Детство и юность
Сергей Владиславович Сазонтьев – профессиональный артист театра и кино, актёр дубляжа. Появился на свет 28 октября 1946 г. в семье москвичей Владислава Павловича и Надежды Андреевны Сазонтьевых. Мальчик хорошо учился в школе, а всё свободное время посвящал своим увлечениям. Сергея с детства тянуло к творчеству, он занимался художественной самодеятельностью и увлекался театром, но отдавал предпочтение физике.
В 1961 г. юноша поступил в Московский электросварочный техникум, но со временем понял, что хочет стать актёром. В 1964 г. Сергей подал документы в Школу-студию МХАТ и, успешно пройдя все вступительные испытания, попал на курс к прославленному актёру Олегу Ефремову.
В драме «Строится мост» (1966)
Театральные вопросы
— Театр, спрашиваю вас как продюсера, можно сделать коммерчески успешным?
Статья по теме
Мы учим не отводить глаза. Как ведётся работа в инклюзивном театре?
—
Театры, у которых маленькое помещение, возможно, будут близки к самоокупаемости, большой театр — никогда. Те примеры успеха, которые сегодня есть (тот же Вахтанговский театр) всё равно случились при господдержке. К тому же у них есть ротация зрителя за счет туристов.
В Тюмени же и в Ижевске постоянный зритель, и мы не можем продавать билеты за 15-20 тысяч. Наш потолок — 1000 рублей самые дорогие билеты. В театр, как говорят, ходят богатые или счастливые: у первых на это есть деньги, вторым важен театральный мир, и они всегда найдут 200 рублей, чтобы купить самый дешёвый билет.
— Понравилась ваша труппа. Как отбираете актёров?
— Мы подбираем музыкальных актёров, способных при этом многое делать хореографически. У нас много молодёжи, потому что сегодня публика хочет видеть на сцене ровесников героев: прошло время, когда Джульетту играли в 60 лет, были бы звания. Сегодня хотят Джульетту видеть 14-летней, у нас её играют 20-летние.
Когда я пришёл в театр, то не мог в своем возрасте играть ровесников, нужно было ждать какое-то время. А сегодня ребята сразу после театрального вуза попадают в работу, на главные роли — сразу получают возможность проявить себя. Поэтому сегодня у всех молодых горят глаза, они с удовольствием работают и знают, что у них будет много работы.
А труппа собирается, как пазлы, и мы большое внимание уделяем, чтобы добиться ее целостности. У нас есть свои, тюменские, актёры, но каждый год мы объявляем кастинг и берем 1-2 артистов «со стороны»
С некоторыми расстаемся, потому что для театра важнее движение: это не богадельня, где все сидят и жизнь идет по кругу. Иначе завтра нам зададут вопрос, нужны ли мы?
— Велика театральная конкуренция?
— В Тюмени мало театров: есть театр кукол, молодёжный театр «Ангажемент» и мы. И ещё тобольский театр в 200 км от нас. Но конкуренцию нам составляют не театры, а кино и интернет.
Нас заставляют выходить в интернет со спектаклями, чему я большой противник. Я считаю, что человек не должен, сидя дома, с чашкой кофе, смотреть какую-то драму. Потому что это не театр, и к нему вообще никакого отношения не имеет.
Театр — это живое искусство, и его невозможно записать. Потому что запись — это взгляд того, кто стоит за камерой, за пультом, оператора и режиссёра. Мы идём на компромисс и выкладываем записи тех спектаклей, которых уже нет.
Статья по теме
«Помочь дыханию театра». Почему в Сарапуле ждут приезжих режиссёров?
——
Сейчас мы поставили спектакль «Господа Головлёвы» с молодым петербуржским режиссёром. Он камерный, но на большой сцене, где сидит зритель и задействована вся машинерия, вращающийся круг. Произведению больше 130 лет, а оно актуально настолько, будто написано вчера. И спектакль рассказывает про то, как легко потерять семью, близких и разрушить собственную жизнь ради денег и материальных благ. Для нас такой материал, который заставляет зрителя думать, а актера развиваться, гораздо интереснее. Мы не боимся экспериментировать и достаточно свободны в этом. Любой эксперимент дает актерам возможность подняться на ступеньку выше в мастерстве. И это мы культивируем.
Примечание. Ижевские театралы, не пропускающие гастроли у нас разных театров страны, отметили, что Тюменский драматический театр близок нашему драматическому по творческому стилю и смелости в необычности постановок.
Достижения
Сергей Сазонтьев был талантливым и харизматичным актёром с запоминающейся внешностью и голосом. Артист сыграл в более чем 60 фильмах и сериалах, неоднократно снимался заграницей, участвовал в постановках ведущих театров страны. На его счету яркие роли как положительных, так и отрицательных героев. Талант Сазонтьева признавали зрители, критики и коллеги по актерскому цеху, в том числе такие признанные мастера как Олег Ефремов и Олег Табаков.
В фильме «Золотая речка» (1976)
Актёр также подарил свой прекрасный голос десяткам персонажей фильмов и компьютерных игр, которые пользуются популярностью по сей день. Сергей Владиславович не только блистал на экране и на театральных подмостках, но и передавал свой опыт растущим поколениям артистов, преподавая актерское мастерство школьникам, а позже – студентам ГИТИСа.
Директор-актёр
— Ижевский зритель увидел вас в роли Мольера, но ваш статус — директор. Как случилось такое совмещение?
— Я всегда совмещал несколько различных родов деятельности. Играл на сцене, но параллельно работал на радио, где был программным директором, ди-джеем. Потом у меня была своя радиостанция, где я был генеральным директором, стал продюсером молодежного танцевального коллектива. Потом я поступил в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства на продюсерский факультет. В нашем театре как раз уходил директор, и коллектив выдвинул мою кандидатуру, а департамент культуры поддержал. Все случилось само собой. Специального рвения стать директором театра у меня не было. Я никогда не жил только сценой и театром, как другие актеры.
Справка АиФ
«Большие гастроли» — это проект министерства культуры России, действующий с 2014 года. Он развивается в трех направлениях — это масштабные гастроли лучших столичных театров в регионы, укрепление связей с русскоязычными театрами за рубежом и обменные гастроли региональных театров.
— А сейчас?
— И сейчас работаю и в независимой антрепризе (недавно делали спектакль вне рамок театра), остаюсь продюсером хореографического коллектива. К сожалению, пока нет в жизни радио, но я бы с удовольствием вернулся, потому что есть еще в сутках несколько часов. Дело не в деньгах, а в самореализации: 25 лет «за эфиром» не отпускают.
— Не мешает ли актёрам на сцене ваш статус?
— У нас ситуация особая — я вырос в этом коллективе, стал актером в этом театре и всех здесь знаю. Коллектив как семья, и, когда я стал директором, не возникло дистанции и обращения на «вы». Я принял этот пост только для того, чтобы актёрам стало лучше жить, а театр начал развиваться. И двери кабинета у меня всегда открыты.
Но что касается непопулярных кадровых решений, без этого невозможно. Были сложные первые увольнения, когда я расставался с актерами по необходимости. При всей внутренней социальности театра (когда в штате держат возрастных актеров, хотя они играют гораздо меньше, и деньги для них зарабатывают молодые) есть и ответственность за его развитие. И ты понимаешь, что если сегодня этих людей не уберешь, то завтра не сможешь взять других, более дисциплинированных и работоспособных. Так, в театре перестали… пить. Стало просто некогда: первые три года полностью меняли репертуар и выпускали по 9 премьер в год! Можно представить, какой был график работы. Актеры уставали очень, но получали достаточно большие зарплаты. И все это продолжается в развитии. Сегодня у нас немного другая организация — уже 3 года наш театр входит в концертно-театральное объединение.
— Это вам облегчило или усложнило жизнь?
— Это её изменило. Но театру на будущий год будет 160 лет, и он достаточно самостоятелен в определении репертуара, своих творческих задач. Все меняется — театр всегда останется, в каком бы юридическом лице он ни был.
Режиссёрская тема
— Почему вы живёте без главного режиссёра?
— С одной стороны, директор при главном режиссере снимает с себя ответственность за занятость труппы и художественное развитие. Но я уже 30 лет актёр, образование позволяет мне заниматься и художественной деятельностью в театре, и у меня прекрасный зам по творческой деятельности — Кристина Рудольфовна Тихонова, с которой мы вместе принимаем все художественные решения. В такой ситуации иметь еще одного человека вряд ли нужно.
Очень часто «главные» не пускают в театр режиссёров выше своего уровня, у них есть свой любимый состав актеров — мне все это не нравится. И мы решили, что будем приглашать режиссеров — разных, исключительно хороших, известных своими постановками.
Но, когда я стал директором, у нас был помощник и друг — режиссёр Александр Баргман из Петербурга. Он выполнял функции главного режиссера и творческого лидера. Сейчас он много ездит и много ставит, а в Тюмень лишь наведывается. Но мы ждем, что он еще поставит у нас удачные спектакли, тем более, что две наших общих работы уже вошли в лонг-лист «Золотой маски». Для нас обладание главной в стране театральной премией очень значимо, мы движемся к ней постепенно и, надеюсь, когда-нибудь дойдём.
Кстати
Нынешней осенью межрегиональная программа «Больших гастролей» стала приоритетной. С сентября по декабрь 100 театров из 65 городов России покажут 800 спектаклей новой для себя аудитории. География программы охватывает практически всю Россию. Вот так в ноябре Ижевск и Тюмень «поменялись» театрами драмы.
С нами работал и Николай Реутов, один из ведущих хореографов страны. Он был нашим главным хореографом и подтянул труппу в плане физическом и хореографическом. Мы приглашали из Норильска композитора Андрея Федоськина, человека, способного научить петь драматических артистов. А это уже другой уровень труппы. Он умеет подобрать для драматических актеров музыкальный материал и так разучить с ними песни, чтобы это было музыкально точно. Он работает с нами шестой год и помогает ставить все музыкальные спектакли.
— В «Мольере» на саксофоне играли вживую?
— В этом спектакле на всех инструментах играют вживую. На гастролях акустика другая, мы с трудом всё отстроили. Единственно, для фортепиано мы сделали запись, чтобы не везти специально человека на один спектакль.
— Какой из показанных гастрольных спектаклей все же выделяется для вас?
— Как у директора у меня не может быть спектаклей-любимчиков. Но мне нравится режиссура Баргмана и та энергетика, которую он дал «Мольеру» и комедии «Ветер в тополях».
Спектакль «С любимыми не расставайтесь» поразил даже меня. Когда его ставили, я думал: кто его вообще будет смотреть? Это всплески человеческого сознания, аритмия человеческих душ, это абсолютно питерский спектакль, и он складывается в 1 час 40 минут откровения. Мы думали, что люди будут из зала уходить
А зритель выходил после спектакля и писал в соцсетях по 2 страницы размышлений, как он увидел себя, как это важно любить друг друга, зачем люди расстаются? Для нас стала парадоксом реакция публики: люди не ограничились оценками «круто» или «плохо» — они писали о себе. Мы даже собрали эти материалы и сделали большую стенгазету в театре
Сцена из спектакля «С любимыми не расставайтесь». Фото: Из личного архива/ Сергей Осинцев
Этот спектакль попадает в сердце, и мы им очень гордимся и тем, что смогли сделать синтез текстов Володина с другими литературными материалами. Баргману удалось нанизать на идею различных авторов, изменить структуру изначального произведения. В этом году спектакль признан лауреатом XIII Всероссийского театрального фестиваля «Пять вечеров» им. А. Володина в Санкт-Петербурге.
Личная жизнь
Актёр много лет был женат на художнике-модельере Людмиле Кузьминичне Агаповой. Они познакомились 1972 г. на отдыхе в Коктебеле. Людмила отдыхала вместе с подругой, а Сергей приехал восстановиться после непростых съёмок в фильме «Четвёртый». Молодые вскоре влюбились друг в друга. В 1974 г. пара узаконила свои отношения. Свадьбу отпраздновали скромно: жених и невеста пришли в ЗАГС в джинсах, расписались и после устроили дома небольшое застолье для близких.
С женой Людмилой Агаповой
Через год у супругов родилась единственная дочь Анастасия. Анастасия с детства занималась музыкой, освоила игру на флейте, но была вынуждена оставить занятия из-за проблем с лёгкими. Девушка с отличием окончила исторический факультет МГУ. Дочь подарила знаменитому отцу двоих внуков: Анастасию и Сергея.
С дочерью Анастасией и внуками