Эпоха Французской революции
Как это часто бывает накануне революций, Франции в непростой период её истории не повезло с королём. Людовик XVI из династии Бурбонов, в сущности, был неплохим человеком, но не государственным деятелем (что роднит его со многими «товарищами по несчастью», к примеру, с Николаем II). Он легко поддавался чужому влиянию (королевы Марии-Антуанетты или министров) и больше любил столярное ремесло и охоту, чем управление государством. В былые десятилетия это не сыграло бы никакой существенной роли — в 1720 — 1770-е годы страна переживала экономический рост, за которым следовал и рост демографический. Но он закончился. Обострилась хроническая проблема: финансы Франции «пели романсы» уже давно. Аристократия и двор тратили колоссальные деньги: дворцы, увеселения, бессмысленные войны… Платили же за всё это политически бесправные буржуа, мещане и крестьяне — «третье сословие». Последние, конечно, выражали по этому поводу всё больше неудовольствия.
Во второй половине 1780-х гг. начался очевидный экономический кризис. Огромный внешний долг, разорение французских предприятий, чья продукция не выдерживала конкуренции с импортными товарами, растущая безработица, неурожай и рост цен на хлеб и вино (а это самое главное!) не оставляли выбора: Франции требовался пересмотр системы налогообложения. Третье сословие — а это 94% населения — не могло больше платить, разоряться и спокойно смотреть, как остальные 6% (дворянство и духовенство) транжирят их деньги. Нужен был всеобщий поземельный налог. Тягу третьего сословия к справедливости подпитывали просветители: идеи эпохи Просвещения о естественных правах человека и равенстве всех людей подкрепляли уверенность в том, что дворяне и церковь тоже должны пополнять казну, а кроме того, неплохо было бы освободиться от их гнёта.
Людовик XVI. (Wikimedia Commons)
Кризис всё больше пробуждал интерес «низов» к политике, но аристократия и духовенство упорно отказывались платить, хотя даже король уже ясно видел угрозу народных волнений. В этих обстоятельствах по совету министра финансов Жака Неккера Людовик XVI в январе 1789 года согласился созвать Генеральные штаты (собрание представителей трёх сословий с совещательными полномочиями).
Хроника Французской революции, или Кратко о произошедшем:
Май 1789 года — начало работы Генеральных Штатов и сословного конфликта
17 июня 1789 года — депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием
14 июля 1789 года — взятие Бастилии
26 августа 1789 года — принятие Декларации прав человека и гражданина
3 сентября 1791 года — Национальное собрание принимает Конституцию
Октябрь 1791 года — выборы в парламент — Законодательное собрание
Апрель 1792 года — начало войны с Австрией и Пруссией
Сентябрь 1792 года — созыв Национального Конвента и провозглашение республики
21 января 1793 года — казнь Людовика XVI
Май 1793 года — начало якобинской диктатуры и террора
27 июля 1794 года — термидорианский переворот
22 августа 1795 года — Национальный Конвент принимает новую республиканскую конституцию
9 ноября 1799 года — свержение Директории и начало военной диктатуры Наполеона Бонапарта
Литература
Вместе с несколькими актерами Жан-Батист создал свой театр, который, не сомневаясь в успехе, назвал «Блистательным», взял себе псевдоним Мольер и начал пробовать себя в трагических ролях. Стоит о просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. Наиболее стойкие энтузиасты вместе с Мольером решили попытать счастья в провинции.
«Блистательный» театр Мольера
За время тринадцатилетних странствий по всей Франции (1646- 1658 год) Мольер переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли нравились тогда провинциальной публике. Кроме того, необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо, чтобы самому сочинять пьесы. Так Жан-Батист, мечтавший играть главных героев в спектаклях, поневоле стал комедиографом.
Карта гастролей Мольера
Первой оригинальной пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже в ноябре 1659 года. Успех был ошеломляющим и скандальным. Далее вышли комедия «Школа мужей» (1661 год) — о способах воспитания молодых девушек, и произведение «Школа жен» (1662 год). Следующие комедии — «Тартюф, или Обманщик» (1664 год), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 год) и «Мизантроп» (1666 год) — считаются вершинами творчества Мольера.
Портрет Мольера
В образе главных героев работ выражены три способа миропонимания: святоша Тартюф, полагающий, что для грехов любых есть оправдание в намерениях благих, безбожник Дон Жуан, бросающий вызов небесам и погибающий под сетования от цепкой руки Каменного гостя, а также Альцест, не признающий свои пороки и слабости.
Все эти три комедии, подарившие автору литературное бессмертие, в жизни принесли ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен из-за того, что верующие увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь.
Книга комедий Мольера
Известно, что архиепископ Парижа даже грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией, а пара священников и вовсе предлагали святотатца-автора сжечь на костре. Даже король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать Мольера негласно. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные установления немного не смягчились.
«Мизантропа» публика также не приняла. В Альцесте зрители видели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем. Основания для этого были. У Мольера в тот период наступила черная полоса в жизни. Не прожив и года, умер его сын, а с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты.
Мольер на встрече с королем Людовиком XIV
«Дон Жуан» был написан Жаном-Батистом после запрещения «Тартюфа», чтобы прокормить труппу, но и с ним произошла неприятная история. После пятнадцатого представления, несмотря на шумный успех у публики, пьеса неожиданно исчезла со сцены.
После «Тартюфа» Мольер вызывал повышенное внимание у ордена иезуитов и, возможно, здесь тоже не обошлось без его вмешательства. Король, чтобы спасти мольеровский театр, повысил его в ранге, дав название «Актеры Короля», и труппе стали выплачивать жалованье из казны. Иллюстрация к пьесе Мольера «Мнимый больной»
Иллюстрация к пьесе Мольера «Мнимый больной»
Следует заметить, что творческая дерзость Мольера (так называемое «новаторство») намного опережала эволюцию эстетических и этических норм, а его художественная раскованность, которую Гете называл «обаятельной естественностью», граничила в то время с нарушением норм морали.
Всего Мольер оставил 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных празднеств — «Принцесса Элиды» (1664 год), «Господин де Пурсоньяк» (1669 год), «Блистательные любовники» (1670 год).
Иллюстрация к пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве»
Некоторые творения относятся к жанру семейно-бытовых комедий, как, например, «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой», «Плутни Скапена», «Ученые женщины». Последние значительные произведения Мольера — «Мещанин во дворянстве» (1670 год) и «Мнимый больной» (1673) — написаны как комедии-балеты.
Идёшь в поход? Возьми гильотину!
Национальное собрание Франции поручило разработку такой машины известному своими трудами по хирургии доктору Антуану Луи. Доктор Луи создал наброски чертежей машины, а воплощение их в жизнь легло на плечи немецкого механика Тобиаса Шмидта, которому помогал знаменитый парижский палач Шарль Анри Сансон.
Главной деталью гильотины являлся тяжёлый косой нож, который по направляющим с высоты 2-3 метров падал на зафиксированную специальным устройством шею приговоренного. Тело жертвы фиксировалось на специальной скамье, после чего палач нажимал рычажок, и падающий нож ставил точку в жизни преступника.
Новая машина была утверждена Национальной Ассамблеей Франции как орудие казни 20 марта 1792 года.
Первая казнь с применением гильотины состоялась в Париже 25 апреля 1792 года, когда за свои преступления головой заплатил убийца Жан Николя Пелитье.
Зрителей, собравшихся посмотреть на новое зрелище, оно разочаровало своей скоротечностью. Однако начавшаяся затем эпоха революционного террора щедро компенсировала скоротечность количеством казней. На пике революционной борьбы казнили до 60 человек в день. А революционная армия Франции, отправляясь в поход для усмирения мятежников, везла с собой походные гильотины.
Разногласия с властью
Франция XVIII века была сословным государством, в котором привилегии принадлежали дворянам. Желания делиться ими даже с богатым купечеством, у них не возникало. Поэтому доказывать собственное якобы дворянское происхождение пытались многие, включая Жан-Поля Марата.
Из его переписки 1778–1789 годов следует, что он тщетно пытался доказать принадлежность к испанской знати и зарегистрировать дворянский герб предков. Невозможность попасть в привилегированный класс вызывает негодование и в сочетании с другими экономическими и социальными факторами ведет к обострению революционной риторики.
Киновоплощения
Кадр из фильма «Смерть Марата» (1897)
- «Смерть Марата» // Mort de Marat (Франция, 1897). Режиссёр Жорж Гато. Исполнитель роли Марата неизвестен.
- «Шарлотта Корде» // Charlotte Corday (США, 1914). В роли Марата Артур Мод.
- «Наполеон» (Франция, 1927, 1935). В роли Марата Антонен Арто
- «Вернемся на Елисейские поля» (Франция, 1938) — актёр Рене Фошуа
- Жозеф Бальзамо (сериал) (Франция, 1972). В роли Марата — Жерар Бернье.
- «Сен-Жюст и сила обстоятельств» // Saint-Just ou La force des choses (телефильм, Франция, 1975). В роли Марата Вики Мессика.
- «Французская революция» // La révolution française (Франция — Италия — Канада — Великобритания — Германия, 1989), (две части). В роли Марата — Витторио Меццоджорно.
- «Шарлотта Корде» // Charlotte Corday (Франция, 2007). В роли Марата — Бернар Бланкан.
- «Пришельцы 3: Взятие Бастилии» // Les Visiteurs: La Révolution (Франция, 2016). В роли Марата Кристиан Эк.
- «Один король — одна Франция» // Un peuple et son roi (Франция, 2018). В роли Марата — Дени Лаван.
Жан-Поль Марат: биография и образование
Жан-Поль Марат, французский политический деятель и революционер, стал одним из ключевых фигур во время Французской революции. Его роль в истории страны была значительной, и его идеи и вклад в историю оставили глубокий след.
Марат родился 24 мая 1743 года в бургундском городе Бюзере в семье простого кожевника. В его детстве семья переехала в город Немюр, где Марат начал свое образование. Стремительный ум и стремление к знаниям помогли ему преуспеть в учебе.
После окончания средней школы Марат поступил в университет в Париже, где изучал медицину. Во время учебы он начал подробно исследовать социальные проблемы и неравенство в обществе, что сделало его заинтересованным в политической сфере.
Окончив медицинский факультет, Марат начал практиковать врачебную деятельность, но вскоре понял, что его истинное призвание — борьба за справедливость и свободу. Он начал писать политические памфлеты и статьи, в которых выражал свои идеи и убеждения.
Жан-Поль Марат стал известен своими резкими и проницательными критиками на адрес французского правительства и короля. Его горячие идеалы и желание видеть радикальные изменения во всех сферах общества принесло ему множество сторонников и врагов.
Уже к началу Французской революции Марат стал одним из наиболее влиятельных революционеров и журналистов в стране. Его известный журнал «Л’Амі du Peuple» («Друг народа») стал голосом оппозиции и платформой для его идей. Марат использовал свою позицию и популярность, чтобы вызвать гражданское неповиновение и подстрекать к насилию во имя перемен.
Жан-Поль Марат также привлек внимание своей участью в Стороне. Во время революционнской суд и казнь тысяч отданных врагов нового режима
Марат стал символом народного мстителя и часто называется «кровавым извратителем». Его нападение на короля и его супруги, Мари-Антуанетты, в 1792 году, привело к росту популярности и коменданту-в-шефу Национальной Коммуны Парижа.
Тем не менее, смерть Марата пришла быстро. 13 июля 1793 года он был убит Шарлоттой Корде во время его ванне (сражение) в Брюсселе. Его смерть вызвала восстание против его предателей и создал новый миф Марата — новое имя для героя революции.
Жан-Поль Марат оставил неизгладимый след в истории Франции и Французской революции. Его идеи о свободе, равенстве и справедливости продолжают влиять на современное общество и политику. Его горячий дух и страстная борьба за права человека сделали его символом революции и свободы.
Проповедник экстремизма
Всё изменилось после штурма Бастилии, ознаменовавшего начало Великой французской революции. Два месяца спустя вышел первый номер газеты Марата «Друг народа», мгновенно ставшей сверхпопулярной. Парижские бедняки-санкюлоты разбирали листки, в которых писалось, правда, больше не о друзьях народа, а о его врагах. Издатель и главный автор газеты призывал к расправе над богачами, требовал ограничить максимально возможный размер имущества, то есть ратовал за «уравниловку». Конечно, такие призывы встречали поддержку у бедноты, которая и самому Марату присвоила титул Друг народа.
Статьи в этой газете не были отвлечённой публицистикой. Наряду с рассуждениями о революционном порядке во Франции вообще, «Друг народа» регулярно публиковал обвинения против конкретных людей, бывших, по мнению Марата, врагами революции и заговорщиками. Несмотря на то, что конкретные доказательства появлялись в статьях нечасто, революционный трибунал регулярно выносил смертные приговоры — вердикты опирались только на газетные материалы.
Популярный журналист легко избрался от Парижа в Конвент, где возглавил крайне революционную партию монтаньяров. В среде депутатов Марат выискивал не существовавшие заговоры. Жертвами его конспирологии стали десятки парламентариев. Сколько незадачливых французов попали на гильотину после разоблачений на страницах «Друга народа», подсчитать невозможно. Своей целью Марат видел обновление общества, для чего необходимо было, по его мнению, всего лишь казнить десяток тысяч изменников.
Потрясённые размахом его кроваво-пропагандистской деятельности, умеренные депутаты-жирондисты в апреле 1793 года попытались отправить Марата в тюрьму. Но революционный суд единогласно его оправдал, и Друга народа с триумфом принесли на руках домой обновляемые им парижане. Крайними в этой ситуации оказались сами жирондисты, количество которых начало быстро сокращаться — гильотина работала без перебоев.
Борьба с жирондистами и террор
Триумф МаратаЛуи-Леопольд Буальи, 1794
Ожесточённый тон газеты вызвал преследования Марата. Он принуждён был скрываться в подвалах, не покидая, однако, своей работы; один раз даже бежал в Англию — но эти гонения придали ему лишь ещё больше энергии и сделали его более свирепым: он стал говорить о необходимости обновления общества принесением в жертву сотен и тысяч голов изменников. В конце 1791 года он переселился в Лондон, где занялся составлением книги: «École du citoyen», но в апреле 1792 года вернулся в Париж и с удвоенной энергией взялся за издательство.
Интересна эволюция взглядов Марата на монархию и республику. Одним из очевидных недостатков в общеполитических воззрениях и тактике Марата было нигилистское отношение к республике, к республиканской форме власти. Марат продолжал упорно высказываться за сохранение монархии. С одной стороны, он выступал против системы деспотизма. Но в странном несоответствии с развиваемыми им публично общими положениями Марат в феврале 1791 г. продолжал утверждать, что «ограниченная монархия более всего пригодна для нас» и даже что «нам нужен именно такой король, и мы должны благословлять небо, что оно дало нам его». Лозунгом Марата в это время был не лозунг свержения монархии, а лозунг разгона Национального собрания. Отношение изменилось в июле 1791 года после расстрела демонстрантов, возмущённых попыткой короля сбежать. С этого момента Марат чётко занимает позицию, которая уже была популярна у масс, — свержение короля необходимо. 10 августа 1792 года, после очередной попытки короля сбежать, происходит восстание, уничтожившее монархию. Король арестован. В декабре 1792 года Людовик XVI был передан суду Конвента. Марат, больше и громче всех взывавший к расправе над тиранами и их приспешниками, отказался принять предложение покарать короля без суда. Он считал, что надо провести процесс над королём с соблюдением всех формальностей. Он писал, что «такой образ действий был необходим для просвещения народа потому, что нужно убедить различными путями, соответствующими степени развития умов, всех жителей Республики». Конвент решает судить короля с соблюдением революционной и демократической процедуры. 14 января он решил прекратить прения и начать голосование по трём вопросам: виновность, обращение к народу и мера наказания. Марат добивается, чтобы решение Конвента о короле было поставлено на поимённое голосование. По последнему вопросу о мере наказания королю, из 721 голосовавшего депутата 387 депутатов подали голос за безоговорочную смертную казнь. «Конвент отныне объявил Людовика предателем французской нации, преступником против человечества».
Избранный в конвент от Парижа, он занял место во главе монтаньяров и стал главной мишенью жирондистских ораторов. Жирондисты настояли наконец на предании его суду за опубликованное им в качестве президента якобинцев воззвание, в котором он заявлял, что конвент заключает контрреволюцию в недрах своих. Несмотря на протесты Дантона, Марат 14 апреля 1793 года призван к суду за проповедь роспуска собрания и призыв к «убийству и грабежам»; доказательства были взяты из разных номеров его газеты. 24 апреля 1793 года революционный трибунал единогласно оправдал его, и он с триумфом был приведён обратно в конвент.
биография
Первые годы
Жан-Поль Марат родился в селе Будри, на озере Невшатель, Швейцария 24 мая 1743. Это был второй из девяти детей, родившихся от пары Жан-Поль Мара и Луиза Каброль. Среди историков возникли разногласия по поводу различий в фамилиях между отцом и сыном. Это было решено путем ознакомления с свидетельством о крещении от 8 июня 1743 г..
В вышеупомянутом акте было установлено, что фамилия Жан-Поля была Мара (как и его отец), а не Марат. Более поздние расследования помогли выявить, что по просьбе Жан-Поля фамилия была изменена на Марат. Предполагается, что намерение было придать фамилии французскую звучность.
Его отец родился в Кальяри, столице Сардинии (Италия). Затем национализирован швейцарский гражданин в Женеве в год 1741 Жана-Поль отца был хорошо образованный француз был первоначально гугеноты (последователь французского кальвинистской доктрины). Эта религиозная принадлежность ограничивала многие возможности трудоустройства.
Жан-Поль Марат, со своей стороны, был не очень грациозен. На самом деле, с самого детства они говорили, что он ужасно уродливый и почти карлик. Они также приписывают ему отсутствие гигиены. Это сделало его человеком, полным зависти и поглощенным ненавистью. В результате этого ему пришлось столкнуться с академическими и профессиональными отклонениями на протяжении всей своей жизни..
Молодежь и взрослая жизнь
На протяжении всей своей молодости Жан-Поль Марат двигался между большим разнообразием мест жительства и профессиональной карьерой. По словам его биографов, он хотел быть школьным учителем в 5 лет, учителем в 15 лет, автором книг в 18 лет и творческим гением в 20 лет..
Пытаясь осуществить свои мечты, он уехал из дома в шестнадцать лет и жил в Англии, Франции, Голландии и Италии. Он стал врачом-самоучкой. Затем он стал таким же респектабельным, как профессионал, которого постоянно требовала французская аристократия..
Ученые Жана-Поля Марата проследили свое путешествие во французские города Тулуза и Бордо. В последнем он оставался два года, в течение которых он посвятил себя изучению медицины, литературы, философии и политики. Нет записей, которые бы уточняли, получил ли он какой-либо титул в этих гонках..
Наконец, Жан-Поль Марат прибыл в Париж и посвятил себя научным исследованиям. После этого он переехал в Лондон, где пробыл до того момента, когда разразилась Французская революция..
Французская революция
По прибытии Французской революции в 1789 году Жан-Поль Марат жил в Париже, занимаясь медицинской и научной практикой. Когда был созван Генерал Соединенных Штатов, он отложил свою научную карьеру, чтобы полностью посвятить себя политике и делу Третьего сословия..
С сентября 1789 года он занимал должность редактора газеты L’Ami du Peuple (Друг народа). С этой трибуны Марат стал влиятельным голосом в пользу более радикальных и демократических мер.
В частности, он выступал за превентивные меры против аристократов, которые, по его мнению, планировали уничтожить революцию. В начале 1790-х он был вынужден бежать в Англию после публикации нападок на Жака Некера, министра финансов короля. Три месяца спустя он вернулся в Париж и продолжил свою кампанию.
На этот раз он направил свою критику против умеренных революционных лидеров, таких как маркиз де Лафайет, граф де Мирабо и Байи, мэр Парижа (член Академии наук).
Он также продолжал предупреждать против ссыльных и роялистских изгнанников, которые, по его мнению, будут организовывать контрреволюционную деятельность..
смерть
Его интенсивная и радикальная политическая деятельность заставила его победить многих враждебных, как политических, так и личных. Хотя это правда, что Жан-Поль Марат был почитатели во Франции, он также имел критиков, которые даже относились к нему с ума и responzabilizaban много насилия, разразившейся во Франции под революцией.
До своей смерти Жан-Поль Марат был депутатом Национального собрания, членом Комитета общественной безопасности и советником Первой коммуны Парижа. Кроме того, его неоднократно арестовывали, и ему пришлось неоднократно покидать Францию из-за его участия в якобинской партии..
В конце своей жизни Марат был нагружен болезнями и врагами и начал изолировать себя. Его коллеги не всегда уважали его. Его тело, страдающее от болезней, создавало неприятные запахи, и многие избегали приближаться к нему. В частности, он страдал от кожного заболевания, которое заставляло его проводить много времени под водой в ванной..
Именно 13 июля 1793 года Шарлотта Кордей обнаружила, что он принимает ванну, и нанесла ему удар ножом. Шарлотта была допущена в комнату Жан-Поля Марата под тем предлогом, что она хотела доставить список предателей революции.
Литература
-
Марат Ж. П.
Памфлеты. / Под ред. со вступит. статьей и коммент. Ц. Фридлянда. — М.-Л.: Academia, 1934. — 856 с. -
Марат Ж. П.
Памфлеты. / Под общ. ред. Ф. Кон. — М. : Соцэкгиз, 1937. — 135 с. -
Марат Ж. П.
Избранные произведения: В 3-х т. / . Сост.: Акад. В. П. Волгин и А. З. Манфред. Пер. С. Б. Кана. Вступ. статья А. З. Манфреда. Коммент. В. М. Далина. — М.: Академия наук СССР, 1956.- Т. 1: До революции. — 360 с.: п.
- Т. 2: От начала революции до Вареннского кризиса. — 316 с.: п.
- Т. 3: От бегства короля до падения монархии. / Пер. с коммент. В. М. Далина. — 420 с.: п.
-
Левандовский А. П.
Сердце моего Марата: Повесть о Жане Поле Марате.. — М. : Политиздат, 1975. — 478 с. — (Пламенные революционеры). -
Валовой Д., Валовая М., Лапшина Г.
Дерзновение. — М. : Молодая гвардия, 1989. — С. 60-78. — 314 с. -
Дюма А.
Собрание сочинений. Т. 48. Инженю. Пер. с франц. Л. Токарева. Комментарии Т. Гиоевой, Ф. Рябова. Иллюстрации Е. Ганешина. — М.: Арт-Бизнес-Центр, 2000. — 640 с. -
Вагман И. Я., Вукина Н. В., Мирошникова В. В.
100 знаменитых тиранов. — Харьков: Фолио, 2003. — С. 322-326. — 510 с. — (100 знаменитых).
Иностранная литература
- Выдержки из сочинений М. напечатал Vermorel («Œuvres de Marat», 1869),
- подробную биографию написал Alfred Bougeart («Marat», 1865; в приложении полная библиография трудов М.).
- См. ещё Ch. Brunet, «Marat, dit l’Ami du peuple» (1862);
- Louis Combes, «Episodes et curiosités révolutionnaires» (1872);
-
Aulard
, «L»éloquence parlementaire pendant la révolution française. Les orateurs de la Législative et de la Convention» (П., 1885). - Jean-Paul-Marat — Œuvres Politiques 1789-1793 (10 vol.), textes et guide de lecture établis par Jacques De Cock et Charlotte Goëtz, Pôle Nord, Bruxelles, 1989-1995.
- Marat corrigé par lui-même, Chantier Marat 1, Pôle Nord, Bruxelles, 1990.
- Marat en entier et plus que Marat, Vrais et faux journaux de Marat à la Bibliothèque de Lunel (Chantier Marat 5), Pôle Nord, Bruxelles, Montpellier: Centre d’Etude du XVIIIe siècle, 1995.
- Marat: Sur le Jugement du chef de l’Exécutif, Chantier Marat 6, Pôle Nord, Bruxelles, 1998.
- Marat en famille: la saga des Mara(t) (2 vol. Chantiers Marat 7-8), Pôle Nord, Bruxelles, 2001
- Plume de Marat — Plumes sur Marat, pour une bibliographie générale, Chantiers Marat 9-10), Pôle Nord, Bruxelles, 2 vol., 2006.
Интересные факты
- В раннем детстве, не имея денег на учебу в классических французских школах, Марат получал жизненные уроки, переезжая из страны в страну. Он пытался присоединиться к обществу исследователей Венеры, желая через телескоп рассматривать Солнце, звезды и полную Луну.
- Марат написал собственную конституцию, основанную на принципах равноправия, предлагая наладить жизнь третьего сословия за счет состояний богатых людей. Также революционер являлся автором государственных законодательств, ряд из которых в оригинале сохранился до сегодняшних дней.м
- Будучи исследователем-экспериментатором, Жан-Поль пренебрегал авторитетами, из-за чего его не понимали в просвещенных европейских кругах. Он опубликовал труды о громоотводах и природе землетрясений, перевел «Оптику» Исаака Ньютона в 1780-х годах.
Бунтарка из древнего рода
Шарлотта Корде
, полное имя которой Мари Анна Шарлотта Корде д’Армон, родилась 27 июля 1768 года в Нормандии. Она происходила из древнего дворянского рода, а её прадедом был Пьер Корнель
— основоположник жанра французской трагедии.
Девушка получила начальное образование дома, а затем, в традициях того времени, была помещена в пансион бенедиктинского аббатства Святой Троицы в Кане. Ветер перемен к тому времени дул во Франции вовсю — в аббатстве юным воспитанницам разрешалось читать не только религиозную литературу, но и труды Монтескье
и Руссо
.
В 1790 году в духе революционных преобразований монастырь закрыли, и Шарлотта Корде вернулась домой.
Современники вспоминали, что 22-летняя Шарлотта была «человеком новой эпохи» — о замужестве не думала, любовным романам предпочитала газеты и революционную литературу. Как-то на обеде у родственников молодая дворянка позволила себе неслыханную дерзость, отказавшись пить за короля. Шарлотта заявила, что Людовик XVI — слабый монарх, а слабые монархи несут своему народу исключительно бедствия.
Шарлотта Корде была республиканкой, однако она категорически выступала против террора и была потрясена казнью короля. «Люди, обещавшие нам свободу, убили её, они всего лишь палачи», — писала Шарлотта подруге.
24-летняя девушка считала, что должна что-то предпринять, дабы повлиять на исторический процесс. Кан, где она жила, к тому времени стал центром жирондистской оппозиции, выступавшей против якобинцев.
Шарлотта Корде решила, что остановить террор можно, если уничтожить идеолога террора — Жана-Поля Марата.