Бакланов Григорий Яковлевич
1923 — 2009
БаклановГригорий ЯковлевичА. М. ГорькогоЯ писал о трагедии народа, о величайшем преступлении, результатом которого стал 41-й год, миллионы убитых, миллионы попавших в плен…автобиографии
Юрий Гончаров и Григорий Бакланов на 4-м всесоюзном съезде писателей. 1967 г. |
Ю. Д. Гончарова«Сердце, полное света: повести и рассказы» (1975) Бакланов писал: «Странно, как много настоящих писателей выдвинуло наше поколение. Война не разбирала, метила наугад, и всё же осталось, кому рассказать обо всём, что было. Юрий Гончаров – один из тех, кому принадлежит наибольшая заслуга в том, что подвиг народа в минувшей войне уже не исчезнет из памяти живущих. Он сделался нравственным опытом нынешних поколений и останется…»А. Т. Твардовского«…Я много раз мысленно ходил по улицам своего зелёного Воронежа. Трёхэтажный проспект Революции с весёлыми звонками трамваев, синими молниями, вспыхивающими на проводах, двумя потоками людей, до поздней ночи движущихся под деревьями навстречу друг другу, шаркая по асфальту одной огромной подошвой. Ярко освещённый подъезд ДКА – Дом Красной Армии, глаза девушек, празднично блестящие в свете огней, звуки военного оркестра из парка. И всегда у входа в парк – цветы. Вначале связанные ниткой тонкие пучочки ландышей, потом сирень, пышные букеты, потом розы – они стояли тут же на асфальте, в вёдрах с водой и обрызганные водой, и парни дарили их девушкам. Ни в одном городе я не видел столько цветов. Ни в одном городе летними вечерами улицы не пахнут так табаком и петуньями. А может быть, это потому мне кажется, что Воронеж – мой родной город ? В Кольцовском сквере каждый день выкладывали цветами на зелёной клумбе год, число и месяц. Потом пришли немцы, и время остановилось… Но тот город, в котором родились мы, бегали в школу, влюблялись впервые, – того города уже нет. Он погиб под бомбами, взорван немцами при отступлении и живёт только в нашей памяти…»«Надя»«…В Воронеже стоял фронт, с той и с этой стороны били по городу из орудий, взрывали его, бомбили… И школа не уцелела, в которой я учился, и дома нашего не было, да и города фактически не было»Воронежской областной библиотеки им. И. С. Никитинабиблиотеке № 17 «ЦБС» г. Воронежа
Бакланов Г. Пядь земли: роман, повести, рассказы. Москва, 1989.Надпись на книге: «Читателям областной Воронежской библиотеки от автора, который уже намного старше этих двух молодых людей». 28.01.99 г. Бакланов. |
• Бакланов, Г. Я. Пядь земли : роман, повести, рассказы / Г. Я. Бакланов. – Москва : Сов. писатель, 1989. – 767 с. • Бакланов, Г. Я. Мой генерал : повести и рассказы / Г. Я. Бакланов. – Москва : Вагриус, 2000. – 412 с.
• Бакланов, Г. Я. Собрание сочинений : в 5 т. / Г. Я. Бакланов. – Санкт-Петербург : Пропаганда, 2003.
• Бакланов, Г. Я. Время собирать камни : статьи, портреты, беседы / Г. Я. Бакланов. – Москва : Изд-во Агентства печати «Новости», 1989. – 366 с., л. ил.
***
• Бакланов Г. Я. «Не люблю юбилеев» : [беседа с писателем / записал П. Лепендин] // Воронеж. курьер. – 2008. – 13 сент. – С. 1.• Григорий Бакланов // Писатели России : автобиографии современников / гл. ред: М. В. Воронов. – Москва, 1998. – С. 65–69.• Фирсов Г. Сохраним книжную культуру : // Воронеж. вести. – 1999. – 29 янв. – С. 5.• Бакланов Г. Я. «Мы в силах это сделать» : [беседа с писателем Г. Я. Баклановым во время его визита в Воронеж / записал Б. Подгайный] // Воронеж. курьер. – 1999. – 30 янв. • Акиньшин А. Н. Записки старого пешехода : прогулка по Большой Дворянской – проспекту Революции / А. Н. Акиньшин, О. Г. Ласунский ; худож.: Е. В. Соколова, В. В. Сумароков. – 2-е изд. испр. и доп. – Воронеж : Правдивцев и К, 2002. – Имен. указ.: с. 318.
«Если сценарий написан хорошо, в любой одежде интересно играть»
— Григорий, это не первый для вас исторический проект. Вам нравятся такие истории? Или ближе все же время современное?
— Ближе всегда то, где живые люди. А эпоха… Будь это хоть тысячу лет назад, человеческие страсти все равно были такими же. Поэтому если хорошо написан сценарий, в любой одежде будет интересно играть. Но, конечно, исторический костюм всегда подкупает: он сам провоцирует тебя на игру, дает какую-то смелость в придумках, желание фантазировать
Важно себя не сковывать и понимать, что люди в прошлом тоже не ограничивались одной краской в своих проявлениях
— Вы играете Александра Козака. Познакомьте читателей с вашим героем.
— Есть с ним что-то общее у вас?
— Если бы у меня была возможность выбрать любого из героев, я бы, наверное, выбрал все равно Александра. Есть у меня с ним общая тяга к упорядочению всего. И эта тяга может быть губительной: ты сам себя замуровываешь в границах, социальных, бытовых, каких угодно, которые потом очень болезненно разрушаются. Боюсь что-то раскрыть о герое, потому что каждый его поступок является очень крутым поворотом.
— В чем сложности таких съемок?
— Держать спину. Поскольку мой персонаж – военный, а сам я не имею такого опыта, мне приходилось постоянно напоминать себе про выправку, а также изучать минимальные основы строевой подготовки, правила ношения формы, культуру общения со служащими и так далее.
«Мы с Настей не первый год вместе, бытовые вопросы уже «налажены»
— Как на ваши планы повлиял карантин?
— Очень много всего пришлось перенести или даже отменить. Один проект заморозился на самой середине, другой не успел еще запуститься. В театре мы собирались повезти в Польшу и в Италию два спектакля, но, боюсь, до следующего года эту затею точно придется оставить, если даже не забыть.
С личными поездками дело получше – прямо перед началом карантина мы успели съездить в Чехию, и очень удачно – никто не заразился и все приехали здоровыми.
— А за что вы могли бы сказать карантину «спасибо»?
— Собственно, за карантин (улыбается). Это же в школе было мечтой – вдруг все остановить и законно пойти отдыхать. Но я не думал, что он может быть таким необходимым для взрослых, тем более в нынешних темпах жизни.
А благодаря тому, что он был таким длительным, у меня было все: сначала я как сумасшедший набросился на все отложенные на потом фильмы, книги, спектакли, потом начался приступ спорта, после просто расхотелось делать что-либо вообще, и мы ели, бездельничали и скучали. А к концу опять посмотрели на себя и вспомнили про спорт (смеется).
Но самое главное – это возможность побыть вместе с любимым человеком 24 часа в сутки (девушка Бакланова – актриса Анастасия Цымбалару. – Авт.). Это большой опыт и большая радость — ты понимаешь, что вам действительно вместе хорошо, и никто больше вам двоим не нужен. Разве что немного работы.
— Многие пары столкнулись с трудностями, находясь 24 часа в сутки вместе. Вам с Настей удалось пройти этот период без разногласий? Или были ссоры?
— Нет, не могу сказать, что это было болезненно. Мы ведь не первый год вместе, и бытовые вопросы у нас уже «налажены». Вопрос скорее в совместимости – не надоедает ли вам постоянное общество только одного человека. Но, слава Богу, у нас было даже наоборот: мы на карантине настолько привыкли быть вместе, что, когда я уходил в магазин, нам казалось, что мы расстаемся на неделю.
|
Биография
Родился 11 сентября 1923 года в Воронеже в еврейской семье. Отец — Яков Минаевич Фридман (1893—1933), служащий, мать — Ида Григорьевна Кантор (1892—1934), зубной врач, выпускница Воронежской Мариинской женской гимназии (1909). В конце 1920-х годов отец был объявлен лишенцем и выслан в Курган (в 1933 году покончил с собой). После смерти матери в ноябре 1934 года воспитывался в семье тёти (сестры матери, Берты Григорьевны Зелкинд, учительницы музыки) и её мужа — военного врача Давида Борисовича Зелкинда. Детские и юношеские годы провёл в Воронеже. Окончив 9-й класс, в 1940 году поступил в самолётно-монтажную группу Воронежского авиационного техникума.
Когда началась Великая Отечественная война, работал клепальщиком на , который выпускал штурмовики Ил-2. Для того, чтобы попасть в военное училище, экстерном сдал экзамены за 10 класс.
В 1941 году Воронежским РВК был призван в армию. Окончил артиллерийское училище; в 1942 году вступил в ВКП(б). С 1943 года воевал на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Участвовал в боях на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии. Старший брат Юрий Яковлевич Фридман (1921—1941) погиб на фронте.
В сентябре 1943 года был ранен в районе г. Запорожье. За декабрьские бои 1944 года под Секешфехерваром получил орден Красной Звезды. Также был награждён медалями за взятие Будапешта и Вены, за победу над Германией, в 1985 году — орденом Отечественной войны I степени.
На январь 1945 года лейтенант, командир огневого взвода 1232-го пушечного артиллерийского полка 115-й пушечной артиллерийской Криворожской бригады. Закончил войну начальником разведки артиллерийского дивизиона.
В 1951 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького, в этом же году начал печататься — рассказ «Выговор» в журнале «Крестьянка» был напечатан под его собственной фамилией Фридман. С 1952 года использовал псевдоним Бакланов. В 1956 был принят в Союз писателей СССР. Первые повести о войне, которые принесли Бакланову известность, «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959), подверглись резкой критике. Впоследствии произведения о войне Бакланова выходили с трудом (см. список изданий)..
Самой трудной была судьба романа «Июль 41 года» (1964), в котором описано уничтожение Сталиным офицерского корпуса Красной армии. После первой публикации «Июль 41 года», хотя и не был формально запрещен, не переиздавался в СССР 14 лет.
Книги Григория Бакланова переведены на многие языки и изданы в 36 странах мира. По книгам и сценариям Бакланова снято несколько художественных фильмов и поставлено несколько театральных спектаклей. К самым известным относятся телефильм «Был месяц май» режиссёра Марлена Хуциева по рассказу «Почём фунт лиха», который и Бакланов переименовал потом в «Был месяц май», и спектакль Театра на Таганке «Пристегните ремни!» (постановка Юрия Любимова, 1975). Фильм «Был месяц май» награждён призом международного фестиваля телефильмов в Праге (1971).
В годы перестройки на посту главного редактора журнала «Знамя» (1986—1993) Бакланов, как и другие главные редакторы «толстых» журналов того времени, публиковал ранее запрещённые произведения: «Собачье сердце» Михаила Булгакова, «По праву памяти» Александра Твардовского, «Верный Руслан» Георгия Владимова, «Новое назначение» Александра Бекa, «Добро вам!» Василия Гроссмана и др.
Делегат XIX конференции КПСС (1988).
Бакланов выступал за вывод войск из Афганистана и против первой чеченской войны. В октябре 1993 года подписал открытое «письмо сорока двух». В апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики недавно избранного президента России Владимира Путина в Чечне. В 2004 году опубликовал публицистическую повесть «Кумир», направленную против Солженицына.
Занимал руководящие должности в Союзе писателей. Был председателем комиссии по литературному наследию К. А. Икрамова (с 1990 года), сопредседателем фонда «Знамя» (с 1993 года), газеты «Культура» (с 1996), Стратегического правления фонда «Культурная инициатива» (затем Институт «Открытое общество» — фонд Дж. Сороса), членом Русского ПЕН-центра, авторского совета РАО (с 1993), Совета по культуре и искусству при Президенте РФ (1996—2001), совета международного историко-просветительского общества «Мемориал», межрегиональной общественной организации «Академия российского искусства» (с 1995 года).
Умер 23 декабря 2009 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Бакланов Григорий Яковлевич
Григорий Яковлевич Бакланов
Родился: 11 сентября 1923 года
Умер: 23 декабря 2009 года
Биография
Родился 11 сентября 1923 в Воронеже. Рано осиротев, со старшим братом, студентом Московского университета (погиб в октябре 1941 под Москвой в ополчении), вырос в семье родственников.
Окончил авиационный техникум, осенью 1941 ушел добровольцем в армию, в августе 1943 окончил артиллерийское училище. Воевал на Украине, в Молдавии и за рубежами СССР, был тяжело ранен.
В 1946–1951 учился в Литературном институте им. А.М.Горького; печатался с 1950 (посвященные послевоенной деревне очерки, рассказы, первая повесть В Снегирях, 1954). Начиная с повестей Девять дней (др. назв. Южнее главного удара, 1958), Пядь земли (1959), Мертвые сраму не имут (1961) Бакланов открывает свою главную тему: человек на фронте, и не только со своей решимостью и готовностью к самопожертвованию, но и со всеми невыносимыми тяготами, жестокостью и несправедливостью войны, гибелью честных и хитрым выживанием подлецов, ужасом поминутного ожидания пули, безответственными приказами и бессмысленными смертями.
Произведениями т.н. «лейтенантской литературы» (т.е. тех шагнувших на фронт со школьной скамьи, кто, по словам А.Т.Твардовского, «выше лейтенантов не поднимался»), вестниками «окопной правды» и продолжением традиций «ремаркизма» в отечественной словесности стали и последующие сочиненияБакланова , опирающиеся, как и названные выше, на реальные события и воспоминания: повесть Навеки – девятнадцатилетние (1979; Государственная премия СССР, 1982), роман Июль 41 года (1964), в котором, анализируя глубинные причины неудач первого периода войны, автор усматривает их в «синдроме тридцать седьмого года» – страхе, подозрительности, конформизме.
Молох административно-командной системы (повесть Карпухин, 1965), неестественность, ложность, неправедность пути к признанию и славе, разрушающего талант и личность художника (роман Друзья, 1975), формирующие циничных карьеристов – волонтеров номенклатурной стаи (повесть Свой человек, 1990), типичные для «городской прозы» внутренние метания, рефлексия и самобичевание мыслящего интеллигента в суетном и лицемерном обществе (повесть Меньший среди братьев, 1981) – таковы у Бакланова аспекты жизни военного поколения в мирное время, будничный трагизм которого передается писателем с таким же отчаянием, как и фронтовое прошлое, которое, однако, в любом случае освящала высшая цель: защита Родины.
Один из ярких «перестроечных» публицистов, Бакланов с 1986 возглавлял журнал «Знамя», сыгравший существенную роль в преодолении сталинистских тенденций в обществе. Автор очерков Темп вечной погони (другое назв. Месяц в Америке, 1972) и Канада (1976), многочисленных эссе, мемуаров, киносценариев (в т.ч. фильма Был месяц май, 1970, реж. М.М.Хуциев, по рассказу Бакланова Почем фунт лиха), пьесы Пристегните ремни (1975) и др.
Награды и премии
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (11.09.1998) — за большой личный вклад в развитие отечественной литературы
- Орден Отечественной войны I степени (1985)
- Орден Трудового Красного Знамени (09.09.1983)
- Орден Дружбы народов
- Орден Красной Звезды (05.01.1945)
- Орден «Знак Почёта»
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
- Медаль «За взятие Будапешта» (1945)
- Медаль «За взятие Вены» (1945)
- Медаль «За укрепление боевого содружества» (1986)
- Премия им. К. Симонова (1981)
- Премия Нурекской ГЭС
- Государственная премия СССР (1982) — за повесть «Навеки — девятнадцатилетние»
- Государственная премия РФ в области литературы (1997)
- Пенсия Президента РФ (с 1995).
«Самая большая ошибка – это ожидание чего-то»
— Были ли в вашей жизни моменты, когда вы сомневались, что поступаете правильно, движетесь в правильном направлении?
— Постоянно. Особенно в творческом плане – это настолько тонкие вещи, которые ты не можешь пощупать или точно определить, и все время над тобой висит вопрос: «Туда ли я иду? Это движение вперед или я сам себя пытаюсь обмануть и еду на старых рельсах?» Обычно самый явный признак стояния – это успех. Самый явный признак движения – это ощущения тупика и безвыходности.
— За какие поступки вам стыдно?
— Ох, вы задали! За многие, честно говоря. В первую очередь за те, которые причинили боль моим близким.
— Чего вам сейчас не хватает для ощущения абсолютного счастья?
— Ничего! Все есть. Я себе это стараюсь все время напоминать. Самая большая ошибка – это ожидание чего-то. Вот заработаю и заживу! Вот куплю квартиру, вот наберу миллион, вот улечу отсюда и тогда… Ставим себе мыльную точку и не знаем, что дальше. Но на деле, что бы вокруг нас ни происходило, какая бы погода ни была за окном – все зависит от нашего решения и от нашего взгляда на это. Счастье есть, и оно везде.
|
Из архива «КП»
Григорию Бакланову – 26 лет. Родился 31 августа 1994 года в Одессе. В родном городе окончил детскую театральную школу. В 2016-м – Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. Карпенка-Карого. Актер Нового театра на Печерске.
Среди его больших работ – Лаврин в сериале «Спіймати Кайдаша», Глеб Стержаков в фильме Оксаны Байрак «Ничто не случается дважды». Также сыграл в таких картинах, как «11 детей из Моршина», «Скорая», «Кольцо с рубином», «Доктор Ковальчук», «Плохой хороший коп», «Моя бабушка Фанни Каплан», «Бессмертник».
Встречается с актрисой Анастасией Цымбалару.
Сериалы на ТВ: продолжение «Первых ласточек», комедия от Оксаны Байрак и боевик Сеитаблаева
Какое кино мы будем смотреть в новом телесезоне.
«Мир строится на отдаче»
— Актерская профессия не самая стабильная. И карантин как нельзя лучше продемонстрировал это. Не проскальзывала мысль, что лучше заняться чем-то, что будет приносить доход независимо от обстоятельств? Или, может, захотелось освоить какую-то новую профессию, в дополнение к основной, актерской?
— Это, скорее, как мечты – взять и к старости открыть свой ресторанчик у моря. Но сейчас я в какое-либо предпринимательство точно не влезаю. Да, есть разные навыки, которые хочется нарабатывать, но это все равно делается для театра и кино. Этим и хороша наша работа – ты можешь опробовать, примерить любую профессию, и только от тебя зависит, насколько ты ей увлечешься и овладеешь.
— Сложно ли было возвращаться в привычный рабочий график после нескольких месяцев простоя?
— Особенно в театре! В кино уже привык, что каждый новый проект – это новая вселенная, в которую входишь наощупь. А в театре ты ведь постоянно играешь, и тут выходишь на ту же сцену и вроде помнишь, о чем мы тут собрались поговорить, но что-то уходит, как говорят, «в вату». И это, конечно, очень непривычно. Но, думаю, от этого состояния тоже можно извлечь пользу и найти что-то новое.
— Отдых в планах есть?
— Сейчас планы не особо дальновидные: после простоя в первую очередь хочется поработать. Слава Богу, нам повезло – мы смогли вырваться ненадолго в Одессу, выполнили летний минимум.
А насчет заграницы – знаю, что уже люди летают отдыхать, хотя некоторые страны собираются опять перекрывать границы. Но если все будет нормально – хотелось бы на новогодние каникулы куда-то отправиться. А уже в какую страну – хоть куда (улыбается).
— Готовите ли какие-то премьеры к новому сезону на сцене театра?
— О, да! У нас несколько спектаклей «застыли» и сейчас опять возвращаются к работе. Есть проекты, которые возникли во время карантина, и первые репетиции мы проводили по «зуму». Сейчас уже подготовка идет в полную силу. Пока материалы еще окончательно и официально не утверждены, но если все сложится, к концу этого года ожидайте премьер!
— Что для вас самое ценное в вашей профессии?
— Поиск. Это всегда огромная экспедиция, исследование: себя, человеческого духа, окружающего мира. А поскольку литература, которую мы берем, особенно в театре, в основном строится на основополагающих смыслах, притчах, конфликтах – этот поиск бесконечен и безумно увлекателен. И ни один хороший спектакль поэтому не может быть поставлен окончательно. Если там заложено что-то серьезное, то его можно играть всю жизнь, исследуя эту тему.
— А чем приходится жертвовать ради нее?
— Мне почему-то жертва видится как болезненное отрывание от себя чего-то ценного и личного.
Но я считаю, что мир строится на отдаче. Добровольной. Мы всегда делимся чем-то. Как только начинаем присваивать – становится тяжело жить. Поэтому нужно не жертвовать, а делиться, давать, делать это с удовольствием и любовью, без требования ответной отдачи. На этом взаимообмене мне видится суть нашей жизни. Поэтому я занимаюсь именно этой профессией: здесь мы с радостью отдаем и потом получаем в ответ.