Сюжет[править | править код]
Группа альпинистов под руководством опытного Виталия Ломова, бывшего фронтовика, отправляется в Сванетию для покорения горы Ор-Тау. По пути они заходят в селение, где живёт пожилой Виссарион — друг Ломова и отец альпиниста Илико, погибшего в горах.
По прибытии к горе внизу обустраивается базовый лагерь, в котором остаются радист Володя и врач Лариса, а четверо альпинистов отправляются на вершину.
На следующий день Володя получает сообщение о приближении циклона и передаёт приказ группе сойти с маршрута. Принявший радиограмму альпинист Геннадий перед выбором — выполнить приказ и спуститься вниз, оставив вершину непокорённой, или рискнуть и пойти на штурм вершины (а тогда Геннадий заслужит и уважение Ларисы, которой явно симпатизирует). Он решает скрыть эту информацию от своих спутников.
Альпинисты достигают вершины, но на спуске с неё их настигает снегопад и гроза. Одного из альпинистов ранит молния, у Геннадия — обморожение рук.
Покорителей ожидает трудный путь назад, в базовый лагерь. Группа разделяется на две пары — Геннадий и Ломов спускаются вниз, оставив Риту и раненного Александра в снежной пещере с небольшим запасом еды. По пути в базовый лагерь Геннадия поражает снежная слепота. Он вместе с Ломовым случайно натыкается на палатку, засыпанную снегом. В палатке им удаётся разжечь примус и немного согреться. Ломов обнаруживает записку, из которой становится ясно, что её автор — Илико, который сломал ногу во время восхождения и погиб от холода. Когда примус погас, Геннадий признался спутнику, что он знал о подходе циклона, но скрыл информацию от товарищей. Ломов принимает это без эмоций и спускается вниз в одиночестве. Ему удается достичь базового лагеря и привести помощь, все герои спасены.
Песни[править | править код]
В фильме звучат следующие авторские песни В.Высоцкого:
- «Песня о друге» («Если друг оказался вдруг…») — написана ночью под впечатлением рассказа консультанта фильма Леонида Елисеева о подъёме в 1955 г. по северному склону Главного Кавказского хребта — по вине одного из альпинистов с ним сорвались ещё четверо, получив различные травмы, а один остался посередине ледового склона без страховки; Елисеев из последних сил поднялся на 70 м и вызвал по рации спасателей.
- «Свои обиды каждый человек…»;
- «Военная песня» («Мерцал закат, как блеск клинка…»). Другое название — «Баллада об альпийских стрелках»;
- «Вершина» («Здесь вам не равнина…») — съёмочная группа пошла на выручку альпинистам из ЦСКА, восходившим на пик Вольная Испания и простоявшим трое суток на 30-сантиметровом карнизе в одной связке с погибшим от камнепада товарищем;
- «Прощание с горами» («В суету городов и в потоки машин…») — появилась, когда, просмотрев смонтированную версию фильма, съёмочная группа решила, что окончанию фильма не хватает завершённости, некой эмоциональной составляющей.
Песня «Скалолазка» («Я спросил тебя: „Зачем идёте в гору вы?“…») в фильм не вошла — как и сцена, в которой её предполагалось использовать. Считается, что песня посвящена Рите Кошелевой.
Четыре песни из фильма («Прощание с горами», «Песня о друге», «Вершина» и «Военная песня») вышли в октябре 1967 года на гибкой грампластинке «Песни из кинофильма Вертикаль» (фирма «Мелодия»). Тексты песен были напечатаны там же на конверте пластинки.
Дополнительные фактыправить | править код
- Отрывок фонограммы «Песни о друге» из фильма («художественный свист») был использован в 1-м и 10-м выпусках мультсериала «Ну, погоди!».
- Фонограмма песни «Свои обиды каждый человек…» из фильма является её единственным известным авторским исполнением.
- Ларисе Лужиной — своей партнёрше по фильму — Владимир Высоцкий посвятил известную песню «Она была в Париже», написанную в августе 1966 года там же на съёмках.
Первые роли
Согласитесь, что иногда талантливым людям образование и не нужно. А талант у Маргариты Кошелевой несомненно был. Он и помог ей оказаться на съемочной площадке фильма «Это было весной».
Режиссёр отметил молодую яркую актрису. Дал ей небольшую роль в своем следующем фильме – «Катя-Катюша». Здесь Маргарита и встретила своих будущих киношных подруг из «Сверстниц» — Людмилу Крылову и Лидию Федосееву.
Владимир Гусев и Маргарита Кошелева в фильме «Катя-Катюша», 1959 год
Конечно же, роль красавицы-студентки театрального училища Киры Богдановой стала единственной главной и запоминающейся в творческой карьере Маргариты Кошелевой. «Сверстницы» на какое-то время даже принесли актрисе известность.
Говорят, что именно В. Высоцкий, сам тогда еще выпускник театрального училища, пригласил Маргариту сходить попробоваться в эту картину. Он и сам получил крошечную роль, и подруге желал хоть какой-нибудь работы. А получилось, что Кошелева приглянулась режиссёру именно на роль Киры.
Маргарита Кошелева в фильме «Сверстницы», 1959 год
После они встретились на съёмочной площадке фильма «Вертикаль». Здесь Маргарита наравне с мужчинами занималась с инструкторами. И, получив значок альпиниста, сама выполняла все трюки.
Конечно же, многие были уверены – у Кошелевой был роман с Высоцким. Недаром же С. Садальский упоминал, что свою знаменитую «Скалолазку» бард посвятил актрисе.
Но Маргарита Николаевна к тому времени была уже счастлива в браке. И ни о каком романе не могло идти и речи. Они с Владимиром Семёновичем просто дружили.
Кадры из фильма «Вертикаль», 1966 год
Съемки фильма «Они были актерами»
Фильм снимался осенью 1980 года на улицах Симферополя и в Ханском дворце в Бахчисарае. В фильме часто фигурирует здание Крымского академического русского театра им. Горького. Здания на улице Пушкина, Шмидта. Марширующих «фрицев» в массовке изображали курсанты Симферопольского высшего военно-политического училища.
Один из эпизодов показывает, как оккупанты набросили на шею памятника Пушкину, находящегося на пересечении улиц Пушкинской и Горького, веревку, чтобы скинуть статую. Здесь имеется неточность — памятник появился только через 22 года после окончания войны — в ноябре 1967-го.
В заключительном эпизоде картины нацисты ведут подпольщиков к месту казни по живописной холмистой местности в районе улиц Мате Залки и 51-й Армии. На самом деле, кстати, патриотов ликвидировали в совхозе «Красный» возле Евпаторийского шоссе, на противоположной окраине города.
Ханский дворец — одно из мест съемки фильма «Они были актерами»
В покоях Ханского дворца в Бахчисарае в фильме беседуют фашисты Ганс фон Вине, Курт Кристман и Вальтер Керер. Флаги со свастикой на фоне минаретов, фашистский патруль у Фонтана слез и бюста Пушкину.
Фашисты сидят в ханских покоях и замечают: «А вы хорошо устроились! Да, ханы умели жать!». Курт Кристман говорит тост: «За благодатный Крым! За Готенберг, которым станет Симферополь. За Теодорихсгаден – так будет назван Севастополь! Ура!».
Фильм очень сильный, правдивый и качественный. Его необходимо посмотреть всем, кто интересуется историей Великой войны, а каждый настоящий симферополец — посмотреть этот фильм просто обязан. Чтобы знать, чтобы помнить, чтобы гордиться.
В 2000 году режиссер Александр Баланов снял документальный ильм «После премьеры — расстрел. История одного предательства», открывающий новый взгляд на то, кто и как предал группу «Сокол».
Кадры из фильма «Они были актерами»
Сценарий
По воспоминаниям Сергея Тарасова, основой сценария послужил рассказ его шурина Владимира Копалина, поднимавшегося в 1965-м на пик Ленина: «У меня была история не о том, что люди лезут в горы, а про неизвестного солдата, так сказать, который выполнил самую трудную работу в горах, чтобы доказать, что не виноват в трагедии, случившейся на прошлом восхождении». Отснятый материал Тарасова не воодушевил, однако после знакомства с Высоцким сценарист решил, что с его балладами в фильме появятся «и смысл, и ясность».
Рабочее название сценария — «Одержимые». По воспоминаниям Александра Кузнецова, ему пришлось дорабатывать сценарий во время съёмок фильма .
Королева эпизода
Актриса отличалась яркой привлекательной внешностью. Сыграла около 30 ролей в кино. Но ведущих образов она больше ни в одном из фильмов не воплотила.
Хотя картины с её участием можно назвать золотым фондом советского кино. Это: «Адъютант его превосходительства», «Аты-баты, шли солдаты…», «Рождённая революцией». А также «Ключи от неба», «Алые погоны», «Варькина земля», «История одной любви»…
1. «Вниманию граждан и организаций», 2. «Адъютант его превосходительства», 3. «Аты-баты, шли солдаты», 4. «Ключи от неба», 5. «Не отдавай королеву», 6. «История одной любви».
Друзья отмечали, что муж во многом содействовал тому, чтобы для его супруги находились роли.
Зачем штурмуют вершины?
Сам Владимир Семёнович вспоминал о написании песен для фильма «Вертикаль» следующее: «Когда спрашиваешь альпинистов, зачем они штурмуют вершины, ни один не может объяснить. Заслуженный мастер спорта по альпинизму Елисеев на мой вопрос, зачем он когда-то впервые полез в горы и почему делает это до сих пор, ответил: «Сперва чтобы проверить, что я есть за человек. А сейчас просто любопытно, что за люди кругом?» Знаете, в горах нельзя надеяться на скорую помощь и на милицию, там может помочь только твой друг, его рука, ты сам и случай. Когда мы делали фильм, пытались ответить на вопрос: «А зачем собственно люди ходят в горы? Что их там привлекает?» И, пока киногруппа пытались ответить на этот вопрос, я написал несколько песен альпинистских для себя и своих друзей. Альпинисты, услышав песни, попросили вставить их в картину. Через большое сопротивление (имеется в виду киностудия) их вставили».
Тогда Высоцкий действительно был в опале, и кто-то из Госкино угрожал неприятностями, если в картине прозвучат песни неугодного барда. Но в итоге все композиции остались.
Из балерины в актрисы
Маргарита Николаевна родилась 1 декабря 1939 года в столице. Всё детство Риты было связано с мечтой стать балериной. Занятия, упорные тренировки и бесконечные репетиции были главной составляющей жизни ребёнка.
После школы девушка стала студенткой хореографического училища при Большом театре. Правда с возрастом хрупкая Рита превратилась в статную и довольно высокую барышню. Она могла бы выходить на сцену в кордебалете. Но вряд ли бы Кошелевой доверили роль Примы. Унывать Маргарита не стала. И решила круто изменить свою судьбу, попробовав стать актрисой.
Маргарита Кошелева в молодости
Ходили слухи, что родители Кошелевой были людьми не бедными и имели большие связи. Мол, они пристроили свою дочь, не обладающую балетной внешностью в училище. Они же и помогли оформить её на студию А. Довженко. Точных данных этому нет. Но актёрского образования Маргарита Николаевна точно не получала.
Стечение обстоятельств
Второй режиссер фильма Степан Пучинян вспоминал, что изначально на главную роль радиста Володи планировали пригласить Юрия Визбора, который и сам занимался горным туризмом, и к тому времени написал такие известные «горные» песни, как «На плато Расвумчорр не приходит весна» и «Домбайский вальс» («Лыжи у печки стоят…»). Визбор прошел «пробы», но постоянно переносил сроки приезда и в итоге отказался от съемок, о чём, как утверждали причастные, потом сожалел. Тогда решили позвать Высоцкого. По некоторым сведениям, сценарий показался ему малоинтересным, но зато подкупила возможность выступить автором и исполнителем песен. На своих концертах и встречах со слушателями Владимир Высоцкий часто рассказывал о съёмках в этом фильме:
В дополнение к этой истории Станислав Говорухин в одном из интервью рассказал, что идея пригласить Высоцкого сняться в фильме появилась после того, как ему с Дуровым как дипломникам ВГИКа пришлось принять к постановке «горевшую» на Одесской киностудии картину. Постановщики решили сделать не просто фильм об альпинистах, а романтическую поэму о горах. Для поэмы требовались песни.
Мама, ку!. Фильм «Кин-дза-дза!» и музыка к нему создавались нелегко
Подробнее
Сюжет
Сюжет фильма основан на реальных событиях. Когда фашисты заняли Симферополь, актеры драматического театра вошли в подпольную группу «Сокол», которую возглавили главный художник театра Н.А. Барышев и актриса А.Ф. Перегонец. В опасной и трудной обстановке действовали актеры-подпольщики… Это уникальный случай в истории, когда подпольщиками стали люди совершенно мирной профессии, оказавшиеся способными не только играть героев на сцене, но и стать героями в жизни.
Курсанты в образе фашистов маршируют по Пушкинской. Съемки фильма «Они были актерами»
Реальные события
Советским командованием была разработана уникальная диверсионная операция «Премьера». Уникальность в том, что исполнители не отборные диверсанты, а группа простых театральных актеров, объединенных в начале 1942 года в подпольную группу «Сокол». Гитлер планировал посетить Крым осенью 1943 года. Основной пункт программы — открытие железнодорожного моста «Керчь-Тамань» через Азовское море. А вот побывать на премьере русского драмтеатра в оккупированном Симферополе фюреру настоятельно рекомендовала его любимая актриса, по совместительству – одна из лучших советских разведчиц Ольга Чехова. За месяц до предполагаемого приезда фюрера двойной агент сообщает в СД о бомбе, заложенной подпольщиками в театре. Немцы разминируют правительственную лоджию, не подозревая, что еще восемь ящиков со взрывчаткой замурованы в подвале и ждут своего часа.
Гитлер в Крым не приехал, а героям-актерам не удалось дожить до победы — за три дня до освобождения родного Симферополя их расстреляли на окраине города.
Аристарх Ливанов на фоне крымского пейзажа. Фильм «Они были актерами»
В 1973 году состоялась премьера спектакля «Они были актерами» В. Орлова и Г. Натансона, постановочный коллектив которого в 1974 году был награжден Золотой медалью им А. Попова, а в 1977 году спектакль был удостоен Государственной премии СССР. Ныне «Они были актерами» вновь в репертуаре театра.
В ролях[править | править код]
Имена почти всех главных героев-альпинистов (кроме Виталия Ломова) соответствуют актёрам, которые их сыграли.
- Владимир Высоцкий — Володя, радист
- Лариса Лужина — Лариса, врач
- Геннадий Воропаев — Геннадий, альпинист, скрывший радиограмму
- Георгий Кульбуш — Виталий Петрович Ломов, участник Великой Отечественной войны, руководитель экспедиции
- Маргарита Кошелева — Рита, альпинистка
- Александр Фадеев — Александр Никитин, альпинист, поражённый молнией
- Бухути Закариадзе — Виссарион, отец погибшего альпиниста Илико
- Леонид Елисеев — радист, немец
- Расми Джабраилов — Юртайкин (нет в титрах)
- Светлана Живанкова — девушка, встречающая Геннадия (нет в титрах)
Фото 7
Двухсерийная лирическая комедия о том, что красота далеко не самое главное, что иногда нужно для спасения.
По словам режиссера картины Ольги Лысенко ( « Лапушки»), история, рассказанная в «Королеве при исполнении», похожа на всем знакомый голливудский кинохит «Мисс конгениальность» с Сандрой Буллок.
Главную роль в телефильме «Королева при исполнении» сыграла Ольга Арнтгольц, причем актриса воплотила сразу два образа – оперативника Дашу и королеву красоты Веронику, хотя изначально режиссер картины планировала снять в своем фильме не только Ольгу, но и ее сестру Татьяну Арнтгольц. Коллегами Ольги Арнтгольц по съемочной площадке стали Стас Бондаренко, Дмитрий Ефремов и др.
Съемки «Королевы при исполнении» проходили летом 2017 года в Москве. Эпизоды в полиции снимали в построенных павильонах, а все сцены в отеле, где по сюжету живут участницы конкурса красоты, – в реальных интерьерах столичных гостиниц.
Сюжет фильма Королева при исполнении
Главная героиня фильма «Королева при исполнении» – 26-летняя обаятельная следователь Даша. Правда, сама девушка не считает себя красавицей, так что, е сли бы ей кто-то объявил, что она станет одной из претенденток на получение громкого титула королевы красоты, она, определенно, ответила, что это совершенное безумие. К признанию у противоположного пола Дарья никогда не стремилась, а к своей внешности относилась совершенно равнодушно.
Даша всегда хотела лишь одного: заниматься расследованием преступлений и ловить бандитов. И свою мечту она воплотила в жизнь, дослужившись к 26 годам до капитана полиции. Однако жизнь ее меняется кардинально после того, как ей поручают дело о покушении на одну из участниц городского конкурса красоты.
Сначала Даша решает, что в этом деле нет абсолютно ничего сложного. Но понять все хитросплетения страстей и интриг ей удается далеко не сразу. Чтобы найти злоумышленников, Даша была вынуждена надеть ненавистные ей шпильки, завить кудри, нарастить ресницы. Но Дарья все равно настроена решительно в стремлении доказать: сила девушки далеко не только в красоте, а еще в кое-чем.
В ТЕМУ
Изначально Николай Рашеев и Эрнест Мартиросян под влиянием нашумевшего фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков» написали такой режиссёрский сценарий, что получился сюрреализм: альпинисты ползут по Красной площади, вбивая ледорубы в брусчатку… Директор Одесской студии Геннадий Збандут отстранил их и пригласил Говорухина, у которого, кстати, был спортивный разряд по альпинизму, и Дурова.
Песня о друге
Муз. и сл. В. Высоцкого
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а — так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, —
Парня в горы тяни — рискни!
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой —
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах не ах,
Если сразу раскис — и вниз,
Шаг ступил на ледник — и сник,
Оступился — и в крик, —
Значит рядом с тобой — чужой,
Ты его не брани — гони.
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.
Примечания
- Ор-Тау — вымышленная вершина. Из разговора Геннадия с врачом Ларисой следует, что группа Ломова впервые в истории осуществила восхождение на неё («Но там ещё никто не был»,— говорит Лариса. — «На этот раз ей придётся покориться», — отвечает Геннадий), что выглядит неубедительно, учитывая, что все значимые вершины Кавказа были покорены ещё в XIX веке (например, Эльбрус — в 1874 г., Дыхтау — в 1888 г., Коштантау — в 1889 г., Казбек — в 1868 г., Шхара — в 1888 г. и т. д.)
- ↑ . Дата обращения: 10 февраля 2020.
- А. Кузнецов. О сценарии кинофильма «Вертикаль» \\ Лед и пламень. Литературный альманах. — М.,: Эдельвейс, Советский писатель, 2002. — С. 43-46. — 184 с.
- «Монолог», запись 22.1.1980 года
- Л. Елисеев. О съемках фильма «Вертикаль» \\ Лед и пламень. Литературный альманах. — М.,: Эдельвейс, Советский писатель, 2002. — С. 49-66. — 184 с.
- Скобелев А. В. (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 сентября 2015.