На вопрос: шиит он или суннит, Гейдар отвечал: «Я мусульманин»
О Гейдаре говорили его сын, журналист и политолог Орхан Джемаль, друг и телеведущий Максим Шевченко, главред журнала «Поистине» и ученик Руслан Айсин и другие последователи философа. В течение вечера читали стихи поэта, обсуждали его философские идеи, отвечали на вопросы о нем из зала.
— Могила его уже поросла травой, я там был недавно. Но голос его все звучит в ушах, и даже глаза закрывать не надо, он как будто стоит живой, — открыл вечер памяти Максим Шевченко.
Еще больше это ощущение усилил фильм Надежды Кеворковой: в одном из фрагментов в интервью с Познером на вопрос: «Если бы вы могли выбрать, когда бы вы хотели родиться?» Джемаль отвечает: «В 19 веке», а на вопрос: «С кем бы вы хотели встретиться в своей жизни» — ответил: «С пророком Мухаммадом».
Сын философа Орхан Джемаль поблагодарил гостей и рассказал о своем отношении к Гейдару Джемалю. Тот был для него не просто отцом, но и «учителем, интеллектуальным предводителем, политическим вождем». Марсель Сабиров, исполнительный директор, вице-президент Ассоциации предпринимателей-мусульман России, задал вопрос: какого течения в исламе все-таки придерживался его родитель? Орхан напомнил, что его отец был сторонником объединения мусульман на единой платформе.
— На вопрос: шиит он или суннит, Гейдар отвечал: «Я мусульманин». А вот идея, что мы делимся на то или на это, — вредная идея, которую необходимо преодолевать, — ответил сын. — Если же говорить о его происхождении, то он азербайджанец, происходит из семьи, где предыдущие поколения были ортодоксальными шиитами.
Максим Шевченко также добавил, что вопрос — шиит или суннит — в отношении Гейдара не имеет того контекста, в котором он задается в современном мире:
— Потому что в современном мире это означает — за Иран ты или не за Иран, или за Турцию, условно говоря. Для Гейдара так вопрос вообще не стоял. Он рассматривал умму, пространство мусульман как единое целое, в котором, естественно, есть внутренние конфликты и разногласия.
Поиски веры и правды
Знаменитый мыслитель родился 6 ноября 1947 года в творческой семье – его отец занимался искусством и обучал будущих художников, а мать работала дрессировщицей. По национальности Гейдар Джемаль – азербайджанец.
Семья не отличалась религиозностью и придерживалась бытового агностицизма, но Гейдара с юности влекли духовные искания. Четко ощущая свою национальную идентичность, он взялся за изучение Корана. Ислам оказал сильнейшее влияние на мировоззрение юноши.
Гейдар Джемаль
Джемаль поступил на факультет восточных языков МГУ, но проучился там недолго, потому что был отчислен из-за своих буржуазных и националистических взглядов. Впоследствии он работал токарем, репетитором, корректором.
Джемаль выучил несколько иностранных языков, читал много оккультной и философской литературы, примыкал к различным политическим и эзотерическим объединениям, плотно общался с такими яркими фигурами эзотерического подполья, как писатель Юрий Мамлеев и философ Александр Дугин.
Гейдар Джемаль с членами Южинского кружка Александром Дугиным, Евгением Головиным и Юрием Мамлеевым
После распада СССР общественная деятельность Джемаля активизировалась.
Он участвовал в основании Исламской партии возрождения, издавал газеты и журналы, выступал с лекциями, поддерживал контакты с исламскими политическими организациями в Иране и Таджикистане.
Вершиной его политической биографии стала должность советника при популярном политике, кандидате на пост президента России, генерале Александре Лебеде.
Он неоднократно высказывал довольно резкие, провокационные суждения и даже едва не стал фигурантом уголовного дела по экстремистским статьям.
Джемаль пытался избраться в Государственную Думу, но не набрал необходимого количества голосов.
Гейдар Джемаль был дважды женат. Его вторая жена Галина Норская под влиянием супруга приняла ислам и сменила имя на Гюльнар.
Гюльнар Джемаль, вторая жена Гейдара Джемаля
От первого брака у Джемаля родился сын, который стал военным журналистом и был убит в Центральной Африканской Республики, где снимал очередной документальный фильм. От второго брака у Джемаля есть дочь Каусар.
Военный журналист Орхан Джемаль, сын Гейдара Джемаля
Впоследствии фонд экс-президента Азербайджана Гейдара Алиева взял на себя все расходы на образование дочери и внука Гейдара Джемаля.
Подробнее:
Дело в отношении Джемаля было возбуждено по ст. 205.2 (содействие террористической деятельности) и ст. 280 (публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации) УК России. Впрочем, до суда оно так и не дошло.
«Его взгляды менялись, и менялись зачастую самым парадоксальным образом.
Он постоянно высказывал радикальные суждения, хотя порой не всегда было понятно, является его радикализм левым или правым.
Мы часто с ним спорили и постоянно не соглашались друг с другом, но с ним всегда было интересно общаться. А главное, несмотря на весьма брутальную манеру, Гейдар в глубине души все равно был типичным московским интеллигентом, хотя и скрывал это (может быть, даже от самого себя), — сказал Кагарлицкий.
Близкий друг председателя Исламского комитета России рассказал подробности о кончине учителя
— Руслан, расскажите для начала, что все-таки произошло с Гейдаром Джахидовичем? Из-за чего он скончался?
— Он долгое время болел. Это было связано с онкологией. В Алма-Ату он приехал на лечение и здесь умер.
— И похороны состоятся там же?
— Он скончался в Алма-Ате. Заранее он решил быть похороненным здесь. Такая была его предсмертная воля. Он долгое время болел, активно скрывал свою болезнь, никому не говорил, не показывал. Но земной срок подошел к концу. Только самые близкие знали об этом. С такой болезнью долго не живут, потому старались найти выходы, лечиться.
— Действительно ли он был для вас учителем?
— Да, я был у него учеником, заместителем во многих делах, в том числе и по Исламскому комитету. Долго время находился рядом с ним, прошел с ним долгий путь своего духовного и интеллектуального становления. Это был человек фундаментальный, большой во всех смыслах, знаком качества и паролем для многих людей разных политических и идеологических взглядов, мусульман, христиан. У него была мощная харизма, он притягивал людей. Человеком был очень принципиальным и честным.
— Когда будут похороны?
— Завтра в 11 часов.
— Планируется какая-нибудь панихида, прощание с Джемалем?
— Будет мусульманский обряд — джаназа-намаз. Будут местные люди, кто-то прилетает. В Москве планируется провести вечер памяти. Все друзья, знакомые, кто не сможет проститься здесь, смогут принять участие в вечере памяти. Поскольку смерть случилась сегодня, то пока организационный момент (по траурному вечеру в Москве, — прим. ред.) еще не прорабатывался.
— Кто-нибудь из России изъявил желание приехать в Казахстан, чтобы попрощаться с мархумом?
— Родственники, близкие друзья. Пока люди едут, трудно сказать…
— Скажем, Максим Шевченко, который очень уважал Джемаля, приедет?
— К сожалению, он не сможет приехать. У него определенные трудности, семейные обстоятельства, хотя очень хотел. Звонят, выражают соболезнования. Например, муфтий Равиль Гайнутдин и другие люди, которые его знают. Здесь чисто техническая проблема: у нас в Казахстане другие номера телефонов, не все могут дозвониться. Кто может — дозванивается, пишет.
— Почему он пожелал, чтобы похоронили в Алма-Ате?
— Эта была его воля, связанная с тем, что он долгие годы в 1980-х провел в горах в Таджикистане. Он очень любил горы и хотел, чтобы его похоронили рядом. Он не хотел связывать себя с местами, которые, на его взгляд, не соответствовали его пониманию. Он будет похоронен в предгорьях Тянь-Шаня.
Надежда Кеворкова журналистка, специализирующаяся на вопросах Ближнего Востока:
— Это человек, который впервые на русском языке заговорил о… (плачет). Он заставил слышать и уважать ислам. Он сделал так, что мусульмане научились говорить по-русски, научились бороться за свою веру. Он был человеком, конечно, который внушил надежду, и он оставил такое количество трудов, такое количество своих высказываний бесценных, которые позволяют мусульманам дышать…
Расул Тавдиряков исламский блогер
В конце лета мы с ребятами навещали его. Он находился у себя дома в центре Москвы — до того, как совсем не слег. Мне сказали, что он болел, попросили долго его не задерживать, но это было незаметно: он держался бодро, давал наставления. Мы привезли ему плов, фрукты, посидели с ним два часа.
Его идеи ушли на много лет вперед, обогнали ту мысль, которая зарождается в сегодняшние дни. Он опередил свое поколение. К его мыслям мы придем через некоторое время. К сожалению, его многие не понимали, неоднозначно к нему относились. Просто наш уровень не дошел до той степени, которой достиг наш великий учитель.
Биография
Гейдар Джемаль родился 6 ноября 1947 года в Москве. Отец — художник Джахид Джемаль, азербайджанец, мать русская — профессиональная наездница Ирина Игоревна Шаповалова.
Его отец, Джахид (Джаид) Шамиль оглы Джемаль (1928—2011), заслуженный художник России. Он родился в селении Гюлаблы в Азербайджане. Учился в Азербайджанском государственном художественном училище им. Азима Азимзаде. Окончил Московский художественный институт им. Сурикова по специальности художник-живописец, член Союза художников СССР (с 1957 года), преподавал сначала в МАРХИ, а затем в Строгановке.
Начиная с 1977 года Джахид Джемаль работал в МГТУ им. А. Косыгина, где занимал должности доцента, а позже профессора кафедры рисунка и живописи. На протяжении двадцати четырёх лет, с 1982 по 2006 гг., являлся заместителем декана факультета прикладного искусства.
Дед по отцу сначала возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом в НКВД Закавказской республики, во время Великой Отечественной войны был военным комиссаром Карабаха, затем председателем Верховного суда Азербайджанской ССР.
Мать Джемаля была дрессировщицей крупных хищников, держала в театре Дурова рысь по кличке Мерси.
Её отец был высокопоставленным партийным деятелем, профессором немецкой классической философии. Именно он оставил в наследство внуку любовь к философии и превосходную библиотеку. По материнской линии Джемаль — прямой потомок генерала Шепелева.
В 1965 году, после окончания школы поступил в Институт восточных языков при МГУ, но через год был отчислен из него с формулировкой «в связи с проявлением буржуазного национализма». Работал токарем, а также подрабатывал репетиторством, преподавая иностранные языки. Недоучившегося студента устроили корректором в издательство «Медицина». Там он познакомился с выпускником биологического факультета МГУ Ильёй Москвиным. Тот работал в «Медицине» редактором, занимался литературой по психиатрии. Джемаль говорил знакомым, что Москвин «открыл ему новый мир». Кроме психиатрии, Москвин познакомил Джемаля в начале 1968 года с «шизоидным подпольем» (кружок на Южинском). К тому времени Джемаль уже был женат, у него рос сын Орхан.
В 1979 году установил связи с исламскими кругами в Таджикской ССР. В то же время наряду с философом А. Г. Дугиным вступает в эзотерический кружок «Чёрный орден SS», группировавшийся вокруг Евгения Головина.
В конце 1988 года Джемаль вместе с Дугиным вступил в общество «Память», став членом координационного совета, но менее чем через год с ним же был исключён за то, что «контактировал и контактирует с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка, в частности, с неким писателем Мамлеевым».
С 1989 года принимает участие в исламской политической деятельности в СССР.
До июня 1989 года состоял на учёте в МВД СССР как больной шизофренией с инвалидностью второй группы.
В 1990 году Гейдар Джемаль принял участие в создании в Астрахани Исламской партии возрождения и стал заместителем председателя этой партии.
В том же году он создал независимый информационный центр «Таухид» и с 1991 по 1993 год издавал газету «Аль-Вахдат» («Единение»).
С 1993 года начал издавать журнал «Ат-Тавхид» («Единобожие»).
В 1993 году принял участие в Хартумской конференции, на которой была создана международная мусульманская организация «Исламский комитет».
Летом 1995 года создал и возглавил «Межрегиональное общественное движение Исламский комитет» (официально зарегистрированное в декабре).
С 1993 по 1996 год Гейдар Джемаль вёл исламский раздел в передачах «Ныне» на Первом канале, «Все суры Корана» на канале «Культура» и «Тысяча и один день» на канале РТР . Религиовед Р. А. Силантьев отмечает, что «на закрытие этих программ не в последнюю очередь повлиял маргинальный философ Гейдар Джемаль, не стеснявшийся использовать их для пропаганды своих экстремистских взглядов».
В 1998 году прочитал на философском факультете МГУ лекции на тему «Традиция и реальность».
На выборах депутатов Государственной Думы в 1999 году пытался пройти по списку политического блока «Движение в поддержку армии».
10 марта 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».
Становление
В начале восьмидесятых сблизившиеся Гейдар Джемаль и Александр Дугин стали участниками организации русского национального возрождения «Память», но Джемаль не смог продержаться там долго: уже меньше чем через год он был выгнан оттуда по обвинению в общении с кругами оккультистского толка. В это же время Джемаль начал активно связываться с исламскими кругами, получив у них поддержку.
Поскольку Гейдар Джемаль нигде не работал, журналист Григорий Нехорошев написал в газете статью, где рассказывал, что Джемаль специально притворялся душевнобольным, чтобы его посадили в психоневрологический диспансер и, тем самым, милиция прекратила бы разыскивать его за тунеядство.
В девяностых годах его жена Елена сдружилась с женой Юрия Мамлеева. Вскоре она стала тесно общаться с Евгением Головиным и через несколько месяцев, разведясь с Джемалем, вышла замуж за Головина. Мамлеев описывает Елену как очень необычную и интересную женщину, которая стала прототипом для многих героинь его произведений, в частности – в «Шатунах».
«В жизни он был крутой пацан!»
Рустам Батров попросил Орхана более детально раскрыть личность отца, рассказав, каким он был в быту. По словам того, внешний мир знал Гейдара, возможно, как единственного современного русскоговорящего философа-мусульманина.
— Но был зазор между этой интеллектуальной глыбой и реальным Гейдаром, потому что в жизни он был крутой пацан! Очень храбрый, у него был трезвый, беспощадный взгляд, граничащий с цинизмом. Мог не щадить чувств, при этом был либерален. Иногда я говорил: «Не согласен, но если ты дашь команду, я подчинюсь, выполню твой приказ». На что он говорил: «Приказ — это не мой метод, ты должен согласиться и сделать то, в чем не согласен», — рассмешил зал Орхан.
По его словам, отец одновременно был веселым, бесстрашным, сентиментальным и мягким. На вопрос: почему Гейдар в последние годы своей деятельности исчез с телеэкранов, последовал ответ, что телевидение нынче поменялось. Гости также спрашивали: какими языками владел Джемаль. Оказалось, что философ хорошо говорил на шести языках: английском, французском, немецком, персидском, арабском (хотя сам считал, что знает его плохо), азербайджанском и монгольском. «У него был большой интерес к филологии, он с любовью относился к языкам», — отметил Джемаль-младший.
Тимур Шангареев, руководитель информационно-аналитического центра «Новое прочтение», сравнил Гейдара с «гигантом», который держит нас, «карликов», на своих плечах. Посетовал, что сейчас Джемаля мало читают, хотя «каждое его слово на вес золота».
Динмухамед Миржакып из Казахстана, в чьем доме прошли последние дни философа, рассказал, что Джемаль сыграл в его жизни основополагающую роль в формировании критического мышления и исламского взгляда.
— И вообще, до меня очень обоснованно и подробно было доведено, чем является то послание, с которым приходили наши пророки единобожия. В моем сердце был открыт принцип понимания, — отметил друг Джемаля.
Динмухамед также рассказал о книге, посвященной своему учителю, которую готовит к изданию. Это сборник его статей и выступлений «Политическая философия», который выйдет до конца года.
Книги
К этому времени Джемалю удалось издать целый ряд книг на темы политики, религии и философии, а также сборник авторских стихотворений. В 2003 году он издал еще один стихотворный сборник, а еще через год – сборник политических статей «Освобождение ислама», в котором Джемаль четко описывал и объяснял свои левые взгляды на политику и теологию. Основной почвой для размышления о теологии для Гейдара Джахидовича был термин «авраамическая религия», которая, как считал он сам, таила в себе дух освобождения. Также в этой книге Джемаль сопоставлял борьбу Старого и Нового Света, двух закрепившихся систем. Старый Свет — это то место, где родились все три основные религии, то место, которому пытаются противостоять США.
Максим Шевченко о Гейдаре Джемале
Максим Шевченко, журналист, политик: «Поэзия Гейдара напоминает мне великолепное оружие, чеканное, без излишних орнаментов, без серебряных или золотых насечек, но самой лучшей стали. Она достаточна, проста и одновременно она удивительно сложна. Ты берешь какую-нибудь саблю из дамасской стали, которая тебе кажется, что эта железка не украшена особенно ничем, но такую сталь, вот любой поймет, что эта сталь смертельна. Удар этой сабли, дамасской стали, он разрушит меч, который будет поставлен перед ним. Вот поэзия Гейдара для меня это такой меч, это дамасская сталь, это отточенная и выверенная мысль.
1998.
Советский писатель Дании Хармс однажды сказал, что стихи нужно писать так, что, если бросить стихом в стекло, то стекло разобьется. Если же говорить о поэзии Гейдара Джахидовича Джемаля, то его стихи, то его стихи способны были не просто бить стекла, но и прожигать насквозь землю.
Гейдар Джемаль, стихотворение «Моей жене»:
Гейдар Джахидович Джемаль не напишет больше ни единой строки, однако он продолжает с нами говорить. Он говорит с нами со страниц своих книг, открывая перед нами все новые и новые горизонты. Теперь, когда он уже там, а мы все еще здесь, нам предстоит тяжелейшая задача нового осмысления великого наследия Джемаля. Иногда кажется, что без Гейдара в этом мире слишком темно. Однако же, как любил повторять он сам, самое темное время всегда перед рассветом.
Перечеркнув двух с половиной тысячелетнюю философскую мысль
Гейдар Джемаль: «Почему в зеркале отражаются предметы? Они отражаются за счет того, что свет ударяется в эту поверхность и не идет дальше, потому что сзади есть черная амальгама. Свет струящийся, легкий такой вот поток, субтильный поток энергии, а черная амальгама, блокирующая сзади стеклом – это антитеза и внутри нас такая же антитеза. Внутри нас антитеза всему сущему. И это является даром Всевышнего тем, кто имеет отношение к Адаму. Аллах вложил в него от своего духа и эта частица, вложенная в него рухулла, духа Всевышнего духа Алллаха, она и есть та абсолютная оппозиция безграничной глине, из которой сам Адам и создан.
Каждый из нас, свидетельствуя эти стены, друг друга, людей вокруг себя, качество момента проживаемого им, способен это делать только потому, что Он не тождественен ничему. Творец не подобен ничему. И та точка внутри нас, которая является моментом понимания, факелом, освещающим среду вокруг, она тоже не подобна ничему. Это совпадение чисто отрицательное. Не тождества Творца сущему и не тождества внутри каждого из нас, внутреннего свидетеля сущему, благодаря чему это сущее для нас проявляется в качестве организованного мира».
Руслан Айсин, политолог, ученик Гейдара Джемаля: «Вот этот вот известный дельфийский тезис, который был начертан над храмом Пифий в Дельфах: «Познай самого себя и познаешь мир» — это и есть самый главный смысл вот этого монизма. Гейдар его преодолел и я считаю его ценность, главная заслуга его в том, что он смог на самом деле концептуально перечеркнуть всю двух с половиной тысячелетнюю философскую мысль. Кого бы вы ни открыли, Платона или Хайдеггера, они говорят об одном и том же. Но приходит Гейдар, который все это осмыслил и достаточно четки, их же языком опровергает это. Он говорит о трансцендентном, он говорит об исламе, языком как бы философии, языком метафизики и это, я считаю, то главное достояние, то главное наследие, которое еще предстоит нам долго изучать и штудировать».
Наталья Мелентьева, философ, публицист: «Он смотрел на все вещи с очень неожиданной стороны. Он разоблачал банальность, просто как пришпиливал ее такой булавкой, то есть я трепетала, потому что весь мой дискурс, я была студенткой или даже уже после аспирантуры философского факультета, но все, что я выдавала, подвергалось такому раскладу, разложению, такому разделению, диакрисису, после которого просто хотелось руками развести. Всегда очень улыбчив, всегда очень доброжелателен.
Он органически вас подкалывал и понимаете, что вы находитесь в какой-то клетке какой-то банальности, какого-то стереотипа и что лучше поменять взгляд, лучше сдвинуться куда-то с точки, на которой вы стоите. Это было настолько красиво. Мир просто начинал искриться, играть, потому что это фантастическое бытие.
Он приглашал вас к фантастическому бытию. Он предлагал нам совершенно неожиданный ракурс рассмотрения вещей. Я скорее не очень все понимала, я просто скорее понимала импульс, поэтому я не могу похвастаться знанием, во-первых, догматической стороны ислама или там каких-то нюансов. Я знаю только в самых общих чертах, но мне было всегда интересно, это восторг. Вообще общаться с Гейдаром всегда было восторгом. И самое интересное, что он от самых высочайших метафизических парабол переходил к самым простым вещам, которые тут же встраивались в эту параболическую систему его ислама и блистали тоже своими особыми гранями».
Последние годы жизни и смерть
6 декабря 2016 года было объявлено, что скончался философ и известный общественный деятель Гейдар Джемаль. Причина смерти – рак.
В последние дни октября 2016 года врачи обнаружили у Гейдара Джемаля рак. Он поехал в одну из больниц в Алматы и полтора месяца лежал там на лечении. Все дни, которые он провел в больнице, его мучили сильные боли. Но, к сожалению, врачи не смогли его спасти, и Гейдар Джахидович скончался, не дожив год до своего семидесятилетия.
Он заранее определил место своего будущего захоронения. Это была тюркская земля в Алматы, общепринятое у мусульман место для похорон. Джемаль просил, чтобы его тело не перевозили в Москву, а похоронили здесь же, в Алматы, на тюркской земле, как это принято у мусульман. В наши дни его могилу можно найти на городском кладбище Баганашил.
Биография Гейдара Джемаля являет собой интереснейшую историю, насыщенную событиями, интригами и загадками. В сердцах людей Гейдар Джемаль остался одним из умнейших философов последних лет, а также человеком, который всегда был честен перед собой и перед другими.
Известный религиозный деятель Гейдар Джемаль скончался в Казахстане на 70-м году жизни. Он оставил после себя книги и философские работы. Общественность также запомнит Джемаля тем, что он оправдывал действия некоторых террористов на Северном Кавказе. Ранее ФСБ возбудила два уголовных дела в отношении религиозного деятеля, однако до суда они не дошли.
Гейдар Джемаль родился 6 ноября 1947 года в Москве. Его отец Джахид Джемаль был художником, азербайджанцем по национальности. Мать — профессиональная наездница Ирина Шаповалова — работала в Театре имени Дурова. По материнской линии Джемаль — прямой потомок генерала Дмитрия Шепелева, участника войны 1812 года, освободившего от Наполеона Восточную Пруссию.
Взгляды
Практически никто не смог однозначно сказать о политической позиции и философских предпочтениях Гейдара Джахидовича. Некоторые говорили, что он был оккультистом-эзотериком, а по вероисповеданию — мусульманином шиитского толка.
Многие люди, лично знавшие Джемаля и его философские убеждения, называли его фигурой, которая относится к левым исламским силам и проповедует антисистемный интернационал, и при этом — очень образованным человеком. Интересно замечание известного социолога Бориса Кагарлицкого о том, что Джемаль был не просто теологом, философом или политическим деятелем, а человеком, который стоял отдельно от всех и имел собственные убеждения, которые в общем понимании противоречили убеждениям даже мусульманского духовенства. Одновременно с этим Джемаль имел антиамериканскую позицию, и данное его сопротивление политике Соединенных Штатов рассматривалось всеми как восстание против капиталистического общества.
В 1999 году Джемаль публично сказал, что в войне на территории Кавказа заинтересован в первую очередь официальный Кремль и президентское окружение.
Библиография
- Революция пророков. — М.: Ультра.Культура, 2003. — ISBN 5-98042-018-5.
- Освобождение ислама. — УММА, 2004. — ISBN 5-98587-006-5.
- Окно в ночь. Стихотворения. — Екатеринбург: Ультра.Культура, 2004. — ISBN 5-9681-0020-6.
- Исламская интеллектуальная инициатива в XX веке. — UMMAH, 2005. — ISBN 5-98587-017-0. (под общей редакцией Г. Джемаля)
- Стена Зулькарнайна. — Социально-политическая мысль, 2010. — ISBN 978-5-91579-047-5.
- Фузеи и Карамультуки. — Социально-политическая мысль, 2010. — ISBN 978-5-91579-040-6.
- Дауд vs Джалут (Давид против Голиафа). — М.: Социально-политическая мысль, 2011. — 388 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91579-046-8.