Красная чайка: лариса рейснер возлюбленная николая гумилева и льва троцкого

Лариса рейснер

Личная жизнь

«Валькирия революции» была удивительно красивой женщиной. При виде ее мужчины столбенели. Не мудрено, что личная жизнь роковой красавицы богата романами, героями которых оказались видные мужчины.

В 1916-1917 годах революционерка и поэтесса влюбилась в Николая Гумилева, в ту пору женатого на Анне Ахматовой. Ветреный поэт, приметивший Ларису в богемном петербургском кафе «Привал комедиантов», ответил Ларисе взаимностью.

Но их бурные встречи в доме свиданий на Гороховой улице окончились печально. Рейснер узнала о «параллельном» романе Гумилева с Анной Энгельгардт. Последовало болезненное для женского самолюбия расставание. Жгучая обида усилилась, когда Николай Гумилев женился на сопернице.

Позже Лариса Рейснер заглянула в гости к Ахматовой, принеся голодающей поэтессе продукты. Она призналась, что любовь к Николаю Гумилеву была так сильна, что за ним Лариса готова была пойти на край света. Уязвленное самолюбие (Гумилев единственный, кто предпочел красавице Рейснер соперницу) вылилось в женскую месть: когда Лариса оказалась на пике большевистской власти, она позаботилась, чтобы у поэта отобрали продовольственный паек.

Затем у Ларисы вспыхнул мимолетный роман с прозаиком-маринистом и любителем джаза Сергеем Колбасьевым. Но замуж Рейснер вышла за мичмана Федора Раскольникова, с которым поселилась в Москве, в роскошном дворянском доме с прислугой.

В начале 1920-х супруги поехали в Афганистан – Федора Федоровича отправили в страну руководить дипломатической миссией

Но теплый климат, пальмы, внимание дипломатов надоели ветреной красавице

Причиной расставания Лариса Рейснер представила трагично прерванную беременность, обвинив в этом мужа. Поговаривают, настоящим поводом была непогасшая любовь к Николаю Гумилеву: дипломат не смог заменить поэта. Но вернуть Гумилева Рейснер уже не могла: литератора расстреляли. Раскольников не дал развод супруге, но это не стало преградой для последовавших любовных авантюр свободолюбивой «валькирии».

По возвращении в Москву у Ларисы Рейснер вспыхнул короткий роман с публицистом Карлом Радеком, но после совместной поездки в Германию женщина ушла и от него. На Донбассе у красавицы была связь с партийным чиновником Андреем Брадуловым.

Яркую, неукротимую «валькирию» не обошли вниманием Всеволод Вишневский и Борис Пастернак. Для первого Рейснер стала прообразом женщины-комиссара в пьесе «Оптимистическая трагедия», второй назвал ее именем главную героиню романа «Доктор Живаго»

Образ Ларисы Рейснер использовали в романах Андрей Валентинов и Борис Акунин. Легендарной женщине нашлось место в сериале «Троцкий».

Валькирия

В немецко-скандинавских сагах валькириями назывались девы-воительницы, которые реют над полем битвы. И данный эпитет очень подходит к Ларисе Рейснер. В бою она проявляла необычайную храбрость, неоднократно ходила в разведку и вдохновляла своим примером простых солдат и матросов.

Лев Троцкий, жесткий и не склонный к сентиментальности революционер и активный участник Гражданской войны, писал о Рейснер с необычайным уважением и даже восхищением. В книге «Моя жизнь» он описывает эпизод, когда Лариса в качестве разведчицы отправилась в захваченную белыми силами Казань

Ее необычайная внешность привлекла внимание и поэтому ее схватили враги. Лариса не только не потеряла самообладания, но сумела сбежать из плена во время перерыва между допросами

Со своим мужем Федором Раскольниковым, назначенным командующим Волжско-Каспийской военной флотилией, она объехала всё Поволжье. Неоднократно принимала участие в боевых действиях. О ее бесстрашии ходили легенды.

Лариса Рейснер (в белом) с французским послом и его супругой на афганском Празднике независимости, 1922 год

Как всё начиналось

Лариса Михайловна Рейснер родилась в мае 1895 года в интеллигентной профессорской семье. С детства ее окружали любовь и забота. Мать души в ней не чаяла и потакала любым ее капризам. Отец был не просто любящим родителем, но и другом-единомышленником. Именно с ним юная Лариса обсуждала социал-демократические идеи, а позже стала выпускать революционный журнал «Рудин».

Михаил Андреевич Рейснер с женой Екатериной Александровной и дочерью Ларисой В семье Рейснеров было двое детей. Лариса была старшей. Ее брат Игорь родился в 1898 году. Он также увлекся в юности революционными идеями, но такого активного участия в Гражданской войне, как сестра, не принимал. Как и отца, его увлекла научная карьера. Позже он станет одним из первых авторитетных советских ученых-востоковедов.

Лариса впервые громко заявит о себе в 1915 году. В это время она вошла в литературные круги Петрограда, познакомилась с самыми модными и талантливыми поэтами и писателями того времени. Только начинавший свой литературный путь Есенин, еще ходивший в розовой косоворотке, был настолько ошеломлен красотой Рейснер, что чуть ли ни с первой встречи сделал ей предложение. Как вы думаете, что же ответила ему строптивая Лариса? Она едко процитировала цитату, что нельзя впрячь в одну телегу «коня и трепетную лань».

Лариса с братом Игорем и отцом

История жизни Ларисы Михайловны Рейснер

Рейснер была достойной подругой революционера и «умела превратить в подвиг любую безнравственность», как весьма точно выразилась о ней Л. Васильева.

«Поэт Осип Мандельштам рассказывал своей жене, как Лариса устроила у себя вечеринку исключительно дабы облегчить чекистам арест тех, кого она пригласила в гости».

Вот как описывала Лариса Михайловна свое посещение Зимнего дворца в первые часы после Октябрьского переворота:

«Там, где жили цари последние пятьдесят лет, очень тяжело и неприятно оставаться. Какие-то безвкусные акварели, Бог знает кем и как написанные, мебель модного стиля «модерн»… Какие буфеты, письменные столы, гардеробы! Боже мой! Вкус биржевого маклера «из пяти приличных комнат» с мягкой мебелью и альбомом родительских карточек.

Очень хочется собрать весь этот пошлый человеческий хлам, засунуть его в царственный камин и пожечь все вместе во славу красоты и искусства добрым старым флорентийским канделябром».

Сама она жила вполне «по-царски» в то время, когда люди голодали, и при этом откровенно говорила:

«Мы строим новое государство. Мы нужны людям. Наша деятельность созидательная, а потому было бы лицемерием отказывать себе в том, что всегда достается людям, стоящим у власти».

Поэт В. Рождественский рассказывал, как посетил «прекрасную комиссаршу» вместе с друзьями Михаилом Кузминым и Осипом Мандельштамом:

«Лариса жила тогда в Адмиралтействе. Дежурный моряк повел по темным, гулким и строгим коридорам. Перед дверью в личные апартаменты Ларисы робость и неловкость овладели нами, до того церемониально было доложено о нашем прибытии. Лариса ожидала нас в небольшой комнатке, сверху донизу затянутой экзотическими тканями… На широкой и низкой тахте в изобилии валялись английские книги, соседствуя с толстенным древнегреческим словарем. На низком восточном столике сверкали и искрились хрустальные грани бесчисленных флакончиков с духами и какие-то медные, натертые до блеска, сосуды и ящички… Лариса одета была в подобие халата, прошитого тяжелыми нитями…»

В 1923-м она внезапно рассталась с Федором Раскольниковым. Он переживал, писал ей письма, умоляя вернуться.

«…Кто был бы тебе так безгранично предан, кто так бешено любил бы тебя на седьмом году брака, кто был бы тебе идеальным мужем?»

Но все напрасно: Лариса Михайловна была уже связана с другим. Ее выбор вызвал всеобщий шок: низкорослый лысый очкарик Карл Радек со своей явно неромантической внешностью выглядел особенно карикатурно рядом со стройной красавицей…

Какими-то нитями была связана Лариса Рейснер и с Блоком – нежно обожала его. И даже, надеясь на свои женские чары, пыталась обратить его в революционную веру.

«Из Москвы приехала Лариса Рейснер, жена известного Раскольникова, – вспоминала тетушка поэта, М. А. Бекетова. – Она явилась со специальной целью завербовать Ал. Ал. в члены партии коммунистов и, что называется, его охаживала. Устраивались прогулки верхом, катанье на автомобиле, интересные вечера с угощеньем коньяком и т. д. Ал. Ал. охотно ездил верхом и вообще не без удовольствия проводил время с Ларисой Рейснер, так как она молодая, красивая и интересная женщина, но в партию завербовать ей его все-таки не удалось, и он остался тем, чем был до знакомства с ней…»

«Поклоняясь его поэзии, Лариса в душе надеялась на некое чудо превращения в великую поэтессу, – считает Л. Васильева. – Это была ее тайная и давняя мечта. Мешала Ахматова – она царила безраздельно. Быть в тени Лариса не умела. Любя поэтический мир, не став в нем первой, она медленно отходила от поэзии к прозе, от прозы – к очерку».

Заразившись брюшным тифом после беспечного глотка сырого молока, она ушла из жизни тридцатилетней, не дожив до решающего для многих 1937-го.

«Зачем было умирать Ларисе, великолепному, редкому, отборному человеческому экземпляру?» – удивлялся журналист Михаил Кольцов.

Как сложилась бы ее жизнь, доживи она до 1937 года?

Неудавшаяся поэтесса

Лариса Рейснер мечтала о литературном признании. Ее оригинальные стихи не лишены дарования. Если у вас будет время – почитайте их на досуге. Она использует в своей поэзии интересные эпитеты и образы. Ее слог чеканен и ясен, метафоричен и изысканно прост одновременно. Возможно, Рейснер не воспринимали всерьез на фоне того блистательного окружения в котором она вращалась? Невыносимо сложно было соперничать с Ахматовой и Блоком, Мандельштамом и Есениным.

Гораздо более известна Рейснер стала благодаря своим очеркам, публицистическим статьям и путевым заметкам. Ее книги «Афганистан» и «В стране Гинденбурга» и сейчас читаются с большим интересом.

Лариса Рейснер в Афганистане, 1922–1923 годы

Литература

Дебют Ларисы Рейснер в литературе состоялся в 1913 году. В альманахе «Шиповник» опубликовали романтическую пьесу 18-летней девушки, названную «Атлантида». В 1915-ом в творческой биографии Рейснер появилась новая страничка: Лариса с отцом издавала журнал «Рудин», в котором «бичом сатиры, карикатуры и памфлета» клеймилось «безобразие русской жизни».

В 8-ми номерах «Рудина», увидевших свет, молодая поэтесса поместила свои стихи и фельетоны, в которых критиковала российскую интеллигенцию. Редактировавшая журнал Лариса Рейснер помимо идейно-политических статей и памфлетов отдавала страницы издания начинающим литераторам, открывая дорогу талантливым юношам и девушкам.

Сотрудничали с «Рудиным» участники поэтического кружка и Всеволод Рождественский. Журнал закрылся весной 1916-го из-за отсутствия средств. Лариса Рейснер не оставила литературный труд. Она сотрудничала с журналом «Летопись» и газетой «Новая жизнь», которую редактировал .

Но мир литературы оказался слишком мал для самовыражения Рейснер, поэтому она бросилась в пучину революции, став ее преданной поклонницей. Это была стихия, в которой женщина чувствовала себя как рыба в воде.

Лариса стала комиссаром Балтфлота. В элегантной черной шинели, смелая и красивая, она с упоением командовала матросами, рисковала жизнью. При этом выросшая в буржуазной роскоши женщина не отказалась от привычного комфорта.

Всеволод Рождественский, побывав в квартире Ларисы Рейснер на Адмиралтейской (ранее – жилище морского министра Григоровича), был сражен обилием роскоши. «Революционная валькирия» встретила его в халате, расшитом золотыми нитями.

В 1917 году Рейснер – секретарь наркома Анатолия Луначарского. Она вошла в комиссию при исполкоме Совета депутатов, отвечающей за сохранность музейных экспонатов и памятников искусства в послереволюционном Петербурге. В следующем году, став членом ВКП(б), Ларису Рейснер назначили комиссаром Генштаба Военно-Морского флота. Вместе с армейским отрядом участвовала в боях, летом 1918 года отправилась в тыл занятой белочехами Казани.

Гордая красавица

Как это часто бывает, фотографии не способны передать магического обаяния изображенного на них человека. О необычайной красоте Рейснер писали все – даже те, кто, в общем-то, ее недолюбливали.

Чаще всего Ларису сравнивали с древнегреческой богиней или валькирией из германо-скандинавской мифологии. В ней удивительным образом сочетались южные и немецкие черты. Поэт Осип Мандельштам сравнивал Рейснер с «ионическим завитком», художник Василий Шухаев изобразил ее в образе Джоконды, писатель Юрий Либединский говорил, что она одновременно похожа и на античную статую, и на героиню древненемецких саг.

Василий Шухаев «Портрет Ларисы Рейснер — красная роза революции» (фрагмент) / Музей Серебряного века в Доме В.Я.Брюсова, Москва

Вадим Андреев вспоминал, что с Ларисой сложно было просто прогуливаться по городу. По его подсчетам, каждый третий мужчина останавливался как вкопанный и с восхищением смотрел ей вслед, и не было ни одного, кто не замечал бы ее красоты.

Литература

Дебют Ларисы Рейснер в литературе состоялся в 1913 году. В альманахе «Шиповник» опубликовали романтическую пьесу 18-летней девушки, названную «Атлантида». В 1915-ом в творческой биографии Рейснер появилась новая страничка: Лариса с отцом издавала журнал «Рудин», в котором «бичом сатиры, карикатуры и памфлета» клеймилось «безобразие русской жизни».

В 8-ми номерах «Рудина», увидевших свет, молодая поэтесса поместила свои стихи и фельетоны, в которых критиковала российскую интеллигенцию. Редактировавшая журнал Лариса Рейснер помимо идейно-политических статей и памфлетов отдавала страницы издания начинающим литераторам, открывая дорогу талантливым юношам и девушкам.

Сотрудничали с «Рудиным» участники поэтического кружка Осип Мандельштам и Всеволод Рождественский. Журнал закрылся весной 1916-го из-за отсутствия средств. Лариса Рейснер не оставила литературный труд. Она сотрудничала с журналом «Летопись» и газетой «Новая жизнь», которую редактировал Максим Горький.

Но мир литературы оказался слишком мал для самовыражения Рейснер, поэтому она бросилась в пучину революции, став ее преданной поклонницей. Это была стихия, в которой женщина чувствовала себя как рыба в воде.

Лариса стала комиссаром Балтфлота. В элегантной черной шинели, смелая и красивая, она с упоением командовала матросами, рисковала жизнью. При этом выросшая в буржуазной роскоши женщина не отказалась от привычного комфорта.

Всеволод Рождественский, побывав в квартире Ларисы Рейснер на Адмиралтейской (ранее – жилище морского министра Григоровича), был сражен обилием роскоши. «Революционная валькирия» встретила его в халате, расшитом золотыми нитями.

В 1917 году Рейснер – секретарь наркома Анатолия Луначарского. Она вошла в комиссию при исполкоме Совета депутатов, отвечающей за сохранность музейных экспонатов и памятников искусства в послереволюционном Петербурге. В следующем году, став членом ВКП(б), Ларису Рейснер назначили комиссаром Генштаба Военно-Морского флота. Вместе с армейским отрядом участвовала в боях, летом 1918 года отправилась в тыл занятой белочехами Казани.

Летом 1920 года нарком Лев Троцкий доверил соратнице пост в Политуправлении Балтийского флота. Но и от литературы Рейснер не отказалась. В начале 1920-х поэтесса сотрудничала с Союзом поэтов, где познакомилась с Александром Блоком. В 1921 году женщина вместе с мужем Федором Раскольниковым отбыла в Афганистан: супруг возглавил дипмиссию.

После расставания с Раскольниковым Лариса Рейснер приехала в Москву, где сошлась с корреспондентом «Известий» Карлом Радеком и отправилась с ним в Германию. Став свидетельницей Гамбургского восстания, написала книгу и два цикла очерков.

После Германии Рейснер как журналист отправилась на Донбасс. Вскоре, впечатленная увиденным, написала 10 очерков, которые объединила в сборник «Уголь, железо и живые люди». В том же 1925 году Лариса Рейснер подвела черту под литературной работой, издав очерки «Портреты декабристов».

Смерть

В нелепую кончину цветущей 30-летней красавицы не мог поверить никто. Лариса Рейснер умерла в феврале 1926 года в столице. Выпив сырого молока, она, брат и мать заболели брюшным тифом.

Сказалось подорванное работой и личными неурядицами здоровье. Брат и мать Рейснер выжили, но после смерти Ларисы мама, дежурившая у ее постели в Кремлевской больнице, покончила жизнь самоубийством. Могила «валькирии революции» находится на 20-м участке Ваганьковского кладбища.

Позже поклонники и друзья Ларисы Рейснер предположили, что ранняя смерть избавила женщину от кровавых жерновов репрессии. Ей припомнили бы роман с расстрелянным Николаем Гумилевым, дружбу со Львом Троцким, замужество с невозвращенцем Раскольниковым, любовную связь с «врагом народа» Радеком.

Детство и юность

Родилась Лариса в ночь с 1 на 2 мая 1895 года, но официальной датой рождения Рейснер назвала 1 мая. То ли дань остзейским корням и Вальпургиевой ночи, то ли желание приобщиться к международному дню солидарности трудящихся.

Раннее детство Ларисы Рейснер прошло в польском Люблине, где трудился профессором права отец. Спустя 3 года в семье родился сын Игорь, в будущем востоковед, знаток Индии и Афганистана. Брат Ларисы появился в Томске, куда семья перебралась из-за работы отца: Михаил Андреевич работал в местном университете.

С 1903 по 1907 годы Михаил Рейснер преподавал в университете в Германии, перед этим (в 1905-м) перевезя семью в Петербург. Лариса с мамой и братом неоднократно навещала отца. Выросла Лариса Рейснер в достатке и роскоши, при этом идеи социал-демократии, всеобщего равенства и братства оказались близки семье: ими увлекались Михаил и Игорь Рейснеры.

В петербургскую квартиру (Рейснеры с 1907 по 1918 годы обитали в доме герцога H. Лейхтенбергского) приходили в гости именитые революционеры и властители умов. Профессор права был знаком с Августом Бебелем и Карлом Либкнехтом. В доме на Зелениной улице бывал и Владимир Ленин.

В дальнейшем юношеское увлечение коммунистическими идеями определило деятельность Ларисы. В 1912 году из дверей гимназии девушка вышла с золотой медалью и отправилась в институт психоневрологии: в вузе преподавал папа

Но обойти вниманием лекции по истории политических течений Лариса Рейснер не могла: вольнослушательницей она прошла весь лекционный цикл. Одновременно Рейснер интересовалась литературой

Политика и поэзия сплелись в ее жизни воедино навсегда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ярмарочная газета
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: