Никогда не стояла на коньках
После института Валентину Воилкову приняли в театр Советской Армии. Однако главными ролями режиссеры ее не баловали. И, хотя одновременно с театром в карьере молодой актрисы появилось кино, и здесь кроме второстепенных ролей и эпизодов ничего солидного не появлялось. А ведь начало было весьма недурственным – многие о таком мечтали бы! Марк Захаров пригласил Валентину в «Обыкновенное чудо». Роль фрейлины была скромной, безмолвной. Зато какая звездная компания – Евгений Леонов, Екатерина Васильева, Юрий Соломин, Олег Янковский, Ирина Купченко…
Андрей Миронов и Валентина Воилкова в фильме «Обыкновенное чудо», 1978 г. Кадр из фильма
С тех пор в ее кинокарьере так и повелось – фильмы неплохие, режиссеры крепкие, партнеры расчудесные: Всеволод Санаев, Андрей Миронов, Нина Русланова, Анна Самохина, Наталья Крачковская, Михаил Боярский, Алексей Петренко, Светлана Крючкова… А роли у Воилковой – в основном проходные. Девушка Рустама в «Версии полковника Зорина», студентка в детективе «Кольцо из Амстердама», курортница в мелодраме «Будьте моим мужем»…
И даже «Покровские ворота», принесшие известность едва ли не половине актеров фильма, не сделали Воилкову звездой. Даром, что предпосылки для этого были. Роль небольшая, но достаточно эффектная. Сыграть возлюбленную главного героя (читай: будущую жену сценариста Леонида Зорина, написавшего пьесу о свой молодости) любая актриса почла бы за честь. Шутка ли – дебютант-режиссер Михаил Козаков утвердил Валентину на роль Риты без всяких проб! При том, что актриса не просто не умела кататься на коньках – она на них никогда не стояла (при съемке крупных планов на льду ее держали четверо!).
Статья по теме
Обыкновенное чудо. Лучшие роли Евгении Симоновой
То есть пробы, конечно, назначены были. Но, приехав на студию, Воилкова неожиданно столкнулась в коридоре с… Леонидом Зориным. А он, увидев ее, остолбенел. Знавшая себе цену красавица не придала этому факту значения – ей и в голову не пришло бы, что по студии просто так может разгуливать писатель, да еще автор картины, в которую ее пригласили.
Валя равнодушно прошла мимо. А Зорин тут же помчался к Козакову: «Я встретил здесь… Генриетту! Только… молодую». Генриеттой звали жену писателя. А Воилкова – по иронии судьбы — оказалась едва ли не ее копией. Кстати, Костика – Меньшикова сначала тоже утвердил Зорин.
Долгий запуск фильма в производство, съемки, потом проблематичная сдача картины… Наконец на 11 февраля 1983 года назначена премьера. Зрители тепло приняли «Покровские ворота», от души посмеялись. И только драматург Леонид Зорин больше двух часов утирал слезы – за пять дней до премьеры его любимая Генриетта ушла из жизни. Больше он автобиографическую картину о Костике и Рите никогда не смотрел.
30 лет у «Покровских ворот». Знаменитая комедия отмечает юбилей!
Подробнее
Завершение карьеры
В 1940 году Роу вновь обратился к Сорогожской с предложением о съемках: режиссер задумал экранизацию “Конька-Горбунка” и хотел видеть Валентину в роли Зари-Заряницы. Но на этот раз отрицательный ответ мужа был категорическим. Валентина, привыкшая ставить семью на первое место, была вынуждена отказаться от новых съемок.
А потом началась война. В 1941-м Федор ушел на фронт с первым потоком добровольцев. Валентина осталась одна, уже с тремя детьми – в начале 1941 года на свет появился второй сын супругов Седых.
В 1944 году Александр Роу вновь предложил Валентине роль в своем новом фильме – “Кащей Бессмертный”, на этот раз представляя Сорогожскую в образе Марьи Моревны. Но актриса вновь ответила решительным отказом: война, одиночество и постоянный страх за детей не позволяли ей пойти против воли мужа. Федор Седых вернулся домой в самом конце войны, в 1945 году. Он был очень счастлив узнать, что жена отказалась от очередных съемок – казалось, этому он был рад даже больше, чем факту встретить всю свою семью здоровой и живой.
Первый месяц после четырехлетней разлуки был последним счастливым месяцем семьи Седых: вскоре ревнивый Федор стал мучить жену подозрениями в изменах в его отсутствие. Когда же, спустя полтора года после окончания войны, выяснилось, что сам Федор отнюдь не был верен супруге, и ему в больших количествах стали приходить письма от “фронтовой подруги”, Валентина решила пойти по стопам матери – в один из дней она собрала детей и ушла от мужа.
Немного о детстве
Валентина Хилова на свет появилась в солнечной Одессе 16 июня 1912 года. Детство у нее было беззаботное и обеспеченное. Отец был капитаном, мог позволить любимой дочери исполнение всех желаний.
С детства Валя была очень подвижной, очень любила танцевать. Родители отдали ее обучаться в Одесское хореографическое училище. Окончив его, Валентина некоторое время танцевала профессионально.
Однако скоро поняла, что ее призвание – сниматься в кино. Она решила оставить танцы и уехала в Москву учиться актерскому мастерству. Родители не препятствовали желанию уже достаточно взрослой дочери.
Личная жизнь
Во время съемок сказки актриса познакомилась с акробатом Никитиным. Их роман не привел к свадьбе, но актриса забеременела. Родители уговорили ее оставить ребенка, обещали помогать растить.
Родился сын, которого назвали Валентином. Карьеру пришлось оставить. А потом началась война, опять было не до съемок.
Маленький Валентин остался у родителей актрисы, а она работала в Свердловской филармонии. В красавицу-актрису влюбился композитор Федор Седых. Они создали семью.
Мужчина принял сына супруги, дал ему свою фамилию и отчество и растил как своего. В этом союзе в 1942 году родились дочь Ирина, потом сын Федор.
Муж-композитор помог жене составить концертную программу, с которой они ездили по разным городам Союза. Воспитанием детей занималась бабушка. Когда ее не стало старшего сына Валентина на время отдали в приют.
В конце 40-ых семья получила небольшую квартиру Москве. Забрали из приюта Валентина. Актриса прекратила гастроли. Ее приглашали сниматься, но ревнивый муж был категорически против съемок.
Он не мог допустить, чтобы к его Валентине кто-то посмел дотронуться в любовной сцене. На этой почве в семье стали частыми скандалы. Скоро супруги расстались.
После развода Валентина Михайловна поступила на работу в один из московских домов культуры. Там был свой театральный коллектив. Актриса играла в постановках и радовалась тому, что хоть так может реализовать свой профессионализм.
В доме культуры проходили творческие вечера известных людей. На одном из таких мероприятий она познакомилась с актером Евгением Тетериным.
Они создали семью и 33 года прожили вместе. Супруг играл в театре киноактера, в гору пошла его карьера в кино.
Только после 50 лет ему удалось получить первую главную роль в фильме «Девочка и крокодил», хотя до того много снимался в фильмах, ставших известными («Молодая гвардия», «Звезда», «Сталинградская битва и других).
Валентина Михайловна решила оставить работу, чтобы все время посвящать семье.
Если ее семейная жизнь после долгих мытарств, наконец, наладилась. То у сыновей все шло наперекосяк. Валентин бросил учебу в институте. Он устроился на работу в цирк, ухаживал там за животными.
Парень рано создал семью, появился на свет его сын. Но с женой не ужился, расстался. Женился второй раз, родился еще один сын. Жизнь обоих внуков Валентины Михайловны оказалась короткой.
Старший умер в 1996 году, когда ему было около 35, младший – и столько не прожил, ушел из жизни в возрасте 32 лет. Валентин тяжело переживал потерю сыновей, стал выпивать. Ухудшилось его здоровье и он вслед за ними ушел из жизни.
Младший сын актрисы Федор работал киномехаником. Он любил выпить. Семейная жизнь не сложилась, прожил чуть более 60 лет – умер в 2013 году.
Из всех детей актрисы самой путевой оказалась дочь. Ирина Федоровна окончила педагогический институт. Она стала филологом. Познакомилась с французом, вышла за него замуж и уехала жить за границу. Мама радовалась ее успехам, но грустила, что дочь далеко.
Последние годы жизни для актрисы Валентины Сорогожской были нелегкими. Супруг перенес инсульт. 2 года она ухаживала за ним. Не стало Евгения Тетерина 19 марта 1987 г. Ему было 82 года.
А весной следующего года ушла из жизни и 75-летняя Валентина Михайловна. Видимо, не смогла жить одна после 33-летнего брака с супругом, который подарил ей счастье, хоть и позднее.
Похоронена она вместе со старшим сыном и внуками на Домодедовском кладбище.
Life and accomplishments
Valentina Sorogoschskaja was born as Valentina Michailowna Chilowa in Odessa, Ukraine, her father was a captain . Because she had her mother’s family name , she may have been born out of wedlock.
Chilowa sometimes attended the Odessa School of Choreography , but did not graduate. In 1935 she entered the acting school of the Mossoviet Theater and then trained at the school of the Moscow City Theater . Here the young actress, who already had the pseudonym Sorogoschskaja , was discovered by employees of the Soyuzdet film studio and invited to an aptitude test. She was able to convince those responsible and received a supporting supporting role in the drama Шел солдат с фронта ( Schel soldat s fronta , 1939) directed by Vladimir Grigoryevich Legozhin as well as in Alexander Rous’ fairy tale film Die Schöne Wassilissa (1940), where she gave the leading female role . her career was interrupted by the birth of her son Valentin on September 9, 1940. His father was reportedly an acrobat for the Nikitin circus . Shortly thereafter, Sorogoschskaja married Fyodor Sergejewitsch Sedych (1901–1971), the deputy director of the House of Composers , a concert hall subordinate to the composers’ association. Sedych, who already had two sons, adopted Valentine and also gave him his father’s and family name. During the evacuationTheir daughter Irina was born in Sverdlovsk in 1942. Sorogoschskaja performed with the local Philharmonic Society until August 15, 1946 , after which she and her husband decided to go on a tour together . While the children lived with Sorogoschskaja’s mother in Odessa, the couple performed in various cities in the Soviet Union, where they gave lectures on artistic topics and anecdotes from their own work. The performances were concluded with the performance of The beautiful Vasilissa . Both received great approval from the audience and critics. During this time, however, Sorogoschskaja’s mother died. Valentin was in an orphanage from April 1, 1948 to June 20, 1949housed in Sverdlovsk, while Irina accompanied her on the tour from then on. On September 6, 1947, Sorogoschskaya gave birth to a son who was named after his father. In the late 1940s, the couple received small accommodation in Moscow so that the family could be reunited.
As Fyodor grew up, Sorogoschskaya planned to return to her former job and was also invited to several photo ops, but her husband’s jealousy stood in the way. Ultimately, the couple split in the early 1950s. She then appeared from 1952 to 1954 for the theater collective of the House of Cultural Cooperation in Howard Fast’s Thirty Pieces of Silver , Lev Tolstoy’s The Living Corpse and Maxim Gorky’s Wassa Schelesnowaon. In 1954, the dark-haired mime married the actor Yevgeny Efimovich Teterin (1905–1987) and retired again into private life. Teterin bought a two-room apartment for the family, while Valentin stayed in the former apartment. He attended the Moscow State Technical University «NE Bauman» , but dropped out prematurely. From an early marriage there was a son. The young man temporarily earned his living as a zookeeper in a circus, but his dream of having his own circus act never came true. After his second marriage and the birth of another son, Valentin Sedych tried his hand at writing a screenplay , but failed here too. Finally he lost both sons, began todrink and died in 2015. His younger brother Fyodor worked as a projectionist and died in 2013, as did Valentin later, of the effects of alcohol. Irina Sedych became an interpreter , married a Frenchman and moved with him to his homeland.
Valentina Sorogoschskaja was able to maintain connections to the film business through her marriage to Yevgeny Teterin and was regularly invited to anniversary events for The Beautiful Vasilisa until Alexander Rou’s death . The marriage with Teterin turned out to be harmonious despite the different characters of both. After he suffered a stroke , she looked after the severely disabled man until his death , whom she only survived for about a year. At her own request, her daughter-in-law Ondelka Djulovna, Valentin’s second wife, had her body cremated and buried in the Domodedovo cemetery. The urns of Valentin and her two grandsons, who died in 1996 and 2006 were also placed in the grave.
Між мистецтвом та сімейним життям
У дні зйомок на молоду актрису звернув увагу заступник директора Будинку композиторів Федір Сергійович Седих. Він досяг того, щоб Валентина стала його дружиною. До шлюбу з цією людиною у актриси був син. У 1942 році на світ з’явилася дочка Ірина, а вже після війни – син Федір.
У роки війни Валентина Сорогожська працювала у Свердловській філармонії артисткою розмовного жанру. У серпні 1946 року вона на короткий час повертається до Одеси, де мешкає її мама. Вона на неї залишає піклування малюків, а сама з чоловіком вирушає на гастролі. Дует радував своїми розповідями про зйомки, роботу в кіно жителів десятків міст, які завжди тепло приймали артистів.
На жаль, шлюб головної Василиси країни був недовгим. Причиною цього стало бажання Валентини повернутися до кінематографу.
Залишившись із трьома дітьми, Валентина Михайлівна все ж таки повернулася на сцену. Її прийняли у Будинку культури Промкооперації. Там вона зіграла ряд знакових ролей, у тому числі Сашка у «Живому трупі» Льва Толстого та Рашель у «Вассі Желєзновій» М. Горького.
У ті роки В. Сорогожська познайомилася з актором Євгеном Тетериним, з яким щасливо прожила понад тридцять років.
Залишивши сцену, Валентина Михайлівна стала домашньої господиньою. Її періодично згадували у зв’язку із різними ювілеями, пов’язаними з її зоряним фільмом. Вона охоче брала участь у вечорах та зустрічах, але після смерті Олександра Роу все припинилося.
Коли її чоловік переніс інсульт, вона його доглядала до самої смерті. Поховавши чоловіка, пережила його лише на рік.
Личная жизнь
Судьба была не слишком благосклонна к артистке. Любовь Добржанская четыре раза была замужем и трижды становилась вдовой.
Первый муж — Иван Червинский
Первым супругом Любови Добржанской стал её коллега, актёр Русской государственной драмы Иван Червинский. Но насладиться семейной жизнью 19-летняя девушка не успела. Мужа арестовали — его высказывания за игрой в преферанс кому-то показались антисоветскими и на Ивана написали донос. Интеллигентный и утончённый молодой человек — актёр, сын священника, не выдержав допросов и пыток, повесился в камере.
Иван Червинский
Второй муж — Владимир Нелли-Влад
Решительная, целеустремлённая и жизнерадостная Добржанская недолго носила траур.
Второй муж — Владимир Нелли-Влад
Следующий брак с театральным режиссёром Владимиром Нелли-Владом был скорее по расчёту, нежели по любви. Говорят, что в пьесу «Оптимистическая трагедия» он пригласил играть Добржанскую, потому что она была его женой. Но вскоре Любовь устала играть страсть в жизни, и уехала в Москву. Развод оформила, выслав бумаги почтой.
Третий муж — Осип Шахет
С третьим мужем актриса познакомилась уже в Москве, когда служила в Театре Красной армии.
Третий муж — Осип Шахет
Они были очень счастливы — помогали друг другу в работе над ролями, строили планы, мечтали о собственном доме. Но судьба распорядилась иначе. Однажды утром Осип вышел покурить на балкон, и его сразил инфаркт. Во второй раз Любовь Добржанская стала вдовой.
Четвёртый муж — Виктор Кручинин
После смерти Осипа Шахета Любовь Добржанская решила больше не выходить замуж. Но сердце актрисы покорил её аккомпаниатор Виктор Кручинин. Он был известным гитаристом, происходил из старинного цыганского рода и не раз аккомпанировал Добржанской во время гастролей. Любовь Ивановна часто исполняла романсы, особенно ей нравилась песня «Колыбельная Светлане» из пьесы «Давным-давно».
Четвёртый муж — Виктор Кручинин
В четвёртом браке Добржанская прожила счастливые 25 лет. Но в январе 1975 г. Виктор Кручинин скончался. Любовь Ивановна очень тяжело переживала потерю мужа.
Не выговаривала букву «л»
«Я вас люблю – хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!»
— демонстрировал свою начитанность провинциал Костик устами студента «Щепки» Олега Меньшикова. Чтобы завоевать неприступную фифу-москвичку с квартирой в сталинской высотке, герой «Покровских ворот» был готов на многое: выучить всего Пушкина, произвести благоприятное впечатление на родителей Риты. Даже расстаться с прежними пассиями. «Грядут перемены!» – заверил он окружающих после встречи с зеленоглазой блондинкой.
Валентина Воилкова и Олег Меньшиков в фильме «Покровские ворота», 1983 г. Кадр из фильма
Что интересно – Олег Меньшиков родился в Московской области, а Валентина Воилкова была как раз провинциалкой из Куйбышева. Правда, во время съемок у Козакова – уже с дипломом актрисы.
Пятиэтажка на Партизанской улице («Портянка», как называли ее местные), дряхлеет день ото дня. Здесь, на последнем этаже, когда-то получила квартиру скромная семья Марии Егоровны и Дмитрия Васильевича Воилковых. Неподалеку – 167-я школа, где училась будущая актриса, городское кладбище, река Самара (купаться отчаянная ребятня начинала уже в мае!), а чуть подальше – раздольная матушка Волга. Говорят, в 1960-е – 1970-е годы район считался неблагополучным – во дворах было полно шпаны. Но глава семьи, по воспоминаниям старожилов, работал в милиции, так что хулиганить Вале и брату Вите было «не по статусу». Ребята хорошо учились, Валя «от нечего делать» еще посещала школьный драмкружок. И, хотя с детства плохо выговаривала «л», после выпускного бала она, недолго думая, рванула в ГИТИС. А Виктор отправился покорять Бауманку.
Казкова героїня з Одеси
Народилася наша Василиса в Одесі (є інша версія з приводу місця народження), 16 червня 1912 року, коли кінематограф впевнено займав уми людей і театри-ілюзіони Одеси. В ті роки поступово сходила зірка Віри Холодної. Свій шлях актора, хоч і на сценах театрів, розпочав Леонід Утьосов.
Спочатку Валентина навчалася хореографії в одеському училищі, але, не закінчивши повний курс, вона подалася до Москви, де здобула акторську освіту. Будучи студенткою, вона змінила своє прізвище Хілкова на акторський псевдонім Сорогозька. Тут же їй надійшла пропозиція на кінопроби від студії «Союздітфільму». Гртувались до зйомок фільми “Василиса Прекрасна” (реж. А. Роу) та “Йшов солдат із фронту” (реж. В. Легошина). Валентина була затверджена одразу на головні ролі в обох кінострічках.
У ті роки звуковий кінематограф тільки набирав чинності, а казки екранізували лише закордонні кінокомпанії. Поставлена режисером Роу казкова історія про Василису прекрасну сподобалася не лише дітям того часу. Її дивилися багато поколінь маленьких жителів різних міст великої країни. Крім того, фільм, у якому одеситка зіграла головну роль, був одним із найпопулярніших у дитячому циклі телепередач «В гостях у казки».
Риси обличчя, особливий, часом пронизливий погляд зачарували багатьох. Дівчата хотіли бути схожою на красуню Василісу: високу, з прибраною кокошником довгою косою. Майже ніхто не знав прізвища актриси, але зовнішність неможливо було забути.
И в кино больше не снималась
Валентина Воилкова же после этого снялась еще в семи фильмах. Но две последние ее работы совсем уж сложно назвать удачными. А потом наступили 1990-е, черной полосой отметившиеся во многих актерских судьбах. Ощутила их на себе и Валентина. Что будет дальше с кино, не знал никто. И мало кто в него верил. Стране было не до важнейшего из искусств. А Воилкова уже была замужем за французом, с которым случайно познакомилась во время его командировки в СССР. Ни о какой эмиграции после свадьбы речь не шла – на родине Валентину держали театр, кино, родные… Тем не менее уже в 1991 году супруги решились поменять Москву на Париж.
С тех пор о Валентине ничего не было слышно. Пока в начале 2008-го не прилетела из французской столицы страшная новость: бывшая советская актриса Валентина Воилкова погибла в автокатастрофе. Трагическое известие молниеносно распространилось по всем СМИ. Никто и не думал его проверять. А опровержений из Парижа не последовало.
Прошло почти два года. Переживая за однокурсницу и, видимо, втайне надеясь на чудо, ее коллеги во главе с Владимиром Михайловичем Зельдиным (партнером Валентины по театру Советской Армии) обратились в телепрограмму, которая занимается поиском потерявшихся родственников и друзей.
28 декабря 2009 года их обращение вышло в эфир. А через две недели… Валентина Воилкова позвонила Зельдину. Как пережил тот разговор 94-летний актер, даже представить сложно. Но именно тогда наконец открылась правда: 8 января 2008 года на трассе под Парижем разбилась актриса Карина Моритц. Она тоже с семьей эмигрировала во Францию в начале 1990-х. И – бывает же такое! – вместе с Валентиной Воилковой снималась в трехсерийной детективной ленте «Колье Шарлотты»…
Валентина Воилкова в фильме «Колье Шарлотты», 1984 г. Фото: Кадр из фильма
«Огромное спасибо всем, кто оказался неравнодушен к судьбе нашей однокурсницы.., — напишет потом актер и режиссер Виталий Максимов. – Свершилось «Необыкновенное чудо». Она жива и невредима! После, как выяснилось, коварного и жестокого поступка человека, называющего себя «журналистом», пустившего «утку» об автомобильной катастрофе, мы вместе с вами переживали долгое время трагедию, которой не было. Пусть это останется на совести этого человека, если она (совесть) у него есть. Она просила меня передать всем привет».
Сегодня Валентине Воилковой 60. Она живет в большом доме под Парижем и вместе с мужем владеет компанией, которая занимается переводами и дублированием иностранных фильмов – голосом Валентины Дмитриевны говорят многие экранные героини. Сама она после 1989 года на сцену больше не выходила и в кино не снималась. В послужном списке так и остались дюжина спектаклей в Театре Советской Армии и полтора десятка фильмов. Для многих зрителей Валентина Воилкова – лишь Рита из «Покровских ворот». То ли девушка, то ли видение…
Актриса редко бывает в России, посещает только могилы родителей в Самаре. Правда, в последний приезд, говорят, встречалась с кем-то из школьных подруг. Но вообще-то Валентина Дмитриевна свою жизнь не афиширует. Со времени ее звонка Владимиру Зельдину прошло 9 лет. И хочется надеяться, что у актрисы Воилковой по-прежнему все хорошо.
Биография
Валентина Сорогожская родилась 7 июля 1912 года в Подмосковье, в семье помещика. Валентина и ее сестра Тамара росли в атмосфере любви и дружбы. Воспитание было строгим, но справедливым, а интересы семьи всегда ставились во главу угла. Однако после революции 1917 года крепкий союз дал трещину – отец семейства не желал принимать революцию, так как был белым и не собирался делиться своим имуществом. Опасаясь за жизнь дочерей, его жена, оказавшаяся более прозорливой, взяла ценные вещи и бежала с Валентиной и Тамарой в Москву. Там она дала дочкам свою девичью фамилию – Сорогожская. О дальнейшей судьбе их отца ничего не известно, его происхождение держалось в секрете, и даже имя в личных разговорах практически не упоминалось. Молодая Валентина Сорогожская на фото ниже.
Василиса Прекрасная
Валентина Сорогожская никогда не стремилась стать актрисой – ценности, привитые отцом, крепко сидели в девушке. Проработав два года рабочей, двадцатилетняя Валентина вышла замуж за Федора Седых – тоже рабочего. В замужестве Валентина бросила службу и стала домохозяйкой.
В 1939 году у супругов было уже двое детей – сын и дочь, как вдруг двадцатисемилетнюю Валентину пригласили в кино. Знаменитый советский режиссер, мастер фильмов-сказок, Александр Роу всегда предпочитал подбирать новое лицо для каждой из своих сказочных героинь, в первую очередь рассматривая непрофессиональных актрис – это началось именно с Валентины Сорогожской.
Готовясь к съемкам своего второго самостоятельного фильма “Василиса Прекрасная”, Роу никак не мог найти свою Василису. И вот, когда съемки уже необходимо было начинать, ассистент по подбору актеров буквально ворвался в кабинет режиссера – он увидел на улице девушку, поразившую его своей традиционной русской красотой и статью. Ассистент попросил у нее разрешение сфотографировать – и теперь стоял перед Роу со свеженапечатанными фотографиями и адресом, который Валентина дала в надежде получить фотокарточки по почте. Роу был в полном восторге от внешности девушки и уже никого другого не хотел видеть в роли Василисы.
Правда, Валентину Сорогожскую пришлось уговаривать. Во-первых, она была ужасно сердита, что ее обманули, попросив сделать фото, а во-вторых, ее муж очень ревнив и о кинематографе мнения невысокого. В итоге к Валентине и Федору пришел сам Александр Роу: он принес сценарий, в красках рассказал, каким будет фильм, и почему без госпожи Седых он никак не состоится. В итоге муж разрешил, и Валентина, уже воодушевленная рассказом режиссера, с радостью согласилась на участие.
Несмотря на отсутствие опыта, актриса Валентина Сорогожская показала себя блестяще. Она воплотила образ настоящей русской красавицы из сказки – красивой и умной, сочетающей в себе нежную душу и твердый характер.
Любопытно, что именно фамилию Сорогожская Роу решил написать в титрах, хотя Валентина уже семь лет жила под фамилией Седых. Помимо этого, фамилия была написана с ошибкой – “Сарогожская”.
Роли в кино
Любовь Добржанская долго отвергала предложения сняться в кино, утверждая, что для неё театр на первом месте. Уговорить актрису смог Эльдар Рязанов, пригласив её в свой фильм «Берегись автомобиля» (1966) на роль матери главного героя — угонщика Юрия Деточкина.
Эльдар Рязанов говорил, что хотя в жизни Добржанская была человеком достаточно строгим, а порой даже резким, на экране она воплотила образ ласковой и душевной мамы. А вот песню «Наш паровоз», которую она пела в картине, актриса очень не любила.
«Берегись автомобиля»
Хотя своих детей Любовь Ивановна не имела, да и не видела сама себя в роли матери, актриса запомнилась советским зрителям именно в образе мудрой, нежной и ласковой мамы — сначала Юры Деточкина, а потом Жени Лукашина в романтической комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975).
«Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
Третьим «экранным сыном» Любови Добржанской стал Олег Даль в картине «В четверг и больше никогда» (1977). Эта роль оказалась последней её работой в кино. Актриса не хотела сниматься — сказывался возраст, подводила память. Режиссёр Анатолий Эфрос изначально утвердил на эту роль Евдокию Урусову, но незадолго до начала съёмок она сломала ногу. Тогда режиссёр приложил все усилия, чтобы уговорить Добржанскую и в 1977 году картина вышла на экраны.
Фильмография
Год | Фильм | Роль |
---|---|---|
1947 | Свет над Россией | эпизод |
1952 | Учитель танцев | Фелисиана |
1966 | Берегись автомобиля | мама Юрия Деточкина |
1968 | Урок литературы | Анна Тюрина, писательница |
1969 | Адам и Хева | Айбала |
1969 | Последняя ночь уходящего года | Гамида |
1970 | Две улыбки | Бабушка |
1970 | Марианна Колли | |
1970 | Суд совести | Мария |
1972 | А.П. Чехов. Дядя Ваня (фильм-спектакль) | Войницкая |
1972 | Игрок | Антонида Васильевна, бабушка |
1974 | Коляска на балконе | Варвара Васильевна |
1974 | Осенние грозы | Замфира |
1975 | Из записок Лопатина (фильм-спектакль) | актриса |
1975 | Ирония судьбы, или С лёгким паром! | Марина Дмитриевна, мама Жени Лукашина |
1977 | В четверг и больше никогда | Екатерина Андреевна, мать Сергея |