Архив
-
►
2023
(1)
янв. 2023
(1)
-
►
2020
(9)
дек. 2020
(1)
авг. 2020
(1)
июл. 2020
(7)
-
►
2019
(1)
мар. 2019
(1)
-
►
2018
(29)
февр. 2018
(11)
янв. 2018
(18)
-
►
2017
(70)
нояб. 2017
(1)
июл. 2017
(2)
июн. 2017
(7)
мая 2017
(6)
апр. 2017
(12)
мар. 2017
(11)
февр. 2017
(19)
янв. 2017
(12)
-
►
2016
(265)
дек. 2016
(10)
нояб. 2016
(7)
окт. 2016
(15)
сент. 2016
(17)
авг. 2016
(14)
июл. 2016
(6)
июн. 2016
(20)
мая 2016
(27)
апр. 2016
(13)
мар. 2016
(53)
февр. 2016
(59)
янв. 2016
(24)
-
►
2015
(361)
дек. 2015
(42)
нояб. 2015
(29)
окт. 2015
(37)
сент. 2015
(39)
авг. 2015
(38)
июл. 2015
(29)
июн. 2015
(29)
мая 2015
(48)
апр. 2015
(27)
мар. 2015
(15)
янв. 2015
(28)
-
▼
2014
(304)
дек. 2014
(50)
нояб. 2014
(22)
окт. 2014
(50)
сент. 2014
(20)
авг. 2014
(24)
июл. 2014
(20)
июн. 2014
(16)
мая 2014
(20)
апр. 2014
(20)
мар. 2014
(23)
февр. 2014
(17)
янв. 2014
(22)
-
►
2013
(127)
дек. 2013
(27)
нояб. 2013
(31)
окт. 2013
(69)
Примечания
- Комментарии
- В Японии фильм вышел в 1963 году под названием «Моя деревня была полем битвы» (яп. 『僕の村は戦場だった』).
- Источники
- Богомолов, В. О. Иван: повесть. — М.: Детская литература, 1983. — 127 с.
- . www.mosfilm.ru (14 мая 2012 года). Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ . Русское кино. Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ . Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ . Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ . kino-teatr.ru. Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ . Дата обращения: 23 июля 2023.
- . Дата обращения: 22 июля 2023.
- .
- . Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ . Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ . Дата обращения: 21 июля 2023.
- Fergus Daly, Katherine Waugh. (англ.). Дата обращения: 31 января 2021.
- Dina Iordanova. (англ.). The Criterion Collection (Jan 22, 2013). Дата обращения: 23 июля 2023.
- . People talk (4 февраля 2016). Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ . Дата обращения: 21 июля 2023.
- . Дата обращения: 21 июля 2023.
- А. Комаров. . Кинорепортёр (4 апреля 2022 года). Дата обращения: 23 июля 2023.
- Николай Болдырев. . topos.ru (9 ноября 2006). Дата обращения: 25 сентября 2023.
Мнения и критика
Андрей Тарковский
Полемика вокруг творчества Тарковского продолжается до сих пор. Диапазон мнений широк: от полного и восторженного приятия до столь же абсолютного отторжения.
«Иваново детство» был одним из самых коммерчески успешных фильмов Тарковского, в СССР было продано около 16,7 миллионов билетов. Картина Тарковского наравне с другими драмами времён хрущёвской оттепели, такими как: «Летят журавли», «Судьба человека» и «Баллада о солдате», изменили подход к военному жанру, выставив на передний план разрушенные судьбы людей, жертвы и тяготы войны.
Тарковский — величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстаёт как зеркало, как сон.
— И. Бергман.
Известные режиссёры, такие как Ингмар Бергман, Сергей Параджанов и Кшиштоф Кесьлевский, высоко оценили фильм и упомянули, что он повлиял на их творчество. Сцены из «Иванова детства» цитируется и в других произведениях, среди которых «Мертвец», «Выживший» и сериал «Настоящий детектив».
Жан-Поль Сартр присутствовал на премьере «Иванова детства» во время своей поездки в Москву. Он встречался с Тарковским и Кончаловским, а затем дал высокую оценку фильму в газете «Унита» 9 сентября 1963 года и в газете «Летр франсез».
Альберто Моравиа, критикуя фильм, отметил, что он в новой форме использует старую схему драматургии сталинского кино, подобную использованной в фильме «Сын полка» по повести Валентина Катаева.
Почтовый блок «Русская культура XX века», выпущенный почтой России 4 апреля 2007 года и посвящённый Арсению Тарковскому и Андрею Тарковскому.
28 июня 1963 года в издании The New York Times вышел текст Босли Краузера о картине Андрея Тарковского «Иваново детство». Автор восхищается тем, как режиссёру удалось передать всю боль и ужас, который испытывает Иван, через образы в сновидениях. Краузер называет Тарковского «адептом новой импрессионистической школы», но в то же время опасается, что из-за хрупкой структуры картина не сможет покорить всех зрителей так, как она пленила его. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что эти опасения Краузера были напрасны.
Вокруг Тарковского после венецианского триумфа в мире начал складываться настоящий культ, который вскоре окреп ещё сильнее: режиссёр уже готовился к съёмкам «Андрея Рублёва». Безусловно, прекрасно, что гению Тарковского сразу позволили расправить крылья. Но куда важнее другое: заложенный в «Иваново детство» страстный антивоенный призыв с годами не теряет актуальности. «Неужели это не самая последняя война на земле?..» — с горечью произносит Гальцев (Е. Жариков). Пугающе пророческий вопрос.
Драматургические открытия
- Страшная картина о войне начинается с кадров пронзительной нежности. Тонкая, просвеченная солнцем паутина, кусты, отряхивающие росу, и мальчик, светлолицый, ясноглазый. Смотрит открыто, радостно, слушает кукушку, восторженно улыбаясь, следит за полётом бабочки. Все ближе его счастливое лицо… И вдруг — он летит! Над лесом, над лугом, над деревенским колодцем, у которого стоит его молодая, красивая мать и машет ему рукой. Из этого счастливого полёта — внезапное пике в чёрную воду колодца, пронзительное «ма-а-ам!». И, словно удар, — пробуждение в войну, в одиночество, почти в смерть.
- Владимир Богомолов, будучи участником войны, снабдил рассказ достоверными деталями: так, эпизод, в котором Иван просит старшего лейтенанта Гальцева попрыгать и выясняет, что у того в кармане гремят спички (что, конечно же, недопустимо для фронтового разведчика), привносит в картину безусловную достоверность. Подобное скрупулёзное отношение к деталям неизбежно повышает интерес зрителей к происходящему на экране.
- Фильм «Иваново детство» построен в классической трехактной форме, и соотношение отдельных элементов драматургической конструкции выверены очень строго. В третьем акте, длящемся примерно 20 минут, нет главного героя, но тема его получает неожиданное развитие. Тарковский ставит кадры хроники, в которых показывает мёртвых детей Геббельса и злодеяния других немцев, собственноручно умертвивших своих сыновей и дочерей перед вступлением Красной армии в Берлин. Режиссёр вновь противопоставляет мир, где за чужих детей волнуются и отправляют в тыл, с миром, в котором родители убивают собственных детей.
Что тут есть[править]
Сирота, Сломленная птица и Крутой шкет — Иван.
Опошленная ситуация — мальчишка в коротенькой рубашонке на голое тело и без штанов виснет на шее у взрослого мужика, да еще и горячо расцеловывает его?.. А это просто Иван так рад видеть своего друга Холина, и ничего такого в те годы даже подумать не могли
Хотя, по воспоминаниям Николая Бурляева, пидара… эм-м… люди с определёнными наклонностями момент оценили и потом активно донимали юного актёра своим вниманием. С тех пор Николай Петрович всевозможные меньшинства сильно не любит.
Война — это кошмар, однако в данном случае это ещё и Святая война.
Враги сожгли родную хату — фашисты застрелили мать и сестрёнку Ивана, его отец-пограничник, скорее всего, погиб в первые дни войны
Также в фильме появляется повредившийся от горя рассудком старик, у которого враги буквально сожгли родную хату, а старуху его убили.
Дети-солдаты — Иван.
Застенчивая тихоня — медсестра Маша.
Зловещие растения — дерево в снах Ивана, обугленное ударом молнии, высохшее, корявое. Угрюмо маячит на фоне светлых пейзажей, символизируя внезапность и неотвратимость войны и смерти.
Любовный треугольник — Холин, Маша и Гальцев.
Не щадить детей — немцы не пощадили не только мать Ивана, но и его младшую сестрёнку. Да и стариков они тоже не щадят… Это уже энкавэдешники какие-то, а не культурные европейцы!
Обречённая любовь — капитан Холин и медсестра Маша, понимающие, что на войне для любви нет ни времени, ни возможностей.
Неуместный Сталин — у некоторых зрителей (и участников съёмочной группы, включая Кончаловского) возникал вопрос, к чему в фильме документальная хроника с показом обезображенных трупов Адольфа Гитлера и семьи Геббельс. Вероятно, таким образом Тарковский хотел показать, что фашизм разрушает и самое себя, уничтожая даже собственных детей (Геббельс, понимая, что конец близок, отравил всю свою семью и сам принял яд), так что всё к месту.
Хриплый женский голос — охрипший голос медсестры Маши.
Хороший плохой конец — , но война окончена, а фашизм разгромлен в своём логове.
Чувствительный парень и брутальный мужик — старший лейтенант Гальцев и капитан Холин.
Слезогонка — финал картины мало кого оставит равнодушным.
Откровение у холодильника + Восторг у холодильника: а ведь светлые и радостные сны-воспоминания Ивана — это и есть основной фильм! Недаром он называется не «Иван», а «Иваново детство» — детство разорванное, разбитое на куски, между которыми грубо, по-живому врезаны мрачные сцены военной жизни.
Визуальная отсылка + Оммаж + Аллюзия — в фильме «Выживший» (2015) много цитирований и аллюзий на творчество Тарковского, в частности на «Иваново девство».
Сюжет
Внешние изображения |
---|
«Иваново детство» |
Серия гравюр «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера, 1496—1498 года
События фильма «Иваново детство» разворачиваются во время Великой Отечественной войны, незадолго до форсирования советскими войсками Днепра в 1943 году.
Однажды ночью в землянку временно исполняющего обязанности командира батальона старшего лейтенанта Гальцева (Евгений Жариков) часовой доставил задержанного им мальчишку (Николай Бурляев). Паренёк лет двенадцати, замёрзший и промокший, был обнаружен у реки, на другом берегу которой располагались немцы. На все расспросы ночной гость, державшийся очень независимо и без тени робости, ответил лишь, что его фамилия Бондарев, и потребовал у комбата связаться со штабом и доложить его местонахождении.
Так Гальцев познакомился с юным разведчиком Иваном, чьи мать и сестра были расстреляны вместе с другими жителями их деревни на глазах мальчика, который с тех пор жил только одним — желанием отомстить и уничтожить как можно больше нацистов. В тот роковой день детство Вани умерло вместе с родными и лишь иногда возвращалось к нему в его снах. Вскоре после звонка за мальчиком приехал разведчик Холин (Валентин Зубков).
Подполковник Грязнов велит мальчику подготовить отчёт о патрулях немцев, а затем даёт указание отправить его в Суворовское училище. Иван отказывается ехать в тыл и хочет помочь военным. Мальчик сбегает. По дороге он натыкается на сгоревшую деревню.
В руинах одной из изб Иван встречает старика, чью жену расстреляли немцы. Грязнов находит Ивана и увозит его с собой, перед отъездом мальчик оставляет старику немного еды. Тем временем Холин знакомится с молодой медсестрой Машей, они симпатизируют друг другу, но, понимая, что во время войны не могут быть вместе, пытаются подавить свои чувства.
Знамя над Рейхстагом, май 1945 года
В подвале разрушенного храма Гальцев даёт Ивану трофейный сборник гравюр Альбрехта Дюрера, однако тот, оказавшись свидетелем сожжения книг нацистами, не верит, что у немцев могут быть художники и писатели. Оставшись один, Иван вспоминает зверства, совершённые немецкими захватчиками, и, найдя немецкий мундир, со слезами на глазах представляет, как берёт в плен офицера. Ночью Холин и Гальцев переправляют Ивана через болото. Выйдя на берег, они расстаются — Иван уходит в лес на разведку, а Холин и Гальцев возвращаются, по пути подобрав тела двух повешенных разведчиков. Вернувшись в штаб, Холин узнаёт, что Гальцев перевёл Машу в тыловой госпиталь.
Май 1945 года. Советские солдаты празднуют победу. На экране идут кадры поверженной рейхсканцелярии, идентификации тел семьи Геббельса, подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии, совершившего самоубийство нациста и берлинских домов с белыми флагами. Из внутреннего монолога капитана Гальцева выясняется, что Холин погиб на войне. Разбирая немецкие документы, Гальцев узнаёт, что Иван был схвачен и казнён. В комнате казни капитан, глядя на гильотину, слышит воображаемую речь палачей Ивана.
В финале зрителю предстаёт последнее воспоминание Ивана: песчаный берег, на котором он вместе с другими детьми играет в прятки. На берегу стоит сухое дерево — мрачное предзнаменование предстоящей войны.
Открытый финал закрепился за Тарковским как неотъемлемый режиссёрский и драматургический приём, проходящий сквозной линией через все его фильмы.
Награды фильма
Из воспоминаний Андрея Кончаловского:
«Его мало интересовало, как воспринимается сцена зрителем, он мерил всё тем, как она действует на него самого. И часто повторял бунинскую фразу: «Я не золотой рубль, чтобы всем нравиться»
- 1962 — Приз «Золотые ворота» международного кинофестиваля в Сан-Франциско: «Лучший режиссёр полнометражного игрового фильма» (Андрей Тарковский).
- Главный приз «Золотая голова Паленке» Международном кинофестивале в Акапулько (1963 год).
- Специальный диплом на Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехословакия, 1970 год).
Держа в руках «Золотого льва», обычно сдержанный Тарковский буквально искрился от переполнявших его эмоций. Позже, зимой, Андрей Арсеньевич отправился в США, в Сан-Франциско, ещё за одним Гран-при. И, как рассказывала Валентина Малявина, по возвращении он приехал на дачу Михалковых — там собралась вся компания. И он упал навзничь в сугроб, раскинул руки и воскликнул: «Я счастлив!»
Визуальное решение: «цвет войны», крупный план, изобретения Юсова и цитаты
Кадр из фильма «Иваново детство»
Оператор фильмов братьев Коэн Роджер Дикинс называет «Иваново детство» одной из своих любимых и самых выдающихся картин в плане визуального решения. И трудно с ним не согласиться. Выделим несколько ключевых особенностей операторской работы Вадима Юсова в этой ленте.
Кадр из фильма «Иваново детство»
Одну из центральных тем картины критики часто определяют как «жизнь и уничтожение жизни». Причем речь идет о жизни ребенка, угасающей из-за войны. Тема эта проходит красной нитью через визуальный строй фильма. Например, авторы в резком экспрессионистском ключе противопоставляют свет и тьму. Картина вообще по тем временам довольно темная. Черный цвет здесь — это цвет войны, обозначающий ее огромность и вездесущесть. По той же причине камера «эстетизирует ужас» — затопленный лес прекрасен, потому что запечатлен не мертвым, а в процессе умирания.
Кадр из фильма «Иваново детство»
Отчасти изобразительное решение картины подсказал первоисточник Богомолова. Он написан от лица молодого лейтенанта. В фильме тоже использован метод субъективного повествования, но со стороны не лейтенанта, а Ивана. Как бы его глазами мы видим значительную часть действия, его глазами мы видим войну. Этим обусловлены не только сны, но и, например, частое использование субъективной камеры, которая показывает происходящее непосредственно глазами героя. Хотя появляются в фильме и субъективные кадры других персонажей. Хрестоматийный пример — «вальс жизни» в березовом лесу, увиденном глазами медсестры Маши. Он стал своего рода ответом схожим кадрам Сергея Урусевского в «Летят журавли», с той разницей, что там в них показывалась смерть героя.
Кадр из фильма «Иваново детство»
Своего рода визуальным рефреном картины являются крупные планы, а также нижние и верхние точки съемки
Крупные планы подталкивают зрителя к «вглядыванию» в героев, подчеркивают важность их внутреннего состояния и реакций. Периодически крупный план персонажа располагается сбоку кадра, на некотором фоне, благодаря чему на соотношении планов рождается взаимосвязь или даже конфликт
Что касается необычных точек съемки, то, словами критика, они призваны «задать амплитуду пространственных возможностей души, чтобы хоть во снах, но вывести ее за рамки страшной войны».
На съемках фильма «Иваново детство»
«Иваново детство» стало для Юсова вызовом не только в творческом плане, но и в техническом. Оператору (как, впрочем, впоследствии и на многих других картинах) пришлось проявить чудеса смекалки и изобретательности. Яркий пример — открывающие кадры, в которых камера плавно взмывает ввысь вдоль ствола ели, или «полет» Ивана во сне. Скай-лифтов на тот момент не существовало, поэтому Юсов разработал сложную систему ригов. Приспособление позволяло добиться не механистичного движения камеры, а пластичного, живого и непосредственного. Также сложным в техническом плане стал кадр «поцелуя над пропастью». В одном кадре камера должна была сначала находиться над землей, потом сразу опускаться в окоп, а потом вновь подниматься до уровня глаз человека над окопом. Однако кран ниже уровня земли не опускался. Тогда Юсов сделал люльку под площадкой крана: она позволяла камере сначала быть на дне окопа, а потом оказываться над ним.
Кадры из фильмов «Иваново детство» и «Мертвец»
Кадры из фильмов «Иваново детство» и «Настоящий детектив»
Кадры из фильмов «Иваново детство» и «Выживший»
В завершение добавим, что даже спустя более, чем полвека после выхода, «Иваново детство» продолжает трогать и производить впечатление на простого зрителя и профессионального кинематографиста. Не случайно визуальные отсылки к картине регулярно встречаются в работах современных режиссеров. Для примера вспомним «Мертвеца» Джима Джармуша, «Настоящего детектива» Кэри Фукунаги и «Выжившего» Алехандро Гонсалеса Иньярриту.
Производство
Рассказ «Иван» был написан Владимиром Богомоловым в 1957 году. Рассказ написан от лица молодого лейтенанта и содержит несколько случайных встреч с двенадцатилетним разведчиком Иваном Бондаревым, все близкие которого погибли, а мать пропала без вести
«Иван» был переведён более чем на двадцать языков и привлёк внимание опытного кинодраматурга Михаила Папавы. Папава написал по нему сценарий, во многом изменив сюжетную линию
В частности, он сделал счастливый финал: в рассказе Иван погибает, в сценарии Папавы Иван в финале появляется в купе поезда в образе военного с беременной женой. «Да будет благословен мир», — произносит Гальцев, который в этой сцене встречается с Иваном, под надпись «конец фильма». Примерно в это же время в «Комсомольской правде» была опубликована статья о юных разведчиках, помогавших армии на Днепре в 1941 году. Она кончалась словами: «Отзовитесь, юные герои!». Богомолов, будучи сам бывшим разведчиком, позвонил в редакцию газеты и узнал, что никто не отозвался: все разведчики погибли. Тогда Богомолов вмешался в написание сценария и был написан новый вариант с оригинальным концом.
https://youtube.com/watch?v=X-cOMy9k-6s
Смотрите и скачивайте наши фильмы в App Store — https://itunes.apple.com/ru/app/mosfil-m/id463145701?mt=8 Google Play — https://play.google.com/store/apps/details?id=r…Все видео
Постановку фильма «Иван» сначала доверили режиссёру «Мосфильма» Эдуарду Абалову. Отснятый им материал вызвал резкую критику художественного совета объединения 16 августа и 1 ноября 1960 года. Согласно приказу генерального директора киностудии «Мосфильм» № 466 от 10 декабря 1960 года, работы по фильму «Иван» были прекращены в связи с тем, что материалы, отснятые в экспедиции, признали неудовлетворительными, а их качество посчитали настолько ужасным, что дальнейшее их использование считалось невозможным. Тогдашние затраты по фильму были списаны в убыток. Согласно другому приказу от 16 июня 1961 года, работы по фильму были возобновлены 15 июня 1961 года режиссёром-постановщиком Тарковским, оператором Юсовым и художником-постановщиком Черняевым.
Для двадцатидевятилетнего Андрея Тарковского это был первый полнометражный фильм. Съёмки заняли пять месяцев с экономией 24 тысячи рублей.
Тарковский попросил Владимира Высоцкого попробоваться на роль капитана Холина, но худсовет, просмотрев пробы Высоцкого, решил, что они неудачны. В итоге роль Холина сыграл Валентин Зубков. Известно, что помимо четырнадцатилетнего Николая Бурляева, на главную роль претендовали ещё трое.