А из-за того, что, во-первых, в шутке это подается как банальное знание, а во-вторых, неконгруэнтны разные классификации: один зеленый — свойство цвета, другой летит на север — свойство совершенно другого типа.

В этом смысле анекдоты и мемы работают совершенно одинаково».

Все это — фольклор. Многие привыкли, что под этим термином подразумеваются былины, сказки, частушки, народные песни. Но на самом деле анекдот тоже определяют как жанр городского фольклора, а мемы относят к цифровому народному творчеству.

Они помогают узнавать «своих». Анекдоты и мемы позволяют почувствовать принадлежность к определенной группе. Принимая или отвергая определенную шутку, группа обозначает свое место в обществе и заявляет о взглядах и интересах.

Полина Колозариди, интернет-исследовательница, координатор клуба любителей интернета и общества, преподаватель НИУ ВШЭ:

«Мем рассчитан на здравый смысл, на то, что его содержание будет распознано быстро. Он отчасти похож на анекдот: в обоих случаях это способ поделиться быстро важным и понятным, почувствовать себя вместе. В этом легко убедиться, если зайти на онлайн-площадку, где много чем-то непохожих на вас людей, например другого возраста или других интересов. Их мемы, смешные и очевидные для группы, едва ли будут смешны незнакомцам».

Мы не знаем, кто их придумал. Вряд ли можно найти хоть один интернет-мем или анекдот с указанием авторства. По мнению кандидата филологических наук Светланы Канашиной, так создатели шуток и смешных картинок получают возможность выражать мнение и эмоции без оглядки на общественную мораль и не нести за это никакой ответственности.

Индустрия 4.0

«Заходит в бар Илон Маск»: нейросеть GPT-3 научили рассказывать анекдоты

Аниме «Тетрадь смерти»

Аниме-сериал «Тетрадь смерти» выпущен студией «Madhouse» и транслировался в 2006-2007 годах. Всего вышло 37 двадцатиминутных эпизодов. Режиссер сериала — Тэцуро Араки, сэйю (актер озвучки), который озвучил Рюка, — Сидо Накамура.

Создатели аниме близко воспроизвели сюжет манги, так что и характер персонажа, и события, в которых тот участвует в аниме, почти не отличаются от происходящего в манге. Из аниме исчезли только некоторые побочные линии и появилось несколько незначительных эпизодов, которых в манге не было, однако на общей сюжетной линии это не сказалось.

Рюку скучно в мире богов смерти, где не происходит ничего интересного: боги бездельничают и играют в кости. Забавы ради Рюк подбрасывает в мир людей Тетрадь смерти, сопроводив ту инструкцией, чтобы подобравший тетрадь человек мог ту использовать. Позже выясняется, что подброшенная тетрадь принадлежала не самому Рюку, а другому богу смерти по имени Сидо.

В мире людей тетрадь подбирает Ягами Лайт — японский школьник, сын начальника полиции, умный, но слегка асоциальный подросток, который решается использовать тетрадь ради уничтожения преступников и мнит себя «богом нового мира», где останутся только законопослушные и «полезные» обществу люди.

Рюк с интересом следит за действиями, которые предпринимает Лайт, но никаких дружеских чувств к подростку не испытывает. Рюк всюду следует за Лайтом, сопровождая того даже в школе, но никто, кроме Лайта, Рюка не видит. Бог смерти лишь развлекается, наблюдая за Лайтом, и не заинтересован в том, чтобы помогать или, наоборот, мешать тому.

Однако у Рюка есть слабость — тот обожает яблоки. В обмен на яблоки Лайту удается «раскрутить» Рюка не некоторые услуги. Например, бог смерти рассказал Лайту о преследователях, которые следили за ним, обнаружил камеры, которые Эл установил, чтобы наблюдать за Лайтом, по просьбе Лайта вписал в тетрадь поддельные правила. Все ради возможности кушать яблоки.

Единственное серьезное расхождение аниме и манги — финал. В аниме Рюк убивает Лайта при других обстоятельствах.

Помимо Рюка в сериале присутствуют и другие боги смерти, например, Рэм. Этот бог смерти наблюдает за другим персонажем, Мисой — девушкой, которая «приобрела» у бога смерти глаза, чтобы видеть имена и сроки жизни людей. В манге и аниме Рэм изображена как женщина, но в фильмах, снятых по «Тетради смерти», эту роль играет мужчина.

Рэм терпеть не может людей из-за свойственной тем жестокости и испытывает отвращение к Лайту из-за методов, которые тот использует. Однако Рэм приходится помогать Лайту из-за Мисы. Визуально Рэм создавалась как контрастный персонаж к Рюку.

Персонаж фигурирует также в полнометражном аниме «Death Note Rewrite: The Visualizing God», которое представляет собой сжатый пересказ сериала. По сюжету, Рюк находится в мире богов смерти, где пересказывает некоему богу смерти собственные воспоминания о Лайте и связанных с ним событиях.

Рюк появляется также в японском мистическом триллере 2006 года выпуска «Тетрадь смерти», где героя озвучивает актер Shidô Nakamura. В 2017 году фильм по мотивам манги выпустил американский режиссер Адам Вингард. Имена героев здесь искажены, местом действия становится американский город Сиэтл, и сюжет тоже сильно перекроен относительно манги. Роль Рюка в этой экранизации играет американский актер .

Боги смерти в аниме — сверхъестественные персонажи, которые по сути не отвечают за смерть людей. По сюжету, люди прекрасно умирают и без вмешательства богов. Убивать людей, вписывая имена тех в тетрадь, богам нужно, чтобы продлевать собственную жизнь, поскольку остаток лет, не прожитых человеком из-за того, что бог смерти вписал имя в тетрадь, переводится «на счет» самого бога смерти.

В новой японской мифологии есть боги смерти — синигами, однако появился этот тип персонажей относительно недавно. Это персонификация смерти, образ, который можно встретить на гравюрах и прочих картинках. Он используется в современном японском искусстве. Предположительно образ синигами проник в японский фольклор из Европы, где образ Смерти персонифицирован в искусстве, или из китайской мифологии, где существовали разные типы богов смерти. Впервые образ синигами появляется в японской литературе в середине XIX века.

Почему анекдоты теряют популярность

Психологи СПбГУ пришли к выводу, что люди в возрасте от 17 до 30 лет в большинстве своем воспринимают анекдоты как несмешной и непонятный жанр. Их реже рассказывают в компании друзей или коллег и связывают со старшим поколением. Анекдотам молодежь предпочитает спонтанный и ситуативный юмор. По мнению авторов исследования, это связано с изменившимся типом общения, которое все больше переносится в социальные сети и мессенджеры.

Ассоциации с эпохой до интернета

Как замечает доктор филологических наук Василий Химик, массовая популярность анекдота пришлась уже на советское время. Кандидат философских наук Евгений Соколов также утверждает, что это сугубо российско-советское изобретение, своеобразное «совковое ноу-хау», едва ли воспроизводимое в иных культурных опытах.

Александра Архипова, социальный антрополог РАНХиГС:

«Действительно, анекдот очень распространен в культурах, где это не просто развлекательная функция, а еще и способ выразить мнение, не будучи за это наказанным. Например, я рассказываю шутку о Фиделе Кастро или о Сталине. При этом я как бы передаю чужое мнение, а не то, что думаю сам. Так анекдот становится «оружием слабых». Под этим термином понимаются тексты или действия, с помощью которых люди воспроизводят впечатление о классе, подавляющем их. При этом делается все, чтобы не нести за это ответственность.

Как правило, в тоталитарных и авторитарных культурах, где представители власти контролировали публикационное пространство, эти высказывания были устными. На Кубе и сейчас чудовищное количество устных анекдотов».

Дешевые сборники анекдотов испортили репутацию жанра

Многие помнят тонкие книжки с шутками, которые продавались в поездах и электричках или хранились у бабушки на антресоли. В 1990-е годы ими были завалены все прилавки. Как считает культуролог Олег Борисов, такие брошюры «утрачивают смысл окруженной магическим ореолом байки», оставляют фигуру речи без прямого действия и соучастия. Анекдот перестает быть анекдотом и становится отработанным материалом, место которому в архиве.

Социальная экономика

Что такое ностальгия и как она влияет на поп-культуру

Долгие шутки-монологи заставляют скучать

Анекдоты воспринимаются как неоправданно длинные истории. Затянутое введение в контекст и развернутые описания требуют большей концентрации внимания и при этом не гарантируют смешную развязку.

Дарья Радченко:

«Наблюдается тренд на сжатие и упаковку смыслов. Если мы откроем сборник исторических анекдотов XVIII — начала XIX века, поразимся: там каждый анекдот на страницу. Пока дочитаешь, уже не смешно. Анекдоты XX века обычно представлены в кристаллизованной сюжетно-диалоговой форме и в три раза короче. Но сейчас нам уже нужен либо короткий текст, либо интернет-мем. В нем «упаковано» много сообщений. В одной такой картинке содержится не один анекдот, а целое множество».

История создания

Образ Рюка придумал и развил до готовой концепции японский писатель и сценарист Цугуми Оба, а дизайн персонажа создал художник Такэси Обата. Когда Цугуми Обу спрашивали, почему именно яблоко было выбрано как атрибут и любимая еда Рюка, сценарист объяснил, что выбор был сделан исходя из визуальной эффектности картинки.

Персонаж хорошо смотрелся с яблоками, и красный цвет фрукта составлял эффектное сочетание с черным цветом и громадной зубастой пастью Рюка. На вопрос, не предполагались ли тут какие-то обширные культурные и религиозные ассоциации, которыми нагружен образ яблока, Оба прямо заявил, что ни о чем подобном не думал, просто «яблоки классные».

Сложно поверить, но монструозный Рюк в соответствии с первоначальным замыслом художника должен был выглядеть как человеческий юноша, внешне похожий на Лайта, только с черными крыльями и брюнет. Художник хотел, чтобы боги смерти выглядели как рок-звезды и были привлекательными для читателя.

Однако потом Обата пришел к мысли, что излишне привлекательный Рюк перетянет на себя внимание аудитории. Тогда Лайт окажется персонажем второго плана, а не главным героем, как задумывалось

Позже редактор потребовал, чтобы Рюк вовсе не выглядел похожим на человека, и в результате герой получил чудовищную внешность. В официальном путеводителе по манге «Death Note 13: How to Read» художник рассказывает, что представлял чудовищную рожу Рюка как маску, под которой скрыто привлекательное лицо.

Эксперимент с «котом Шрёдингера»

В 1935 году Шрёдингер опубликовал статью из трёх частей под названием «Современное состояние квантовой механики», в которой был описан знаменитый парадокс с котом. Итак, вот в чём его суть:

  • Представим, что у нас есть стальной звукоизолированный ящик (контейнер, коробка).
  • Внутри ящика установлена «адская машинка» — специальное устройство, в котором стоит счётчик Гейгера с помещённым в него атомом радиоактивного вещества. Вероятность, что этот атом распадётся в течение часа, — 50%. Если атом распадается, то счётчик приводит в действие специальный механизм — молоточек, разбивающий колбу с ядовитой синильной кислотой.
  • Помещаем в ящик обычного кота и закрываем крышку. Через час мы его откроем и сможем увидеть, жив кот или умер от отравления ядовитым веществом.

Если следовать копенгагенской интерпретации квантовой механики, пока коробка закрыта, несчастное животное, как и радиоактивный атом, находится в суперпозиции — то есть кот Шрёдингера и жив, и мёртв одновременно. Понятно, что этого не может быть: не может же кот отравиться ядом лишь наполовину.

Своим «опытом» Шрёдингер хотел показать неполноту общепринятой концепции. Мол, если она не работает с макроскопическим объектом, коим является кот, то как мы можем применить её к микроскопическому объекту, коим является атом? Он предлагал искать другие способы понимания квантовой реальности, которые бы не противоречили здравому смыслу.

Кто такой Эрвин Шрёдингер и чем он знаменит

Эрвин Шрёдингер (1887–1961) — выдающийся австрийский учёный-физик, известный как один из основоположников квантовой теории. За работу по волновой механике в 1933 году он удостоился Нобелевской премии, а сам Эйнштейн говорил, что «её идея исходит от истинного гения».

Чтобы понять, в чём заключается заслуга Шрёдингера, разберёмся, что такое «квантовый» и «волновой». Слово «квант» означает минимальную неделимую порцию чего-либо. Например, квант света — это фотон, а квант электрического поля — это электрон. У кванта есть множество удивительных и даже странных свойств. Например:

  • В зависимости от условий он может быть как частицей, так и волной — это называется корпускулярно-волновым дуализмом.
  • Он может находиться одновременно в нескольких местах и состояниях одновременно — такое его свойство называется суперпозицией.

Достижение же Шрёдингера состоит в том, что он смог буквально «поймать квант за руку». Говоря формально — придумал уравнение волновой функции, которое помогает определить вероятность нахождения кванта в какой-либо точке пространства. За это уравнение, которое позже назовут его именем, он и получил Нобелевскую премию с формулировкой «за открытие новых форм квантовой теории».

Вообще, жизнь Шрёдингера столь же трагична, столь и удивительна: в ней было и участие в Первой мировой войне, и годы безуспешных научных изысканий, и вынужденная эмиграция от нацистов, и дружба с величайшими учёными мира, включая Эйнштейна, Нильса Бора и Вернера Гейзенберга.

Как и многие гении, Шрёдингер по натуре был довольно эксцентричным и даже в чём-то странным — например, он всю жизнь путешествовал с рюкзаком в прогулочных ботинках. Однажды из-за этого ему даже чуть было не отказали в заселении в гостиницу, когда он приехал на Сольвеевскую конференцию для нобелевских лауреатов:

«Когда он ехал на Сольвеевскую конференцию в Брюсселе, он шёл от вокзала до гостиницы, неся весь свой багаж в рюкзаке. Выглядел он при этом как бродяга, из-за чего потребовалось немало споров на стойке регистрации, прежде чем он смог занять комнату».

Поль Дирак, учёный, разделивший Нобелевскую премию со Шрёдингером.


Фотография с Сольвеевской конференции 1927 года. Шрёдингер — посередине в последнем ряду. Эйнштейн — посередине в нижнемФото: Public Domain

Объяснения эксперимента

Эксперимент Шрёдингера произвёл фурор в научных кругах. Ещё бы: один из фундаментальных принципов квантовой механики — принцип суперпозиции — был поставлен под сомнение. Стало появляться множество попыток как-то сгладить противоречие — от вполне тривиальных до совсем фантастических.

Так, копенгагенская интерпретация продолжает настаивать на том, что выход частицы из состояния суперпозиции связан с появлением наблюдателя. Более того, само измерение не является пассивным процессом — оно влияет на систему и заставляет её выбрать одно из состояний.

Дело в том, что из-за несовершенства измерительных приборов мы не можем одинаково точно измерить два параметра частицы — например, её импульс и положение в пространстве. Чем точнее мы измеряем одну величину, тем хуже измерения в другой. Это называется принципом неопределённости Гейзенберга. На эту тему у учёных-физиков даже существует анекдот:

Гейзенберг ведёт машину, его останавливает полицейский.

— Профессор, вы знаете, с какой скоростью вы едете?

— Нет, зато я точно знаю, где нахожусь.

Например, чтобы измерить, скажем, импульс частицы, нам нужно пропустить её через детектор — то есть облучить фотонами света. Как только мы это сделаем, под влиянием фотонов частица тут же потеряет скорость — а значит, измерения будут неточны. Такая потеря квантовых свойств при столкновении с внешним миром называется декогеренцией.

Получается, что «эффект наблюдателя» связан не с тем, что частица каким-то образом узнаёт, что мы на неё смотрим. Это мы не можем адекватно изучить всё многообразие состояний частицы — а при попытке измерить её параметры натыкаемся лишь на одно из них, безо всякой суперпозиции.

Если подытожить, в копенгагенской интерпретации кот Шрёдингера останется жив до тех пор, пока радиоактивный атом не попадёт в детектор, где будет облучён фотонами света, которые и заставят его выйти из суперпозиции.

Копенгагенская версия достаточно хороша, чтобы быть общепринятой, но она имеет один существенный изъян — в ней нет чёткого объяснения, при каких именно условиях частица выбирает одно из состояний. Это как будто происходит случайно и не зависит ни от каких законов. Такой ответ многим физикам кажется неудовлетворительным, а потому сохраняется пространство для других интерпретаций.

Многомировая интерпретация. В 1957 году американский физик Хью Эверетт предложил объяснение, способное перевернуть представление о Вселенной. Так, согласно многомировой теории, суперпозиция атома не исчезает при измерении, а продолжает существовать в параллельных мирах.

Каждый раз, когда мы открываем коробку, мы фактически создаём новую вселенную, где система находится в новом состоянии. Получается, кот может быть жив и мёртв одновременно, но в разных мирах. И мы, как наблюдатели, тоже «расщепляемся»: одна наша версия достаёт из коробки живого питомца, а другая — мёртвого.

Многомировая интерпретация хоть и является радикальной, зато сохраняет универсальность квантовой механики для всех объектов — и на микро-, и на макроуровне. Именно поэтому квантовые физики рассматривают её не как нечто фантастическое, а как полноценную научную теорию.

В общем, мы бы не рекомендовали проводить какие-либо опыты над котами, если вы не хотите случайно оказаться внутри какого-нибудь фильма или мема про мультивселенные :)

Криптография и квантовые компьютеры

Как мы рассказали выше, «опыт» Шрёдингера поставил под сомнение полноту формулировки принципа суперпозиции. Но это не значит, что принцип не работает — напротив, он уже сейчас вовсю используется в науке и технике.

Взять, например, квантовый компьютер. В отличие от обычного смартфона и ноутбука, он работает не с обычными битами, которые принимают значение от 0 до 1, а с кубитами, имеющими бесконечное число состояний. Благодаря этому они могут выполнять несоизмеримо больше операций за один такт.

По сути, квантовый компьютер является механическим воплощением кота Шрёдингера — ведь, чтобы узнать результаты его вычислений, нам нужно измерить состояние кубитов. А при этом как раз и происходит коллапс суперпозиции, и мы, благодаря специальным квантовым алгоритмам, получаем только один ответ из всех возможных.


Квантовый компьютер IBM Q System OneИзображение: IBM

Другая сфера, где кот Шрёдингера мог бы реализовать свой потенциал, — криптография. Используя принцип суперпозиции, можно создавать надёжные средства защиты данных, которые не смогут «прослушать» мошенники. Называются они квантовыми ключевыми распределителями (QKD) и работают так:

  • По оптоволоконному кабелю с помощью фотона света передаётся сигнал.
  • Фотон находится в состоянии суперпозиции — например, он может иметь вертикальную и горизонтальную поляризацию.
  • Если к кабелю в любом месте подключится злоумышленник, волновая функция коллапсирует и фотон света перейдёт в конкретное состояние.
  • Специальный датчик на приёмной станции зафиксирует изменения и сигнализирует о вмешательстве со стороны.
  • Профит! Злоумышленник наказан, данные защищены, а принцип суперпозиции в очередной раз доказал свою эффективность.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ярмарочная газета
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: