Indomitable Catherine
Perhaps that’s when the nickname appeared»Indomitable Catherine,» which Lyubimov gave his wife. She herself says she agrees with this nickname, because she really has an incredibly strong character, thanks to which she could survive the years of wandering around the world, and difficult times in our country. But she dignified through all the trials, helping her husband in the implementation of his creative plans, and his son Peter, caring that he received a decent education. Moving from city to city and from country to country, Katalin Lyubimova tried to create at least visible stability for her family. She always carried with her to a new place of residence some pieces of furniture and household items. And if this did not work, then she ran around the shops for similar things. This helped create the feeling that there was no moving.
Lyubimov and time
Since August 2017 in Moscow there is an expositionunder the name «Lyubimov and time.» Katalin Lyubimova was directly involved in organizing the exhibition. She explains the name of the exhibition: the work of Yuri Petrovich Lyubimov can only be viewed in the context of the time in which he happened to live. He was a witness or direct participant of almost all significant events from the history of twentieth-century Russia: he was the same age as the October Revolution, participated in the Great Patriotic War, was deported from the country, during Perestroika his citizenship was restored and so on, and so on. The exhibition is also based on drawing parallels between historical events and facts from the biography of Lyubimov. A biography Katalin Lyubimova is forever linked to the biography of her husband. She still proves her love for him today, taking part in the events held in his memory. She still serves the cause of her life — to contribute to the creativity of Yuri Lyubimov. And this adds to her vivacity and vitality, despite the considerable age (Katalin Lyubimova does not hide it, last year she celebrated her seventieth birthday).
«Пусть он — гений, но это не дает ему право так поступать с нами!»
— Любимов сейчас довольно воинственно настроен по отношению к актерам, своим постановкам.
— Ужасно… Как он нас теперь «размазывает»! Говорит, что заставит освободить помещение театра и наберет новую труппу! «Я выкину вас всех!» — кричал он нам. Накануне его почти 100-летия это звучит более чем странно. Любимов собирается выкинуть тех актеров, которые помогали ему всю жизнь. И я одна из них!
— Вы ведь пришли в театр на втором году его существования…
— Да, в 1965-м. Любимов только набирал труппу, и я единственная, кто остался в театре из того, первого, набора. Мы все были отчаянно влюблены в Юрия Петровича! А он теперь говорит, что подобную ситуацию с актерами проходил дважды. Вранье! Никто из нас возражать такому мэтру, как он, и не думал! Когда Любимов был вынужден уехать из Советского Союза и восемь лет не мог вернуться, мы постоянно ходатайствовали за него перед властями. Даже Михаилу Горбачеву писали. Записки через иностранцев передавали на Запад… Но больше всего меня возмутило, что в одном из интервью Юрий Петрович обвинил во всем меня! Мол, я — заводила, именно я затеяла этот конфликт. И это после того, как я всегда его защищала и была ему верной…
*Жена Юрия Любимова Каталин Кунц благодаря поддержке мужа сделала в театре головокружительную карьеру — от уборщицы до директора
— Неужели жена имеет на Любимова такое влияние?
— Еще какое! Знаете, когда мужчине уже 94 года, он, конечно, зависим. Особенно от женщины, которая за ним ухаживает. Но это не дает ему право так поступать с нами! Да, пусть он — гений, но убивать детей своих же не позволительно!
— Супруга Любимова занимала в театре довольно влиятельную должность.
— Юрий Петрович сам ее на нее и назначил. Но происходило ее восхождение постепенно. Сначала Каталин просто убирала туалеты. Потом стала его помощницей и наконец директором. В последнее время она открыто говорила, что Любимов — ноль, здесь все, мол, решаю я! Она увольняла актеров, творила произвол. Ой, все это так неправильно…
— Помните ваш последний разговор с Юрием Петровичем?
— Это было на собрании всего коллектива. Очень тяжелый получился разговор. Любимов нас всех обвинял в непокорстве, ему вторила супруга. Тогда мы и решили, что на смену ему должен прийти человек из нашего же коллектива. Все поддержали кандидатуру Валерия Золотухина. Потом выбрали худсовет, людей, которые будут следить за театром во время нашего отпуска. Ведь с понедельника мы отдыхаем. Дай Бог, чтобы не вернулись к закрытым дверям театра. От Любимова теперь можно всего ожидать. Вот такая ситуация, дорогая моя Украина…
ИЗ ДОСЬЕ «ФАКТОВ»
1964 год
. В Московский театр драмы и комедии пришел молодой главный режиссер — артист Театра имени Вахтангова Юрий Любимов. С тех пор театр стал носить имя улицы, на которой и расположен, — Таганка.
Среди ведущих актеров театра были Владимир Высоцкий, Алла Демидова, Вениамин Смехов, Леонид Филатов, Борис Хмельницкий, Семен Фарада. Самые знаменитые спектакли в постановке Любимова — «Добрый человек из Сезуана», «Десять дней, которые потрясли мир», «Гамлет», «Живой», «Владимир Высоцкий».
1984 год.
Из-за конфликта с властями Юрий Любимов покидает Советский Союз, его лишают гражданства. Театром руководит его ученик Николай Губенко.
1989 год.
С началом перестройки Юрий Любимов вновь возглавляет Театр на Таганке.
30 июня 2011 года.
На спектакле «Маска и душа» Юрий Любимов, выйдя к зрителям, объявил, что прекращает работу с труппой театра.
Из официального заявления Юрия Любимова:
«Труппа Театра на Таганке, созданного мною, в последнее время утратила интерес к игре на сцене. А когда этот интерес утрачивается, все начинает распадаться. Этот распад проявляется в небрежной сценической работе, опозданиях на репетиции и на спектакли, вплоть до неявок, бесконечных отказах от ролей, незнании текста, нежелании являться на тренинги по движению, хоровые занятия. Зато актеры очень дружно приходят на профсоюзные собрания, охотно ведут бесконечные препирательства с дирекцией. Они забывают о том, что их главное предназначение — хорошо играть на сцене. На гастролях в Чехии актеры Таганки в ультимативной форме потребовали выплаты еще не отыгранных ими денег, при том, что им были выплачены и суточные в Москве, и дополнительные 600 крон по приезде. Им надо было срочно «отовариться» (так говорили в СССР), или же сделать «шопинг», как говорят сейчас, — потому что, как сказали они, в Чехии все дешевле… Актеры Таганки, к сожалению, выступили в эстетике бесконечных криминальных сериалов, их вымогательство переводилось просто: «гони бабки».
У меня нет опасений относительно собственного будущего. Я могу работать в любом полушарии. Предложений ставить спектакли у меня достаточно. Захочу — наберу антрепризную труппу…
Когда-то меня выгнало государство, а теперь довели артисты… Зачем мне работать с такой труппой? В конце концов, чего на свете не бывает, — и мужья с женами разводятся. Я свободный человек. А Таганка кончена…»
Первый брак с Ольгой Ковалевой
После начала войны, Любимов был призван в армию, но в часть не попал. При НКВД был сформирован ансамбль, артистом которого и стал Юрий Петрович. Здесь молодой человек и познакомился с первой женой – очаровательной балериной Ольгой Ковалевой, которой в то время приписывали роман с самим Лаврентием Берией.
Дух соперничества только усилил интерес молодого исполнителя к своей избраннице. Вместе они прошли все тяготы фронтовой концертной жизни, что не повлияло на их личное решение. Свадьбу сыграли после Дня Победы. Квартиру пара получила в доме на Котельнической набережной. Ордер на нее подписал сам Берия.
Актер Юрий Любимов. Фото: Театр на Таганке
Взлет по карьерной лестнице и востребованность в Театре имени Евгения Вахтангова сделали Любимова заметной фигурой в театральной жизни Москвы. И как следствие, толпы поклонниц, самым именитым из которых Юрий Петрович не мог отказать во внимании. Не спасло отношения пары и появление первенца Никиты.
Что творилось на сердце у Ольги Ковалевой, она скрыла от всех. Только однажды собрала чемодан и, прихватив сына с собой, уехала в Абхазию. К мужу она больше не вернулась, а после развода вышла замуж за дирижера Юрия Силантьева, который, впрочем, отца мальчику не заменил. Любимов редко, но продолжал участвовать в воспитании Никиты.
Наследник режиссера вырос верующим человеком и даже окончил духовную семинарию, но хлебу священника предпочел драматургию. Одна из его пьес была поставлена в «Таганке». Никита подарил отцу трех внуков, правда, они редко виделись с Юрием Петровичем. Каждое лето Никита отправлялся в деревню под Великими Луками, где приобрел дом. Жизнь он вел практически затворническую, но иногда давал интервью.
Love and freedom
Katalin Lyubimova never interfered with her husband in his creative work. She was always with him, wherever he had to work: he staged performances in theaters in the USA, England, Italy and many other countries. She admits that when Yuri Petrovich was asked to return to the Soviet Union, he asked her for advice on what to do. Since she understood how much the Taganka Theater meant to her husband, she said that he neededgo home. At the same time, Katalin never interfered in the creative affairs of the theater and in matters relating to its management. When, in the early 2010s, endless gossip and speeches against the director began in the theater, which led to his dismissal of her own free will, she said that she did not want to get involved in matters that did not concern her, leaving her husband to decide his own fate.
katalin lyubova nationality
She says that her duty was to take care of creating home comfort and taking care of the improvement of the theater premises. Often she had to go to bed only at three in the morning. To the question: “How did you withstand such a frantic pace of life?”, She simply answers: “I loved my husband. This is the whole secret.”
Где сейчас Каталин Любимова и чем она занимается?
В последние несколько месяцев она принимает активное участие в организации мероприятий, посвященных столетию со дня рождения Любимова.
Планируется провести целый ряд разнообразных мероприятий, которые будут интересны как профессионалам в области театрального искусства (среди них лекции о специфике режиссуры мастера), так и многочисленным поклонникам творчества выдающегося режиссера и актёра. Одним из главных событий юбилейной программы было очередное вручение премии Юрия Любимова. Эта премия учреждена еще при жизни артиста. Ей награждаются не только театральные режиссеры и актёры, и не только деятели искусства вообще, а люди, которые достигли высокого профессионализма в любой отрасли человеческой деятельности. Мысль о создании такого рода премии показалась знаменитому режиссеру интересной. Премия актуальна в настоящее время по той причине, что примеров подобных премий, которыми могут быть награждены люди, чья деятельность не связана с искусством, крайне мало по сравнению с огромным количеством театральных, музыкальных и кинематографических наград.
Secrets of Happiness
Even in the family there was a rule thatinstalled Katalin: when Lyubimov rested, it was forbidden to disturb him on any issues. She forbade her son to make noise and play games that could disturb his father’s peace.
Most of all, Yuri Lyubimov appreciated the peace and comfort in family life. He never answered journalists’ questions about his personal life, following the rule «my house is my fortress».
To questions about jealousy, Katalin responds thatwas always very jealous, but she tried not to give vent to her emotions, and she was never jealous of her husband without a reason. She admits that she has always made sure that other people do not violate the rights of her husband and his peace.
Сын Юрия и Каталин Любимовых. Биография Петра Юрьевича
Говоря о детях, Каталин Любимова признаётся, что по её мнению, самое главное для ребёнка – это тёплый, доброжелательный климат внутри семьи. При поддержке понимающих родителей, единственный сын супружеской четы не только успешно получил школьный аттестат, но и впоследствие не потерял интерес к образованию и окончил университет в Кембридже. А ведь школьные годы мальчика проходили не в самых лёгких условиях: за десять лет учёбы он сменил более двадцати пяти школ в Америке и в Европе.
Бывало, что за один учебный год ему приходилось учиться в пяти учебных заведениях. Нелёгкие условия только укрепили его любовь к родителям. И когда после окончания университета перед молодым специалистом открылись большие перспективы в строительном бизнесе на западе, он счёл нужным отложить на некоторое время собственную карьеру и переехать в Москву, чтобы помогать отцу и матери в работе в театре.
A meeting that changed all life
They met in the middle of the seventies. Then the Taganka Theater was on tour in Hungary. Even before the meeting, a young Hungarian employee of the Soviet-Hungarian relations department managed to see two performances from the theater’s repertoire. To her, as well as to many other Hungarian theater-goers, these performances made a huge impression. All performances were held at full notice. Sometimes it was just impossible to get a ticket. People were ready to resort to various tricks, even hanging on the chandeliers, to see the performance of the famous troupe. Katalin was terribly happy when she was sent to work as an interpreter of the director of this theater — Yuri Petrovich Lyubimov. The list of her duties included, among other things, the softening of Lyubimov’s utterances, politically incorrect, from the point of view of the Hungarian government. Katalin was married at that time. Her husband, a prominent scientist, lived for some time with Katalin in Moscow. During this visit to the Soviet Union, she also learned Russian. And her father instilled a love of Russian literature, which strongly encouraged her to read the Russian classics: Pushkin, Dostoevsky, Gogol and many others.
Yuri Petrovich also was married at the time of his acquaintance. His wife was the actress of theater and cinema Lyudmila Tselikovskaya.
When the Taganka Theater returned to Moscow from the Hungarian tour, Lyubimov staged the play «Master and Margarita», which was dedicated to Catalin.
Свадьба и рождение сына
Судьба распорядилась так, что через два года Юрий Петрович и Каталин поженились. Регистрировать брак пришлось в Венгрии, поскольку в Советском Союзе для этого было множество препятствий. По протекции высокопоставленных лиц Венгрии, которым очень нравилось творчество Любимова, его новая жена была направлена в Москву в качестве корреспондента журнала, посвящённого театру и кино. Венгерской журналистке и театральному режиссёру приходилось ютиться в маленькой однокомнатной квартире.
Через год у них родился сын, которого назвали Петром в честь отца Юрия Петровича. Рожать Каталин решила в Венгрии. Любимову с большим трудом удалось получить разрешения на выезд в Венгрию. Ему хотели отказать, объясняя отказ тем, что он недавно уже был в Венгрии на гастролях. Но благодаря помощи венгерского посла, Юрия Петровича всё-таки выпустили. Через некоторое время семья в составе теперь уже трёх человек вернулась в Москву.
Wedding and the birth of a son
Fate ordered that in two years YuriPetrovich and Katalin got married. The registration of the marriage took place in Hungary, because in the Soviet Union there were many obstacles for this. By the patronage of high-ranking Hungarians, who really liked Lyubimov’s work, his new wife was sent to Moscow as a correspondent for a magazine devoted to theater and cinema. The Hungarian journalist and theater director had to huddle in a small one-room apartment.
A year later they had a son, who was namedPeter in honor of his father Yuri Petrovich. To give birth to Katalin decided in Hungary. Lyubimov managed to get permission to go to Hungary with great difficulty. He wanted to refuse, explaining the refusal by the fact that he had recently been on tour in Hungary. But thanks to the help of the Hungarian ambassador, Yuri Petrovich still released. After a while, the family of three people now returned to Moscow.
Секреты счастья
Ещё в семье существовало правило, которое установила Каталин: когда Любимов отдыхал, то тревожить его по любым вопросам запрещалось. Она запрещала сыну шуметь и играть в такие игры, которые могли бы нарушить покой отца.
Больше всего Юрий Любимов ценил в семейной жизни именно покой и уют. Сам он никогда не отвечал на вопросы журналистов о личной жизни, следуя правилу «мой дом — моя крепость».
На вопросы о ревности Каталин отвечает, что всегда была очень ревнивой, но старалась не давать воли своим эмоциям, и никогда не ревновала мужа без повода. Она признаётся, что всегда следила за тем, чтобы и другие люди не нарушали прав её мужа и его спокойствия.
Неприветливая Москва
Она приехала в Москву в 1978 году в качестве корреспондента журнала «Фильм, театр, музыка». Нельзя сказать, что столица приняла ее с распростертыми объятиями. Ей звонили, угрожали, требовали оставить Любимова в покое и вообще убраться из города. Но любовь придавала Каталин сил, а Любимову – вдохновения. Они расписались в 1978 году в Будапеште, через год у них родился сын Петр.
Бытовало мнение, что Каталин стала невольной причиной изгнания Юрия Любимова из страны и лишения его гражданства. Однако все началось тогда, когда Любимов поднял шум вокруг смерти Владимира Высоцкого. Это по его настоянию похороны народного любимца прошли со всеми приличествующими почестями. А потом запретили постановку Любимова в память о Высоцком, за ней были запрещены «Борис Годунов» и «Театральные танцы» по Булгакову.
В то время его постоянно вызывали на проработку в ЦК, в Министерство культуры. И каждый раз она терпеливо ждала его под подъездами учреждений. В машине с врачом, потому что состояние его после подобных посещений было удручающим.
Поводом же стало интервью режиссера лондонской «Таймс». Из вполне невинных ответов раздули дело до антисоветской пропаганды, и фактически запретили въезд на Родину.
О родителях, детстве и юности
Юрий Петрович Любимов появился на свет 17 сентября 1917 года в Ярославле третьим ребёнком семье. Отец будущего театрального режиссёра – Пётр Захарович занимался коммерцией. Мать – Борадашкина Анна Александровна работала учительницей в начальных классах. В 1922 году семья обосновалась в Москве, где отец Юрия продолжил заниматься торговлей и открыл продовольственный магазин.
Родители – Анна Александровна и Пётр Захарович
Анна Александровна прививала детям любовь к чтению книг и музыке. Когда выдавалось свободное время, Пётр Захарович ходил с детьми в театр. Самое большое впечатление детства осталось у Юрия от посещения МХАТа, где он посмотрел несколько спектаклей. Старший брат Любимова – Давид, имел талант художника. Он многое открыл Юрию в этом виде искусства, что в последствие очень помогало ему в режиссёрской работе.
В детстве (слева с братом)
В 1926 году для семьи наступило время испытаний. Сначала арестовали отца, затем мать. Следствие требовало у родителей выдать какие-то огромные суммы денег, которых у них не было. Дело закончилось тем, что Анна Александровна, боясь за детей, одних оставшихся дома (Давиду было на тот момент 13лет, сестре Наталье – 5, а Юрию – 9 лет), отдала все имеющиеся у неё драгоценности.
Закончив семилетку, Любимов решил выбрать профессию рабочего и пошёл в фабрично-заводскую школу, расположенную на Таганке, в свободное время он посещал хореографический кружок. Молодой человек планировал в дальнейшем поступить в институт и стать инженером, но неожиданно для всех поменял своё решение и поступил в студию второго МХАТа на актёрское отделение.
Wandering
Since then, and began a long journey of the family todifferent countries. Katalin remembers this time as terribly difficult, but at the same time very fruitful. For Yuri Petrovich, he had an opportunity to choose which performances to put on and which ones to not, with which theaters to sign a contract, and with which they do not. Creative freedom was much more than in the Soviet Union. Immediately two states gave him citizenship: Hungary, with whom he was linked by a long-standing creative friendship and Israel, where Lyubimov was invited as the director of one of the dramatic theaters. Katalin says she was happy to live in Jerusalem for a while, surrounded by people of her nationality. Katalin Lyubimova, as already mentioned, did not object and when her husband was offered to return to his homeland.
Странствия
С этих пор и начались долгие странствия семьи по разным странам. Каталин вспоминает это время как ужасно тяжёлое, но вместе с тем и очень плодотворное. Для Юрия Петровича открылась возможность самому выбирать, какие спектакли ставить, а какие нет, с какими театрами заключать контракт, а с какими нет. Творческой свободы было гораздо больше, чем в Советском Союзе. Сразу два государства дали ему гражданство: Венгрия, с которой его связывала давняя творческая дружба и Израиль, куда Любимов был приглашён в качестве режиссёра одного из драматических театров. Каталин говорит, что была счастлива некоторое время пожить в Иерусалиме, в окружении людей своей национальности. Каталин Любимова, как уже было сказано, не возражала и когда мужу предложили вернуться на родину.
«Я говорила Любимову, что сложившаяся ситуация плохо кончится»
— Положение дел ужасное, —
печально сообщила «ФАКТАМ» по телефону заслуженная артистка России, вдова Семена Фарады Марина Полицеймако
.
— Что сказать? Юрий Петрович — мой учитель. Вы понимаете, как я сейчас переживаю все произошедшее. Это так тяжело..
.
— Говорят, конфликт с коллективом Театра на Таганке у Любимова был давно.
— Это правда. А поездка на гастроли в Чехию стала последней каплей. Но ситуацию, которая там сложилась, трудно назвать скандальной, как это пытаются некоторые преподнести. Просто чешские продюсеры, принимавшие наш театр на гастроли, сами как-то проговорились актерам, что им положены еще какие-то гонорары. И тогда один-единственный актер очень корректно спросил у Любимова о деньгах. Причем совершенно спокойным тоном, вот как сейчас я с вами разговариваю. На что Юрий Петрович ответил, мол, больше никаких денег нет, все остальное получите в Москве. Это значит — всего две-три тысячи рублей (около 600-800 гривен. — Авт
.
). Актеры стали возражать, говоря, что им известно о гораздо больших суммах. И вот тогда Любимов стал жутко орать, обвиняя всех и вся.
— А актеры действительно отказались играть спектакли в Праге без денег?
— Это чистое вранье! И вообще весь этот скандал раздул сам Любимов.
*Марина Полицеймако и ее муж Семен Фарада много лет были в числе ведущих актеров Театра на Таганке
— Но зачем он ему?
— Знаете, Юрий Петрович очень изменился за последнее время. Он стал совсем другим. И перемены эти произошли с ним в силу семейных обстоятельств
.
— Вы имеете в виду его супругу, венгерку Каталин Кунц?
— Ну да! Ведь по сути именно она руководит Театром на Таганке! Каталин ненавидит все русское, считая, что это, простите, говно. Русских она называет свиньями, а нас, актеров, — отвратительными тварями!
— Это Каталин, которая жила и училась в Москве?! Восемь лет прослужившая в вашем театре?!
— Да! Так и есть!
— И Юрий Петрович закрывает на это глаза?
— Сначала мы все терпели эти оскорбления, не хотели расстраивать Любимова, потому что очень его любили. Но в конце концов я лично ему обо всем рассказала, заметив, что это плохо кончится. Это был разговор тет-а-тет. Он мне лишь ответил: «Маша, Катя плохо владеет русским языком». Я возразила: «Юрий Петрович, она прекрасно понимает и знает, с кем и как разговаривает. Все терпят лишь из уважения к вам!» Я говорила это Любимову еще год назад. А в Чехии просто прорвался нарыв. Я туда не ездила, меня ко времени гастролей уже выкинули из спектакля «Добрый человек», но актеры очень живо все мне пересказали.
Hard times
One of the most difficult periods in the life of the director and his wife were a few days after the death of Vladimir Vysotsky. The Olympics were held in Moscow and the government instructed to bury the artist as inconspicuously as possible so as not to create unrest among the masses. But Yuri Petrovich could not allow the popularly beloved artist to be buried without proper honors, without giving numerous admirers of his work the opportunity to say goodbye to him. I had to run around many offices of high-ranking officials. During such visits, Catalin waited for her husband in the car. At her insistence, in the car alwaysthere was also a doctor, because Lyubimov often left such offices in a pre-infarction state.