Содержание фильма «Тихий Дон»:
Фильм «Тихий Дон» (1958) — советский трёхсерийный фильм-эпопея. Экранизация романа Шолохова.
Сюжет фильма «Тихий Дон»
Казачье селение. Молодой Григорий Мелехов (актёр Пётр Глебов) влюблён в замужнюю Аксинью Астахову (актриса Элина Быстрицкая). Аксинья тоже им интересуется. Односельчане осуждают их чувства. Муж Аксиньи избивает её, вернувшись с войны.
Мелехова сватают с Натальей Коршуновой (актриса Зинаида Кириенко). После свадьбы семейная жизнь не клеится. На хутор приезжает Осип Штокман (актёр Виллиан Шатуновский). Он рассказывает о том, что казаки произошли от русских. Один казак рассказывает историю: в Петербурге над ними подшутили студенты, подарив портрет Карла Маркса. Один из них сказал, что это его дед.
Григорий с Аксиньей сбегают из семей и становятся батраками в имении генерала Листницкого, Ягодное. Наталья хочет убить себя, перерезав косой горло.
Аксинья рожает. Григорий не уверен, что он отец ребёнка. В 1914 его забирают на службу. Штокмана арестуют. Начинается война, казаки едут на фронт.
В первом бою с австрийцами Григорий убивает двух противников. Аксинья теряет ребёнка. Сын генерала Листницкого, Евгений (актёр Игорь Дмитриев) утешает её.
Григорий попадает в госпиталь. Его Императорское Высочество лично вручает ему награду.
Григорий узнаёт о неверности Аксиньи. Он избивает её и Евгения, а затем возвращается к Наталье.
1916 год. Григорий стал полным георгиевским кавалером. Он рассказывает солдатам, как ему надоела царская служба. Отступая, Григорий спасает супруга Аксиньи.
На собрании объявляют, что власть получил Временный комитет ГосДумы. Есаул Калмыков (актёр Михаил Глузский) предлагает примкнуть к Корнилову. Хорунжий Илья Бунчук (актёр Пётр Чернов) хочет защитить революцию. Бунчук убивает Калмыкова.
Красные казаки Фёдора Подтёлкова (актёр Николай Муравьёв) сражаются с белыми. Побеждают красные.
Григорий приезжает к отцу. Он поддерживает Советскую власть, а отец против. Власть меняется. Григорий Мелехов смотрит на казнь красных казаков. Большевик Штокман требует ареста Григория. Красные берут в плен брата Григория, расстреливая его.
Григорий встречает Аксинью у реки и признаётся, что не может забыть её. Наталья просит Бога о наказании для мужа-изменника: Григорий снова с Аксиньей.
Наталья гибнет из-за аборта. Дарья (актриса Людмила Хитяева) тонет в реке. Отступая с белыми, Григорий берёт Аксинью. Заболев в дороге, она остаётся в избе крестьян.
Григорий бежит с хутора, потому что его должны арестовать. Аксинья умирает от пули антисоветских повстанцев. Григорий обнимает сына на хуторе.
Зинаида Кириенко
Актриса довольно быстро устроила свою личную жизнь. Ее супругом стал экономист Валерий Тарасевский. На тот момент актриса была уже известной на весь Союз. Так что ее выбор многим показался странным. Но женщина считала иначе.
Да, ее супруг зарабатывал намного меньше, но не нём держалась вся семья. Мужчина довольно легко смог отойти на второй план. А всё из-за того, что для своей супруги он всегда был на первом. Уход Валерия в 2004 году стал большим ударом для Зинаиды. Сама же актриса была госпитализирована в 2022-м с коронавирусом. На фоне ослабленного организма у женщины случился инсульт. Врачи не смогли ее спасти…
В ролях[править | править код]
Актёр | Роль |
---|---|
Пётр Глебов | Григорий Пантелеевич Мелехов |
Элина Быстрицкая | Аксинья Астахова, жена Степана Астахова, возлюбленная Григория Мелехова |
Зинаида Кириенко | Наталья Мироновна Мелехова (в девичестве Коршунова), законная жена Григория Мелехова |
Даниил Ильченко | Пантелей Прокофьевич Мелехов, отец Петра, Григория и Дуняшки, старший урядник |
Анастасия Филиппова | Василиса Ильинична Мелехова, жена Пантелея, мать Петра, Григория и Дуняшки |
Николай Смирнов | Пётр Пантелеевич Мелехов, старший брат Григория, хорунжий |
Людмила Хитяева | Дарья Матвеевна Мелехова, жена Петра |
Наталья Архангельская | Евдокия Пантелеевна Мелехова (Дуняшка), младшая сестра Петра и Григория, жена Михаила Кошевого |
Алексей Благовестов | Степан Андреевич Астахов, муж Аксиньи, сосед Мелеховых |
Александр Жуков | Мирон Григорьевич Коршунов, отец Натальи |
Александра Денисова | Марья Лукинична Коршунова, мать Натальи |
Борис Новиков | Дмитрий Миронович Коршунов (Митька), брат Натальи |
Александр Карпов | Григорий Коршунов (дед Гришака) |
Геннадий Карякин | Михаил Акимович Кошевой (Мишка) |
Елена Максимова | Кошевая, мать Михаила Кошевого |
Валентина Хмара | Машутка Кошевая |
Александр Шатов | Николай Алексеевич Листницкий, казачий генерал, владелец усадьбы Ягодное, отец Евгения |
Игорь Дмитриев | Евгений Николаевич Листницкий, казак, дворянин, сотник Атаманского полка |
Виллиан Шатуновский | Осип Давыдович Штокман, слесарь, уроженец Ростова-на-Дону, член РСДРП |
Александр Титов | Иван Алексеевич Котляров, казак, машинист моховской мельницы |
Вадим Захарченко | Прохор Зыков, казак, сослуживец Григория Мелехова |
Михаил Васильев | Хрисанф (Христоня) Токин, «здоровенный и дурковатый казак», служивший в Атаманском полку |
Дмитрий Капка | дед Сашка, конюх Листницких |
Сергей Юртайкин | Валет, иногородний, весовщик моховской мельницы |
Пётр Любешкин | Алексей Шумилин (Шамиль), казак хутора Татарского |
Пётр Чернов | Илья Дмитриевич Бунчук, новочеркасский казак, питерский рабочий, пулемётчик, большевик |
Николай Муравьёв | Фёдор Григорьевич Подтёлков, председатель СНК и комиссар по военным делам Донской советской республики |
Борис Муравьёв | Михаил Васильевич Кривошлыков, комиссар по делам управления Донской советской республики |
Михаил Глузский | Калмыков, есаул, сослуживец Евгения Листницкого |
Виктор Бубнов | Яков Ефимович Фомин, урядник, лидер антикрасновского мятежа в январе 1919 года и антисоветского — в 1921-22 годах |
Семён Свашенко | Андрей Гаранджа (не указан в титрах) |
Василий Щелоков | Сергей Платонович Мохов, богатый купец, хозяин магазина и паровой мельницы в хуторе Татарском (не указан в титрах) |
Любовь Соколова | жена Штокмана (не указана в титрах) |
Владимир Волчик | следователь (не указан в титрах) |
Борис Кордунов | Василий Михайлович Чернецов, полковник, командир партизанского отряда (не указан в титрах) |
Александр Граве | поручик, переводчик с английского языка (не указан в титрах) |
Николай Кутузов | «белый» генерал (прототип — П. Н. Краснов) (не указан в титрах) |
Инна Выходцева | Анна Погудко, еврейка из Екатеринослава, пулемётчица, возлюбленная Ильи Бунчука (не указана в титрах) |
Иван Рыжов | Харлампий Васильевич Ермаков, командир 1-й повстанческой дивизии во время Вёшенского восстания (не указан в титрах) |
Владислав Баландин | «белый» офицер (не указан в титрах) |
Юрий Дедович | «белый» офицер (не указан в титрах) |
Николай Граббе | офицер (не указан в титрах) |
Сергей Троицкий | Емельян (не указан в титрах) |
Пётр Кирюткин | хозяин хаты, у которого оставили больную Аксинью (3-я серия) (не указан в титрах) |
Ольга Маркина | хозяйка хаты, самогонщица (не указана в титрах) |
Василий Шукшин | матрос за плетнём (не указан в титрах) |
Сергей Корп | каскадёр (не указан в титрах) |
Долгая подготовка
Сергей Герасимов задумал экранизировать любимый роман Михаила Шолохова еще в 30-е годы. К 1939 г. замысел окончательно сложился. Однако руководители киностудии не поддержали идею, сославшись на то, что сейчас стране нужны фильмы о построении коммунизма, а не история о человеке «без дороги, обреченного историей». Правда, ходили слухи, что отказ все же был связан с разладом, который в то время произошел между Сталиным и Шолоховым.
Вернуться к вопросу об экранизации удалось только после смерти вождя. Однако все это время Герасимов не сидел сложа руки и продолжал готовиться к съемкам.
Он долго работал над сценарием, а когда закончил, отправился в первую очередь к Михаилу Шолохову. Писатель внес необходимые правки, подсказал режиссеру с выбором актеров (Шолохов лично отсматривал каждого кандидата). Только после этого Герасимов отнес сценарий худсовету на утверждение.
Над фильмом режиссёр работал после одобрения сценария автором романаСергей Аполлинариевич Герасимов и Михаил Александрович Шолохов в станице Вёшенской, 1958 год
Петр Глебов
Дворянское происхождение Глебова в СССР могло стать большой проблемой. Его семья после революции потеряла немалое количество имущества, но репрессии прошли мимо них. Сам Петр долгое время не мог определиться, кем хочет стать. Изначально даже работал гидротехником, но потом творческие задатки взяли свое.
Развиваться в новой профессии Петру помешала Вторая мировая. Но после возвращения с фронта он уже точно знал, чем будет заниматься. Роль в «Тихом Доне» была самой большой и выдающейся в карьере Глебова. Его полюбили женщины всего Союза. Но актер уже тогда был женат. Со своей супругой прожил в браке 52 года. Скончался артист в 2000 году, когда ему было 85.
Сложности адаптации эпического романа
«Тихий Дон» – это история русского казачества в условиях гражданской войны и революции. Роман обладает богатым сюжетом и множеством сложных персонажей. То, что Сергей Герасимов приступил к адаптации этого масштабного произведения, уже само по себе являлось огромным испытанием.
Сложности добавляло и то, что подобные фильмы с такой палитрой красок, эмоций, чувств еще не выходили на экран (до картины «Война и Мир» оставалось 7 лет). Советский зритель не привык к эпопеям. Да и технически снять масштабные события со множеством сложных декораций и батальных сцен сложно. Ведь «Тихий Дон» не только про любовь, но и про жизнь казачьей станицы, про войну и революцию – важнейшие события начала XX в.
Михаил Шолохов настоял на том, чтобы съемки проходили в настоящей казачьей станице. Съемочная группа отправилась на юг, где в ростовских краях выстроили дома казаков, церковь, имение Листницких и даже вокзал и привокзальную площадь Новочеркасска. Причем это были не просто картонные декорации. В казачьих хатах все должно было функционировать. Один из художников, работавших на площадке, вспоминал:
Герасимов требовал, чтобы декорации слились с жизнью людей / ru.kinorium.com
Реквизитом помогали местные жители. Из сундуков доставались старые платья, скатерти и одеяла, кухонная утварь, коромысла, седла для лошадей и другие вещи, которые съемочная группа охотно использовала в кадре. Тем более что сам Герасимов изначально отказался от реквизита московской киностудии, стремясь сделать фильм максимально достоверным.
Режиссер приглашал в массовку старых казаков, заставших времена, которые описываются в романе. Они учили, как нужно ходить, танцевать, носить платья, использовать местный диалект и т.п.
Ни о каких сжатых сроках и речи не шло. Работа над тремя сериями велась два года (и это Герасимов еще поначалу торопился к юбилейной дате Великой Октябрьской революции). Например, чтобы отснять натурную сцену возвращения казаков из лагерей, вся съемочная группа ждала наступления лета. До этого снимались сцены в помещении, а костюмеры усердно шили казачью одежду для массовых эпизодов.
Местные жители помогали с реквизитом – старые шали, платья, скатерти, лошадиную сбрую съёмочная группа использовала в работе с фильмом / kinopoisk.ru