Карьера в Азии
Шебаршин Леонид Владимирович, биография которого неразрывно связана с Азией, искусству дипломатии начал обучаться в поселении Карачи. В его обязанности входил перевод бесед и помощь послу. С женой они жили в небольшой сырой комнате, которой были очень рады. Первенец четы, Алексей, родился в 1959 году. Через некоторое время младший сотрудник получает повышение (должность атташе), его специализацией становится внутренняя политика Пакистана. В 1962 году семья возвращается в Москву.
За время, проведенное в Азии, Леонид Владимирович Шебаршин существенно вырос в профессиональном плане, дослужившись до должности третьего секретаря, и это в неполных тридцать лет. В столице СССР будущий разведчик занимается вопросами Юго-Восточной Азии. В основном это скучные официальные встречи, составление различных бумаг и документов. Такая работа не очень радовала мужчину. Вскоре он получает предложение от КГБ о сотрудничестве и принимает его.
Шебаршин Леонид Владимирович: афоризмы
- «Россию не оставят зарубежные друзья, пока у нее есть, что грабить».
- «Российское КГБ бессмертно. Умирают лишь его названия».
- «Русское чудо заключается в том, что экономику уничтожили, а простые люди все живут».
- «В прошлое мы смотрим со стыдом, в будущее — со страхом».
- «Большинство ушло в политику, потому что это более выгодное дело, чем обычный грабеж».
- «У человека — лицо, а у политика — имидж».
- «Свой народ висит неподъемным бременем на шее российской власти».
- «Права личности надежно у нас защищены. Беззащитна же сама личность».
- «В СССР бизнес приравнивался к преступлению, в России преступление превратилось в бизнес».
- «Советская власть медленно опускалась к воровству. Демократия же с него начинается».
- «Непонятная ценность — это время. Чем меньше его остается, тем оно дешевле».
- «Жизнь коротка. Нужно ли тратить время на поиск ее смысла?»
Это всего лишь небольшая часть оригинальных, емких и актуальных афоризмов от Леонида Владимировича Шебаршина.
Биография
Родился в семье Владимира Ивановича Шебаршина (1908—1951) и Прасковьи Михайловны (урождённой Лаврентьевой; 1909—1989). Дед по отцу, Иван Кузьмич Шебаршин, — коренной москвич, служил приказчиком в обувном отделе магазина «Мюр и Мерилиз» (впоследствии — ЦУМ). Бабушка Елена Ивановна (урождённая Шулюкина) происходила из семьи талдомского купца. Дед и бабушка по матери — Михаил Андреевич и Евдокия Петровна Лаврентьевы — в начале XX века переселились в Москву из Дмитровского уезда Московской губернии, осели в Марьиной Роще, где открыли своё сапожное дело. Отец Владимир Иванович Шебаршин начинал свою трудовую деятельность на обувной фабрике «Парижская коммуна», в 1931 году вступил в ВКП(б), был направлен на работу в советскую рыбную торговлю. В 1941 году был призван в действующую армию, служил в артиллерии, демобилизован в 1945 году в звании старшины.
В 1952 году, окончив среднюю школу с серебряной медалью, Шебаршин поступил на индийское отделение Московского института востоковедения, где изучал язык урду. В 1954 году Институт востоковедения был включён в состав Московского государственного института международных отношений (МГИМО), и Шебаршин был переведён на 3-й курс восточного факультета этого института.
После окончания МГИМО Шебаршин поступил на работу в МИД СССР. В октябре 1958 года начал работать в качестве переводчика посла СССР в Пакистане. В 1959 году получил дипломатический ранг атташе посольства. В 1962 году завершил командировку в должности 3-го секретаря посольства и был взят на работу в отдел Юго-Восточной Азии МИД СССР.
В 1962 году Шебаршин был приглашён в Первое главное управление КГБ СССР (внешняя разведка), где поступил на службу в звании младшего лейтенанта и занял должность оперуполномоченного. Пройдя годичное обучение в 101-й разведывательной школе, направлен на работу в центральный аппарат разведки в отдел, занимающийся Юго-Восточной Азией. В 1964 году был командирован на разведывательную работу в Пакистан под дипломатическим прикрытием, где положительно себя зарекомендовал. В 1968 году вернулся в Москву, прошёл годичную переподготовку в Краснознамённом институте КГБ на курсах усовершенствования руководящего состава. В 1970—1971 годах работал в центральном аппарате ПГУ КГБ СССР.
В начале 1971 года Шебаршин был направлен заместителем резидента КГБ в Индию; в 1975—1977 годах — резидент в Индии. Как отмечается, именно в эти годы советско-индийские отношения достигли пика своего развития (пока в 1977 году Индира Ганди не проиграла выборы).
До 1979 года Шебаршин работал в центральном аппарате разведки. В конце 1978 года получил приказ готовиться к работе в Иране. В 1979 году назначен резидентом КГБ в Иране. В 1983 году вернулся в Москву, несколько месяцев работал в штабном подразделении при начальнике ПГУ В. А. Крючкове, затем был назначен заместителем начальника информационно-аналитического управления разведки. В 1984 году, сопровождая В. А. Крючкова, побывал в командировке в Кабуле. До середины 1991 года совершил более 20 полётов в Афганистан, где близко познакомился с руководителями страны Б. Кармалем, Наджибуллой, Кештмандом и др.
В 1987 году Шебаршин назначен заместителем начальника Первого главного управления КГБ СССР. В феврале 1989 года сменил В. А. Крючкова, назначенного председателем КГБ, на посту заместителя председателя КГБ СССР — начальника Первого главного управления КГБ СССР. С началом ГКЧП «весь день 19 августа 1991 года демонстративно играл в теннис». С 22 по 23 августа 1991 года временно возглавлял КГБ СССР. С 30 сентября 1991 года — в отставке.
Был учредителем и президентом АО «Российская национальная служба экономической безопасности» (фактически функционировало как охранное агентство). C 2005 года являлся членом Совета директоров ОАО «Мотовилихинские заводы».
Смерть
С возрастом у Шебаршина обострились проблемы со здоровьем, в последние дни жизни он полностью потерял зрение. Последняя запись в его личном дневнике датирована 29 марта 2012 года: «17.15 — отказал левый глаз. 19.00 полностью ослеп». По мнению его знакомого по службе Юрия Кобаладзе, а также друзей и коллег разведчика, только тяжёлая болезнь могла стать причиной трагической развязки. 30 марта 2012 года в своей квартире на 2-й Тверской-Ямской улице Леонид Шебаршин покончил жизнь самоубийством, застрелившись из наградного пистолета.
5 апреля 2012 года состоялась гражданская панихида, в которой приняли участие сослуживцы и коллеги Шебаршина, среди них руководители Службы внешней разведки разных лет Евгений Примаков и Вячеслав Трубников, ветеран разведывательной службы Николай Леонов.
Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Обучение в разведшколе
Первые специализированные навыки на новом поприще будущий командир внешней разведки получал в сто первой разведшколе. Одновременно с ним обучались еще пять специально отобранных человек. Здесь Шебаршин приобретал знания в совершенно новых дисциплинах, тренировался выявлять источник наблюдения, поддерживать тайную связь с агентами и анализировать ошибки в регулярных отчетах.
Такая работа требовала собранности, отличной физической, моральной подготовки и нестандартного мышления. Еще во время обучения Шебаршин разработал схему проведения одной из операций, которая впоследствии была отмечена специальной премией. Подобная тактика не раз применялась и оправдала себя на все сто процентов. В 1963 году семья Леонида получила квартиру, еще спустя год родилась дочь Татьяна, которая ушла из жизни всего в 19 лет от болезни, успев родить сына.
Литература[править | править код]
- Антонов В. С. Начальники советской внешней разведки. — М.: Вече, 2015. — 351 с. — (Гриф секретности снят). — 1500 экз. — ISBN 978-5-4444-2745-3.
- Бирден М. (англ.) (рус., Райзен Д. (англ.) (рус.. Главный противник: тайная история последних лет противостояния ЦРУ и КГБ = The Main Enemy: The Inside Story of the CIA’s Final Showdown with the KGB / пер. с англ. Ю. Н. Кобякова. — М.: Международные отношения, 2004. — 510 с. — (Секретные миссии). — ISBN 5-7133-1208-9.
- Житнухин А. П. Л. Шебаршин. Судьба и трагедия последнего руководителя советской разведки. — М.: Молодая гвардия, 2014. — 240 с. — (Жизнь замечательных людей). — 3000 экз. — ISBN 978-5-235-03721-2.
- Млечин Л. М. История внешней разведки. Карьеры и судьбы: в этой книге — всё о самых засекреченных людях нашего государства. — М.: Центрполиграф, 2011. — 510 с. — ISBN 978-5-227-03099-3.
- Млечин Л. М. Евгений Примаков: Человек, который спас разведку. — М.: Алгоритм, 2015. — 287 с. — (Гроссмейстеры тайной войны). — 3000 экз. — ISBN 978-5-906798-33-6.
- Млечин Л. М. 25 главных разведчиков России. — М.: Алгоритм, 2016. — 590 с. — (Разведка и контрразведка). — 2000 экз. — ISBN 978-5-906861-53-5.
- Поволяев В. Д. Шебаршин. Воспоминания соратников. — М.: Алгоритм, 2015. — 207 с. — (Гроссмейстеры тайной войны). — 1500 экз. — ISBN 978-5-906789-98-3.
Детские годы
Детство будущего разведчика и писателя прошло в Марьиной Роще. Его мама, Прасковья Михайловна, после окончания семи классов работала в трудовой артели. Отец Шебаршина, Владимир Иванович, являлся коренным москвичом. Поженились супруги в 1931 году. Спустя четыре года родился Леня, а в 1937 году — его сестра Валерия.
Проживала семья в небольшой комнатке. Часто приходилось ночевать на полу, поскольку места для кроватей не хватало. С началом войны отца призывают на фронт, мать с двумя детьми живет впроголодь. Владимир возвращается с войны живым, устраивается на работу, жизнь начинает налаживаться. Однако в связи с болезнью, вызванной пристрастием к спиртному, в 1951 году отец умирает в возрасте сорока трех лет.
Как возглавил разведку?
Шебаршин родился в семье сапожника, потом торгового работника, члена партии с 1931 г., прошедшего войну от звонка до звонка и закончившего её в звании старшины. Семья жила бедно, детство и юность его прошли в московской Марьиной Роще, известной своей преступностью. В 1952 г. способный парень без труда поступил в Институт востоковедения, вскоре влившийся в МГИМО. Специализировался по Индии, с языком урду. По окончании института направлен в наше посольство в Пакистане по линии МИДа, в 1962 г. был призван во внешнюю разведку КГБ. В 1971 г. выехал в Индию в качестве заместителя резидента, а потом и резидента. Резидентура КГБ в Индии всегда считалась успешной боевой точкой, там мы имели хорошие вербовки американцев. По возвращении из Индии через 2 года отправился главой резидентуры в Иране, пережил там бурную исламскую революцию, когда наше посольство находилось в осаде. Там в резидентуре случилась беда: один сотрудник оказался предателем, связавшись с английской разведкой.
Вернувшись на родину в 1983 г., Шебаршин был назначен замначальника информационно-аналитической службы разведки, а в 1987 г. стал заместителем начальника разведки. Постоянно вылетал в Афганистан, встречался с афганскими лидерами. Через 2 года заменил Крючкова на посту начальника разведки. Шебаршин никогда не считался фаворитом Крючкова, но, видно, понравился ему своим незаурядным и нестандартным мышлением, порядочностью, неприятием интриг и наговоров. Да и внешность впечатляющая: высокий обаятельный брюнет, умные, чуть насмешливые глаза.
Охотница за скальпами. История шпионки, добывшей секрет атомной бомбы
Подробнее
Смерть
С возрастом у Леонида Владимировича обострились проблемы со здоровьем, он полностью потерял зрение. Последняя запись в его личном дневнике 29 марта 2012 г.: «17.15 — отказал левый глаз. 19.00 полностью ослеп». По мнению его знакомого по службе Юрия Кобаладзе, а также друзей и коллег разведчика, только тяжёлая болезнь могла стать причиной трагической развязки. 30 марта 2012 года, по основной версии следствия, в своей квартире на 2-й Тверской-Ямской улице Леонид Шебаршин покончил жизнь самоубийством, застрелившись из наградного пистолета.
5 апреля 2012 состоялась гражданская панихида, в которой приняли участие сослуживцы и коллеги Шебаршина, среди них руководители Службы внешней разведки разных лет Евгений Примаков и Вячеслав Трубников, ветеран разведывательной службы Николай Леонов.
Похоронен Леонид Шебаршин на Троекуровском кладбище.
Уход из жизни
Бывшего офицера комитета государственной безопасности обнаружили без признаков жизни тридцатого марта 2012 года на квартире по адресу: ул. 2-я Тверская-Ямская в Москве. Генерал и бывший руководитель застрелился из наградного оружия. На тот момент ему исполнилось семьдесят семь лет. Рядом с телом была найдена предсмертная записка с телефоном дежурного по службе внешней разведки.
Некоторые соседи и товарищи предполагают, что такой поступок Леонида Шебаршина связан с ухудшением его здоровья. Дело в том, что генерал не видел на один глаз, а в тот роковой вечер ослеп полностью. Кроме того, его супруга длительное время находилась парализованной, ушла из жизни за семь лет до гибели мужа. Видимо, он не хотел повторить такую участь и, как военный человек, решил покончить с собой.
Кому она помешала?
Как ни парадоксально, со своим однокурсником (правда, с другого, Восточного, факультета) по Институту международных отношений Леонидом Владимировичем Шебаршиным я познакомился лишь в августе 1991 г., уже будучи в отставке. Прогремел путч, и вскоре на меня насел мой «взглядовский» сын Александр с просьбой помочь ему посетить здание нашей разведки и сделать о ней программу. Я связался с одним из друзей и буквально через день получил приглашение прибыть на встречу с шефом разведки Шебаршиным.
Я начинаю с этого эпизода неслучайно. Впоследствии, когда мы уже ближе общались с Шебаршиным, он неоднократно отмечал, что после путча жизнь внешней разведки висела на волоске и важна была любая её популяризация в СМИ. Меня это тогда поразило: кому может прийти в голову уничтожение глаз и ушей правительства? Однажды он пояснил, что некоторые «уральские шалуны» из окружения Ельцина, ослеплённые свалившейся словно с неба властью, готовы были на любые меры ради горячей дружбы с Западом и получения желанных займов. Тогда внутри нового руководства шла борьба между прозападной линией Козырева и национальной линией Примакова.
Статья по теме
Наш человек из МИ-6. История одного шпионского скандала из 70-х
Вскоре Шебаршин подал в отставку – поступок уникальный для нашей политической истории. Он был человеком чести – почти забытого свойства русского офицерства. Чётко выполнял указания Михаила Горбачёва, с которыми далеко не всегда был согласен. Картинное замирение Бориса Ельцина с США на трибуне американского Конгресса казалось ему чудовищным унижением и политической ошибкой.
Семья
- Родители — Владимир Иванович (1908—1951) и Прасковья Михайловна (1909—1989).
- Сестра — Валерия Владимировна (1937 г.рожд.).
- Супруга — Нина Васильевна (1934—2005).
- Сын — Алексей (1959), дипломат, индолог по образованию, окончил МГИМО, работал послом в Шри-Ланке.
- Дочь — Татьяна (1964—1984), вскоре после рождения ребёнка безвременно скончалась от тяжелейшего приступа астмы.
- Внуки и внучки:
- Ирина (1979 г.рожд.),
- Сергей (1983 г.рожд.),
- Леонид (1986 г.рожд.),
- Сергей (1990 г.рожд.),
- Татьяна (1990 г.рожд.).
Дед по отцу, Иван Кузьмич, — коренной москвич, служил приказчиком в обувном отделе магазина «Мюр и Мерилиз» (впоследствии — ЦУМ). Бабушка Елена Ивановна (урожд. Шулюкина) происходила из семьи талдомского купца.
Дед и бабушка по матери, Михаил Андреевич и Евдокия Петровна Лаврентьевы, — переселились в Москву из подмосковного Дмитровского уезда в начале века, осели в Марьиной Роще, где открыли своё сапожное дело.
Отец — Владимир Иванович Шебаршин начинал свою трудовую деятельность на обувной фабрике «Парижская коммуна», в 1931 году вступил в ВКП(б), был направлен на работу в советскую рыбную торговлю. В 1941 году был призван в действующую армию, служил в артиллерии, демобилизован в 1945 году в звании старшины.
О чём он писал?
Шебаршин с самого начала поддержал перестройку, однако скептически относился к «общечеловеческим ценностям» и всему демагогическому соусу, который сопровождал реформы. Воцарение Ельцина и команды категорически не принял. Будучи государственником и офицером по духу, в оппозиционеры себя не записал, создал частную фирму по вопросам безопасности и занялся литературой.
Он обожал книги, часть своей обширной библиотеки выставил у своей входной двери на лестнице, дабы все жаждущие знаний могли ею пользоваться. Очень любил «Белую гвардию» Булгакова и «Лето Господне» Шмелёва, особо почитал забытого ныне мемуариста и философа Андрея Болотова.
Статья по теме
Служили два полковника. Добытые разведчиками секреты — до сих пор гостайна
Писал он и сам. Его «Афоризмы» или «Хроника безвременья» уникальны. Вот лишь несколько цитат: «В демократическом обществе правда и ложь имеют одинаковые права. Сиамские близнецы – организованная преступность и дезорганизованная власть. Те политики, которые не меняют своих взглядов, выбрасываются на свалку вместе со взглядами. Революции совершаются громогласно, а продаются потихоньку. Через телевидение духовную пищу народу дают не только пережёванной, но и переваренной. Исторические оптимисты довели страну до такого состояния, которое пессимистам не снилось в кошмарных снах. У народа отнимают прошлое, чтобы лишить его будущего. Демократия – способ защиты сытого человека, но не насыщения голодного. Авторитет власти измеряется масштабом вреда, который она может причинить обществу. Поиски смысла жизни неизменно приводят к бессмыслице. Если факт не сдаётся, его уничтожают. Только в политике трагедия может разыгрываться шутами. Человеку нужно очень немногое для счастья и ещё меньше – для несчастья. Телевидение – средство общения мошенников с простаками. Жить ещё можно, но уже противно. Идиот так же неисчерпаем, как и гений. Деньги не пахнут – воняют их обладатели. Власть укоряет журналистов не за то, что они врут, а за то, что пишут не ту правду. Самое острое орудие лжи – правда». Ну какой ещё начальник разведки в мире мог написать такое?!
Шпион из МИДа. Настоящая история агента «Трианон»
Подробнее
Почему не щадил себя?
От многих ускользнула исповедь генерала, воплощённая в небольшой книге «И жизни мелочные сны…». Дачный домик, лужа у крыльца… Генерал, или Старик, топит печку, размышляет о жизни и славе, пьёт крепкий чай. Власть упорхнула из рук, исчезло много друзей, остались старость и одиночество. Но Старик-Генерал не был бы начальником разведки, если бы в свою грустную исповедь не вплёл бы разноцветным пунктиром воспоминания прежних дней. Порой в этих пассажах звучит ирония: «Бумаги писались лаконично. Получи Служба Генерала достоверные данные о приближающемся конце света, она и их изложила бы не более чем на трёх листах. Это правило – не более трёх страниц – ввел ещё Андропов, хорошо знавший умственные способности высших сфер». Шебаршин не скрывает, что он сам «морочил головы десяткам своих сослуживцев и единомышленников» по проблемам прибалтийских республик, говоря, что «новые законы сделают пребывание республик в составе Советского Союза неотразимо для них привлекательным». Рассказывает о своём бедном детстве в Марьиной Роще и становлении как коммуниста и советского человека. По его словам, «простые люди» в Марьиной Роще относились к Сталину безразлично. О многом рассказано с беспощадностью к себе и к своему народу.
Статья по теме
Столетняя история тайных дел. Главные успехи и провалы советской разведки
Книга Шебаршина написана плотно, в прерывистой, напряжённой тональности, и, главное, она по-человечески искренна и беспощадна к самому автору. Оказывается, что шефы разведки тоже люди, обладают острым умом и ранимой совестью, пишут на превосходном русском языке.