5 июня 2010 года исполнилось 30 лет со дня запуска модифицированного пилотируемого космического корабля «Союз Т-2»
30 лет назад, 5 июня 1980 года, с Байконура стартовал модифицированный пилотируемый космический корабль «Союз-Т».
Основной задачей этого полета было проведение первых испытаний в пилотируемом режиме нового, усовершенствованного транспортного корабля типа «Союз Т», предназначенного для замены космических кораблей типа «Союз».
Из воспоминаний Владимира Викторовича Аксенова, летчика-космонавта СССР, Дважды Героя Советского Союза: «Таких полетов немного. Их количество соответствует количеству новых типов самолетов или космических кораблей…».
Разработчиком и изготовителем кораблей семейства «Союз» с 1960-х и по настоящее время является Ракетно-Космическая Корпорация «Энергия».
Полету «Союза Т-2» предшествовало несколько лет кропотливой работы конструкторов, инженеров и ученых. Создание нового корабля возглавил Главный конструктор Константин Давыдович Бушуев.
Буквально за год до первого пилотируемого полета своего корабля неожиданно для всех скончался… Главный конструктор Константин Давыдович Бушуев… Его смерть явилась огромной утратой … для всей мировой космонавтики».
«Союз» всегда был и по сей день остается «рабочей лошадкой» советской космонавтики. Корабль модифицировался практически постоянно.
«Союз-Т» (Т-транспортный), совершивший первый полет в космос в 1980 году, отличался значительно усовершенствованными системами (цифровая ЭВМ, новая система управления, объединённая двигательная установка). За счет модификации спускаемого аппарата в состав экипажа «Союз-Т» могло входить до трех человек в скафандрах.
«Это был первый в мире космический корабль, в котором основные процессы управления осуществлялись через бортовой компьютер. В американской космонавтике кораблем, в котором все процессы также осуществлялись через бортовой компьютер, был космический корабль «Шаттл», который полетел через год после нашего корабля».
Испытывать «Союз» новой серии было поручено командиру корабля Юрию Малышеву и бортинженеру Владимиру Аксёнову. Экипаж отрабатывал различные режимы управления и новые бортовые системы транспортного корабля в пилотируемом варианте.
Из воспоминаний Владимира Викторовича Аксенова: «Наш позывной — «Юпитер»…
Снова за иллюминатором корабля Земля предстала в своем фантастически прекрасном виде. Юра увидел всю эту божественную красоту впервые и не скрывал своего восторга».
Во время полета «Союза-Т была осуществлена стыковка с космической станцией «Салют-6». В это время на станции находились космонавты Леонид Попов и Валерий Рюмин. С целью формирования рабочей орбиты экипаж корабля выполнил двухимпульсный манёвр. На первом этапе осуществлялось сближение КК «Союз Т-2» с орбитальным комплексом «Салют-6» в автоматическом режиме управления. Дальнейшее сближение и причаливание проводилось экипажем вручную. КК «Союз Т-2» состыковался со станцией 6 июня.
Из воспоминаний Владимира Викторовича Аксенова: «Это была первая в мире стыковка космических объектов, выполненная в полностью ручном режиме, без какого либо приборного обеспечения по измерениям параметров сближения и стыковки…
После нашей с Юрой стыковки ручные режимы… стали выполняться и в других полетах».
«Союз Т-2» отстыковался от комплекса «Салют-6» 9 июня и в этот же день в 12:38:30 приземлился 200 км юго-восточнее Джезказгана.
Из воспоминаний Владимира Викторовича Аксенова: «У поверхности Земли срабатывают двигатели мягкой посадки… Но у нас все пошло не так…
(Спускаемый аппарат) скакал прыжками по степи пять раз…
Такой «мягкой» посадки за все предыдущие, а потом оказалось, что и за все последующие полеты, еще не было».
Летчик-космонавт дважды Герой Советского Союза Юрий Васильевич Малышев не дожил до юбилея этого исторического космического полета. Он ушел из жизни 8 ноября 1999 года.
Из воспоминаний Владимира Викторовича Аксенова: «Юрий Васильевич Малышев был действительно настоящим, цельным, русским Человеком с широкой душой и открытым Сердцем…»
Вскоре прекратят полеты американские шаттлы, и «внуки» того «Союза-Т» останутся единственными пилотируемыми транспортными кораблями в программе Международной космической станции.
Из воспоминаний Владимира Викторовича Аксенова: «…Задачи, решаемые в космических полетах — это общегосударственные и общечеловеческие задачи. Их необходимо решать не потому, что это выгодно кому-то, а потому, что это необходимо для общего продвижения вперед, для дальнейшего развития науки, накопления общечеловеческих знаний и опыта».
>
>
> Аксёнов Владимир Викторович
Комментарии
Борис Николаевич Юрьев
выдающийся ученый-авиатор, действительный член Академии наук СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы
Жан-Пьер Эньере
французский офицер военно-воздушных сил и бывший астронавт Национального центра космических исследований
Вальтер «Гулле» Эзау
немецкий лётчик-ас, Испанской гражданской, а также Второй мировой войн, в течение которых он совершил около 300 боевых вылетов, одержав 127 побед в воздухе, из них 9 в Испании, 44 на Восточном фронте, а также 14 над четырехмоторными бомбардировщиками при защите Рейха
Франк Кендэл Эверест Мл.
американский летчик, участник 2-ой мировой войны, летчик-испытатель ВВС США, возглавлял Aerospace Rescue and Recovery Service, Military Airlift Command, Scott Air Force Base, Иллинойс
Леопольд Штейнбатц «Бази»
немецкий лётчик-ас истребительной авиации люфтваффе, лейтенант
Сергей Максимович Шерстобитов
военный лётчик Липецкого авиагарнизона, майор
Юрий Георгиевич Шаргин
российский лётчик-космонавт, первый космонавт космических войск РФ
Борис Григорьевич Чухновский
советский авиатор, один из первых полярных лётчиков
Космос начинается в Мытищах
Летчик-космонавт, ученый, изобретатель, философ Владимир Викторович Аксенов говорит, что на земле есть место, за которое он лично отвечает. Дважды герою Советского Союза есть, что рассказать о времени, о себе и о Мытищинском районе, откуда начался его космический путь.
Когда ему предложили стать членом Клуба известных мытищинцев, он сначала немного удивился (как-то не привык оценивать себя по параметру «известности»), но потом дал согласие, о чем совершенно не жалеет, – рассказывает Владимир Викторович.
– Интересные люди, интересный город, за судьбу которого я чувствую личную ответственность. С Мытищами связано начало моей трудовой биографии, в конечном итоге определившее весь мой жизненный путь. В начале 50-х, когда я учился в Мытищинском машиностроительном техникуме, город был совсем небольшим, все было сосредоточено на территории около ММЗ. Техникум был рядом с заводом, и мы прямо из аудиторий ходили в цех на практические занятия. А преддипломную практику мы проходили на заводе имени Сталина – 3 месяца у станка, по окончанию техникума все обязательно получали рабочие разряды. В то время это был лидер автопрома, оттуда на ММЗ шли самосвалы, которые здесь доделывались. У меня как раз дипломный проект был на тему «Задний мост самосвала».
Дальнейшая жизнь
В 1981-м году, уже через год после окончания последнего своего космического полета, космонавт Аксенов защитил диссертацию кандидата технических наук в Институте космических исследований. До 1988-го года Владимир Викторович продолжал службу в отряде космонавтов, вместе с тем продолжал деятельность конструктора в НПО «Энергия». В 1988-м году ушел из отряда космонавтов и устроился на должность директора НИИ по изучению природных ресурсов, где проектировались космические аппараты для дистанционного зондирования нашей планеты. С 1983 года имел руководящую должность в Советском Фонда мира (с 1992-го сего название «Международная Ассоциация фондов Мира»), с 1990-го по 1992-й год был гендиректором НПО «Планета». С 1996-го – председатель «Духовного движения России». А начиная с 2001-го года Владимир Аксенов является президентом фонда под названием «Институт проблем безопасности и устойчивого развития».
Кроме участия в опасных космических миссиях, Владимир Викторович вел активную общественную деятельность, получил 2-й разряд по шахматам, также космонавт увлекался различными видами спорта, в том числе и горным туризмом. На его счету более 10-ти изобретений.
Мировой рекорд спокойствия
– Однако лётчиком вы стали не сразу. Как свидительсвует ваша биография, успели поработать конструктором.
– Когда мы уже были готовы к выпуску, Хрущёв издал указ о сокращении авиации. Почти миллион человек попал под сокращение. И нас, новоиспечённых летчиков, тоже отправили в запас. К счастью, у меня было образование, полученное в техникуме, и я стал работать конструктором. В этот период участвовал в производстве узлов для первого искусственного спутника Земли. Параллельно учился на вечерне-заочном отделении в политехническом институте, получил специальность инженера-механика. А потом перешёл в лётный отдел Особого конструкторского бюро.
Космическое трио. Ярославцы доказали, что умеют высоко взлететь
Подробнее
Семь лет летал в Жуковском, проводил испытания на невесомость. Здесь очень большое значение имело мастерство лётчиков. Проводили испытания, готовили экипажи. Летали в штатных космических скафандрах, даже отрабатывали возможные действия на Луне. Я брал на себя роль одного из испытателей, поэтому, когда встал вопрос о полёте в космос, у меня уже всё было отработано. Прошёл длительную медкомиссию и был зачислен в отряд космонавтов. Помню момент, когда к нам приехало много корреспондентов, причём не только советских. И после полёта ко мне подошла представительная делегация журналистов и из нашей страны, и из Германии, все были очень удивлены моими показателями.
Дело в том, что для испытателей была предусмотрена серьёзная аппаратура – специальный медицинский пояс, который фиксирует состояние лётчика: снимает ЭКГ, измеряет все показатели здоровья. Так вот, корреспонденты сказали, что пульс у меня не изменился ни перед полётом, ни за 2,5 часа полёта, ни после него – всегда оставался около 62 ударов в минуту. Мне сказали, что надо регистрировать мировой рекорд спокойствия. Я пошутил, мол, — не против, оформляйте.
– То есть к полёту в космос вы подошли уже серьёзно подготовленным…
– Да, я прошёл хорошую школу, так что никаких затруднений не возникало ни во время первого полёта в космос, ни во время второго. За 7 лет работы я приобрёл очень большой опыт. Мы учили космонавтов. Был серьёзный полёт по испытанию нового космического корабля. Словом, подготовка была очень основательная.
ВИЗИТ ПОЛТЕРГЕЙСТА
В начале 1990-х встречать минувший Новый год летчик-космонавт дважды Герой Советского Союза Владимир Викторович Аксенов уехал с женой на дачу. А в его московской квартире оставался сын Сергей со своим другом. После полуночи они вышли ненадолго прогуляться, а когда вернулись, то не поверили своим глазам. В лунном свете, заливавшем спальню, на полу было отчетливо видно какое-то огромное мохнатое существо. Оно не двигалось и как будто спало. Но подойти и потрогать его ребята не осмелились.
Они решили зажечь свет и посмотреть, кто же к ним пожаловал. Но выключатель в спальне оказался оторван. Тогда молодые люди вышли в прихожую, взяли фонарик и на всякий случай вооружились лыжными палками, после чего вернулись в комнату. Там был полный разгром. Большой платяной шкаф был опрокинут, по всей спальне разбросаны различные вещи. А странное существо оказалось огромным ворохом одежды, валявшейся на полу.
Первой мыслью, по словам Сергея, было: «Кто это натворил? Нечего было пытаться навести порядок в жутком хаосе. И вдруг на нас напал непреодолимый сон. Мы еле-еле дотащились до дивана и отключились».
О своей реакции, когда утром на следующий день Владимир Викторович вернулся домой, он рассказывает так:
—В барабашек я никогда не верил, но сыну не поверить не мог. Во-первых, он никогда не обманывает. А во-вторых, сам характер разгрома говорит о его необычном происхождении: забравшийся в квартиру вор не смог бы учинить ничего подобного. Впрочем, судите сами.
Аксенов ведет на место событий. Показывает, как расположены спальня, где стоят гардероб и стенной шкаф, комната сына и ванная, где тоже оставил следы барабашка.
—Так вот, — продолжает Аксенов. — Если присмотреться к разрушениям, то обнаруживается определенная закономерность: все они находятся в одной плоскости. В спальне она пересекает оба шкафа. В ванной — полочку, флаконы с которой оказались на полу, причем почему-то в вертикальном положении. И ни один не разбился! В комнате сына книги, оказавшиеся в шкафу на этой же линии, аккуратной стопкой переместились на пол. Зато магнитофон и маленький телевизор, очутившиеся вне этой плоскости, остались на месте и не пострадали.
Вообще многие детали происшествия кажутся поразительными. К примеру, телевизор «Сони» упал в спальне со шкафа и ударился о спинку кровати. Но почему-то трубка не разбилась, хотя платы изрядно помяты. Далее. Громоздкий гардероб лежал дверцами вниз, в замках торчали ключи. Они бы обязательно погнулись, если бы он просто рухнул. Да и на паркете появились бы вмятины от удара. Кстати, зеркало на внутренней стороне дверцы не пострадало.
Самое же невероятное, что половинка одной из петель, крепящих дверцы, была разорвана, словно листочек бумаги. Чтобы сделать подобное, требуется усилие в десятки тонн.
Но ведь все шурупы остались на месте.
На тумбочке стоял будильник. Внешне он выглядел совершенно целым, только стрелка остановилась на половине шестого. Когда сын отнес часы в ремонт, мастер изумился: «Кто же так над ними поработал? Все шестеренки внутри смяты». А больше всего досталось стенному шкафу. Впрочем, и тут разрушения оказались странными. Хотя дверцы и боковую стенку отбросило, а один конец полки продавило, ни один хрупкий предмет не разбился. Более того, именно под погнутой полкой стояли бутылки с вином. Так вот, они были аккуратно сдвинуты в противоположный угол.
Думаю, это был мгновенный, измеряемый долями секунды, невероятно сильный выход какой-то энергии. Возможно, здесь возникла точка перехода из одного мира в другой, что сопровождалось энергетическими волнами. Но они разрушали не целенаправленно, а просто прошли в данном месте. Не сомневаюсь, что эти импульсы не входят в обычный энергетический спектр Земли, — подводит итог Аксенов. — Кстати, когда я пригласил к себе космонавтов, они согласились, что тут явно действовал не человек.
Однако случившееся в квартире Аксенова во многом напоминало типичный полтергейст. Во-первых, опрокидывались, не повреждаясь, тяжелые предметы
Например, неведомая сила словно бы осторожно положила на пол шкаф. Во-вторых, не обошлось без телепортации предметов — флаконов, книг, одежды из шкафа
Наконец, силовые воздействия были дискретными по времени и месту. Скажем, несмотря на огромную мощь энергетического выброса, стекло и одежда остались целы. А бутылки в шкафу надо было подвинуть, прежде чем над ними продавило полку. Словом, тут действовала какая-то таинственная сущность, демонстрировавшая свои возможности.
загадкиинтереснокосмосполёттайныявления
Выберите город
- Всё Подмосковье
-
A
Апрелевка -
Б
Балашиха
Белоомут
Большие Вязёмы
Бронницы
Быково -
В
Вербилки
Верея
Видное
Власиха
Волоколамск
Воскресенск
Высоковск -
Г
Голицыно
Горки Ленинские -
Д
Деденево
Дедовск
Дзержинский
Дмитров
Долгопрудный
Домодедово
Дрезна
Дубна -
Е
Егорьевск -
Ж
Жуковский -
З
Загорянский
Зарайск
Звенигород
Звёздный городок -
И
Ивантеевка
Истра -
К
Кашира
Клин
Коломна
Королёв
Котельники
Красково
Красноармейск
Красногорск
Краснозаводск
Краснознаменск
Кратово
Кубинка
Куровское -
Л
Ликино-Дулёво
Лобня
Лосино-Петровский
Лотошино
Луховицы
Лыткарино
Люберцы -
М
Малаховка
Можайск
Монино
Мытищи -
Н
Наро-Фоминск
Нахабино
Ногинск -
О
Обухово
Одинцово
Озёры
Орехово-Зуево -
П
Павловский Посад
Подольск
Протвино
Пушкино
Пущино -
Р
Раменское
Реутов
Рошаль
Руза -
С
Сергиев Посад
Серебряные Пруды
Серпухов
Солнечногорск
Ступино -
Т
Талдом -
Ф
Фрязино
Фряново -
Х
Химки
Хотьково -
Ч
Черкизово
Черноголовка
Черусти
Чехов -
Ш
Шатура
Шаховская -
Щ
Щёлково -
Э
Электрогорск
Электросталь
Электроугли -
Я
Яхрома
Первым делом — инженеры
– Принято считать, что сейчас в космосе востребованы люди разных профессий, а в первый отряд космонавтов брали только лётчиков. Это не совсем так. При формировании первого отряда рассматривали в первую очередь представителей трех специальностей: летчики, подводники и инженеры. Хорошее здоровье подразумевалось, оно необходимо при любых перегрузках. Но именно эти три профессии обеспечивали оптимальный стартовый багаж знаний и умений, который позволял подготовить будущего космонавта в максимально сжатые сроки. Умение быстро проанализировать ситуацию, принять оптимальное решение, просчитав возможные последствия – от этого в условиях космического полета может зависеть жизнь.
Получается, инженер – это одна из самых универсальных профессий и на земле, и в космосе. Качества, присущие хорошему инженеру, пригодятся во многих сферах деятельности.
Я считаю, что Мытищинскому району повезло в том, что им последовательно руководили три человека с инженерным опытом: Анатолий Константинович Астрахов, Александр Ефимович Мурашов и Виктор Сергеевич Азаров. Все трое – люди дела, которые умеют воплощать свои идеи в жизнь и при этом прислушиваться к мнению своих сограждан. Они всегда делали то, что принималось большинством жителей района.
Малая родина с большим значением
– Несмотря на то, что вы достаточно рано уехали из Гиблиц, вы очень трепетно относитесь к своей малой родине и до сих пор нередко приезжаете в родное село.
– Гиблицы навсегда остались родными. Это место, где прошло моё детство. Я всегда приезжаю туда, как только есть возможность. Со многими земляками меня связывают дружеские отношения. Когда вышло распоряжение, что дважды героям Советского Союза будут ставить на родине бюсты, я хотел, чтобы мой бюст стоял в Гиблицах. Скульптор ездил в село, чтобы оценить, насколько возможно найти место для установки. В своём отзыве он написал, что поселение представляет собой редкий тип, который был в старинных русских селах. Говорили, что, судя по всему, у нас там был очень просвещённый помещик, который интересно спланировал село.
«С победой, братцы!» Как диктор Левитан сообщил миру о полете Гагарина
Подробнее
Я знал, что город Гжатск в Смоленской области, который в дальнейшем был переименовал в Гагарин, получил очень неплохое развитие. Вот и я надеялся принести пользу родному селу. Однако для установки бюста нужно было внести некоторые изменения в нашем населённом пункте. Ничего из этой затеи не вышло. Получилось, что всем дважды Героям бюсты уже поставили, а мне нет, в итоге было решено ставить в Рязани. Так в сквере им. В.Ф. Уткина появился бюст.
– Как жизнь привела вас в такую редкую профессию?
– Я окончил школу с отличием, поступил в Касимовский техникум, проучился там год, но умерла мама, и обстоятельства изменились – я поехал к своей тёте в подмосковный город Королёв, который тогда именовался Калининградом. Так я стал учиться в Мытищинском машиностроительном техникуме. На четвёртом курсе техникума я проходил медкомиссию для военкомата и получил рекомендацию поступать в лётное училище. Хочу сказать, что в техникуме было очень серьёзное обучение, мы получили навыки по всем видам металлообработки. Если бы я не ушёл в лётное училище, отправился бы в Минск, на автотракторный завод – судьба могла сложиться совсем иначе. Но я уехал на Украину, в авиационную школу города Кременчуг Полтавской губернии.
Правда о космосе
При обсуждении книги выступили коллеги-космонавты, учёные, издатели, друзья. Они отмечали правдивость в описании событий, сложность полётов, особенно огромную ответственность космонавтов-испытателей за судьбу новых пилотируемых кораблей и космических станций. Отмечалась смелость автора в решении не только технических вопросов в создании новой техники, но и в решении поистине государственных задач в области дальнейшего развития космонавтики, а также использования результатов космических исследований в народном хозяйстве страны.
Мне представляется интересным привести частично некоторые выступления.
Дочь С.П. Королёва – Наталья Сергеевна, – поздравляя с выходом долгожданной книги и 75-летием со дня рождения, отмечая молодость души юбиляра, энергичность, неиссякаемую энергию, доброжелательность, простоту, доступность, широту познаний, эрудицию, дружелюбие прекрасного исполнителя русских народных песен и романсов, пожелала ему крепкого здоровья.
Космонавт В. Поляков, проработавший в космосе в общей сложности 688 суток, отметил, что Аксёнов, позже назначенный директором НИИ метеорологии, занимаясь мониторингом Земли, воплощал мечту С.П. Королёва – «Космос должен быть созидательным». В.В. Аксёнов как конструктор и космонавт-испытатель принимал участие и внёс существенный вклад в создание корабля нового поколения «Союз-Т2», на котором все последующие поколения космонавтов успешно летают и выполняют поставленные задачи в течение 30 лет.
Б.А. Астафьев: «Трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин написал книгу «Небо войны», В. Аксёнов – «Дорогами испытаний». Эти книги выдающихся патриотов, тончайших психологов, написаны людьми с замечательными качествами: им присущи справедливость, стойкость и трудолюбие. Книга Аксёнова написана так, как может написать профессионал, самый глубокий, самый мужественный, самый честный, самый эрудированный человек».
Интересный факт из его космической биографии, описанный в его книге: при первом старте в космос Аксёнов прошёл ещё один медицинский тест на общую профессиональную и психологическую устойчивость. Аксёнов – единственный из космонавтов, у кого был постоянный и неизменный пульс – около 64 ударов в минуту, и он не изменился до самого старта и при старте ракеты. Это мировой рекорд по уровню спокойствия перед стартом и на самом старте корабля.
В книге Аксёнов подробно рассматривает вопрос о роли личности С.П. Королёва в освоении космоса. Но Королёв творил историю не в одиночку. Вместе с ним беззаветно служили делу личности другого уровня, но тоже личности. В их числе наш земляк Владимир Викторович Аксёнов.
ОСТАНОВИВШЕЕСЯ ВРЕМЯ
Считается, что время всегда течет с одной скоростью, изменить которую не могут ни природа, ни человек. Однако известно немало случаев, когда оно словно останавливается. По крайней мере, так кажется человеку в подобных ситуациях.
В качестве примера можно привести рассказы фронтовиков о том, как они остались живы только потому, что видели летящие в них пули и снаряды и успевали укрыться. На первый взгляд, это невозможно, поскольку человеческий глаз не способен воспринимать объекты, движущиеся с такой скоростью. Но и не верить рассказчикам нельзя. Ведь нередко были свидетели того, что солдат вдруг нырял на дно окопа, а в следующую секунду пуля или осколок вспахивали бруствер как раз в том месте, где только что была его голова.
Впрочем, остановки времени бывают и в мирное время, но, как правило, тоже в минуты смертельной опасности. Например, в городах прохожие нередко успевают заметить падающие сосульки и отскочить в сторону. То же самое происходит на стройках, когда сверху падает кирпич.
Причем все, кто чуть не стал жертвой, потом говорят, будто предмет не летел на них, а медленно снижался, так что они спокойно отходили в сторону, не испытывая страха.
С этим загадочным явлением, которому трудно найти объяснения, столкнулся и Владимир Аксенов. Причем не в космосе, а на Земле еще до того, как стал космонавтом.
Однажды он ехал на «москвиче» к себе на дачу. На переезде через железную дорогу у него вдруг заглох мотор. В этот момент из-за поворота метрах в 50 показалась мчавшаяся электричка. Через секунду-другую она должна была врезаться в «москвич». Даже если бы водитель попробовал открыть дверцу и выбраться из машины, он бы все равно не успел.
Но Аксенов даже не пытался. Вместо этого он выдернул из гнезда, а затем опять вставил ключ зажигания и плавно надавил на стартер. Мотор сразу же завелся, и машина съехала с рельсов, когда мчащийся электропоезд был уже в нескольких метрах.
Причем, как показалось Аксенову, вагоны проплывали перед ним, как в замедленном кино. Более того, он сумел разглядеть белое как мел лицо машиниста, который даже не успел начать торможение, потому что машина на переезде находилась слишком близко.