Член GDL
Лангемак — сын высокопоставленного российского чиновника немецкого происхождения (Эрих Лангемак) и учитель швейцарского происхождения. Он блестяще учился и был предназначен для японской филологии, когда его мобилизовали в 1916 году.
Лангемак работал с 1928 года в Ленинграде , в лаборатории газовой динамики ( Газодинамическая ЛАБОРАТОРИИ, ГДЛ , Gazodinamicheskaïa LABORATORIA, ГДЛ ), которая посвящена разработке ракетного движения . ГДЛ, возглавляемая Николаем Тихомировым , была создана в 1921 году первоначально в Москве для проведения исследований по ракетным снарядам. В этой лаборатории Лангемак становится одним из специалистов в области твердотопливных двигателей .
Его консультировал Циолковский
В 1925 году Валентин поступает в Ленинградский государственный университет на физическое отделение физико-математического факультета. Там он занимается исследованиями, связанными с ракетами и космонавтикой, попутно разрабатывая проект гелиоракетоплана — космического корабля, с двигателем, использующим в качестве топлива электрическую энергию. В апреле 1929-го Глушко был приглашен на беседу в Комитет по делам изобретательства. Там Уполномоченный начальник вооружений РККА по Ленинграду и Ленинградской области Ильин сообщил ему, что принято решение о начале опытных работ по разработке электрических ракетных двигателей (ЭРД), для чего в составе Газодинамической лаборатории создается специальная группа. Глушко зачисляют в штат лаборатории и сразу назначают ее руководителем. Как и значилось в плане работ, первоначально было дано задание на разработку электрического двигателя, однако сразу же выяснилось, что нормальная работа ЭРД станет возможной только после выхода космического корабля на орбиту, запуск и разгон которого, в свою очередь, потребует наличия жидкостно-реактивного двигателя (ЖРД).
На физмате ЛГУ Глушко занимается исследованиями, связанными с ракетами и космонавтикой, попутно разрабатывая проект гелиоракетоплана — космического корабля с двигателем, использующим в качестве топлива электрическую энергию
Камнем преткновения стал вопрос, что будет выступать в качестве горючего и окислителя для будущего ЖРД. В поисках ответа на него Глушко возобновил отношения с Циолковским и другими светилами нарождающейся ракетно-космической отрасли. В итоге, после серии различных экспериментов и испытаний, летом 1931 года был построен первый советский реактивный двигатель ОРМ-1, «опытный ракетный мотор», как его тогда называли. В качестве топлива использовался бензин, в качестве окислителя — жидкий кислород. В камере двигателя применялось теплозащитное керамическое покрытие из диоксида циркония, а также внутреннее охлаждение для внутренней стенки камеры сгорания. По образу и подобию ОРМ-1 в течение следующих двух лет была создана целая серия ЖРД, венцом которой стали ОРМ-50 и ОРМ-52 с тягой 1500 и 3000 Н соответственно — самые мощные на тот момент реактивные двигатели в мире.
Слайд 18В этот период Г. Э. Лангемак вёл переписку с К.
Э. Циолковским, размышляя и о невоенном применении ракет, о возможности
их использования в космонавтике. Сам русский термин «космонавтика» ввёл именно Г. Э. ЛангемакВ 1937 году Лангемака и директора НИИ № 3 НКОП И. Т. Клеймёнова представляли к правительственным наградам за разработку новых типов вооруженияВ 1937 приказом по институту он был премирован за успешные испытания реактивных снарядов
Книга, написанная Г. Э. Лангемаком совместно с В. П. Глушко, — первая книга в СССР, обобщающая опыт конструирования жидко- и твердотопливных ракет и намечающая их применения в гражданской и военной областях. 1935
Внешние ссылки
Космическая программа Советского Союза и России |
|||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Пусковые установки |
|
||||||||||||||
Верхние этажи |
|
||||||||||||||
Обитаемые миссии |
|
||||||||||||||
Научные спутники |
|
||||||||||||||
Спутники приложений |
|
||||||||||||||
Военные спутники |
|
||||||||||||||
Стартовые центры |
|
||||||||||||||
Учреждения |
|
||||||||||||||
Отмененные проекты |
|
||||||||||||||
Текущие проекты |
|
||||||||||||||
Программ |
|
Фиаско в лунной гонке
Весьма пагубно сказалось противостояние двух великих конструкторов на советской лунной программе. Королёв предложил Глушко сотрудничество в создании двигателя для сверхтяжелой ракеты Н1, с помощью которой планировалось осуществить пилотируемую экспедицию с высадкой космонавтов на Луну, но общего видения проекта достичь не удалось. Королёву пришлось искать других специалистов по двигателям. Силовую установку Н1 было поручено делать авиационному КБ Кузнецова из Самары, вообще не имевшему опыта разработки ракетных двигателей, равно как и стендов для их испытаний.
Силовую установку Н1 было поручено делать авиационному КБ Кузнецова из Самары, вообще не имевшему опыта разработки ракетных двигателей, равно как и стендов для их испытаний
Все четыре экспериментальных пуска «царь-ракеты» Н1 в 1968–1972 годах закончились неудачно. Заместитель Королёва Борис Черток в четырехтомнике своих блестящих мемуаров «Ракеты и люди» в качестве главной причины провальных пусков называет неудачную инженерную компоновку силовой установки первой ступени из 32 двигателей, синхронной работы которых добиться так и не удалось. Попытка решить эту проблему с помощью КОРД — специальной системы контроля за работой двигателей, которая должна была выключать последние в случае отклонения определенных параметров от нормы, провалилась. Но «недостаточная система алгоритмов выявления предаварийного состояния двигателей и невысокая помехозащищенность», имевшиеся у КОРД, привели к срыву уже первого пуска Н1 — она отключила два двигателя, из-за чего перестали работать и остальные.
Тем не менее после каждого пуска Н1 совершенствовалась. У команды разработчиков была уверенность, что пятый или шестой пуски закончатся штатной работы ракеты. Но насколько близко была лунная программа СССР к успеху, мы никогда не узнаем. В мае 1974 года Глушко сменяет заместителя Королёва Василия Мишина на посту генконструктора королёвского ОКБ-1 (сегодня это Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королева). Одним из первых своих приказов Валентин Глушко прекратил все работы по лунной программе и ее носителю. Два уже готовых к испытаниям экземпляра Н1 были уничтожены, а вся инженерная документация по программе и ракете оказалась засекречена на долгие пятнадцать лет.
Все четыре экспериментальных пуска советской лунной «Царь-ракеты» Н1 в 1968–1972 годах закончились неудачно
Минобщемаш и Политбюро молча согласились с решением нового генконструктора советской космической программы. В июле 1969 года американские астронавты, члены экспедиции «Аполлон-11» Нил Армстронг и Базз Олдрин первыми в истории человечества ступили на поверхность спутника Земли. СССР проиграл лунную гонку. Америка взяла реванш за спутник и Гагарина. Мотивов защищать «хромую утку» Н1 у политического руководства страны не нашлось.
Биография
Георгий Лангемак по происхождению был немцем. Его отец Эрих Францевич Лангемак был статским советником министерства просвещения, мать — Мария Константиновна. Родители Лангемака были лютеранами. В 1899 году семья переехала в Елизаветград (ныне город Кропивницкий в Кировоградской области Украины). В 1916 году Георгий окончил Елизаветградскую 8-классную гимназию с серебряной медалью. В совершенстве знал немецкий и французский языки. После окончания школы он поступил на филологический факультет Петроградского университета, где планировал изучать японский язык, однако через несколько недель был призван в армию и зачислен в школу прапорщиков по Адмиралтейству.
В 1917 году был направлен служить на Приморский фронт Морской крепости Императора Петра Великого. В том же году ему был присвоен чин мичмана. Во время Октябрьской революции Лангемак проходил службу на острове Руссаар, поэтому участия в революционных событиях не принимал. На следующий год он демобилизовался и поехал в Елизаветград, который в то время контролировался силами Григорьева и Махно. Затем Лангемак поехал в Одессу, где поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета. Но поучиться в Одессе ему не довелось, так как город готовился к обороне от наступающих войск атамана Григорьева, который на тот момент был союзником Красной армии. В апреле 1919 года город был взят Григорьевым.
В 1919 году был призван в РККА, где был сначала командиром батареи в Кронштадтской крепости, а затем комендантом форта «Тотлебен». Одновременно по линии ликбеза Лангемак обучал матросов грамоте. В 1921 году произошёл мятеж, к которому он отказался присоединиться. За это он был арестован восставшими и приговорён к расстрелу, но восстание было подавлено, а Лангемак освобождён и назначен командиром 2-го дивизиона артиллерии. В январе 1922 года его назначили помощником начальника артиллерии крепости. В том же году был исключён из РКП(б) за венчание в церкви.
В 1928 году Лангемак окончил Военно-техническую академию РККА имени Дзержинского и стал сотрудником Газодинамической лаборатории (ГДЛ). В 1930 году он был назначен руководителем 1-го сектора пороховых ракет. В 1933 году различные группы исследования ракетной техники в СССР (среди которых была и ГДЛ) были объединены в Ракетный научно-исследовательский институт. На следующий год Лангемак стал главным инженером Ракетного института. В 1936 году ему присвоили звание военинженера 1-го ранга, а в 1937 году после успешных испытаний реактивных снарядов он был награждён денежной премией и представлен к государственной награде.
Лангемак является автором термина «космонавтика». Под его руководством была завершена разработка реактивных снарядов РС-82 и РС-132, которые впоследствии были использованы для гвардейских миномётов «Катюша». Всего же его коллективом были разработаны 9 типов реактивных снарядов.
2 ноября 1937 года Лангемак был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Германии. Следователи выбили из него показания против Сергея Королёва, Валентина Глушко и Ивана Клеймёнова. Обвинительное заключение было составлено на основании единственного протокола допроса. Второй экземпляр был составлен на основании материалов, представленных Андреем Костиковым, который занял место Лангемака. 11 января 1938 года Лангемак был приговорён к расстрелу с конфискацией имущества. Приговор был исполнен в тот же день. Жена Лангемака была выслана в Казахстан, а его дочери остались с бабушкой.
19 ноября 1955 года по решению Военной коллегии Верховного Суда СССР Лангемак был полностью реабилитирован. В 1991 году ему посмертно было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1996 году было найдено место его захоронения на Донском кладбище Москвы. В 2003 году на этом месте была открыта мемориальная доска.
Противостояние с Королёвым
Два послевоенных десятилетия, вошедших в историю триумфом советской космической программы, прошли под знаком жесткого профессионального и личностного противостояния Глушко и Королёва.
Историки космонавтики, занимавшиеся этой темой, считают, что в основе всего лежали особенности характеров обоих конструкторов: амбициозность, честолюбие, желание быть первым, стремление к превосходству как над соперником, так и над окружающими, властолюбие, нетерпимость к чужому мнению. Каждый из этих двоих, «был не только романтиком, влюбленным в свое дело, но и достаточно твердо ориентировался в земных реалиях, был крупным организатором отрасли». Люди, близко знавшие Королёва и Глушко, вспоминали, что между ними существовала тотальная конкуренция, распространявшаяся и на служебные машины. У одного — «Чайка», зато у другого — «Шевроле‑Каприз»!
Люди, близко знавшие Королёва и Глушко, вспоминали, что между ними существовала тотальная конкуренция, распространявшаяся и на служебные машины. У одного — «Чайка», зато у другого — «Шевроле‑Каприз»!
Все это приводило к множеству мелких стычек между ними, которые, в свою очередь, перерастали в конфликты по тем или иным рабочим вопросам. Пожалуй, наиболее принципиальный спор возник по поводу топлива для перспективных ракетных двигателей. Королёв считал, что должны использоваться кислород и водород, нужно добиваться повышения их максимальной тяги. Глушко же настаивал, что лучшим компонентом топлива будет гептил — вещество очень ядовитое и опасное для всего живого, но способное обеспечить лучшие технические характеристики при сгорании в ЖРД. В 1962 году специальная комиссия АН СССР в вопросе по топливу поддержала Королёва.
Правомерность этого решения подтвердила сама жизнь: Глушко, уже после смерти Сергея Павловича в 1966 году, в своих новых разработках стал использовать горючее, предложенное Королёвым.
В начале 1960-х споры обострились уже по другим вопросам: Глушко считал, что управлять полетом баллистических ракет с помощью подвижных камер сгорания нельзя, а вот с помощью газоструйных рулей — можно. Поскольку Королёв придерживался противоположной позиции, то ему самому пришлось заниматься созданием двигателей с векторной тягой.
Совет Главных конструкторов. Слева направо: В. П. Бармин, В. П. Глушко, С. П. Королев, Н. А. Пилюгин, М. С. Рязанский, А. Ф. Богомолов. Байконур. 1957 год
Wikipedia
Арест и работа в «шарашках»
В начале 1930-х годов в Советский Союз из разных источников начинает поступать информация об интенсивных работах в области ракетно-космической техники, идущих на Западе, главным образом в Германии и США. В докладах разведки мелькали имена Германа Оберта, Генриха Вальтера, Вернера фон Брауна, Роберта Годдарда и других инженеров, задействованных в этих проектах. Особую обеспокоенность вызывало то, что в европейских и американских научных и военных кругах ракеты стали рассматриваться не только как средство достижения космических высот, но и как перспективное оружие.
ОРМ-65, жидкостной ракетный двигатель, созданный В. П. Глушко в 1930-х годах для установки на ракетоплане РП-318 и крылатой ракете 212 конструкции С. П. Королева
selena.sai.msu.ru
Внимательно следивший за этими работами предреввоенсовета маршал Михаил Тухачевский решил сконцентрировать усилия советской науки на этом направлении. Двадцать первого сентября 1933 года он подписывает приказ о создании Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ), объединяющего коллективы и наработки существовавшей с 1921 года Ленинградской газодинамической лаборатории и Группы изучения реактивного движения (ГИРД) — объединения энтузиастов ракетостроения, с начала 1930-х годов работавшего в Москве, Ленинграде и ряде других городов СССР, где азы ракетной техники опытным путем осваивали Сергей Королёв, Фридрих Цандер, Николай Тихомиров и другие ученые-инженеры. Первым директором РНИИ стал Иван Клейменов, его заместителем — Сергей Королёв. Глушко возглавил сектор «Азотнокислотные ЖРД» отдела № 2. Там под его руководством были созданы ОРМ серий 53–65, предназначенные для разрабатывавшихся параллельно ракет и ракетопланов.
Внимательно следивший немецкими ракетными разработками предреввоенсовета маршал Михаил Тухачевский решил сконцентрировать усилия советской науки на этом направлении. 21 сентября 1933 года он подписывает приказ о создании Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ)
Но поступательной работе инженеров-энтузиастов помешали репрессии. Расстрелян Тухачевский. По доносу в ноябре 1937 года были арестованы Клейменов и его заместитель Лангемак, а спустя полгода по аналогичным надуманным обвинениям — «связи с заграницей», «вредительская деятельность» — взяли и Глушко. Клейменова и Лангемака расстреляли в январе 1938 года, а Глушко немного позже получил восемь лет исправительно-трудовых лагерей. Но благодаря активным обращениям к Сталину и Берии, а также своему опыту и знаниям он был переведен сначала в конструкторскую группу 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторном заводе № 82, а потом на Казанский авиазавод, где занимался разработкой вспомогательных самолетных ЖРД РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3.
В Казань удалось перевестись и Королёву, чуть не погибшему в колымском лагере после ареста в 1938-м (о жизни и работе Сергея Павловича Королёва «Стимул» подробно писал в очерке «Подъем!»). В ноябре 1942 года Королёв устроился на работу в КБ под руководством Глушко.
После войны Валентина Петровича освобождают из «шарашки» и назначают Генеральным конструктором ОКБ-456 в Химках. Сегодня это всемирно известная ракетная компания НПО «Энергомаш», носящая почетное имя своего основателя.
В. П. Глушко в Бутырской тюрьме в 1938 году одуselena.sai.msu.ru
Слайд 20Обвинительное заключение, датированное 31 декабря 1937 года, основано на единственном
протоколе допроса, второй экземпляр которого датирован 15 декабря 1937 года
(первый экземпляр даты не имеет), составленный на основе материалов, предоставленных из института, при активном участии А. Г. Костикова, занявшего место Лангемака после его арестаЛангемак был подписан к репрессии по «первой категории» (расстрел) в списке «Москва-центр» от 3 января 1938 года на 163 чел., № 73, по представлению начальника 8-го отдела ГУГБ НКВД В. Е. Цесарского. Подписи: «за» Жданов, Молотов, Каганович, Ворошилов «Первая категория» означала, что члены Политбюро ЦК КПСС не возражают против расстрела этих людей. Далее дела репрессируемых рассматривала Военная Коллегия Верховного Суда СССР, заседание длилось обычно 10 минут, после чего члены Военной Коллегии удалялись и выносили приговор (обычно расстрел), не подлежащий обжалованию и приводимый в исполнение в тот же день. Военная Коллегия Верховного Суда выносила расстрельный приговор примерно 80—90 % обвиняемым из списков по «первой категории»