С места в карьер
Леонид Дьячков был ребенком войны. Родился в 1939 году и не понаслышке познал все тяготы военных лет. Однако, в отличие от большинства мальчишек, грезивших о службе в армии, маленький Леня хотел на сцену. Еще пятилетним малышом он читал стихи перед солдатами в госпитале в Екатеринбурге, куда его семью эвакуировали из родного Ленинграда.
Семья вернулась на малую родину после Победы. Так что, окончив школу, Дьячков сразу же помчался сдавать экзамены в Ленинградский театральный институт.
Поступил, отучился, и сразу же удачно попал в Театр Ленсовета, где в то время блистал новый режиссер Игорь Владимиров и его муза Алиса Фрейндлих. Молодому актеру тоже нашли применение, он получал серьезные роли и очень быстро заявил о себе.
Потом пришло и кино. И тоже все складывалось удачно. После фильма «Принимаю бой» Дьячков был нарасхват и с удовольствием брался за разноплановые роли.
В «Крыльях» Ларисы Шепитько он играл летчика, в картине «Ты и я» — нейрохирурга, у Элема Климова — незадачливого жениха.
Путь в мир искусства
Родился Леонид Николаевич в одном из самых красивых городов России – Ленинграде. А день рождения праздновал 7 мая. В этом году ему бы исполнилось 81 год. С большой теплотой о нем вспоминает Алиса Фрейндлих: «Мы с Леней учились в одном институте. Его очень любил профессор Борис Зон, и считал одним из своих лучших учеников…».
Никто в семье Дьячкова не принадлежал к миру искусства. Отец трудился на заводе, мама занималась домашним хозяйством. С раннего детства Леня любил слушать стихи, легко их запоминал и с удовольствием декламировал.
В старших классах точно решил стать актером. После окончания школы подал документы в Ленинградский театральный институт им. Александра Островского и осуществил свою мечту. В 1961-м году его приняли в коллектив Театра им. Ленсовета.
В начале 80-х Леониду Николаевичу все меньше стали предлагать ведущие роли. С чем это было связано неизвестно. Но самолюбие актера было задето, и он покинул труппу. В 1988-м году поступил на службу в ЛАТД им. А.С. Пушкина, которому был верен до конца своих дней.
Биография
Биография артиста
Филипп Дьячков — талантливый актер из Санкт-Петербурга с трагикомическим даром. Каждую роль — от каторжника XX века до инфантильного хипстера XXI столетия — артист отыгрывает на полную мощность.
Тезка профессора Преображенского и звездные родители
Будущий артист родился 27 февраля 1987 года. К слову, Дьячков — полный тезка профессора Преображенского из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Отец звезды экрана, Филипп Леонидович Дьячков, успел получить артистическое образование, но в 24 года, еще до рождения сына, погиб в ДТП.
Дед и бабушка Филиппа-младшего — народные артисты РСФСР Леонид Дьячков и Елена Маркина. Театровед Марина Дмитревская в 2013 году рассказала, что от Леонида Николаевича внук унаследовал взгляд исподлобья, бронзовую рыжину волос и асимметричную улыбку.
После окончания школы юное дарование поступило в Академию театрального искусства на Моховой улице. Наставником парня в кузнице артистических кадров был Вениамин Фильштинский, уже тогда утверждавший, что Дьячков — будущая звезда сцены.
Маленький Филипп. Фото: соцсети
На театральных подмостках Дьячков занят в сложных для восприятия экспериментальных проектах, а телевизионщики задействуют парня преимущественно в разножанровых сериалах для массового зрителя.
В 2015 году актер удостоился двух премий «Золотой софит» за лучшие мужские роли в драматическом и негосударственном театрах. Первую награду Дьячкову вручили за создание образа Хомы в спектакле «Земля» в редакции Михаила Диденко, а вторую — за образ Ильи в спектакле «14+». В 2016 году Филипп получил премию «Прорыв» как лучший молодой актер драматического театра.
На экране Дьячков появился впервые в 2010 году в эпизоде третьего сезона сериала «Гончие». Визитной карточкой актера вскоре стал Яша в фильме Алексея Балабанова «Кочегар».
Далее последовали роли в остросюжетных сериалах «Ментовские войны», «Улицы разбитых фонарей» и «Морские дьяволы». А в знаменитых мистических триллерах «Гоголь. Начало» и «Гоголь» ученик Фильштинского сыграл Захара.
Впечатлили Филиппа съемки и в сериалах «Полярный» и «Мир! Дружба! Жвачка!». В первой из этих лент Дьячков, сыгравший Колю, не потерялся на фоне звезд — Михаила Пореченкова, Ивана Охлобыстина и Катерины Шпицы.
Дьячков — настоящий талант и харизматичный актер. Фото: соцсети
Роман с бывшей однокурсницей и и любимый кот Винсент
Статный актер, рост которого 187 см, не афиширует личную жизнь. Однако известно, что близкая подруга Филиппа — бывшая однокурсница Мария Селедец. Партнеры вместе открыли «Мастерскую 51» — творческое пространство, в котором они делятся своим актерским опытом с юными дарованиями. Также у пары есть черный кот Винсентом.
Кстати, Филипп Дьячков умеет водить автомобиль, мотоцикл и снегоход. Актер с удовольствием играет на гитаре, владеет приемами пантомимы и уверенно чувствует себя на танцполе.
Дьячков на Берлинском кинофестивале (третий справа, первый ряд). Фото: соцсети
Дьячков сейчас
В первой половине 2021 года на канале состоялась премьера комедии «Ле.Ген.Да», в которой Филипп Дьячков создал образ безымянного наглого парня. Центральных персонажей ленты сыграли Роман Курцын, Анастасия Уколова и Виталий Хаев.
Осенью того же года артист промелькнул в эпизоде российской адаптации французского многосерийного детектива «Богомол». А в конце года канал НТВ представил на суд зрителей 12-серийную детективную драму «Бывших не бывает», в которой Дьячков перевоплотился в персонажа по прозвищу Бабуин.
Филипп Дьячков и Мария Селедец. Фото: соцсети
Биография[править | править код]
Отец братьев Бориса и Владимира Дьячковых, Михаил Иванович Дьячков, преподавал гимнастику в военном учебном заведении, и братья с детства занимались спортом.
С детства вместе с братом занимался французской борьбой, лёгкой атлетикой. Наблюдая за тренировками цирковых гимнастов, старался повторять выполняемые ими действия, а также начал вести дневник, в котором записывал результаты тренировок.
Вскоре после установления советской власти в Грузии (1921) в Тифлис вошла Восточная бригада курсантов под командованием Н. Н. Биязи, и братья вступили добровольцами в Красную Армию в качестве физруков пехотно-пулемётных курсов. Вспоминая о Биязи, Владимир писал: «он стал для нас, по существу вторым отцом и мудрым наставником».
В 1924 году Михаил Иванович возглавил открытую в Тифлисе Военную школу физического образования, и братьев перевели туда на должности преподавателей. В том же году они приняли участие во втором Всесоюзном празднике физической культуры (сейчас эти соревнования входят в справочники как чемпионат СССР 1924), где Владимир выиграл бег на 110 м с барьерами, прыжки в высоту и прыжки с шестом. Летом 1925 года братья поступили в Московский институт физической культуры.
В 1927 году Владимир вновь стал трёхкратным чемпионом страны, а на Всесоюзной спартакиаде 1928 года занял два вторых места, проиграв в прыжках в высоту норвежцу, а в прыжках с шестом — своему главному сопернику на протяжении всей спортивной карьеры Николаю Озолину. После окончания института весной 1929 года Владимир остался в Москве и стал работать тренером в ЦДКА.
В 1932—1934 годах, продолжая выступать в соревнованиях и тренировать, Владимир учился в Московском архитектурном институте. Часть его дипломного проекта «Спортивный комплекс со стадионом» — «Вид на комплекс сбоку с птичьего полёта» — была опубликована в журнале «Архитектура Москвы».
В конце 1939 года Владимир вернулся в Тбилиси, заняв должность заместителя директора Грузинского научно-исследовательского института физической культуры. С началом Великой Отечественной войны он был направлен в эвакогоспиталь, а в конце 1942 года получил вызов в Москву, где был назначен начальником учебно-спортивного отдела ДСО «Крылья Советов».
В 1945 году, в возрасте 41 года выиграв чемпионат СССР (в отсутствии Озолина), Дьячков закончил спортивную карьеру, полностью посвятив себя тренерской и научной работе. С 1947 года он работал в Центральном (с 1966 — Всесоюзном) НИИ физической культуры (ВНИИФК); преподавал в ГЦОЛИФКе.
Умер в 1981 году; похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.
Кинематограф
Первый раз на съемочной площадке оказался, будучи студентом первого курса, сыграл Киселёва в киноповести «Дорога Правды» (1956 год). В этом же фильме состоялся дебют Людмилы Гурченко. Далее Леонида пригласили уже на главную роль в социальную драму «Принимаю бой».
А потом был задействован в таких знаменитых картинах, как «Похождение зубного врача» — жених, «Крылья» — военный летчик, «Иду на грозу» — Полтавский, «Таня» — Грищенко.
Всесоюзную славу и признание актер ощутил после премьеры трагикомедии «Гори, гори моя звезда». Александру Митту удалось собрат поистине звездный состав: Евгений Леонов, Олег Табаков, Леонид Дьячков, Олег Ефремов, Леонид Куравлев, Нонна Мордюкова.
Так же хочется отметить роль вертолетчика в мелодраме «Городской романс», Петра в мелодраме «Ты и я», водолаза Криницкого в киноповести «Я – Водолаз-2», Юсупова в драме «Середина жизни», Калашникова в драме «Вкус хлеба», капитана судна в детективе «Крутой поворот», снабженца в трагикомедии «Опасный человек» и др.
Последний раз принял участие в съемках приключенческой ленты «Аляска Кид» и драме «Чёрный аист» (1993 год).
Ранний уход
После длительного лечения Леонид Дьячков совсем изменился: обратился к вере, посещал церковь, переосмысливал свою жизнь. В последние годы его совсем перестали приглашать сниматься в кино, да и в театре практически не был занят.
Невостребованность, проблемы со здоровьем привели к отчаянию. Ко всему прочему, по телевизору постоянно показывали фильмы с его участием. Последней каплей стала мелодрама «Ты и я». Дьячков смотрел на себя — молодого и красивого. Потом долго размышлял о том, что его героя заставили обстоятельства предстать перед выбором – жить или не жить…
25 октября 1995 года Леонид Николаевич пошел в магазин, купил продукты. Дома сложил всё аккуратно в холодильник, потом подошел к столу и на чистом листе бумаги написал одно слово: «Пора…». Супруги жили на четвертом этаже в доме по Измайловскому проспекту (Санкт-Петербург). Позже коллеги говорили, что актер осознано «шагнул в небытие». Хотя был сильным человеком и любил жизнь.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Тренер[править | править код]
-
-
- Воспитанники
-
- Карпович, Елена Ипполитовна — победительница Международной рабочей олимпиады 1937 в беге на 60 м, прыжках в высоту и длину, 3-кратная чемпионка СССР (1934—1939).
- Головкин, Пётр Алексеевич — 3-кратный чемпион СССР в беге на 100 м (1936, 1938) и 200 м (1945).
Прыгуны в высоту:
- Кашкаров, Игорь Алексеевич — бронзовый призёр ОИ 1956.
- Ченчик, Таисия Филипповна — чемпионка Европы 1966, серебряный призёр ЧЕ 1958, бронзовый призёр ОИ 1964.
- Шавлакадзе, Роберт Михайлович (тренировал совместно с Б. М. Дьячковым) — олимпийский чемпион 1960, бронзовый призёр ЧЕ 1962.
- Брумель, Валерий Николаевич — олимпийский чемпион 1964, чемпион Европы 1962, серебряный призёр ОИ 1960, установил 6 РМ (1961—1963).
- Гаврилов, Валентин Николаевич — чемпион Европы 1969, бронзовый призёр ОИ 1968.
- Окорокова-Лазарева, Антонина Николаевна — серебряный призёр ОИ 1968, бронзовый призёр ЧЕ 1969.
Книги[править | править код]
Автор многих научных работ и учебных пособий, в том числе:
- Дьячков В. М. Прыжок в высоту с разбега. — Тбилиси, 1940. — 56 с.
- Дьячков В. М. Обучение легкоатлетическим упражнениям. — М.: «Физкультура и спорт», 1950. — 152 с.
- Дьячков В. М. Прыжок с шестом. — М.: «Физкультура и спорт», 1950. — 61 с.
- Дьячков В. М. Прыжок в длину с разбега. — М.: «Физкультура и спорт», 1953. — 200 с.
- Дьячков В. М. Легкоатлетические прыжки: Методика тренировки в прыжках в длину, высоту, тройном и с шестом. — М.: «Физкультура и спорт», 1955. — 144 с.
- Дьячков В. М. Прыжок с шестом. — М.: «Физкультура и спорт», 1955. — 324 с.
- Дьячков В. М. Прыжок в высоту с разбега. — М.: «Физкультура и спорт», 1958. — 212 с.
- Дьячков В. М. Прыжки в высоту. — М.: «Физкультура и спорт», 1966. — 120 с.
- Дьячков В. М. Прыжок в высоту. — М.: «Физкультура и спорт», 1970 (переиздана в 1975). — 96 с.
- Дьячков В. М., Стрижак А. П. Прыжок «фосбери-флоп». — М.: «Физкультура и спорт», 1975. — 62 с.
Автор мемуаров:
Дьячков В. М. Высоте нет предела. — М.: «Физкультура и спорт», 1980. — 232 с.
Последняя точка
В конце восьмидесятых актер сделал третью попытку построить личную жизнь и женился на художнике по костюмам Татьяне Томошевской. Новая избранница пыталась всячески поддержать супруга, считая его большим, но недооцененным талантом.
В какой-то момент молодожены переехали в новую квартиру близ Троицкого собора, что показалось Дьячкову знаком. Он стал часто ходить в храм молиться, пытаясь докопаться до сути: почему же его жизнь пошла под откос?
Тем временем, кризис в театре дошел до крайней точки, и артист снова остался без работы. Большим счастьем для него стала возможность поставить спектакль «Маленькие трагедии» в Пушкинском Центре Владимира Рецептера.
Уже тогда многие подмечали странности в его поведении. По рассказам очевидцев, Дьячков прямо во время репетиции мог встать на колени и начать молиться богу. Мог размахивать руками, грозя кому-то, кричал что-то Ельцину, обвинял всех подряд, обещал своим недругам кару небесную.
Однажды, когда ему стало совсем плохо, Дьячкова привезли в больницу. И уже там выяснили, что он недавно перенес инсульт на ногах. А состояние Дьячкова становилось все хуже. Он не спал неделями, по многу дней ничего не ел.
Мог расхаживать из угла в угол, ругая то режиссера Владимирова, сгубившего знаменитый театр, то власти, то называя вообще какие-то незнакомые имена.
В конце концов, артист оказался в психушке, а уже оттуда попал в Мариинскую больницу, где, наконец-то, выяснили причину его заболевания.
Выяснилось, что причина страданий актера кроется в опухоли мозга: однажды на концерте в «Октябрьском» его ударило за кулисами балкой по голове. Последствия травмы оказались более чем серьезными, хотя артист и не подозревал об этом.
Как же была рада жена Дьячкова, когда выписанный из больницы осенью 1995-го, он показался ей каким-то спокойным, сдержанным, даже умиротворенным. Возможно, это был шанс на нормальную жизнь?
Но это оказалось затишьем перед бурей. Однажды Дьячков тихо и спокойно сказал жене, что скоро его не станет, а еще ей от ее сестры достанется тяжелое наследство. Могло ли к артисту придти какое-то озарение, стал ли он в некотором роде провидцем?
Но у Томошевской спустя некоторое время умерли сестра и ее муж. Оставшихся сиротами их детей Татьяна забрала себе. Вот тебе и наследство. А потом не стало и ее мужа. 25 октября 1995 года, дождавшись ухода супруги из дома, Леонид Дьячков покончил с собой.
После некоторые будут шептаться — мол, лучше бы его не лечили. Когда он б ыл болен, то все время что-то пытался делать, с кем-то боролся, видел перед собой какие-то цели.
Когда же после лечения его мозг прояснился, он вдруг осознал, что прожил никому не нужную жизнь, ничего в ней не добился, и целей больше никаких нет. Вот так порой заканчивают великие артисты. А Дьячков таковым и был. Но судьба действительно его недооценила.
Спортивные достижения[править | править код]
Прыжки с шестом | Прыжки в высоту | Бег на 110 м с барьерами | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Место | Результат | Место | Результат | Место | Результат | |
чемпион | 3,375 м — Р СССР | чемпион | 1,65 м | чемпион | 17,4 | |
чемпион | 3,605 м — Р СССР | чемпион | 1,78 м — Р СССР | чемпион | 16,9 — Р СССР | |
2-е место | 3,40 м | чемпион | 1,75 м | |||
чемпион | 3,80 м | |||||
2-е место | 3,60 м | |||||
3-е место | 3,90 м | |||||
чемпион | 4,00 м | |||||
2-е место | 4,00 м | |||||
3-е место | 3,80 м | |||||
3-е место | 4,00 м | |||||
3-е место | 3,80 м | |||||
3-е место | 3,80 м | |||||
чемпион | 3,80 м |
-
- Рекорды СССР
прыжки с шестом 3,375 7.09.1924 Москва, чемпионат СССР 3,415 27.06.1927 Москва 3,555 24.07.1927 Москва 3,605 27.08.1927 Москва, чемпионат СССР 3,74 3.06.1928 Ленинград 3,825 1.09.1929 Москва 3,855 19.07.1930 Ленинград 3,885 30.06.1931 Тифлис прыжки в высоту 1,73 13.09.1924 Харьков 1,78 20.08.1927 Москва, чемпионат СССР бег на 110 м с/б 17,5 20.09.1924 Москва 16,9 26.08.1927 Москва, чемпионат СССР 16,8 11.08.1928 Москва
-
- Примечания
- На Всесоюзной спартакиаде занял 2-е место, проиграв норвежцу Хансу Хельгесену (1,85 м).
- Результат уступал рекорду Российской империи (17,0).
Трагедии жизни
Вокруг харизматичного Дьячкова всегда было много женщин. Только вот это никак не могло сделать его счастливым.
Первой избранницей Дьячкова стала актриса Елена Маркина, с которой он учился. На последнем курсе вуза студенты поженились, позднее Елена перешла вслед за мужем в Театр Ленсовета.
У супругов родились сыновья Филипп и Степан, казалось, что еще нужно для счастья? Но постепенно отношения между Еленой и Леонидом охладели, и супруги перестали играть в благополучную семью. Развод оформили в 1980 году.
И менно тогда же начались и главные беды артиста в профессии. Выдавленный из театра и из любимой профессии, он постепенно оказался на обочине жизни.
Одна радость была — его старший сын, который решил идти по стопам отца. Но получив актерский диплом, парень разбился в страшном аварии. Насмерть.
Дьячков пытался забыть сво и неприятности в объятиях актрисы Инны Варшавской. Но и эта семейная история закончилась трагически. У женщины обнаружили рак, который спустя несколько лет свел ее в могилу.
В это время Дьячков словно ушел в себя, отгородившись от всего мира. Писал пьесы, рисовал картины, работал целыми сутками, хотя знал, что все равно никто никогда не увидит его творений.
В какой-то момент судьба отпустила вожжи, дала артисту новый шанс. Ему предложили работу в Академическом театре драмы им. Пушкина. Правда, театр пребывал в глубочайшем кризисе, и там редко что-то ставили. Но для Дьячкова даже воздух закулисья были источником жизни.